Научная статья на тему 'САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА В АЦТЕКСКОМ ОБЩЕСТВЕ (К ИСТОРИИ САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В МЕКСИКЕ)'

САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА В АЦТЕКСКОМ ОБЩЕСТВЕ (К ИСТОРИИ САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В МЕКСИКЕ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА В АЦТЕКСКОМ ОБЩЕСТВЕ (К ИСТОРИИ САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В МЕКСИКЕ)»

УДК в13/.614(-972.5)«|3-15»

Н. М. Прыгова

САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА В АЦТЕКСКОМ ОБЩЕСТВЕ (К ИСТОРИИ САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В МЕКСИКЕ)

Московский медицинский стоматологический институт им. Н. А. Семашко

Культура ацтеков, создавших во второй четверти XIV — первой четверти XVI века огромную державу, которая занимала большую часть территории современной Мексики, принадлежит к высшим достижениям жителей Американского континента до прихода европейцев. Элементы культуры ацтекского рабовладельческого общества, сохранявшего серьезные пережитки первобытно-общинного строя, были с успехом использованы странами Европы в эпоху Возрождения. К сожалению, в период испанской конкисты древнеиндейским цивилизациям был причинен невосполнимый ущерб, а позже большинство буржуазных исследователей умалили их достижения.

Имеющиеся свидетельства древнемекспканских достижений показывают знаменательные успехи ацтеков в строительном деле, математике, ботанике. Богатым и сложным был их духовный мир. Из научных работ XX века известно, что ацтекская медицина в ряде случаев стояла выше современной ей западноевропейской (В. А. БаШилов и соавт.). Например, ацтеки располагали, судя по всему, самой богатой базой лекарственных растений (приблизительно 3000) и, по-видимому, превосходили европейцев в родовспоможении, в применении анестезирующих и психотропных средств.

Данные археологических открытий в Мексике в XX веке, анализ письменных источников (ацтекские манускрипты или так называемые кодексы, в частности «Ватиканский кодекс 37773», «Мальабечианскип кодекс», «Кодекс Мендосы»), свидетельства первых европейцев, оказавшихся в Мексике, прежде всего конкистадоров Cortés испанских хронистов Sahagún, Motolinia, Torgue-mada содержат сведения об успехах ацтеков в области санитарии и гигиены. Однако буржуазные ученые пытаются с объективистских позиций осмыслить накопленную информацию. К таким авторам можно причислить американского историка медицины Schendel, мексиканских специалистов Alvarez et al. Однако все они избегают рассмотрения социальных аспектов санитарно-гигиенической деятельности в Ацтекском государстве. Данная статья является попыткой восполнить этот пробел.

Развитие хозяйства, культуры, социально-политических институтов, непосредственно медицинского дела у ацтеков не могли не сказаться на санитарном состоянии страны, в основном городов, где проживала большая часть населения (в долине Мехико их было 50). Испанские кон-

кистадоры были восхищены индейскими городами Мексики, особенно столицей Теночтитланом, где процветал культ божества Тлацотеотла — «пожирателя грязного». Этот город онп сравнивали только с самыми известными и благоустроенными городами Старого света. Американский историк и археолог Хаген (Hagen) даже отмечал: «Санитария (ацтеков — Н. П.) была более передовой, чем в Европе до конца XVIII века».

Теночтитлан, занимавший более 1000 га, в эпоху испанского завоевания насчитывал приблизительно 300 000 жителей — 60 000 домов (Кгеске-berg) и являлся одним из самых больших городов мира. (В самом многолюдном западноевропейском городе, Париже, в XV веке было 200 000, а по другим источникам — 300 000 жителей, в Лондоне в середине XV века—50000 жителей.) Это был хорошо спланированный, с широкими прямыми улицами и площадями город, прорезанный каналами и окруженный водами озера Тес-коко, соединенный с материковой землей четырьмя дорогами, проложенными по дамбам. Уровень воды в озере и каналах регулировался с помощью плотин и шлюзов. По дамбам шли два каменных акведука, по которым на остров поступала питьевая вода. По одному из акведуков вода от горных ключей шла к центральной площади по выложенным из камня водотокам и керамическим трубам. Водотоков было два, каждый шириной 2 шага и высотой 183 см; функционировали они по очереди, так как в них проводилась поочередная очистка. От главной площади, где был отстойник, вода далее распределялась в отдельные секторы по трубам или переносилась в кувшинах, она всегда была чистой и свежей (Cortés). В городе имелись и колодцы. Для облегчения снабжения водой отдельных городских районов проводилась продажа питьевой воды с каноэ. Во многих европейских городах снабжение питьевой водой было организовано хуже: чаще доставляемая по коллектору или в цистернах, она бралась из рек, куда направлялись и сточные воды, правда, имелись мелкие колодцы (Schendel). Ацтекские жрецы контролировали сохранение чистой воды в семьях (Alvarez и соавт.). Весьма развитой в Теночтитлане была система ассенизации. Испражнения специально собирались, причем моча отдельно в особые сосуды, имевшиеся в домах. В столице и других городах имелись специально построенные в укромных местах общественные уборные. Устраивались и вместилища для нечистот. Чаще всего их увозили из города по каналам на лодках (Диас

Берналь). По-видимому, нельзя согласиться с обобщающим положением философа А. А. Ко-ролькова о том, что первые города, появившиеся . в результате развития человечества от первобытного общества, имели плохое водоснабжение и канализационную систему.

Снабжение водой и другие мероприятия санитарно-гигиенического характера прямо или косвенно (через посредство жрецов) контролировались государством и непосредственно правителем, который был главой официальной религии (H. М. Прыгова). В соответствии с ней существовал строгий порядок захоронений. Трупы или сжигались, или зарывались в землю обернутыми в ткань в специальном ящике. Процедурой сжигания занималась специальная группа пожилых людей под руководством жрецов. Как отмечает мексиканский исследователь XIX века Flores, пользовавшийся источниками, позднее пропавшими, при сжигании трупов лиц более высокого общественного положения это делалось быстро самими жрецами на внутреннем дворе храма.

Столица ацтеков была разделена на 4 сектора и кварталы (подобным образом делились и другие поселения) и отличалась чистотой. Motolinía указывает: «Были столь чистыми и столь подметенными все улицы и дороги этого большого города, что не обо что было споткнуться». За чистотой города постоянно наблюдало много специальных бригад общей численностью 1000 человек. Весь мусор перевозился по каналам в специальных лодках. Для сравнения напомним, что в Лондоне той эпохи общественных уборных не было и с улиц мусор убирался плохо; в европейских городах на улицы часто выливались помои и нечистоты.

Важную роль играла санитарная служба на рынках, где для каждого вида товаров было отведено особое место. Имелись специальные помещения для торговцев, аптеки, парикмахерские, различные харчевни. На площади, писал Cortés, находилось «очень хорошее здание», где «все время сидят десять или двенадцать лиц, являющихся судьями, и решают обо всех случаях и вещах касаемо этого рынка, и приказывают наказывать виновных. Находятся на этой площади другие лица, которые ходят между людей, наблюдая за тем, что продается, и за мерами, которыми измеряют что продают» (Cronistas de las culturas precolombinas). Описывая рынок в Тлацкале, Cortés отмечает наличие бараков для мытья головы и общественных бань. Там также хорошо поддерживался общественный порядок с помощью соответствующих служб. Существовали общественные мойки для стирки белья, его стирали также в банях.

Резкое социальное расслоение ацтекского общества проявлялось в различии жилищ. Знать занимала чаще двухэтажные дома, построенные нз вулканического пористого камня вокруг открытых внутренних двориков. Правитель Монте-

сума II владел огромным дворцовым комплексом, внутри отделанным мрамором и дорогим деревом, с бассейном для купания. Дворцовых помещений было так много, что число ванных комнат достигало 100 (Krickeberg). Представители жречества, находившиеся на содержании общества, жили в каменных домах при храмах. При этих помещениях были специальные бассейны. Простые горожане проживали в хижинах с побеленными стенами из обмазанного глиной плетня и крытых тростником. Такие же помещения отводились для рабов. Обычно окон не было, свет шел через дверной проем. В доме зажиточного ацтека, по свидетельству мексиканского историка Того, имелось отдельное помещение для женщин, а при доме — паровая баня и зернохранилище. Бедняки со всем скарбом обитали в однокомнатных хижинах, но они всегда были просторными (Flores.).

Общий прогресс непосредственно сказался на культуре одежды. Еще в XII веке полуодетые ацтеки ходили в звериных шкурах и груботкан-ных одеяниях. К XVI веку они уже производили высококачественные ткани из хлопка, хенекена и других растеннй, а также из шерсти животных, шили удобную и гигиеническую белую и цветную одежду. В холодную погоду носили сандалии. Если бедняки имели скудную одежду из волокон агавы и низкосортного хлопка, то богатые — более многообразную из тонких тканей, шерсти, украшенную вышивкой. Если бедняки не меняли днем одежды, то Монтесума II, как отмечал Cortes, в день переодевался четыре раза и одно и то же платье дважды не надевал (Cronistas de las culturas precolombinas).

Заслуживает внимания вопрос о гигиене питания, ибо продуктам уделялось большое внимание как с точки зрения качества, так и чистоты. Характерно, что после завершения кормления ребенка грудным молоком питание его ограничивалось самым необходимым; частыми были посты (до года), заключавшиеся в воздержании от мяса и алкогольных напитков. Питание основной части населения было двухразовым: завтрак, ограничивавшийся в основном кукурузными лепешками и некоторой растительной пищей, сразу после полудня — основная еда, в которой доминировали растительные продукты (кукуруза, фа-, соль, перец), но включалась и мясная (зайцы, кролики, утки, маленькие собаки, индейки, рыба). Однако это разнообразие было более присуще знати (обед Монтесумы состоял более чем из 30 блюд).

Питание ацтеков в трудный начальный период их обитания в районе озера Тескоко, а также в голодные годы было весьма скудным (травы, корни растений, лягушки, насекомые). Можно предположить, что трудности с белковым питанием могли иногда содействовать развитию религиозного ритуала съедания принесенных в жертву люден (трупы предварительно варили).

К. Маркс отмечал, что «маис, источник обильной мучной пищи, постепенно освободил ацтекское общество от людоедства, которое сохранилось, правда, как религиозный акт или, что здесь почти равносильно, как колдовство». Привилегией высших слоев общества были и некоторые виды взозного питания, например, какао, шоколад. Устное поэтическое творчество ацтеков сохранило сведения о какао как праздничном напитке. Поэтому трудно согласиться с утверждениями некоторых авторов о том, что шоколад — один из основных напитков ацтеков (Того).

Что касается употребления алкогольных напитков, то прежде всего упоминается о пульке (6— 7 ), изготовляемом из кактуса магей. Его употребление было ограничено в повседневной жизни для мужчин до 70 лет и женщин до 60 (Кпс-ксЬеге). Пьянство каралось даже смертью. У ацтеков оно связывалось и с непосредственным невыполнением норм гигиены. БаИадип отмечает, что пьяницу не любили и потому, что дом у него был очень грязным.

Говоря о личной гигиене, следует указать на практику ежедневных купаний, ванн, в том числе паровых. Особое внимание уделялось гигиене зубов и рта: употреблялись палочки для очищения зубов от остатков пиши и специальный отвар из трав для полоскания рта во избежание плохого запаха (БаНадип).

В целом санитарно-гигиенический уровень ацтекского общества был довольно высоким. До-, статочно развитой и рациональной была система водоснабжения, ассенизации, санитария общественных мест.

Таким образом, основное руководство санитарным делом у ацтеков осуществлялось госу-

дарством, которое в данном случае действовало в интересах высших слоев общества, что четко проявлялось в различии жилищных условий разных слоев населения, их питания и одежды. Особое внимание уделялось личной гигиене.

ЛИТЕРАТУРА. Маркс К. Конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее общество» — В кн.: Архив Маркса и Энгельса, 1941, т. 9, с. 1—192. Башилов В. А., Гуляев В. И., Сергеев С. Н. — В кн.: Латинская Америка. М., 1979, т. 1, с. 516—518. Диас Берналь. Записки солдата. Л., 1924, т. 1, с. 147. Корольков А. А. Диалектика н теория медицины. Л., 1979, с. 87.

Прыгова Н. М. — В кн.: Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. М., 1978, вып. 1, с. 75—

76.

Alvarez А. /., Bustamanle М. £., López Picazos A. et al. Historia de la Salubridad y de la Asistencia en México. México D. F.. 1960. v. 3, p. 48. Codex Vaticanus 3773. II Manoscritto messicano Vaticano

3773B. Roma. 1896. Corles H. Cartas de relación de la conquista de México.

Buenos Aires, 1945, p. 87—88, 90—91. Cronistas de las culturas precolombinas. Antología. Prologo y notas de Luis Nicolau D'Olwer. México. 1961, p. 175— 177, 181.

Flores F. A. Historia de la Medicina en México. México, 1886,

v. 1, p. 332, 357—359. Hagen V. W. vori. Los reinos americanos del Sol. Aztecas,

mayas, incas. Barcelona, 1968, p. 146. Krickeberg W. Las antiguas culturas mexicanas. Fondo de

cultura económica, México, 1961, p. 52, 76, 104. Motolinia, Toribio de Benavenle, Fray. Historia de los indios

de la Nueva España. Barcelona, 1914, p. 112. Saliagún, Fray bernardina de. Historia general de las fosas

de Nueva España. México, 1956, v. III, p. 123, 168. Schendel G. Medicina in México. London, 1968, p. 39. Toro A. Historia de México. Historia Antigua. México, 1967, p. 361.

Torquemada, Fray Jaun de. Monarquía indiana. México, 1943.

Поступила 03.12.80

Методы нес л едока ii ил

УДК 613.632.4 + 614.72): [547.431.6 + 547.569.21-071:543.544

М. Т. Дмитриев, Г. М. Колесников

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕРКАПТАНОВ И ОРГАНИЧЕСКИХ СУЛЬФИДОВ В ВОЗДУХЕ ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКИМ МЕТОДОМ С ПЛАМЕННО-ФОТОМЕТРИЧЕСКИМ ДЕТЕКТИРОВАНИЕМ

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Относящиеся к дурнопахнущим веществам меркаптаны и органические сульфиды встречаются в выбросах многих отраслей промышленности и воздушной среде производственных помещений. Однако существующие методы их определения недостаточно чувствительны и специфичны. Наи-

более эффективным для решения этой задачи является применение газовой хроматографии с селективным детектированием. В качестве селективного детектора для определения серосодержащих органических веществ целесообразно использовать плазменный фотометр (В. Г. Берез-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.