ИСТОРИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 2. С. 328-331.
УДК 930.85
В.П. Линарес, С.Ф. Татауров
МЕКСИКА И СИБИРЬ: НАКАНУНЕ ЗАВОЕВАНИЯ*
Рассматриваются особенности государственного устройства империи Теночка (Ацтеков) и Сибирского ханства. Делается вывод о слабости центральной власти как одного из главных факторов поражения этих государств в противостоянии с Россией и Испанией.
Ключевые слова: Россия, Мексика, Ермак, Кортес, государство, управление, административно-территориальное деление.
В Западной Сибири и Мексике в XV-XVI вв. практически одновременно произошло сложение государственных образований - империи Теночка (Ацтеков (мешика)) и Сибирского ханства. Правители этих государств за сравнительно короткое время смогли объединить значительные территории с проживающим на них достаточно многочисленным населением и стали проводить политику укрепления центральной власти, формировать первые государственные институты - армию, суд, налоговую систему и т. д. И в Сибири, и в Мексике в этот период растет число городов, развиваются и ремесло и торговля, складываются новые пути сообщения с сопредельными территориями. Их объединяет то, что они имели собственный, характерный только для них цивилизационный путь развития. Тем неожиданнее оказался финал истории этих государственных образований - они оба пали под первыми ударами двух нарождающихся империй Испании и России. Кортес и Ермак играючи разобрались с армиями, которые по численности превосходили их отряды в десятки раз. И в том и в другом случае оказалось достаточно 500 человек, вооруженных огнестрельным оружием, чтобы эти государства были уничтожены. Но самым страшным оказалось не военное поражение, а то, что эти государства были практически стерты с лица нашей планеты - исчезли города, прервалась историческая память у местного населения, не осталось письменных источников.
Разбираясь в причинах разгрома Сибирского ханства и империи Те-ночка, приходишь к выводу, что поражение этих государств было предначертано еще до военных походов России и Испании. Причем и в том и в другом случае эта предопределенность имела одни и те же причины.
Империя Теночка и Сибирское ханство образовались на месте раннегосударственных образований, которые были разгромлены в ходе завоевательных походов с территории сопредельных государств. Власть была узурпирована небольшими кланами, которые были иноэтничны по отношению к проживавшему на этих территориях населению. По этой причине правящая элита испытывала постоянную угрозу со стороны оппозиции, которую представляла местная родовая знать, и была вынуждена вести гибкую по отношении к ней политику. Хан Кучум, разгромив княжество Тайбугидов, убил князей Едигера и Бекбулата и передал их родовые земли своим родственникам и приближенным, вместе с тем он заключил несколько династических браков с другими представителями тайбугидской знати, например, с князем Бегишем. Точно такая же ситуация сложилась на территориях, аннексированных Империей Теночка. Население было подчинено с помощью различных стратегий, однако общим принципом завоевания была политика его ужесточения в соответствии с силой сопротивления подчинению. В случае мирного добровольного под* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ, государственный контракт №14.740.11.1392.
© В.П. Линарес, С.Ф. Татауров, 2012
чинения политическая организация завоеванных не подвергалась изменению, правителей оставляли в живых, обычно заставляя их заключать брачные союзы. При сопротивлении завоеванию правителя насильственно заменяли на нового либо ставили на его место сборщика дани [7, с. 42].
В связи с этим в обоих государствах правителям не удалось сформировать единую систему управления, что отрицательно сказывалось на силе центральной власти. Империя Теночка применяла две стратегии по отношению к покоренным группам населения. С одной стороны, существовала политика толерантности и ассимиляции отличительных особенностей, направленная прежде всего на знать; с другой стороны, ацтеки проявляли презрение к некоторым группам населения из-за господствовавших среди завоевателей стереотипов [4, с. 94].
В первом случае это была система централизованного управления обширными территориями с прямым контролем со стороны имперской администрации, во главе которой находится император. Во втором случае применялось три основных варианта:
1. Территория, присоединенная за счет военных завоеваний, отдавалась под прямое управление служилой знати.
2. В случае добровольного вхождения в состав государства прямой контроль осуществляется не над территорией, а над местной политической системой (институт наместничества).
3. Основной интерес империи - экономический, поэтому контролируется производство и распределение необходимых ресурсов [8, с. 93].
В государствах такого типа местные правители несменяемы, что обеспечивает постоянный контроль со стороны империи. Большинство империй доиспанского времени в Мексике относились к таким государствам, что является причиной незначительного количества материальных свидетельств этого типа объединений. В некоторых случаях империя могла применять стратегии подчинения территориального типа - когда она сталкивалась с противостоянием местного населения. В случае Тенансинго этого не произошло, завоевание Ашаякатля не было военным, и речь идет о добровольном подчинении правителя долины Матлацинко ацтекам. По этой причине империя признавала местных правителей и местную административную систему и, как следствие, не было необходимости стандартизировать производство и навязывать свои культурные традиции. Таким образом, жители долины Мат-лацинко продолжали пользоваться той же керамикой, какой пользовались до прихода ацтеков.
Примерно такую же ситуацию мы наблюдаем и в Сибирском ханстве.
1. Среднее Прииртышье, присоединенное ханом Кучумом в ходе военных походов, было поделено на улусы, во главе которых были поставлены его приближенные из числа служилых татар - есаулы Мамык, Сетку-лай, Кызыл-бай, Чангула-мурза и т. д.
2. Бараба после присоединения осталась во власти местной элиты, но в город Тон-Туру был посажен наместник Буян-бий, который осуществлял контроль над этой территорией.
3. Томское Приобье вошло в состав ханства как союзник, поэтому местный князь Тоян в обмен за защиту от калмыков платил определенную дань хану Кучуму [1, с. 125136].
Земли ханства были поделены на улусы в большинстве своем по этническому принципу, размеры его совпадали с границами хозяйственного освоения этой группой населения территории.
Создание единой системы управления существенно затруднялось тем, что население этих значительных по территориям государств было очень неоднородным - по языку, культуре, верованиям и т. д. Неоднозначным было и отношение правящей элиты к разным этническим группам, составляющим население государства.
Например, население долины Матла-цинко было включено в состав империи Те-ночка в результате военной кампании Ашаякатля и стало даннической провинцией Толокан. Именно этот тлатоани реорганизовал политический и даннический статус этой провинции и таких поселений, как Окуиллан, Тенансинго, Сокотитлан и Сики-пилько [6, с. 359]. Этот регион населяли носители языка матлацинка, считается, однако, что большинство жителей были носителями языка науатль (ацтекского) и только некоторые говорили на матлацинка [5, с. 28]. Тем не менее в документах XVI и XVII вв. отражено преобладание носителей мат-лацинка над носителями науатля. Этот факт соотносится, как кажется, с тем, что на поверхности земли в регионе было найдено больше керамики матлацинка и меньше ацтекской керамики (оранжевой шлифованной керамики). Отношения к разным этническим группам мы находим в письменных источниках времен Колонии от испанских хронистов, например, от фрая Бернардино де Саагуна, который писал, что матлацинка были зловредными и занимались колдовством, а также были страшны на вид, масауа - неловкие и грубые, тлахуика - очень робкие, грубые и тупые, йопи - неумелые и грубые варвары [9, с. 602-608].
Таким образом, можно встретить описания, в которых люди страшного вида сравниваются с индейцами матлацинка, так же называют человека, потерявшего под воздействием пульке человеческий образ: они были очень наглые, отчаянные, с
330
В.П. Линарес, С.Ф. Татауров
дурной репутацией, и в мирное время, и на войне, из-за чего человеку малоуважаемому, с дурной славой в качестве оскорбления говорится, что он, как куата; это всё равно, что назвать человека невоспитанным и наглецом. И даже крепкое вино, ударявшее им в голову, опьянявшее их и сводившее с ума, называлось куатлатль, как будто бы это вино доставляло человеку дурную славу и делало его сумасбродным [9, с. 605].
Эти стереотипы могли поддерживаться культурной политикой империи, прежде всего в ритуальной области, поскольку в ней предоставлялась возможность проводить категориальные различия между разными группами населения [4, с. 94]. Однако, как уже упоминалось, по отношению к знати проводилась политика ассимиляции: правителей приглашали на различные церемонии в Теночтитлан, например, по случаю смерти какого-нибудь тлатоани. Такая политика ассимиляции-дискриминации позволяла, с одной стороны, осуществлять политический контроль через знать, а с другой стороны, -оправдывать свое господство, используя предвзятые мнения о покоренных группах населения. В случае с населением долины Матлацинко весьма вероятно, что, кроме того, что местная знать была интегрирована во властные структуры империи, население состязалось с мешика в области скульптуры и монолитной архитектуры. Скульптура «Ложе Моктесумы» может считаться копией с архитектурных образцов Малиналько, типично ацтекских, но в Тенансинго это сооружение служило, вероятно, только ритуальным целям и для укрепления отношений местных правителей с империей. Изображения щитов и койотов, связанных с образом войны в ее разгаре, могут считаться простой имитацией ацтекских изображений, символизирующих войну. Остальные элементы других скульптур более связаны с земледельческим, чем с военным, сообществом: божество воды Сочикетцаль или Мат-лакуэйе - это ацтекское божество, однако же это божество сельского хозяйства и культа воды.
В основе структуры местного управления в империи Теночка лежал принцип кальпулли-альтепетль. Альтепетль был основным политико-территориальным объединением. Понятие «альтепетль» может толковаться как узко, так и расширительно: альтепетль может включать в себя как городской центр, так и всю территорию города, а также сельскую местность. В испанском языке этому термину соответствует термин «поселение» [6, с. 27]. Во главе аль-тепетля стоял правитель, называемый «тла-тоани». Альтепетли подразделялись на два вида в зависимости от положения тлатоани на иерархической лестнице: в одном правили тлатоани, участвовавшие в политической жизни империи; сельские альтепетли управ-
лялись теми, кто не исполнял политических функций.
Альтепетль состоял из нескольких подразделений, которые назывались кальпулли (буквальное значение - «большой дом»).
Кальпуль может быть приравнен к понятию «квартал». Он мог иметь экономические, политические и церемониальные функции, и, кроме того, считалось, что его обитатели имели общее происхождение [6, с. 29]. Кальпулли одного альтепетля могли быть трех видов:
1. Внутренние кальпулли относились к главной (столичной) части альтепетля. Также называются внутренними кварталами.
2. Внешние кальпулли, характеризующиеся единством своей территории, находились на территории альтепетля. Также называются внешними кварталами.
3. Внешние кальпулли, не располагавшиеся компактно на общей территории. Это кварталы, не относящиеся к территории альтепетля или даже принадлежащие другому альтепетлю.
Таким образом, можно прийти к заключению, что ацтекское завоевание значительной части Центральной Америки существенно не видоизменило социополитическую организацию этого политического объединения. Местной знатью были присвоены некоторые черты доминирующей группы, которая осуществляла верховную власть, это было результатом действий наместников, старавшихся сгладить противоречия между родовой знатью и верховным правителем Империи. Мешика интересовали ресурсы этого региона - средства к существованию (продукты питания) и предметы роскоши, такие как хлопчатобумажные накидки. Кроме того, на юге долины Матлацинко проходит один из маршрутов, соединявших центр Мексики и территорию современного штата Герреро, и ацтеки стремились завоевать эту местность в ходе неоднократных военных кампаний и тем самым взять под контроль этот торговый путь. Поэтому наличие союзнических анклавов возле территорий, на которых они осуществляли экспансию, позволяло им создавать пограничные зоны и получать ресурсы для обеспечения войска. Таким образом, учитывая мирное подчинение ацтекам, жители долины Матлацинко сохранили не только формы своей общественной организации, но также свои прежние ритуалы поклонения воде и холму - основные в сельскохозяйственном обществе.
Точно такая же ситуация сложилась в Сибирском ханстве. Заняв огромные территории, правящая элита не смогла консолидировать местное население. Хан Кучум пытался обратить подчиненные ему народы в мусульманство и тем самым сплотить их вокруг этой религии, но за отведенное ему историей время правления он это сделать не
успел. В городах и крупных населенных пунктах строились мечети, появились местные святыни - могилы героев, погибших за свою веру, - Астана. Следует признать, что эта политика дала свои результаты, и определенная часть тюркоязычного населения Западной Сибири приняла ислам, но массовое принятие этой религии произошло уже после присоединения этой территории к российскому государству.
Социально-экономические связи между отдельными провинциями были очень слабы из-за неразвитости ремесленного производства. Можно сказать, что подавляющее количество населения ханства жило натуральным хозяйством, в следствии чего торговые отношения находились в зачаточном состоянии. Поэтому основное внимание хан Кучум уделил развитию торговых отношений как внутри своего государства, так и с сопредельными землями, прежде всего со Средней Азией. Заняв территорию от Оби до Уральских гор, он взял под контроль практически все торговые пути из Сибири на юг и на восток и стал на определенное время монополистом на этих направлениях по сбыту сибирской пушнины. На пересечении торговых путей хан Кучум поставил укрепленные городки с сильными гарнизонами, которые контролировали прохождение торговых караванов и осуществляли охранные и таможенные функции [2, с. 95-101.]
Слабость центральной власти и разобщенность населения этих государственных образований наглядно проявилась в ходе противостояния с испанскими и русскими военными отрядами, когда значительная часть местной родовой знати перешла на сторону противника и стала активно участ-
вовать в сражениях со своими прежними правителями. Хан Кучум в 90-е гг. XVI в. воевал с русскими воеводами, которые были составлены из казаков и служилых татар, причем зачастую последние в этих отрядах составляли большинство. На наш взгляд именно эти факторы и стали основными причинами разгрома империи Теночка (Ацтеков) и Сибирского ханства.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Татауров С. Ф., Матвеев А. В. Сибирское ханство во второй половине XVI в. // Научный Татарстан. Гуманитарные науки. Казань, 2011. № 2. С. 125-136.
[2] Татауров С. Ф., Матвеев А. В. Пути сообщения Сибирских ханств // Вестн. Ом. ун-та. Омск, 2011. № 3. С. 95-101.
[3] Barlow R. H. Los Mexicas y la Triple Alianza // Journal UDLA, México. 1994. Vol. 3. Р. 20-25.
[4] Brumfiel E. Ethnic groups and political development in ancient Mexico : Factional competition and political development in the New World, Cambridge. UK : Cambridege University Press, 1994. Р. 82-102.
[5] Carrasco P. Los Otomíes. Cultura e historia prehispánicas de los pueblos mesoamericanos de habla otomiana. UnAm, México, 1950. 285 p.
[6] Carrasco P. Estructura Político-territorial del Imperio Tenochca, El Colegio de México y Fondo de Cultura Económica. México, 1996. 670 p.
[7] García Castro, Rene Indios, territorio y poder el la provincia Matlatzinca. CIESAS INAH CONACULTA Colegio Mexiquense. México, 1999.
[8] Hassig R. Trade, tribute, and transportation, Norman: University of Oklahoma Press, 1985. Р. 225-228.
[9] Sahagún, fray Bernardino de Historia general de las cosas de Nueva España. México Porrua. 1982. 745 p.