Научная статья на тему 'Из истории становления и развития гуманистической традиции в культурах Латинской Америки'

Из истории становления и развития гуманистической традиции в культурах Латинской Америки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1571
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / СИНТЕЗ КУЛЬТУР / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ИСПАНИЯ / ПОРТУГАЛИЯ / МЕЗОАМЕРИКА / ЮЖНАЯ АМЕРИКА / ТОЛЬТЕКИ / МАЙЯ / ИНКИ / АЦТЕКИ / КОНКИСТА / УНИВЕРСАЛИЗМ / "АМЕРИКАНИЗМ" / СВОБОДА / "AMERICANISM" / HUMANISM / SYNTHESIS OF CULTURES / LATIN AMERICA / SPAIN / PORTUGAL / MESOAMERICA / SOUTH AMERICA / TOLTECS / MAYAS / INCAS / AZTECS / CONQUISTA / UNIVERSALISM / FREEDOM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пышнова Светлана Людвиговна

Статья посвящена проблемам становления и развития гуманистической традиции в культурах Латинской Америки. Латиноамериканская цивилизация сложилась как самостоятельное явление на основе синтеза различных культур, каждая из которых содержит свои традиции и элементы, в том числе и гуманистические. Идея гуманизма в этом регионе развивалась под влиянием европейских культур, достижений и гуманистических мотивов доколумбовых цивилизаций, деятельности и свидетельств испанских хронистов, их современников, потомков испанских конкистадоров и индейской знати, а также трудов мыслителей периода борьбы за независимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of formation and development of humanistic traditionS in the cultures of Latin America

The article is devoted to the issues of formation and development of humanistic traditions in the cultures of Latin America. Latin American civilization emerged as an independent phenomenon based on the synthesis of different cultures, each containing its traditions and elements, including humanistic ones. The idea of humanism developed in the region under the influence of European cultures, the achievements and humanistic motives of pre-Columbian civilizations, activities and evidence of Spanish Chronicles and their contemporaries, the descendants of Spanish conquistadors, and Indian nobles as well as the works of thinkers during the period of struggle for independence.

Текст научной работы на тему «Из истории становления и развития гуманистической традиции в культурах Латинской Америки»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №1(35)

УДК 433(94), 740 (17)

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

© С.Л.Пышнова

Статья посвящена проблемам становления и развития гуманистической традиции в культурах Латинской Америки. Латиноамериканская цивилизация сложилась как самостоятельное явление на основе синтеза различных культур, каждая из которых содержит свои традиции и элементы, в том числе и гуманистические. Идея гуманизма в этом регионе развивалась под влиянием европейских культур, достижений и гуманистических мотивов доколумбовых цивилизаций, деятельности и свидетельств испанских хронистов, их современников, потомков испанских конкистадоров и индейской знати, а также трудов мыслителей периода борьбы за независимость.

Ключевые слова: гуманизм, синтез культур, Латинская Америка, Испания, Португалия, Мезо-америка, Южная Америка, тольтеки, майя, инки, ацтеки, конкиста, универсализм, «американизм», свобода.

В настоящее время в связи с современными глобализационными процессами особое значение приобретает проблема сохранения культурной идентичности. Аборигенные народы Латинской Америки все чаще обращаются к своему культурно-историческому прошлому, которое вызывает живейший интерес как у зарубежных, так и у российских ученых. Исследованием истории и культуры древних американских цивилизаций посвящены труды таких зарубежных ученых, как М.Ко,

B.фон Хаген, Х.Аргуэльес, Дж.Бушнелл, Хэм-монд Иннес и др. Культура латиноамериканского региона давно вошла в сферу интересов российских историков, философов, филологов, в работах которых раскрываются различные аспекты культур стран Латинской Америки. Процессам куль-турообразования посвящены труды В.Б.Земского,

C.И.Семенова, В.Г.Аладьина, Л.И.Тананаевой, Я.Г.Шемякина и др., исследования истории и культуры доколумбовых цивилизаций представлены в работах Ю.В.Кнорозова, Г.Г.Ершовой, Л.И.Тананаевой, Ю.Е.Березкина и др.

Данная статья посвящена становлению и развитию гуманистической традиции в латиноамериканских культурах. Автор статьи рассматривает генезис и эволюцию идеи гуманизма в культурах Латинской Америки. Принимая во внимание сложность проблемы и невозможность в одной статье дать ее полный анализ, мы остановимся лишь на некоторых ее аспектах: рассмотрим особенности гуманистических элементов некоторых доколумбовых цивилизаций Мезо-америки и Южной Америки, становление гуманистических идей в этом регионе в колониальный период и то, каким образом гуманистические мотивы, содержащиеся в мифологиях народов, проживавших на этих территориях, а также знакомство с их образом жизни повлияли на от-

ношение к ним различных представителей стран-метрополий. Далее мы рассмотрим, как позиция сторонников признания индейцев и черных африканцев полноправными людьми, принадлежащими к единому человеческому роду, послужила основой для дальнейшего развития гуманистических принципов, сыгравших немаловажную роль в процессе борьбы за независимость. Затем мы дадим краткий обзор творчества тех латиноамериканских мыслителей, в трудах которых наиболее ярко прослеживается гуманистическая идея.

Проявление идеи гуманизма в культурах Латинской Америки можно проследить как на примерах памятников художественного творчества, так и на основе анализа деятельности выдающихся мыслителей данного региона, а также плодотворным в этом смысле, на наш взгляд, является рассмотрение гуманистических мотивов, которые прослеживаются в истории и мифологии доколумбовых цивилизаций Америки. Мы считаем, что для анализа данной проблемы актуальным является междисциплинарный подход, так как культура латиноамериканского региона является результатом синтеза европейских и автохтонных культур.

Латиноамериканская цивилизация относится к числу пограничных цивилизаций, в основе которой лежит европейская средиземноморская культура, которая образовалась в процессе культурного синтеза, прошедшего в своем развитии несколько этапов. В эпоху романизации Пиренейского полуострова во время Второй Пунической войны в III веке до н.э. здесь появились римляне: их целью было вытеснить из этих мест карфагенян. Оценив природные богатства полуострова, римляне заселили его и построили здесь свои города. После падения Римской империи вестготы, вторгшиеся в Римскую империю еще в

IV веке, создали в Испании во второй половине VI века свое королевство. Королевство вестготов просуществовало недолго: в VШ веке оно было захвачено мусульманами, пришедшими из Северной Африки. В результате эти территории были включены в состав арабского халифата [1: 11-13]. Затем последовала реконкиста (коренное население Пиренейского государства отвоевало у арабов свои территории) и формирование государств Испании и Португалии. Далее, в процессе «великих географических открытий», культура Испании и Португалии достигла пределов Африки и Америки.

Таким образом, латиноамериканская цивилизация, основываясь на европейской культуре, подверглась влиянию ближневосточной, африканской и древнеамериканской цивилизаций. Она сложилась как самостоятельное явление на основе синтеза различных культур. Основываясь на католическом наследии, латиноамериканская цивилизация восприняла вклад многочисленных культур, таких как карфагенская, финикийская, иудейская, древнеримская, кельтская, готская, арабская, индейские культуры Южной и Центральной Америк и других. При всем своем многообразии каждая из этих культур содержит свои гуманистические элементы и традиции.

Далее мы подробно рассмотрим один из аспектов, повлиявших на становление и развитие гуманистической традиции латиноамериканского региона: это достижения высокоразвитых цивилизаций доколумбовой Америки - майя, ацтеков и инков, и восприятие индейцев и их культур европейскими колонизаторами. При этом мы будем основываться на некоторых мифологических сюжетах этих древних цивилизаций, а также на свидетельствах испанских хронистов и их современников, потомков испанских конкистадоров и индейской знати. Большинство из этих источников переведено на русский язык.

Народы Пиренейского полуострова не только восприняли христианские гуманистические традиции, но и, контактируя с культурами африканскими и азиатскими, эти народы оказались способными творчески освоить культуры американские, которые были чрезвычайно неоднородными, однако содержали гуманистические мотивы, которые способствовали укреплению взглядов о том, что индейцы и черные африканцы принадлежат к единому человеческому роду и обладают соответствующими правами.

Уже во времена путешествия Колумба происходит осмысление соотношения Нового и Старого миров. Колумб в своих письмах к испанским королям называет Америку «земным раем», «землей обетованной» [2: 10], идея о которой

была воспринята миссионерами, усвоившими гуманистические тенденции европейского Ренессанса. В начале конкисты миссионеры приезжали в основном из Испании, где были сильны позиции гуманизма, особенно христианского гуманизма Эразма Роттердамского. Столкнувшись с абсолютно чуждой действительностью, часть завоевателей и священников выражала абсолютное ее неприятие, поскольку считала образ жизни индейцев, их традиции, обычаи, обряды проявлением дьявольской силы. Поэтому разрушались местные храмы, сжигались книги, уничтожалась индейская культура, представлявшаяся завоевателям, охваченным страстью к золоту, адской, дьявольской.

Таким образом, произошло столкновение абсолютно противоположных взглядов, которое повлияло на дальнейшую динамику культурного процесса в Латинской Америке [3: 33]. Сразу после конкисты в Европе начались дискуссии по поводу дальнейшей судьбы покоренных индейцев: решался вопрос о том, стоит ли их приобщать к христианской культуре или признать их недостойными крещения и относиться к ним лишь как к части природы. В 1550-1551 годах в Вальядолиде состоялся публичный диспут, на котором выступили два непримиримых противника - Бартоломе де Лас Касас (он был против притеснения и эксплуатации индейцев в колониях Америки), автор «Кратчайшего сообщения о разрушении Индий» (1541), охарактеризованного В.Б.Земсковым как «замечательный документ испанского гуманизма и одновременно зарождающейся новой культуры» [2: 11], и придворный хронист Хуан Хинес де Сепульведа1, считавший индейцев «людишками», судьба которых предопределена самим Богом как зависимое, подчиненное существование.

В период между 1585 и 1615 годами индеец-перуанец Фелипе Гуаман Пома де Айяла2 написал знаменитую «Новую хронику и доброе правление». Это произведение посвящено жизни инков. В нем представлены иллюстрации автора, отражающие инкские обычаи и угнетенное положение индейцев. Индеец здесь сопоставляется с Христом, так как он, подобно Христу, беден и гоним. Кроме того, Фелипе Гуаман Пома де Ай-

1 Сепульведа Хуан Хинэс (1491-1573) - историограф императора Карла V. Он является автором ряда сочинений, посвященных отношениям между испанцами и индейцами. Считал необходимым обратить коренное население колоний в состояние полного рабства.

2 Фелипе Гуаман Пома де Айяла - историк Перу и

конкисты. Представитель знатного перуанского рода. Воспитывался испанцами, изучил испанский язык. Служил переводчиком у миссионеров.

яла объявляет индейца обладателем не только местного, но и испанского наследия.

Очевидно, что контакты иберийской цивилизации и американских культур были далеко не однозначными. В этих процессах, на наш взгляд, наиболее интересными и примечательными были гуманистически элементы, которые, безусловно, оказали свое влияние на тех, кто настаивал на признании индейцев и черных африканцев полноправными людьми, принадлежащими к единому человеческому роду.

Сторонники этой позиции с большим интересом знакомились с гуманистическими мотивами, содержавшимися в американских доколумбовых культурах. Хотя эти элементы существенно отличались от европейской гуманистической традиции, были некоторые аспекты, объединяющие традиции Старого и Нового Света. Это прежде всего убеждение в единстве человеческого рода, независимо от того, к какому народу или к какой социальной группе принадлежит человек. Подобные идеи содержат мифологии Мезоамерики и Южной Америки.

В Мезоамерике был весьма популярен миф о Кетцалькоатле. Это культурный герой, в переводе - «пернатый змей». Имя Кетцалькоатль принял тольтекский правитель Топильцин3. Майя называли Кетцалькоатля «Кукулькан» - «Место, Где Обитает Змей». Культ Кетцалькоатля имеет довольно продолжительную историю: он восходит еще к 1200-1100 годам до н.э.: об этом свидетельствуют индейские мифы и предания, а также памятники материальной культуры.

Топильцин, принявший имя Кетцалькоатль, по преданию, запретил приносить в жертву богам людей и животных, осуждал войны, убийства и воровство. Он также обучил индейцев ювелирному искусству. Однако, став жертвой магических сил, он покинул город тольтеков Тулу примерно в 987 году и, добравшись до побережья Мексиканского залива, поплыл на плоту из змей в Красную землю (Тапаленн), обещав вернуться и принести счастье и свободу своему народу [4: 154-155].

Причина популярности культа Пернатого змея кроется в том, что он был против человеческих жертвоприношений, практиковавшихся на территории Мезоамерики: обычно в жертву приносили пленных, захваченных в ходе военных

3 Тольтеки — индейский народ юто-ацтекской языковой семьи. В начале Х века тольтеки построили город Тулу, которым правил человек, носивший имя То-пильцин. Общие религиозные традиции Кецалькоат-ля-Кукулькана стали основой быстрого смешения майя с тольтеками.

столкновений. С именем Кетцалькоатля связывалось становление новых моральных норм, утверждавших отказ от убийства, воровства и войн.

С этим героем связывается формирование гуманистического стиля жизни, который в Мезо-америке назывался «тольтекайотль» (умения тольтеков), а «тольтек» считался человеком знания, мудрецом. В основе «тольтекайотля» лежали идеи самосовершенствования людей и принципы всеобщего братства, трудолюбия, честности, оптимизма.

Исторические хроники майя содержат рассказ о прибытии с запада человека по имени Ку-кулькан (так майя называли Кетцалькоатля). Ку-кулькан покорил Юкатан и основал там свою столицу - Чичен-Ицу. Майя поклонялись ему, как божеству. Он прославился как справедливый правитель и оставил по себе добрую память.

Об этом писал епископ Фрай Диего де Ланда: «Говорят, что он был добр, и что у него не было ни жены, ни детей, и что после его возвращения его почитали в Мексике как одного из богов и называли Кетцалькоатлем. На Юкатане его тоже почитали богом, поскольку он был справедливым правителем» [4: 156].

Поздние майя почитали Кукулькана как бога ветра, посылающего дождь, как бога Венеры, как основателя царских династий и городов. Обычно Кукулькана изображали в виде змея с человеческой головой [5: 23].

Однако имеются археологические данные, свидетельствующие о том, что Топильцин-Кетцалькоатль проявил себя как жестокий захватчик при завоевании Юкатана. Сохранились фрески во Дворце воинов в Чичен-Ице, а также изображения на золотых дисках, найденных в Колодце жертв, расположенном там же. Эти произведения искусства дают нам представление об этом событии.

В состоявшемся морском сражении майя потерпели поражение. В последующей за этим сражением битве на суше также победили толь-теки. Закончилось это завоевание человеческими жертвоприношениями. Над сценой принесения в жертву сердец правителей побежденного народа парит в воздухе сам Кетцалькоатль [4: 13].

Кетцалькоатля почитали как творца мира, создателя людей, основателя культуры. Согласно преданию, он передал людям зерна маиса, выкрав их из муравейника, превратившись в муравья.

Существует огромное количество изображений Кетцалькоатля. В кодексах майя4, на скульптурных памятниках божество представляется ли-

4 Кодексы майя — идеографические рукописи народа майя. В настоящее время сохранилось четыре кодекса.

бо в виде бородатого человека в маске с большими губами, либо в виде покрытой перьями змеи.

Еще одним правителем, с которым связывается существование гуманистических мотивов в Мезоамерике, был тлатоани5 государства племени акольхуа с центром в городе Тескоко Несау-алькойотль (1402-1472), который, будучи философом и поэтом, отрицал человеческие жертвоприношения и воспевал дружбу. Считается, что правление Несауалькойотля ознаменовалось золотым веком в истории Тескоко, когда в стране царили закон, образование и культура, которые повлияли на соседние государства.

Несауалькойотль создал свод законов, основанный на разделении власти: при нем были созданы финансовый, военный, судебный и культурный советы. Кроме того, была создана библиотека, впоследствии уничтоженная испанскими конкистадорами, а также академия музыки. Его правление оказалось чрезвычайно плодотворным: в результате Тескоко превратился в интеллектуальный центр ацтекского мира.

В Южной Америке в начале ХV века был распространен культ Виракочи. Инка Куси Юпанка по прозвищу Пачакутек («Реформатор») объявил себя верховным божеством - Виракочи. Он так же, как и Топильцин, имел черты культурного героя. В обществе Тауантинсуйю6 были приняты моральные нормы, связанные с культом и реформами Пачакутека.

Несмотря на свой жестокий характер, конкиста способствовала развитию гуманистической мысли в Европе. В Испании и Португалии конкиста так же, как и все несправедливые войны, подверглась моральному осуждению. В Испании того времени гуманизм имел христианскую направленность. Это было связано с влиянием Эразма Роттердамского. Сторонники идей Эразма стремились к тому, чтобы индейцы превратились в «идеальных христиан», таких, какими были первые христиане.

Так, идеи, вдохновившие королевского судью Васко де Кирога, создавшего недалеко от Мехико и в Мичоакане индейские поселения, основывались на раннехристианских традициях и «христианском гуманизме» последователей Эразма, а также на античных представлениях о «золотом веке».

Первыми, кто осудил конкисту как несправедливую войну, были доминиканские теологи. Они

5 Тлатоани (аст. АМоат) — титул правителя городов-государств у ацтеков (мешиков), тепанеков, акольхуас и некоторых других племен Мезоамерики. В переводе означает «тот, кто хорошо говорит», «оратор».

6 Тауантинсуйю - государство инков.

объявили индейцев братьями и выступили против обращения их в рабство, отстаивая точку зрения, заключавшуюся в признании равенства индейцев и европейцев. Эту позицию наиболее последовательно отстаивал Бартоломе де лас Касас.

В 1525 году был основан Королевский совет по делам Индий. Его председателем стал генерал ордена доминиканцев, который провозгласил индейцев подданными испанской короны и запретил обращать их в рабство. Сторонники идеи гуманизма были убеждены в несправедливости завоевания американских цивилизаций: они провозглашали принципы равенства индейцев и европейцев, отказ от рабства, и, хотя эти принципы в XVI веке не были осуществлены, на территории Южной и Центральной Америки в дальнейшем произошел синтез культур, на формирование которого повлияла деятельность гуманистов. Гуманисты были создателями словарей индейских языков, они основали школы, целью которых было образование индейцев, а также собрали сведения о культуре индейских обществ.

В испанских и португальских колониях Нового Света вначале гуманизм проявлялся прежде всего в признании за индейцами и рабами-африканцами человеческого достоинства, а также в осуждении работорговли, рабства и принудительного труда. Эти важные гуманистические принципы провозглашались в творчестве мексиканской поэтессы Хуаны Инес де ла Крус, в деятельности перуанского индейца священника Хуана де Эспиносы Медрано, бразильского юриста, поэта и сатирика Грегориу де Матоса Герры. Их гуманизм обличал алчность конкистадоров, корыстолюбие государственных политических деятелей, раскрывал противоречия человеческой природы и выступал против пороков представителей всех слоев общества. По своим убеждениям представители этого трагического гуманизма были универсалистами, однако они явились основоположниками новой гуманистической традиции, получившей свое развитие в рамках «американизма», который сыграл важную роль в процессе достижения независимости народами Латинской Америки в XIX веке.

«Американизм» признавал равноправие народов, проживавших в колониях Испании и Португалии, исходя из теории «естественного права». В нем содержались важные идеи эпохи Просвещения, например, идея равноправия: «американцы» должны иметь равные права с уроженцами метрополии. После завоевания независимости латиноамериканские страны становятся равноправными в отношениях с другими государствами и выступают против силового решения международных конфликтов. В практике межаме-

риканских отношений утверждаются нормы, являющиеся по своей сути гуманистическими.

Немаловажная роль в развитии гуманистической традиции в Латинской Америке принадлежит Аргентине: таким мыслителям, литераторам и политическим деятелям XIX века, как Эстебан Эчеверриа, Хуан Баутиста Альберди, Доминго Фаустино Сармьенто, Висенте Фидель Лопес и др. Так, Эчеверриа со своими последователями создал «Литературный салон» и выступил против диктатуры Росаса. Он же вместе с Альберди принял участие в создании общества «Молодая Аргентина», деятельность которого была направлена на осуществление принципов свободы, равенства, братства. Альберди был выдающимся представителем гуманистической мысли. Он публично осудил войну Аргентины и Бразилии против Парагвая. Его перу принадлежит труд «Преступление войны» [6], где он пропагандировал идеи неприменения насилия. Альберди также является одним из основоположников «американского международного права». Идеи, разработанные им в труде «Основы», оказали огромное влияние на формирование конституции Аргентины, которая была принята в 1853 году.

Проблемы человека были в центре внимания Ризьери Фрондиси. В своей работе «Введение в основополагающие проблемы человека» он рассматривал свободу с точки зрения этики и эстетики, утверждая, что свобода для человека важна прежде всего как необходимая предпосылка творчества.

Таким образом, аргентинских мыслителей характеризует рациональная направленность исследований. Их интересовали универсальные свойства человеческой природы, хотя немало внимания они уделяли изучению особенностей жизни человека в условиях Аргентины (в этом смысле ярким примером является творчество Доминго Фаусти-но Сармьенто). Их творчество способствовало развитию гуманистической мысли в этой стране.

В Мексике в ХХ веке философия также обращается к проблеме человека, однако здесь круг тем определяется поисками отличительных свойств «латиноамериканского» и «мексиканского» человека. Так, Самуэль Рамос выдвинул идею «нового гуманизма», предназначенного утвердить сущность латиноамериканской культуры и, в частности, мексиканской, отстоять ее национальный характер в условиях опасности отчуждения. В своей работе «Профиль человека и культуры в Мексике» он разрабатывал философию «мексиканской сущности». Другой мексиканский философ Леопольдо Сеа размышлял о «латиноамериканской сущности», выстраивая

философию американской истории. Л.Сеа не разделял позицию «западничества». Однако, осмысляя суть процессов расовой и культурной метисации в Латинской Америке, он утверждал: «Проблема нашей расовой и культурной метисации столь сложна, что, утверждая одну культуру с тем, чтобы отвергнуть другую, мы тем самым, отрицаем себя» [7: 37].

Такую же точку зрения высказывали и другие латиноамериканские мыслители, с самыми различными политическими взглядами. Например, создатель компартии Перу Х.К.Мариатеги писал: «Идя по дорогам Вселенной, по дорогам ойкумены, за что нас так упрекают, мы все больше приближаемся к себе» [8: 120]. Вся его деятельность имела гуманистическую направленность и была посвящена построению независимого будущего его народа.

Современный латиноамериканский гуманизм унаследовал традиции предыдущих поколений. Он направлен на раскрытие творческих возможностей человека, способствует его всестороннему развитию. В гуманистическом русле творят писатели, художники, композиторы различных стилей и направлений, ученые, политические и общественные деятели. Они действуют в интересах всех людей, отвергая чувство ненависти к человеку, независимо от его расовой и социальной принадлежности. Этот универсализм в настоящее время получил дальнейшее развитие и существует на более высоком теоретическом уровне, вдохновляя и объединяя современных гуманистов.

1. Рюкуа А. Средневековая Испания. - М.: Вече, 2006. - 384 с.

2. Тананаева Л.И. Между Андами и Европой. -СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003. - 308 с.

3. Земсков В.Б. Категория гармонии и дисгармонии в латиноамериканском культурном процессе // Ibérica Americans. Механизмы культурообразова-ния в Латинской Америке. - М.: «Наука», 1994. -С. 33 - 42.

4. Ко Майкл. Майя. Исчезнувшие цивилизации: легенды и факты. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. - 237 с.

5. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000. -Т.2. - К - Я. - 720 с.

6. Альберди Х.Б. Преступление войны. - М.: Иностранная литература, 1960. - 256 с.

7. Сеа Л. Философия американской истории. - М.: Прогресс, 1984. - 352 с.

8. Мариатеги Х.К. Семь очерков истолкования перуанской действительности. - М.: Иностранная Литература, 1963. - 423 с.

FROM THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF HUMANISTIC TRADITIONS IN THE CULTURES OF LATIN AMERICA

S.L.Pyshnova

The article is devoted to the issues of formation and development of humanistic traditions in the cultures of Latin America. Latin American civilization emerged as an independent phenomenon based on the synthesis of different cultures, each containing its traditions and elements, including humanistic ones. The idea of humanism developed in the region under the influence of European cultures, the achievements and humanistic motives of pre-Columbian civilizations, activities and evidence of Spanish Chronicles and their contemporaries, the descendants of Spanish conquistadors, and Indian nobles as well as the works of thinkers during the period of struggle for independence.

Key words: humanism, synthesis of cultures, Latin America, Spain, Portugal, Mesoamerica, South America, Toltecs, Mayas, Incas, Aztecs, Conquista, universalism, «Americanism», freedom.

1. Ryukua A. Srednevekovaya Ispaniya. - M.: Veche, 2006. - 384 s. (In Russian)

2. Tananaeva L.I. Mezhdu Andami i Evropoj. - SPb.: «Dmitrij Bulanin», 2003. - 308 s. (In Russian)

3. Zemskov V.B. Kategoriya garmonii i disgarmonii v latinoamerikanskom kul'turnom processe //Iberica Americans. Mexanizmy kul'turoobrazovaniya v Latinskoj Amerike. - M.: «Nauka», 1994. - S. 33 -42. (In Russian)

4. Ko Majkl. Majya. Ischeznuvshie civilizacii: legendy i fakty. - M.: ZAO Izd-vo Centrpoligraf, 2001. - 237 s. (In Russian)

5. Mify narodov mira. E'nciklopediya: v 2-x t. - M.: NI «Bol'shaya Rossijskaya e'nciklopediya», 2000. - T.2. - K - Ya. - 720 s. (In Russian)

6. Al'berdi X.B. Prestuplenie vojny. - M.: Inostrannaya literatura, 1960. - 256 s. (In Russian)

7. Sea L. Filosofiya amerikanskoj istorii. - M.: Progress, 1984. - 352 s. (In Russian)

8. Mariategi X.K. Sem' ocherkov istolkovaniya peruan-skoj dejstvitel'nosti. - M.: Inostrannaya Literatura, 1963. - 423 s. (In Russian)

Пышнова Светлана Людвиговна - кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов.

117198, Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.6. E-mail: pyshnova59@mail.ru.

Pyshnova Svetlana Liudvigovna - Ph. D. in Philosophy, Associate Professor, Peoples' Friendship University of Russia.

6 Miklukho-Maklaya Str., Moscow, 117198, Russia. E-mail: pyshnova59@mail.ru.

Поступила в редакцию 14.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.