Научная статья на тему 'Самый модернистский архитектурный проект Н. С. Хрущева'

Самый модернистский архитектурный проект Н. С. Хрущева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАЛЬ / ЦЕНТР МОСКВЫ / КОМПЛЕКСНОСТЬ ЗАСТРОЙКИ / HIGHWAY / MOSCOW CENTRE / THE COMPLEXITY OF THE BUILDING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горлов Владимир Николаевич

Цель. Роль и место архитектуры, социальная обусловленность архитектурных решений в жизни советского общества. Процедура и методы исследования. Выявлены факторы, определяющие концепцию градостроительства Москвы в 60-е гг. в контексте с социальными условиями данного советского периода. При проведении исследования применены методы наблюдения и обобщения. Результаты проведённого исследования. На историческом опыте раскрываются актуальные вопросы архитектуры и строительства как средства комплексного развития социокультурной сферы, формирования гуманитарного пространства. Теоретическая/практическая значимость. Описано влияние научно-технического прогресса на экономические и эстетические основы советского зодчества, включая субъективный фактор принятия градостроительных решений.Aim. To consider the role and place of architecture, as well as the social conditionality of architectural solutions, in the life of Soviet society. Methodology. The factors that determined the urban development concept of Moscow in the 60s under the social conditions of the Soviet period were identified using the methods of observation and generalization. Results. On the basis of historical experience, the current issues of architecture and construction as a means of integrated development of the socio-cultural sphere, as well as the formation of the humanitarian space, were discussed. Research implications. The impact of scientific and technological progress on the economic and aesthetic foundations of the Soviet architecture, including the subjective factor of making urban planning decisions, was analysed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самый модернистский архитектурный проект Н. С. Хрущева»

УДК 338.45:69(470-25)61970/19809 DOI: 10.18384/2310-676X-2020-2-155-158

САМЫЙ МОДЕРНИСТСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ Н. С. ХРУЩЕВА

Горлов В. Н.

Московский государственный лингвистический университет 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38 стр., Российская Федерация

Аннотация.

Цель. Роль и место архитектуры, социальная обусловленность архитектурных решений в жизни советского общества.

Процедура и методы исследования. Выявлены факторы, определяющие концепцию градостроительства Москвы в 60-е гг. в контексте с социальными условиями данного советского периода. При проведении исследования применены методы наблюдения и обобщения. Результаты проведённого исследования. На историческом опыте раскрываются актуальные вопросы архитектуры и строительства как средства комплексного развития социокультурной сферы, формирования гуманитарного пространства.

Теоретическая/практическая значимость. Описано влияние научно-технического прогресса на экономические и эстетические основы советского зодчества, включая субъективный фактор принятия градостроительных решений.

Ключевые слова: Магистраль, центр Москвы, комплексность застройки

THE MOST MODERNIST ARCHITECTURAL PROJECT BY NIKITA KHRUSHCHEV

V. Gorlov

Moscow State Linguistic University

Ulitsa Ostozhenka, 38, с. 1, Moscow, Russian Federation, 119034 Abstract.

Aim. To consider the role and place of architecture, as well as the social conditionality of architectural solutions, in the life of Soviet society.

Methodology. The factors that determined the urban development concept of Moscow in the 60s under the social conditions of the Soviet period were identified using the methods of observation and generalization.

Results. On the basis of historical experience, the current issues of architecture and construction as a means of integrated development of the socio-cultural sphere, as well as the formation of the humanitarian space, were discussed.

Research implications. The impact of scientific and technological progress on the economic and aesthetic foundations of the Soviet architecture, including the subjective factor of making urban planning decisions, was analysed.

Keywords: highway, Moscow centre, the complexity of the building

© CC BY Горлов В. Н., 2020.

Введение

В период хрущевской «оттепели» к 40-летию Октябрьской революции открыли Новоарбатский мост и насыпали трассу будущего проспекта Калинина. Застройка в 1962-1968 гг. в Москве проспекта Калинина стала крупнейшим градостроительным событием 60-х гг. Проспект стал новой радиальной магистралью, соединяющей центр с жилыми районами Давыдкова, Филей, Матвеевского, Кунцева, Крылатского. Н. С. Хрущев интересовался, как строят в разных странах. Во время визита на Кубу Н. С. Хрущёву очень понравились дома американского района Гаваны, которые были построены перед кубинской революцией в конце 1950-х гг. Свои впечатления лидер государства рассказал главному архитектору Москвы Михаилу Посохину. Когда М. В. Посохин начал разрабатывать проект проспекта Калинина, он обладал огромной поддержкой.

Подготовка к смене московской традиции градостроительства

После борьбы с «архитектурными излишествами» архитекторы пытались строить крупномасштабные здания геометрических форм, похожие на западные небоскребы. Такая архитектура была совершенно не связана с масштабом традиционной застройки Москвы. Н. С. Хрущёв ознакомился с проектом проспекта и сам просил внести изменения. Архитекторы послушно выполняли требования вождя. Получив от Хрущёва одобрение, архитекторы во главе с Посохиным произвели хирургическую архитектурную операцию в самом центре столицы.

М. В. Посохин в 1961 г. писал в газете «Правда»: «На опыте Москвы наша страна покажет пример разумного решения "проблемы больших городов", к которой приковано внимание градостроителей всего мира и широкой общественности»1.

1 Перспективы развития Москвы // Правда. 1961. 18 мая.

М. В. Посохин продемонстрировал полное непонимание роли исторического центра в развитии Москвы. К историческим зданиям в целом относились как к бросовым, как к застройке, которая не имела перспективной ценности. В апреле 1962 г. здесь был вынут первый ковш земли, а к 50-летию Великого Октября строительство проспекта было завершено, и он был самым модернистским архитектурным проектом 60-х гг. и вызывал в те годы только восхищение. М. В. Посохин застроил проспект с обеих сторон многоэтажными зданиями, которые напоминали раскрытые книги, с учреждениями обслуживания и торговли в нижних этажах. Архитекторы во главе с Посохиным считали, что надо изменить привычные пространственно-планировочные традиции, мешавшие развитию центральной части столицы. В жертву экономичности данного проекта принесена была московская традиция градостроительства.

Архитектурная операция в центре Москвы

Прорубая новую магистраль с современными высотными домами, архитекторы объясняли это тем, что здесь было очень много рядовой застройки. В процессе строительства проспекта Калинина, снесли целый район старого Арбата, где жила разночинная интеллигенция. Это был в некотором смысле нервный центр столицы. Снесли улицы и переулки старинной части Москвы с исторической застройкой, которая имела огромную культурную ценность. При строительстве проспекта разрушили Арбат, разрушили знаменитую круглую площадь, посередине которой находился фонтан. Эту площадь называли Собачьей площадкой. Здесь находился дом друга Пушкина Виельгорского. Более того, проекты, которые тогда публиковались в печати, предполагали снести все ампирные особняки, прилегающие к высотным зданиям. После упорного сопротивления

общественности и во многом благодаря поддержке художника Павла Корина сохранили единственную церковь Симеона Столпника XVII в. Многих архитекторов вдохновлял «французский опыт». В те годы ссылались на опыт барона Османа, который в XIX в. проламывал знаменитые парижские бульвары, снося старинные кварталы. Поэтому и Собачью площадку было нисколько не жаль. Жителей уничтоженных домов Большой и Малой Молчановки, Собачьей площадки, Ржевских переулков и самого духа интеллигентской Москвы уже не вернешь.

Н. С. Хрущёв часто приезжал на строительство проспекта с инспекцией. Он верил, что очень скоро все советские люди будут жить в таких высоких и красивых домах. Благодаря энергии Н. С. Хрущева финансирование и снабжение строительства материалами и рабочей силой было бесперебойным и процесс строительства такого огромного комплекса не превратился в «долгострой». Столь масштабные архитектурные работы в центре старой Москвы проводились впервые после Великой Отечественной войны. Тотально уничтожив старинные домики Арбата, авторы проектов искренне рассчитывали, что, воздвигнув высотные дома, они построят для своего народа светлое будущее. Н. С. Хрущёв хотел приобщить советских граждан к незнакомой им цивилизации развитых зарубежных стран.

Самый модернистский архитектурный проект 60-х гг. в СССР

Многие элементы выгодно отличали проспект Калинина от аналогичных городских магистралей, созданных в середине 50-х гг. - Ленинского, Комсомольского, Кутузовского проспектов. На южной стороне проспекта помимо торгового центра были расположены четыре 26-этажных административных здания из стекла, алюминия и бетона. Они поднимались над единым двухэтажным корпусом, в котором размещались рестораны, кафе, магазины. На северной стороне распо-

лагались пять 24-этажных жилых домов, один из крупнейших кинотеатров страны «Октябрь», в котором проходили международные кинофестивали, крупнейший в Москве Дом книги. Делегации почти всех стран Европы, побывавшие в этом магазине, были единодушны в своем мнении: ничего подобного в Европе нет. Проспект Калинина, став крупным композиционно целостным объектом городской среды, придал столице качественно новую масштабную форму, изменив силуэт центра и всю панораму Москвы. Проспект стал крупным общественно-культурным, деловым и торговым центром города, привлекающим значительные потоки советских граждан. Сочетание общественного центра и жилья обеспечило проспекту Калинина постоянную оживленность. Проспект стремительно превратился в нарядную улицу и стал очень престижным местом Москвы. На фотографиях 60-х гг. проспект Калинина выглядит значительно привлекательнее, чем сегодня. На старых фотографиях видны и зеленые газоны, и пышные кроны деревьев.

Это был первый опыт строительства сразу целой улицы в центре Москвы, что послужило хорошей школой для архитекторов. Проспект можно ругать за архитектуру, но функционально проспект сделан правильно: административные здания, книжный центр, магазины - всё находилось вместе. Проспект Калинина, единый как по композиции, так и по своему назначению, являлся примером реализации крупного градостроительного замысла по единому плану. Проспект стал образцом комплексно выполненного объекта. Это была в период «оттепели» первая попытка привнести в облик столицы самое модернистское звучание, приобщиться к архитектуре западных стран. Почти все объекты проспекта были построены для тех лет в прорывном модернистском стиле. Советские граждане чувствовали себя как будто в будущем, которое они скоро построят. Целое царство сверкающих зеркальных витрин ма-

газинов, ресторанов, кафе. Были созданы невиданные зоны комфорта советских людей. У гостей столицы просто кружилась голова от такого великолепия. Это был как бы отдельный город светлого будущего внутри столицы. Заговор против Н. С. Хрущёва повлиял на судьбу всей старинной Москвы. Не случись отставки Хрущёва, центр Москвы понёс бы очень крупные потери. Когда Хрущёва сняли с должности, вместо совнархозов были вновь образованы министерства. Председатель правительства А. Н. Косыгин часть «книжек» проспекта Калинина предложил отдать министерствам1.

Заключение

Невероятно широкая прямая магистраль в обрамлении высоких зданий радикально реконструировала центр Москвы. Проспект Калинина, возвышаясь над старой малоэтажной Москвой, представлял собой удивительное, уникальное архитектурное и градостроительное

решение советского периода. Первое впечатление от знакомства с проспектом Калинина было грандиозное. По параметрам международной градостроительной мысли 60-х гг. проспект находился на самом высоком уровне. Проспект восхищал своей легкостью и смелостью почерка. Казалось, что стиль и масштаб проспекта Калинина были привнесены откуда-то с другой планеты.

Несмотря на издержки, проспект, безусловно, является очень интересным памятником советской архитектуры эпохи Н. С. Хрущёва. Все было бы прекрасно, если бы проспект располагался подальше от приземистой среды старой Москвы. Арбатские особняки, где жили Гоголь и Лермонтов, никак не сочетались с высотными зданиями. Город получил первоклассную магистраль с современными зданиями. Но и потерь, проблем после постройки проспекта было множество.

Статья поступила в редакцию 14.11.2018

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Горлов Владимир Николаевич - доктор исторических наук, профессор кафедры исторических наук Московского государственного лингвистического университета; e-mail: Gorlov812@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Vladimir N. Gorlov - Doctor in Historical sciences, professor at the Department of Historical sciences, Moscow State Linguistic University; e-mail: tihomirov_n@rambler.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Горлов В. Н. Самый модернистский архитектурный проект Н. С. Хрущева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2020. № 2. C. 155-158.

DOI: 10.18384/2310-676X-2020-2-155-158

FOR CITATION

Gorlov V. The most modernist architectural project of Nikita Khrushchev. In: Bulletin of the Moscow Regional State University. Series: History and Political Sciences, 2020, no. 2, pp. 155-158. DOI: 10.18384/2310-676X-2020-2-155-158

1 См.: Андриянов В. И. Косыгин. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 288

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.