Научная статья на тему 'Сталинские высотки как памятник послевоенного советского градостроительства'

Сталинские высотки как памятник послевоенного советского градостроительства Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
69
17
Поделиться
Ключевые слова
ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Горлов Владимир Николаевич

В статье сделана попытка дать объективное историческое освещение и анализ советской архитектуры послевоенной поры в контексте с социальными условиями времени. В статье рассматриваются послевоенные концепции градостроительства в СССР, концепции развития столицы. Автор анализирует причины перехода к строительству высотных зданий в Москве, причины внимания высшего руководства советского государства к высотному строительству. В статье рассматриваются положительные последствия постройки сталинских высоток в Москве.The paper attempts to give an objective historical coverage and analysis of the postwar era Soviet architecture in the context of the social conditions of the time. The article discusses the post-war concepts of urban development in the Soviet Union, as well as the concepts of developing the capital. The author analyzes the reasons for the transition to the construction of high-rise buildings in Moscow, the reasons for special attention of top leadership of the Soviet state to the high-rise construction. The article examines the positive effects of constructing Stalinist skyscrapers in Moscow.

Текст научной работы на тему «Сталинские высотки как памятник послевоенного советского градостроительства»

УДК 94(470)1954-1955

DOI: 10.18384/2310-676X-2017-5-163-168

СТАЛИНСКИЕ ВЫСОТКИ КАК ПАМЯТНИК ПОСЛЕВОЕННОГО СОВЕТСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Горлов В.Н.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. В статье сделана попытка дать объективное историческое освещение и анализ советской архитектуры послевоенной поры в контексте с социальными условиями времени. В статье рассматриваются послевоенные концепции градостроительства в СССР, концепции развития столицы. Автор анализирует причины перехода к строительству высотных зданий в Москве, причины внимания высшего руководства советского государства к высотному строительству. В статье рассматриваются положительные последствия постройки сталинских высоток в Москве.

Ключевые слова: высотные здания, градостроительство, монументальная архитектура.

STALIN'S SKYSCRAPERS AS A MONUMENT TO THE SOVIET POSTWAR URBAN DEVELOPMENT

V. Gorlov

Moscow Region State University

10A, Radio Street, Moscow, 105005, Russian Federation

Abstract. The paper attempts to give an objective historical coverage and analysis of the postwar era Soviet architecture in the context of the social conditions of the time. The article discusses the post-war concepts of urban development in the Soviet Union, as well as the concepts of developing the capital. The author analyzes the reasons for the transition to the construction of high-rise buildings in Moscow, the reasons for special attention of top leadership of the Soviet state to the high-rise construction. The article examines the positive effects of constructing Stalinist skyscrapers in Moscow.

Key words: high-rise buildings, urban development, monumental architecture.

Великая Отечественная война породила необычайный подъем патриотических чувств советского народа. Это время отмечено значительным интересом советских архитекторов к архитектурному прошлому нашей страны. Успехи советской страны руководство государства решило запечатлеть в монументальной архитектуре. Застройка столицы рассматривалась как витрина успешного восстановления страны, давала повод пропагандировать архитектурные достижения страны. Архитекторам послевоенных лет было присуще ощущение исторического времени, ощущение безоговорочной значимости ценностей своего

© Горлов В.Н., 2017.

Vies;

времени которое определяло желание «остановить мгновение», запечатлев его в ансамблях Москвы.

Подлинно революционным событием в архитектурной жизни Москвы стало строительство высотных зданий. Оно знаменовало новый этап развития советской архитектуры вообще и Москвы в частности. Важным моментом праздника 800-летия Москвы стала торжественная закладка будущих высотных сооружений одновременно на всех местах их будущего строительства. Одно это обстоятельство подчеркивало значимость события в культурной жизни советского народа. С сооружением высотных зданий борьба за создание целостных ансамблей площадей перешла к организации целостного ансамбля Москвы.

Высотные здания как бы задавали определенный уровень решения архитектурных задач, к которому необходимо стремиться. Идея строительства высотных зданий получила официальное признание в Постановлении Совета Министров СССР от 13 января 1947 г. о строительстве многоэтажных зданий в Москве. Перед архитекторами была поставлена задача создать ряд высотных сооружений, которые должны были стать по архитектуре и по своим техническим особенностям новым в стране видом строительства и должны были произвести впечатление на советских людей и на иностранцев.

От начала до завершения данного замысла деятельность архитектуры находилась под влиянием социального заказа. Строительство московских высоток было предметом внимательного рассмотрения высшего руководства советского государства во главе со И.В. Сталиным. Рекомендации ориен-

тироваться на классические образцы как раз и были примером вмешательства власти в творческий процесс в архитектуре. Подписав постановление о строительстве восьми высотных зданий, И.В. Сталин наказал архитекторам, чтобы эти здания ни в коем случае не напоминали американские небоскребы. Силуэты и пропорции высоток архитекторы должны были соответствовать сложившейся архитектуре Москвы, свободными от западных архитектурных влияний. Архитекторам в те годы в приказном порядке запретили пользоваться иностранными журналами при проектировании, те самым исключалось влияние Запада. Самое главное, что желания такого у советских архитекторов и не возникало. Советские архитекторы увлекались в те годы русскими высотными композициями, храмами Руси, в первую очередь зданиями Московского Кремля. Более того, все было запроектировано и выполнено в стране без участия иностранных фирм: от ручек, сложных шпингалетов, осветительной арматуры до современных лифтов. В 1947 г. был официально обнародован смысл советского высотного строительства: это символ величия культуры, силы народа, могущества советской страны.

Властное указание руководителя государства о строительстве серии московских высоток не было социально обусловлено и поэтому не являлось в полной мере необходимым для простых жителей Москвы, которые нуждались совсем в другом. С помощью высотных домов, естественно, не могли решить жилищную проблему. Москвичам было объявлено, что строили не просто так, а в честь Великой Победы. В архитектуре превалировала идея

V16V

монументальных сооружений, которые могли бы наиболее полно передать величие эпохи построения коммунистического общества в СССР. Монументальные высотные здания должны были стать визитной карточкой Москвы. Строительство высотных зданий намечалось в особо значимых точках столицы, которая обретала новые высотные доминанты.

Для нашей страны сооружение высотных домов было делом чрезвычайно сложным, так как такого инженерного опыта в СССР пока ещё не было. Высотки по-своему должны были символизировать чувство гордости советских людей за свою державу. И совсем не случайно гостиницу «Ленинградскую» украшали барельефы, посвященные великим военным победам в отечественной истории. Решалась задача идеологической значимости - запечатлеть в архитектуре Москвы подвиг советского народа-победителя. Связано это было с русской традицией возводить величественные архитектурные монументы в честь выдающихся исторических событий в жизни нашей страны.

По стенограмме совещания в МГК ВКП (б) по вопросу о строительстве 16, 26 и 32-этажных жилых домов в Москве, которое состоялось 20 января 1947 г., вполне можно судить о роли И.В. Сталина в строительстве московских высотных зданий: «Г.М. Попов (1-й секретарь МГК ВКП(б)): «Сталин говорит: ездят у нас в Америку, потом приезжают и ахают - ах какие же огромные дома! Пускай теперь ездят в Москву, видят, какие у нас дома, пусть ахают. Почему период социалистического строительства, период победы Советского Союза не должен быть

ничем отмечен? Это завет товарища Сталина, это его идея. И мы должны с вами в этом отношении пунктуально выполнить это решение»1.

15 марта 1948 г. И.В. Сталин подписал постановление о возведении нового здания Московского государственного университета на Ленинских горах2, в конце 1948 г. началось его строительство. 1 ноября 1948 года министр внутренних дел С. Круглов утвердил совершенно секретные первоочередные мероприятия по строительству МГУ и высотного здания в Зарядье для своего ведомства, которые стали называться объект № 833 и объект № 3 923. Полная стоимость строительства нового здания МГУ составляла свыше 3-х млрд. рублей. Комплекс многоэтажных учебных и жилых зданий объема около 3-х млн. куб.м. сооружался на территории свыше 160 га4.

0 важнейшей роли строительства нового здания МГУ в ходе строительства высотных зданий столицы мы можем судить по записке 1-го секретаря МГК ВКП (б) Попова Г.М. 6 апреля 1948 г.: «Товарищу Л.П. Берия. Направляю Вам для сведения копию телеграммы корреспондента газеты «Ньюс Хроникл» Паркера о строительстве нового здания МГУ, оправленную им 4 апреля 1948 года. «Советское правительство проводило в Кремле совещание с целью изучения планов строительства нового здания МГУ, которое будет расположено в самом видном и, с военной точки зрения, в наиболее угрожаемом районе Москвы - на вер-

1 Центральный архив общественно-политической истории Москвы (далее - ЦАОПИМ). Ф. 3. Оп. 67. Д. 12. Л. 47.

2 ЦАОПИМ. Ф. 150. Оп. 24. Д. 87. Л. 237.

3 ЦАОПИМ. Ф. 3. Оп. 115. Д. 162. Л. 236.

4 ЦАОПИМ. Ф. 4. Оп. 72. Д. 15. Л. 1.

шине Ленинских гор над Москвой-рекой. Это мероприятие, которое было предпринято вскоре после завершения демобилизации советской армии и нового сокращения военного бюджета, было здесь воспринято как отказ признать неизбежность войны, в то время, когда, как это кажется рядовому русскому человеку, военная истерия ещё более усилилась на западе. Проект постройки МГУ служит показателем тех материальных норм, которые устанавливаются в нынешней фазе перехода советских людей к лучшим временам. В корпусах нового здания МГУ будут отдельные комнаты для 6000 студентов. Всё это указывает на то, что к 1952 г. жизненные условия московских студентов будут значительно лучше, чем средних европейских студентов»1

Проекты всех предполагавшихся к строительству высоток к концу 1948 г. были закончены. В апреле 1949 г. все руководители коллективов, участвовавших в их разработке, были удостоены Сталинской премии2. Сам по себе данный факт в высшей степени примечателен. Высоких государственных наград впервые удостаивались проекты, а не оконченные постройкой сооружения. Безусловно, это свидетельствовало о той социальной и идеологической значимости, которая придавалась высотным сооружениям. Присуждение Сталинских премий за архитектуру высотных зданий в столице свидетельствовало о крупных достижениях советского градостроительства.

Сталинские высотки строили по единому градостроительному плану. Под руководством главного архитектора столицы Д. Чечулина разработали

1 ЦАОПИМ. Ф. 3. Оп. 115. Д. 6. Л. 12.

2 ЦАОПИМ. Ф. 4. Оп. 45. Д. 12. Л. 46.

схему расположения восьми высоток Москвы: два административных здания (у Красных ворот и на Смоленской площади), два жилых здания (площадь Восстания и Котельническая набережная), две гостиницы (на Комсомольской площади и на Дорогомиловской набережной), одно учебное здание (на Ленинских горах) и одно административное здание в Зарядье ( так и не построенное).

В середине 1949 г. все проекты высотных зданий Москвы были опубликованы и стали предметом самого широкого обсуждения. Член-корреспондент Академии архитектуры Д.Е. Аркин был в восторге: «На наших глазах происходит поистине революционный скачок в смысле архитектурного масштаба Москвы, которая приобретает масштаб мирового города, мировой столицы. Прежде всего, это высотные здания3». С окончанием строительства высотки превращались в символы роста и процветания столицы СССР.

Высотные здания столицы, заменив прежние архитектурные доминанты, «здания религиозного культа», сами очень быстро стали почти культовыми. Очень быстро утвердилось название этого архитектурного стиля - «сталинский ампир». Жилые сталинские высотки стала символом советского достатка и благополучия. Эти жилые сталинские высотки были первыми образцами идеального жилья будущего, были гармонично фундаментальны и внутри и снаружи. В таких домах предстояло жить советским людям при коммунизме. В них вселилась в первую очередь элита советского народа: деятели культуры, науки, армейские начальники. Проживающие в сталин-

3 ЦАОПИМ. Ф. 3. Оп. 137. Д. 152. Л. 109.

v6v

ских высотках были вполне подготовлены к воздушным атакам - под каждым зданием было бомбоубежище с системой водо- и воздухоочистки. Под высоткой на Красных Воротах был расположен госпиталь, оборудованный всем необходимым для оказания первой медицинской помощи1.

Строительство московских высоток означало большую победу советской науки и советской строительной техники. Строили сталинские высотки настолько качественно, что и сегодня не только внешний вид высоток, но и сам каркас их практически не был подвержен изменениям времени. Советское высотное строительство стало прекрасной школой, подготовило значительные кадры для новых, технически сложных строек. По планам, как свидетельствуют архивные документы, эти здания открывали эру высотной застройки. Возведение сталинских высоток должно было стать полигоном для апробации методов индустриального строительства, которые можно потом внедрить в массовое жилищное строительство. Следует подчеркнуть, что единственным шедевром советской архитектуры мировой наукой признаны именно семь сталинских высоток. Эти высотки вошли в десятку лучших воплощенных архитектурных проектов ХХ века и по решению ЮНЕСКО были внесены в число мировых памятников архитектуры.

Таким образом, в послевоенные годы в советской архитектуре шел поиск триумфальных архитектурных

решений. Эта тенденция рассматривала архитектуру, прежде всего, как искусство и на первый план выносила художественно-образные задачи. Решение этих задач опиралось на классическое архитектурное наследие. Можно по-разному относиться к сталинским высоткам, но сейчас Москву без них представить себе уже невозможно. Следует подчеркнуть, что как бы ни менялись эстетические критерии в стране, возведение высотных зданий всегда оценивалось очень высоко с градостроительной точки зрения. Сталинские высотки стали чрезвычайно существенными ориентирами в пространственном построении Москвы, обогащая городской силуэт. И в нынешнее время сталинские высотки продолжают стабильно вызывать восхищение и с общекультурных, и с узкопрофессиональных позиций. Всё более проступает индивидуальность каждого высотного здания. Совсем не случайно столь активный интерес к сталинским высоткам со стороны не только широкой общественности, но и профессионалов. Сейчас принято отмечать вклад высоток в возрождение традиционной московской силу-этности, их органическое врастание в городскую ткань. Высотки стали московскими памятниками, в них есть духовность, которой обладали в то время советские люди. Архитектура московских высоток обладает высоким гуманистическим потенциалом, была созвучна своей эпохе, отразив её драматизм и её героику.

1 ЦАОПИМ. Ф. 3. Оп. 144. Д. 1. Л. 45.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Горлов Владимир Николаевич - доктор исторических наук, профессор кафедры истории России и Московского региона Московского государственного областного университета; e-mail: Gorlov812@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Vladimir N. Gorlov - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of the History of Russia and Moscow Region, Moscow Region State University; e-mail: Gorlov812@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Горлов В.Н. Сталинские высотки как памятник послевоенного советского градостроительства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2017. № 5. С. 163-168. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-5-163-168

FOR CITATION

V. Gorlov. Stalin's Skyscrapers as a Monument to the Soviet Postwar Urban Development. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences, 2017, no 5, pp. 163-168.

DOI: 10.18384/2310-676X-2017-5-163-168

V16V