Научная статья на тему 'Самуил Кур. Понять Чурлёниса'

Самуил Кур. Понять Чурлёниса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самуил Кур. Понять Чурлёниса»

Самуил Кур

ПОНЯТЬ ЧУРЛЁНИСА*

Гениальный литовский художник Микалоюс Константинас Чурлёнис (1875-1911) родился в небольшом городке Варена в семье музыканта-органиста Константинаса Чурлёниса. Вскоре семья переехала в Друскеники (ныне - Друскининкай), где отец получил место органиста в костеле Святой Девы Марии. У ребенка - идеальный слух, он учится у отца, и к семи годам «не только играет на органе, но и читает с листа. В девять - уже импровизирует на фортепиано» (с. 154). Маленький Кастукас - так его зовут близкие -любит природу, окружающую Друскеники.

В возрасте десяти лет Кастукас окончил начальную школу. Семья Чурлёнисов подружилась с семьей врача Юзефа Маркевича, который познакомил их с князем Михалом Огинским, внуком и тезкой знаменитого Михала Огинского, написавшего полонез «Прощание с родиной». Внук основал в городе Плунге оркестровую школу для мальчиков, куда в 1889 г. поступил учиться юный Чурлёнис. Он проводит в ее стенах четыре года, учится играть на флейте и участвует в выездных концертах.

С благословения Огинского Чурлёнис вскоре поступает в варшавский Музыкальный институт, где обучение проходило на русском языке, поскольку Царство Польское, куда входила и Литва, было частью Российской империи. Чурлёнис, как и его отец, отлично владел польским и русским языками, литовского языка он в юности не знал. В 1899 г. он заканчивает институт дипломированным композитором. «Его дипломная работа - кантата для сме-

* Кур С. Понять Чурлёниса // Новый мир. - М., 2011. - № 12. - С. 151166. 126

Понять Чурлёниса

шанного хора и симфонического оркестра "Бе ргоГип^" - получает отличную оценку» (с. 156). В 1900 г. Чурлёнис пишет симфоническую поэму «В лесу», которая «ознаменовала начало литовской профессиональной музыки» (с. 156).

В 1901 г. с благословения князя Огинского Чурлёнис уезжает в Германию и поступает в Лейпцигскую консерваторию, изучает историю искусства, пишет музыку, в частности Струнный квартет в четырех частях. В 1902 г. он получает диплом преподавателя музыки, но у него появилась новая страсть - живопись. Он начал рисовать еще в Лейпциге. В хрупкой фигурке литовского паренька Микалоюса Константинаса Чурлёниса природа закодировала все три программы (изображение, слово, музыка), «связав их невидимой эмоциональной нитью» (с. 157).

С осени 1902 г. Чурлёнис начинает учиться рисованию в Варшавской частной школе живописи и художественных ремесел Я. Каузика. Первая его картина - «Музыка леса». Молодой выпускник Петербургской академии художеств Казимир Стабровский открывает в Варшаве Школу изящных искусств, куда в 1904 г. поступает Чурлёнис, а «в апреле 1905 г. он получает право на свою первую персональную выставку» (с. 158). В мае 1906 г. в Петербурге были выставлены картины Чурлёниса («Покой», «Буря» и др.), о которых весьма похвально отозвалась критика.

Осенью 1907 г. Чурлёнис уходит из варшавской Школы изящных искусств и поселяется в Вильно (Вильнюсе), где руководит хором и занимается живописью. На выставку литовского искусства в Вильно он представил 33 картины. В это время Чурлёнис знакомится со своей будущей женой Софьей Кимантайте, которую просит учить его литовскому языку. В 1908 г. он уезжает на лето домой, в Друскеники, где создает две живописных сонаты - «Сонату ужа» и «Сонату лета». До этого он написал «Сонату солнца» и «Сонату весны». В июле 1908 г. Чурлёнис создает в Паланге пятую сонату - «Сонату моря».

В октябре 1908 г. с рекомендательным письмом к Мстиславу Добужинскому Чурлёнис отправляется в Петербург, взяв с собой свои картины. Добужинский вводит его в круг членов объединения «Мир искусства», он показывает свои работы, его принимают в Союз русских художников. Александр Бенуа, Константин Сомов, Николай Рерих и другие «мирискусники» с уважением относятся «к безвестному литвину, безоговорочно видят в нем равного, сво-

Самуил Кар

его коллегу» (с. 161). Живописные композиции Чурлёниса «захватывают необычностью, побуждают остановиться. Так было тогда, в Петербурге, так было потом, так происходит вот уже более ста лет» (с. 161). Природа в его картинах передает человеческие эмоции и вершины человеческого духа. «Он наполнял пространство листа насыщенной в солнце или бледной в ненастье цветовой гаммой дня, ритмическим рисунком облаков, устремленными в небо струнами сосен, почти видимыми переливающимися звуками текущей воды» (с. 162).

В Петербурге Чурлёниса величали Николаем Константиновичем Чурля □ нисом. Картины его не продавались, он зарабатывал на жизнь частными уроками. «Петербургская жизнь создателя живописных сонат, как и на ее варшавских и виленских этапах, имела горько-сладкий привкус» (с. 162). Чурлёнис отправляется в Друскеники, где 1 января 1909 г. они с Софьей Кимантайте венчаются и вдвоем возвращаются в Петербург. Его работы выставляются то на одной, то на другой выставке, в том числе и на выставке Союза русских художников, а на фортепианных вечерах «наряду с произведениями С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского звучит музыка М.К. Чурлёниса» (с. 163). Но природа Литвы зовет художника к себе. «Медовый год» с июля по октябрь 1909 г. был самым счастливым периодом в жизни Чурлёниса. В октябре он опять возвращается в Петербург, упаковав свои новые работы.

Полотна, написанные в последние годы («Rex», «Фантазия (Демон)», «Литовское кладбище», «Прелюд витязя», «Жемайтий-ские придорожные распятия», «Баллада о черном солнце»), во многом полярны по настроению. «Депрессия густым непроницаемым туманом начинает надвигаться на его сознание» (с. 164). Приехавшая в Петербург Софья увозит мужа в Друскеники. В марте 1910 г. Чурлёниса определяют в частную клинику для душевнобольных. Он утратил дар свободной речи. Весной 1911 г. М. К. Чурлёнис скончался от пневмонии и кровоизлияния в мозг.

В 1912 г. в Москве на посмертной выставке было показано более 100 его картин, а в 1913 г. в Вильно выставили более 200 картин Чурлёниса. В 1926 г. в Каунасе открылся музей музыкального живописца. «У Чурлёниса был особый дар - чуть приоткрыть завесу над внутренней красотой мироздания, над его связью с человеком. И побудить нас к размышлению и поиску» (с. 166).

И. Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.