Научная статья на тему 'Самозанятость как одна из первых форм трудовой деятельности '

Самозанятость как одна из первых форм трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
наемный труд / самозанятость / труд / трудовые отношения / предпринимательство / форма трудовой деятельности / wage labor / self-employment / labor / labor relations / entrepreneurship / form of labor activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арман Восканович Нерсесян

В статье предпринимается попытка обосновать значение самозанятости как одну из первых форм исторически сложившейся трудовой деятельности человека. Раскрывается содержание базовых понятий труда и предпринимательства. Приводятся особенности условий развития общественных отношений, в которых первоначально возникает именно самозанятость, а затем трудовые отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-employment as one of the first forms of work

The article attempts to substantiate the Importance of self-employment as a historically established one of the first forms of human labor activity. The content of the basic concepts of labor and entrepreneurship is revealed. The features of the conditions for the development of public relations are given, in which self-employment initially arises, and then labor relations.

Текст научной работы на тему «Самозанятость как одна из первых форм трудовой деятельности »

Закон и право. 2024. № 3. С. 178-181.

Law and legislation. 2024;(3):178-181.

Научная статья

УДК 346.26

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-178-181 NIION: 1997-0063-3/24-155

EDN: https://elibrary.ru/KKHZRF MOSURED: 77/27-001-2024-3-355

Самозанятость как одна из первых форм трудовой деятельности

Арман Восканович Нерсесян

Академия труда и социальных отношений, Москва,

Россия, arman.nersesyan2017@yandex.ru

Аннотация. В статье предпринимается попытка обосновать значение самозанятости как одну из первых форм исторически сложившейся трудовой деятельности человека. Раскрывается содержание базовых понятий труда и предпринимательства. Приводятся особенности условий развития общественных отношений, в которых первоначально возникает именно самозанятость, а затем трудовые отношения.

Ключевые слова: наемный труд, самозанятость, труд, трудовые отношения, предпринимательство, форма трудовой деятельности.

Для цитирования: Нерсесян A.B. Самозанятость как одна из первых форм трудовой деятельности // Закон и право. 2024. № 3. С. 178—181. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-178-181 EDN: https://elibrary.ru/KKHZRF

Original article

Self-employment as one of the first forms of work

Arman V. Nersesyan

Academy of Labor and Social Relations, Moscow, Russia, arman.nersesyan2017@yandex.ru

Abstract. The article attempts to substantiate the importance of self-employment as a historically established one of the first forms of human labor activity. The content of the basic concepts of labor and entrepre-neurship is revealed. The features of the conditions for the development of public relations are given, in which self-employment initially arises, and then labor relations

Keywords: wage labor, self-employment, labor, labor relations, entrepreneurship, form of labor activity.

For citation: Nersesyan A.V. Self-employment as one of the first forms of work // Law and legislation. 2024;(3): 178—181. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-178-181 EDN: https://elibrary.ru/KKHZRF

Гамозанятость как форма трудовой деятельности населения существует достаточно давно, хотя ее концепция в отечественной практике изменилась около пяти лет назад. На современном этапе самозанятость во всем мире проявляет себя как устойчивая форма занятости населения, преимущественно закрепленная законодательно, но длительное время существовавшая в теневом секторе национальных экономик развитых стран и продолжающая формировать данный сектор во множестве других. Между тем именно самозанятость мож-

© Нерсесян А.В. М., 2024.

но относить к одной из первых исторически сформировавшихся форм трудовой деятельности человека.

В современных исследованиях проблемы регулирования самозанятости принято рассматривать как с точки зрения формы трудовой деятельности (С.Ю. Головина, Ю.Б. Кострова), так и с позиции осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, т.е. как предпринимательства (A.A. Кремнева, Ф.Д. Конобевцева, Г.А. Титов).

Но если не разделять смысловое содержание понятий труда и предпринимательства, то результат анализа самозанятости как формы тру-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

довой деятельности вполне позволит данную форму отнести к основаниям развития не только предпринимательской деятельности, но и трудовых отношений.

Концептуально в труде и предпринимательстве заложена целесообразность какой-либо деятельности человека.

В толковых словарях С. И. Ожегова [8] и Д.Н. Ушакова [10] о труде говорится именно как о целесообразной деятельности человека, требующей умственного и физического напряжения. Цель такой деятельности — создание материальных или духовных ценностей.

«Предпринимательство» как более современное понятие содержательно раскрывается также в современных словарях, и, помимо прочего, подразумевает самостоятельную инициативную деятельность, направленную на получение прибыли [11]. Аналогично предпринимательская деятельность закреплена сегодня в законодательстве большинства стран, а также описывается современной юридической наукой.

В частности, для законодателя стран Западной Европы характерно закреплять предпринимательскую деятельность гражданина в качестве его основного вида деятельности, осуществляемого на профессиональной основе [1; 2; 4]. Правоведами, в свою очередь, отмечается, что закрепление предпринимательской деятельности в законодательстве предполагает введение определенных требований к процессу ее осуществле -ния, которые не должны касаться иных видов экономически активного поведения [9, с. 3].

В таком виде самозанятость пока не отделима однозначно ни от труда, ни от предпринимательства. В обоих случаях человек осуществляет целенаправленную, а не бесцельную деятельность. Конечный результат такой деятельности в приращении материальными или духовными ценностями. А вот то, как передаются полученные результаты в дальнейшем, обусловливает проведение первой и самой главной границы между трудом и предпринимательством, где самозанятость со всей очевидностью приобретает признаки предпринимательства.

Исторически трудовые отношения выстраивались на найме одним лицом другого, имеющего способность к труду. В иных случаях речь можно вести об эксплуатации, что также исторически предшествовало развитию трудовых отношений. В международной трактовке в соответствии с положениями п. 6 Резолюции I, принятой на 19-й Международной конференции статистиков труда (МКСТ) Международной организацией

труда (МОТ) [12], трудовая деятельность истолкована как любая деятельность, осуществляемая лицами любого пола и возраста в целях производства товаров или оказания услуг для использования другими лицами или для собственного использования.

Резолюция в формах трудовой деятельности приводит одну, которая универсально охватывает понятия труда и предпринимательства. Это непосредственно занятость как трудовая деятельность, выполняемая в обмен на оплату или прибыль. Именно способ возмещения произведенных трудозатрат одновременно составляет схожесть и различие предпринимательской и трудовой деятельности по найму. В обоих случаях трудозатраты осуществляются на возмездной основе. И не сложно понять, что на современном этапе самозанятость — безусловно, предпринимательская деятельность. А вот в исторический период, до установления регулируемых трудовых отношений, вполне могла совмещать в себе и наемный труд.

Поиск специалиста в нужной области — от кузнеца до архитектора — в эпоху, когда рынка труда как такового еще не существовало, по сути, осуществлялся так же, как сейчас заинтересованные лица находят исполнителя для единичной работы, а именно, путем информационного запроса к другим лицам с той лишь разницей, что в современный период запрос оформляется посредством какой-либо информационной системы (фриланс-биржа, объявления об оказании услуг и т.п.).

При этом необходимо учитывать, что системного профессионального обучения трудовой деятельности первоначально в обществе первобытнообщинного строя не существовало. Обучение осуществлялось индивидуальным порядком, как правило, в рамках членов одной семьи. В последующем, с усложнением экономической составляющей общественных отношений, увеличением хозяйственного оборота, формированием массового спроса на регулярную однотипную трудовую деятельность, произойдет окончательное разделение труда в понимании наемной оплачиваемой деятельности и предпринимательства как индивидуальной деятельности по извлечению прибыли, и самозанятость утратит связь с наемным трудом.

За способом возмещения произведенных трудозатрат следует другой критерий разграничения трудовой и предпринимательской деятельности, а именно, следует обратить внимание на системность получаемого дохода. На первый

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 03-2024

взгляд здесь также не прослеживается никакого различия. Оплата труда, как и предпринимательский доход, исторически всегда имела признак регулярности, т.е. выплачивалась периодически: сначала в натуральном виде, позднее — денежными средствами.

Однако, если проанализировать современную судебную практику по спорам о признаках предпринимательской деятельности, то без труда можно заметить, как количественные характеристики действий в ее процессе влияют на соответствующую квалификацию. Например, в Постановлении Верховного Суда РФ от 30 июня 2006 г. № 53-ад06-2 [5] отмечалось, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не могут свидетельствовать об осуществлении им предпринимательской деятельности, если количество товара, его ассортимент, либо объемы выполненных работ не свидетельствуют о том, что данная деятельность направлена на систематическое получение прибыли.

При таком подходе очевидно подразумевается иная экономическая деятельность, которая осуществляется без устойчивого во времени процесса и, очевидно, не подлежащая расширению или какой-либо оптимизации в целях дальнейшего извлечения прибыли. Системность получаемого дохода в предпринимательской деятельности во многом обусловлена ее организационной составляющей, которая в отличие от работы по найму обеспечивается лицом, ее осуществляющим, самостоятельно и за счет имеющегося у него ресурса. Таким образом, в предпринимательской деятельности системность получаемого дохода как бы зависима от организующих начал под управлением самого предпринимателя, а в трудовой значения не имеет, поскольку подчинена управленческим решениям работодателя.

В ретроспективе самозанятость по критерию системно получаемого дохода также могла бы отделиться от наемного труда, которые до того, как заинтересованное лицо начало самостоятельно развивать хозяйственный процесс, могли иметь единый признак периодического заработка, носить случайный характер, без планирования объема целенаправленных действий, связанных с занятостью, на возмездной основе.

В последующем утратившая с наемным трудом общие признаки самозанятость эволюционирует в предпринимательскую деятельность, когда мелкий продавец становится поставщиком

крупных партий товара, а ремесленник — хозяином мастерской или мануфактуры.

Одновременно с этим критерий личного профессионализма, который применим и к трудовой деятельности, и к предпринимательской, поскольку зарубежное законодательство применяет его к определению индивидуального предпринимательства [2], в попытках найти точку размежевания самозанятости с наемным трудом явно не применим.

Профессионализм характеризует повышенный уровень продуктивности профессиональной деятельности [7, с. 17], который не следует сводить только к представлениям об уровне умения осушествлять то, что видно со стороны как конкретный материально выраженный результат. С профессионализмом человека связывают также особенности его профессиональной мотивации, ценностных ориентаций [б, с. 200]. Следовательно, профессионализм определяет применение личных навыков и внутренней волевой направленности при осушествлении любой целенаправленной деятельности, включая выбор формы занятости.

Таким образом, по признакам целенаправленности деятельности на конкретный необходимый другим лицам результат, возмездности осушествленных в связи с этим трудозатрат и безальтернативности в условиях отсутствия регулируемых трудовых отношений самозанятость исторически могла оказаться одной из первых форм трудовой деятельности человека.

«Самозанятость ретроспективная» и «самозанятость современная», по сути, два разных понятия, если обратиться к способу регулирования данных отношений, но они абсолютно одинаковые по смысловому содержанию осушеств-ляемой в их рамках деятельности.

Список источников

1. Code de Commerce: Ordonnance n°2000-9l2 du 1S septembre 2000 relative а la partie lе/gislative du code de commerce // JORF, n°02l9, 21.09.2000, p. 147S3; Décretn°2007-43l du 25 mars 2007 relatif а la partie réglementaire du code de commerce // JORF, n°73, 27.03.2007. Р. 5б48.

2. Código de Comercio // BOE. 1SSS. № 2S9.

3. Codice civile: Regio Decreto 1б marzo 1942, n. 2б2 // Gazzetta Uffi ciale n. 79 del 04.04.1942.

4. Bundesgesetz uber besondere zivilrechtliche Vorschriften für Unternehmen (Unternehmensgesetzbuch — UGB // BGBl. fer die Republik Osterreich I Nr. 120/2005.

1S0

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

5. Производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения: Постановление Верховного Суда РФ от 30.06.2006 № 53-ад06-2 // URL: https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=ARB&n=32254&cacheid = F31E0 B19171A94CB7A5AE8FCD9729622&m ode=splus&rnd =fiRo23Usn9EG2wH24#rhm533UsZba7drts1 (Дата обращения: 01.02.2024)

6. Дружилов C.A. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. 2004. № 3. С. 200-208.

7. Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда. Екатеринбург: Из-во Уро РАН, 1999. 208 с.

8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова. 28-е изд., пе-рераб. М.: Мир и Образование, 2019. 1376 с.

9. Олейник О.М. Формирование критериев квалификации предпринимательской деятельности в судебной практике // Предпринимательское право. 2013. № 1. С. 2—16.

10. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Совр. ред. М.: Славянский Дом Книги, 2014. 960 с.

11. Финансовый словарь // URL: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/16938 (Дата обращения: 09.01.2023)

12. ILOSTAT // URL: http://www.ilo.org/ global/statistics-and-databases/meetings-and-events/international-conference-of-labour-sta-tisticians/19/WCMS_230304/lang—en/index.htm (Дата обращения: 09.01.2023)

References

1. Code de Commerce: Ordonnance n°2000-912 du 18 septembre 2000 relative а la partie législative du code de commerce // JORF, n°0219, 21.09.2000, p. 14783; Dеcret n°2007-431 du 25 mars 2007 relatif а la partie rеglementaire du code de commerce / / JORF, n°73, 27.03.2007. Р. 5648.

2. Codigo de Comercio // BOE. 1885. № 289.

3. Codice civile: Regio Decreto 16 marzo 1942, n. 262 // Gazzetta Uffi ciale n. 79 del 04.04.1942.

4. Bundesgesetz über besondere zivilrechtliche Vorschriften für Unternehmen (Unternehmensgesetzbuch — UGB // BGBl. für die Republik Osterreich I Nr. 120/2005.

5. The proceedings in the case of an administrative offense were terminated due to the absence of an event of an administrative offense: Resolution of the Supreme Court of the Russian Federation dated June 30, 2006 № 53-ad06-2 // URL: https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=ARB&n=32254&cacheid = F31E0 B19171A 94CB7A5AE8FCD9729622&mode= splus&rnd= fiRo23Usn9EG2wH24#rhm533UsZba 7drts1 (Accessed: 01.02.2024)

6. Druzhilov S.A. Professionalism as the realization of a resource for individual human development // Polzunovsky vestnik. 2004. № 3. Pp. 200—208.

7. Ismagilova F.S. Professional experience of a specialist in the organization and in the labor market. Yekaterinburg: Publishing House of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 1999. 208 p.

8. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian languageary / Edited by L.I. Skvortsov. 28th ed., recycled. M.: Peace and Education, 2019. 1376 p.

9. Oleynik O.M. Formation of criteria for the qualification of entrepreneurial activity in judicial practice // Entrepreneurial law. 2013. № 1. Pp. 2—16.

10. Ushakov D.N. A large explanatory dictionary of the Russian language. Modern edition. Moscow: Slavic House of Books, 2014. 960 p.

11. Financial dictionary // URL: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/16938 (Accessed: 09.01.2023)

12. ILOSTAT // URL: http://www.ilo.org/ global/statistics-and-databases/meetings-and-events/international-conference-of-labour-statisti-cians/19/WCMS_230304/lang—en/index.htm (Accessed: 09.01.2023)

Информация об авторе

Нерсесян А.В. — аспирант

Статья поступила в редакцию 02.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the author

Nersesyan A.V. — graduate student

The article was submitted 02.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

LAW & LEGISLATION • 03-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.