Е. А. Черных1 Н. В. Локтюхина2
АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ АСПЕКТЫ САМОЗАНЯТОСТИ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ3
Рассмотрены масштабы самозанятости и выявлены противоречия между данными Росстата и иных источников, что говорит о необходимости корректировки методологии соответствующих обследований рабочей силы. Проанализирована структура самозанятости по критериям отношения к основной работе, статусу, другим критериям (демографическим, профессиональным, отраслевым). Представлены результаты авторского анализа характеристик самозанятых на основании данных КЪМ8.
Рассмотрено соотношение самозанятости с пересекающимися формами занятости, в том числе фрилансом, платформенной занятостью и заемным трудом. Фиксируется проблема подмены самозанятостью фактических трудовых отношений. Обоснованы рекомендации по урегулированию социально-трудовых аспектов самозанятости в рамках специального закона о самозанятых, системы пенсионного страхования и иных гарантий самозанятым.
Ключевые слова: самозанятость, независимые работники, налог на профессиональный доход, статус занятости, неустойчивая (прекаризованная) занятость, качество трудовой жизни, фиктивная занятость, платформенная занятость, заемный труд.
Б01: 10.37930/1990-9780-2021-1-67-136-151 УДК 331.52 ШЬсоае: М,121,153,158,182,183
Введение
В России вследствие развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), цифровизации, расширения и специализации сферы услуг, повышения гибкости и мобильности носителей рабочей силы все большие масштабы приобретают не-
1 Екатерина Алексеевна Черных, старший научный сотрудник лаборатории проблем уровня и качества жизни ИСЭПН ФНИСЦ РАН (117218, Россия, Москва, Нахимовский пр., 32), канд. экон. наук, e-mail: [email protected]
2 Наталья Викторовна Локтюхина, доцент, профессор Академии труда и социально-трудовых отношений (119454, Россия, Москва, ул. Лобачевского, д. 90), д-р экон. наук, e-mail: [email protected]
3 Исследование выполнено в рамках государственного задания по теме: «Компоненты, социальные стандарты и индикаторы уровня и качества жизни населения в современной России: качественная идентификация и количественное оценивание в условиях социально-экономического неравенства» (№0137-2019-0032).
стандартные формы занятости, одной из которых выступает самозанятость. Суть самозанятости - самостоятельное ведение трудовой деятельности с целью получения дохода (без отношений найма с работодателем и привлечения наемных работников, на взаимоотношениях с потребителем услуг напрямую или через посредников).
Актуальность изучения социально-трудовых аспектов самозанятости обусловлена, во-первых, стремительным масштабированием данного вида занятости. В России число самозанятых граждан увеличивается за счет использования специального налогового режима. Налог на профессиональный доход (НПД) для самозанятых был введен в 2019 г. в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях, с 2020 г. его распространили еще на 19 регионов, а с 1 июля 2020 г. уже все регионы могут самостоятельно вводить такой режим4. Статус самозанятого могут получить также граждане стран Евразийского экономического союза.
В числе преимуществ НПД для самозанятых: льготная налоговая ставка в размере 4 % при получении доходов от физических лиц и 6 % - с юридических; налоговый вычет в 10 тыс. рублей (ставка 4 % может уменьшиться доЗ %, а 6 % - до4 %5); ведение профессиональной деятельности без регистрации ИП, без обязанностей об отчетности и применении кассовой техники; регистрация без визита в налоговую (через приложение «Мой налог» или сервисы банков).
Во-вторых, актуальность обусловлена тем, что за рамками правового поля и экономической оценки остаются многочисленные социально-трудовые аспекты самозанятости и качество трудовой жизни работников, что представляет серьезную проблему, поскольку данная форма занятости является неустойчивой [1].С точки зрения регулирования внимание к самозанятости связано прежде всего с экономическими, налоговыми, организационными вопросами.
Цель исследования - выявление ключевых социально-трудовых проблем самозанятости, требующих решения в системе госрегулирования, и обоснование практических рекомендаций для этого регулирования. Научная задача исследования - развитие представлений о новых формах занятости, которые могут составлять основу будущего мира труда, уточнение современных теоретико-методологических основ самозанятости. Практические аспекты исследования связаны с частными задачами обеспечения прав и гарантий самозанятых, а также (с учетом масштабов распространения данной формы занятости) со стратегическими задачами повышения уровня жизни граждан, создания условий и возможностей для их самореализации и раскрытия таланта6.
Для достижения поставленной цели мы опирались на исследования по теме самозанятости, которые в России начались с рассмотрения ее в качестве нестандартной формы занятости [2, 3], а в последние годы все больше связаны с правовыми аспектами (и налогообложением) и экономическими перспективами данного вида занятости [см., например, 4]. Данная тема также является предметом внимания российских СМИ. Иностранные источники довольно разнородны и отражают национальные подходы к
4 Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
5 В России выросло число регионов с налогом для самозанятых URL: https://rns.online/ finance/V-Rossii-viroslo-chislo-regionov-s-nalogom-dlya-samozanyatih~2020-01-02 (дата обращения: 19.10.2020).
6 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
выделению самозанятых. В зарубежных публикациях в основном рассматриваются правовые аспекты, экономическая эффективность, а также социально-демографические характеристики самозанятых [5, 6].
1. Масштабы самозанятости в России
Первый источник, позволяющий судить о масштабах самозанятости, - данные Росстата, отслеживающего данную форму занятости в рамках выборочных обследований рабочей силы, т. е. на основании опросов населения (см. таблицу).
Занятое население в возрасте 15 лет и старше по статусу на основной работе, тыс. чел.
Год Всего Работающие В том числе
по найму не по найму работодатели самостоятельно занятые члены производственных кооперативов помогающие на семейном предприятии
2015 72324 67109 5214 931 4012 8 263
2016 72393 66968 5424 929 4195 9 291
2017 72316 67520 4796 973 3542 13 269
2018 72532 67577 4954 1049 3598 8 299
2019 71933 67109 4824 1037 3521 9 257
I кв. 2020 71289 66768 4521 847 3450 6 218
II кв. 2020 70112 65257 4855 1072 3497 6 280
Источник: Итоги выборочного обследования рабочей силы, II квартал 2020 г. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265 (датаобращения: 19.10.2020).
Из данных Росстата не видно роста самозанятых как в абсолютном, так и в относительном выражении (их доля до начала эксперимента в 2016 г. составляла 5,8 % от занятого населения, а во II квартале 2020 г.-5 %).
Второй источник - данные органов государственной власти, которые фиксируют «официальную» самозанятость по данным регистрации налоговых агентов. Общая численность самозанятых, по данным ФНС, в конце августа 2020 г. достигла 1 млн человек, при этом каждый день регистрировалось 3,5 тыс. человек7. В октябре 2020 г. на учете состояло уже более 1,2 млн плательщиков НПД8. При этом у 82 % зарегистрированных самозанятых ранее не было официальных доходов от предпринимательства, ау42% вообще не было официальных доходов за год до постановки на учет.
7 ФНС сообщила о Р130 млрд выведенных из тени доходов самозанятых URL: https:// www.rbc.ru/economics/28/08/2020/5f479f9a9a7947f30cef78b0; (дата обращения: 19.10.2020).
8 Правительство просят ужесточить правила работы в такси для иностранцев URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/ll/08/846177-pravitelstvo-uzhestochit (дата обращения: 12.11.2020).
В Москве, по данным мэрии, за полгода число самозанятых увеличилось на 70 %9. Органы власти прогнозируют масштабирование самозанятости: 2,4 млн самозанятых до конца 2024 г. - одна из целей нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Третий источник - данные цифровых платформ, на которых регистрируются самозанятые. По данным сервиса «Яндекс.Касса», количество «официальных» самозанятых по итогам первого полугодия 2020 г. выросло в 10,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.10. На платформе Уоибо число официально регистрирующихся в качестве самозанятых россиян возросло в 8 раз, а количество ежемесячно регистрирующихся исполнителей в разгар пандемии (март - май 2020 г.) выросло на 42 % по сравнению с предыдущими месяцами11.
Четвертый источник - исследования и опросы. В России, по данным опроса РАНХиГС, полностью или частично самозанятых - около 17 млн человек, т. е. 22,4 % работающего населения (в 2016 г. - 24 %)12, и наблюдается устойчивая тенденция роста самозанятости в качестве основного доходного занятия: 10 % в 2019 г. (в 2016 г. -7,7 %). На дополнительной работе в качестве самозанятых работают еще 12,4 % опрошенных (примерно 9...10 млн чел.) (в 2016 г. - 16,3 %). При этом «неофициально» работают 53,3 % самозанятых.
Таким образом, мы видим противоречие между данными Росстата, показывающими стабильность числа самозанятых, и данными других источников, демонстрирующими тенденцию быстрого роста их числа. Причина данного противоречия в методологии Росстата, который, проводя обследование рабочей силы путем опроса населения, не выделяет в рамках самозанятости ее формальную («официальную») и неформальную части (неформальная часть самозанятых скрыта от других источников). Ошибка может крыться и в ответах граждан на анкеты в рамках обследования (самозанятые могут относить себя к работодателям, что невозможно в рамках официальной самозанятости). Росстат, проводя обследование рабочей силы, должен раскрывать именно трудовые аспекты самозанятости, но, по сути, этого не происходит. Имеющиеся противоречия и явные недостатки данных приводят нас к выводу о необходимости выборочных статобследований самозанятости, что может послужить одной из основ для корректировки статистики.
2. Структура самозанятости в России
Анализируя структуру самозанятости, методологически необходимо выделять ее по следующим критериям: отношению к основной работе (основная или дополнительная деятельность); статусу («официальная» (формальная) или неофициальная (нефор-
9 Количество самозанятых увеличилось на порядок URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2020/08/10/836329-kolichestvo-samozanyatihP (дата обращения: 19.10.2020).
10 Почему быть самозанятым в России становится выгодно URL: https://www.vedomosti. ru/partner/articles/2020/09/07/838927-bit-samozanyatim (дата обращения: 19.10.2020).
11 Почему компании все чаще нанимают самозанятых URL: https://www.vedomosti.ru/ partner/articles/2020/10/13/842984-pochemu-kompanii (дата обращения: 19.10.2020).
12 Соцопрос РАНХиГС: в России около 17 млн самозанятых - четверть от работающего населения URL: https://www.ranepa.ru/sciencehelp/news/socopros-ranhigs-v-rossii-okolo-17-mln-samozanyatyh-chetvert-ot-rabotayushhego-naseleniya-2/ (дата обращения: 19.10.2020). (Далее в ссылках - Соцопрос РАНХ и ГС).
мальная)). Далее проанализирована структура самозанятости исходя из обозначенных, а также ряда других критериев (демографических, профессиональных, отраслевых).
2.1. Неофициальные (неформальные) самозанятые - лица, которые работают, не уплачивая налоги, и не легализовались в связи с введением НПД. Как показали проведенные нами экспертные интервью, это в основном те, кто оказывает услуги на дому или «во внешнем мире», используя имеющуюся клиентскую сеть. Данные ФНС об официальных самозанятых практически не показывают тех, кто оказывает услуги дома.
Согласно данным опроса 2019 г. РАНХиГС, число самозанятых, работающих без официального соглашения с заказчиком, в 2019 г. составляло 64,1 % (в 2016 г. - 61,8 %) от общего количества самозанятых, что соответствует примерно 10... 11 млн работников.
При этом неофициальная самозанятость особенно распространена, если она является дополнительной работой (по данным РАНХиГС, среди самозанятых граждан по дополнительной работе без оформления официальных соглашений трудятся 72,8 % (в 2016 г. - 68,2 %). Самозанятые по дополнительной деятельности это в основном репетиторы; 1Т-специалисты; специалисты, оказывающие юридические, финансовые, страховые услуги; ремонтирующие бытовую или компьютерную технику и авторы научных текстов. У 2/3 опрошенных, имеющих дополнительную занятость, вид деятельности по дополнительной работе соответствует их основной занятости.
2.2. Официальные (формальные) самозанятые. Структуру официальной самозанятости могут показать данные системы «Мой налог». К сожалению, указание области деятельности не является обязательным при регистрации в данном приложении. Среди указавших свой вид деятельности как самозанятых13 перевозкой пассажиров занимаются 16 %, строительством - 8,6 %, консультированием - 7,1 %, сдачей квартир в аренду -7 %, доставкой - 6,1 %, маркетинговыми услугами и рекламой - 5,3 %, репетиторством - 4,6 %. Преобладание среди зарегистрированных самозанятых таксистов говорит об эффективности работы агрегаторов в сфере обеления рынка труда.
Согласно результатам опроса РАНХиГС, самозанятые по основной деятельности являются агентами по недвижимости, строителями, водителями, работниками сельского хозяйства, сферы красоты или искусства. По данным ФНС14, молодежь (до 30 лет), как правило, работает в ИТ; самозанятые в возрасте 40.. .50 лет сдают жилье в аренду.
Мы провели исследование структуры самозанятости в России по данным 28 волны (2019 г.) «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (КЬМБ НБЕ)»15. Из всей выборки были отобраны респонденты (419 человек), которые положительно ответили на вопрос: «В течение последних 12 месяцев Вы оказывали услуги за плату, например, подвозили кого-то на машине, ремонтировали бытовую технику, автомобили, нанимались делать ремонт в квартире и т. п.?». Отметим, что у респондентов нет четкого понимания различных статусов занятости и
13 Почему быть самозанятым в России становится выгодно URL: https://www.vedomosti. ru/partner/articles/2020/09/07/838927-bit-samozanyatim (дата обращения: 19.10.2020).
14 В России зарегистрировались миллион самозанятых URL: https://www.nalog.ru/rn77/ news/activities_fts/9998965/ (дата обращения: 19.10.2020).
15 «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS HSE)», проводимый Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ООО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. (Сайты обследования RLMS HSE: http://www.cpc.unc.edu/ projects/rlms и http://www.hse.ru/rlms)».
критериев отнесения себя к тому или иному типу занятости. Среди людей, утвердительно ответивших на вышеуказанный вопрос16, лишь 55,8 % считают, что у них есть «работа по совместительству, временная работа по срочному контракту, трудовому соглашению, договору подряда, гранту или индивидуальная работа по лицензии или без нее» или что у них «есть еще какая-нибудь работа» (кроме основной), а часто затрудняются с ответом на данные вопросы.
Даже среди тех, кто ответил отрицательно на вопрос: «Для Вас это был случайный заработок или Вы часто занимаетесь такой работой и регулярно получаете за это деньги?», 26,3 % не считают свою деятельность видом работы или занятости. Возможно, это связано с тем, что в подавляющем большинстве случаев (90 %) «этарабо-та не была оформлена официально». Анализ данных показывает противоречащие по смыслу ответы на вопросы, связанные с понятиями «основной», «дополнительной», «случайной», «временной» работы.
Что касается основного занятия в настоящее время, то у подавляющего большинства самозанятых (68,42 %) нет работы; 30,62 % сейчас работают; 0,96 % находятся в декретном или оплачиваемом отпуске.
рабочие гражданского строительства; 9,87 %
уборщики в офисах и отелях; 3,95 %
преподавание; 2,30 %
сварщики и газосварщики: 2,63%
продавец на рынке; 2,63 % /
парикмахер; 2,96 % |J портные; 3,95 %
сельскохозяйственные рабочие; 5,92 %
ремесленники по работе с тканями, кожей; 5,26 %
строители; 4,61 %
уход за больными, грузоперевозчики; 4,28 %
персональный уход; 3,95 %
Код профессии по 18С02008 первого случайного заработка
(источник: расчеты авторов на основании КЪМБ НБЕ: http://www.cpc.unc.edu/projects/remsu; https://www.hse.ru/rlms)
16 Вопросы цитируются по официальной анкете URL: https://www.hse.ru/data/2020/ 07/21/1598021096/R28_adult_rus.pdf (дата обращения: 26.10.2020).
47,2 % самозанятых - мужчины, 52,8 % - женщины. Для 61,8 % данная деятельность приносит основной заработок, а для 30,6 % - дополнительный (7,6 % респондентов затруднилась с ответом). К сожалению, в базе отсутствуют ответы на вопросы о регистрации самозанятым и наличии намерения регистрироваться, хотя анкетой эти вопросы предусмотрены. Возможно, ответы появятся в следующей волне обследования.
Отраслевую структуру самозанятости мы анализировали исходя из кодов профессии по 18С02008 (см. рисунок). Данная структура близка к укрупненной структуре неофициальной самозанятости, полученной по опросу РАНХиГС.
Анализ структуры самозанятости показывает, что она входит во все сферы деятельности, связанные с оказанием услуг, а также в традиционно стандартные формы занятости (строительные и ремонтные работы). Самозанятость по дополнительной работе крайне редко влечет за собой официальное оформление. Зачастую у людей нет осознания себя в качестве самозанятого.
3. Подмена самозанятостью фактических трудовых отношений
Актуальным представляется анализ источников официальной самозанятости с точки зрения перехода в эту форму из безработицы, экономической неактивности, из других форм включения в занятость. В числе основных источников пополнения рядов официально самозанятых - лица:
а) легализовавшие свою деятельность, перейдя из неформального сектора в формальный;
б) сменившие на статус самозанятых статус индивидуального предпринимателя (менее выгодный с налоговой точки зрения, но позволяющий нанимать персонал);
в) перешедшие в самозанятость из трудовых отношений, регулируемых на основании Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Здесь речь может идти о подмене фактических трудовых отношений самозанятостью, а масштабирование данной практики несет серьезную угрозу будущему трудовых отношений в России.
Из данных СМИ, профсоюзов известно, что рост показателей самозанятости обусловлен еще и тем, что работодатели в нарушение закона массово переводят наемных работников в категорию самозанятых, заключая с ними договор ГПХ, или принимают новых сотрудников на работу в данном статусе. По данным ФНПР, из 1 миллиона самозанятых, зарегистрированных в 2020 г., 400 тысяч - бывшие работники, которые отчисляли в бюджеты субъектов РФ 13 % НДФЛ17. В публикациях такой тип занятости получил название фиктивная занятость [7]. Работники подписывают договор аренды рабочего места или оборудования и становятся де-юре самозанятыми, но ставки зарплаты или стоимость их труда за них определяет фирма-арендодатель, поэтому фактически это наемный труд, но без социальной ответственности работодателя. Такая схема избавляет работодателя от уплаты страховых взносов за работника и от соблюдения гарантий, предусмотренных ТК РФ.
В числе причин активного перехода в самозанятость из трудовых отношений:
• расширение списка регионов, в которых действует режим НПД;
• развитие ИКТ, способствующих распространению нестандартных форм занятости;
• развитие сферы финтеха, появление новых платежных систем и сервисов (подробнее об этом в п. 7.3);
• поиск источников дохода (в том числе из-за коронавирусного кризиса);
17 Необходимо признавать трудовыми отношения с трудящимися в незащищенных формах занятости URL: http://www.fnpr.ru/n/241/20419.html (дата обращения: 12.11.2020).
• более гибкий подход компаний к планированию задач и затрат (запрос на сезонные проекты, под которые рационально привлекать самозанятых; необходимость привлечения на короткое время высококвалифицированных специалистов, если нужна сложная экспертиза в узкой области);
• широкое использование компаниями цифровых платформ для поиска фрилансе-ров с редкими талантами или навыками, которых сложно найти на традиционном рынке труда;
• меньшая заинтересованность молодежи в стабильном положении штатного сотрудника, ориентация на гибкое управление своим графиком и свобода изменения географического положения.
Однако работник в статусе самозанятого (по сути наемный работник) оказывается в уязвимом положении, поскольку лишается социальных гарантий, в том числе по пенсионному страхованию. Как быть в этой ситуации?
ТК РФ запрещает маскировать под гражданско-правовыми трудовые отношения, которые представляют собой «отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции {работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором» (ст. 15 ТК РФ).
В 2020 г. контролирующие органы стали проверять и штрафовать компании за «скрытые трудовые отношения», маскируемые под самозанятость18. В основном при оценке ситуации власти указывали на периодичность выплаты «заработной платы», в отдельных случаях - что заказчик является единственным у самозанятого гражданина».
С другой стороны, признаки трудовых отношений, установленные в статье 15 ТК РФ, не позволяют однозначно провести грань между самозанятостью и трудовыми отношениями, в связи с чем штрафы из-за найма самозанятых вызвали возмущение представителей бизнеса.
Для решения данной проблемы необходимо комплексное развитие законодательства о самозанятости, определяющее правовой статус, права и гарантии данной категории работников, а также четкое отделение трудовых отношений от статуса самозанятости в ТК РФ.
4. Пенсионное страхование самозанятых
Самозанятые не несут обязательств по уплате взносов в фонды - пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования, но могут делать это добровольно, чтобы иметь соответствующие гарантии. По данным опроса НеаёНиЩег в апреле 2020 г., самозанятые отмечают среди минусов своего налогового режима отсутствие рабочего стажа и пенсии (56 %), оплаты больничного и декрета (44 %).
18 Бизнес пожаловался в Минтруда на штрафы из-за найма самозанятых URL: https:// www.vedomosti.ru/business/articles/2020/07/29/835580-biznes-pozhalovalsya-v-mintrud (дата обращения: 26.10.2020).
Самозанятые рассматривались в числе самых уязвимых работников во время пандемии СОУГО-19, в том числе потому, что у них не было больничных и других социальных гарантий.
Вопрос пенсий самозанятых встанет через несколько лет (в России их средний возраст 30...40 лет)19. Однако вопрос сохранения устойчивости Пенсионного фонда из-за быстрого роста числа самозанятых актуален уже сейчас, поскольку растет нагрузка на тех, кто в обязательном порядке платит взносы в пенсионный фонд. В данной связи считаем, что необходимо ставить вопрос об обязательном пенсионном страховании самозанятых граждан.
5. Право самозанятых на объединение в профсоюзы
Для самозанятых ограничены возможности получить поддержку профсоюза, стать членом профсоюза.
Во-первых, деятельность современных профсоюзов направлена прежде всего на граждан, работающих в стандартной занятости. Сами самозанятые разобщены, что не способствует их объединению для создания своего профсоюза. Проекты по созданию профсоюзов для самозанятых (например, Профсоюз свободных предпринимателей, фрилансеров и надомных работников20) не очень востребованы.
Во-вторых, самозанятые все больше работают с цифровыми платформами, применяют в своей работе ИКТ, а законные способы представительства и защиты прав работников и работодателей действуют в офлайн-формате. Коллективные переговоры, трудовые споры также привязаны к собраниям работников, подписанию документов на бумажных носителях и т. д. Чтобы вступить в профсоюз, надо написать заявление в профком. Эти технологии не будут работать в цифровой экономике и для самозанятых, которым, скорее, необходим «цифровой профсоюз» в виде набора сервисов, доступного каждому вне зависимости от формы занятости.
Таким образом, развитие самозанятости, как и других нестандартных форм занятости, ставит вопрос о необходимости правовой поддержки и защиты прав соответствующих работников в сфере труда.
6. Государственная политика в отношении самозанятых
Как уже упоминалось, в сфере государственного регулирования находятся экономические, налоговые, организационные аспекты самозанятости. Главным для самозанятых является Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», но даже само понятие самозанятости в законе не определено, не затронуты и социально-трудовые аспекты самозанятости.
Последствия пандемии актуализировали вопрос государственной поддержки самозанятых. Государство вернуло самозанятым налоги, уплаченные в 2019 г., и предоставило дополнительный налоговый вычет 12,1 тыс. рублей (минимальный размер оплаты труда). Потерявшие доход самозанятые получили право на пособие по безработице.
С марта 2020 г. самозанятые могут участвовать в госзакупках наравне с предприятиями малого и среднего бизнеса, для которых действуют соответствующие квоты. Самозанятые могут получить льготные кредиты по ставке не выше 8,5 %; безвозмезд-
19 В России зарегистрировались миллион самозанятых URL: https://www.nalog.ru/rn77/ news/activities_fts/9998965/ (дата обращения: 19.10.2020).
20 https://pspfnr.com (дата обращения: 29.10.2020).
но или на льготных условиях получить в аренду государственное или муниципальное имущество; вправе претендовать на субсидии и бюджетные инвестиции от регионов.
Следует также отметить, что в рамках государственной политики занятости предусмотрена государственная услуга по «содействию самозанятости безработных граждан»21. В 2018 г. численность безработных, получивших данную услугу, составила 97,2 тыс. человек, а численность безработных, открывших собственное дело, -12573 человека22.
Вместе с тем, комплексную политику в отношении самозанятых государство не реализует, отмеченные меры носят разрозненный характер. Данный пробел может быть восполнен в рамках Закона о самозанятых, где необходимо определить направления государственной поддержки развития самозанятости. Полагаем, что в целях поддержки трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках содействия развитию их способностей к производительному, творческому труду, в России целесообразно законодательно закрепить меры по развитию самозанятости:
• информирование населения о государственной политике по развитию самозанятости, принимаемых законах и нормативных правовых актах;
• создание информационных систем и сервисов, направленных на поддержку самозанятости;
• специальные меры поддержки самозанятых.
7. Самозанятость в системе иных нестандартных форм занятости
Социально-трудовые аспекты самозанятости нельзя рассматривать в отрыве от всей системы отношений занятости, включая иные формы нестандартной занятости. Мы попытались ответить на вопросы о соотношении самозанятости и ряда «пересекающихся» с ней (и в ней) форм занятости.
7.1. Самозанятость и фриланс. В российской практике нетустоявшегося определения фрилансера, что подтверждается социологическими исследованиями. По мнению опрошенных, фрилансер - тот, кто самостоятельно находит себе работу, свободный, вольнонаемный работник (15 %), а также тот, кто работает на себя (5 %) или работает удаленно (5 %)23. В этих трактовках смешаны формы занятости, типы трудовых отношений и способы выполнения работы.
Фриланс особенно распространен в таких сферах, как журналистика (и другая деятельность по написанию текстов), юриспруденция, программирование, архитектура, дизайн (реклама, веб-дизайн интерьера и т. д.), перевод, фото- и видеосъемка, экспертная и консультационная деятельность, инженерное проектирование. Проблемами занятости фрилансеров [8] являются соблюдение баланса работа - отдых, ненормированный рабочий день, включая работу ночью и в выходные.
С точки зрения права есть четыре варианта официального труда фрилансеров:
1 - в качестве физического лица, с заключением гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;
2-в качестве индивидуального предпринимателя без наемных работников;
3 - в качестве самозанятого по определенным видам деятельности. В этом варианте наблюдается пересечение фрилансера и официального самозанятого. Согласно
21 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
22 Мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения (по итогам деятельности органов службы занятости в 2018 году) URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/migration/1304 (дата обращения: 19.10.2020).
23 https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10183 (датаобращения: 19.10.2020).
исследованию Head Hunter,24 среди респондентов-фрилансеров, указавших, что они не работают в формате самозанятых, планируют оформить самозанятость 40 %. Столько же оформляться не планируют, еще 20 % затруднились с ответом. С учетом особенностей рассмотренного варианта важно, чтобы правовое регулирование самозанятости способствовало перетоку фрилансеров в официальные самозанятые;
4 - использование главы 49.1 ТК РФ о труде дистанционных работников. Принимаемые сейчас поправки в ТК РФ по дистанционной и удаленной работе призваны сделать более гибким данный формат занятости. Однако режим самозанятости становится более выгодным для фрилансеров, чем трудовые отношения в дистанционном формате.
7.2. Самозанятость и платформенная занятость. В России платформенные работники принадлежат к нескольким категориям: официальные самозанятые; неформально занятые; наемные работники, которым цифровые платформы труда (ЦПТ) дают вторичный доход; школьники и студенты. Пересечение платформенных работников и самозанятых происходит по всем категориям, но только в первой (официальные самозанятые) в формальном секторе.
Проведенный нами анализ крупнейших российских ЦПТ показал, какую тактику платформы выстраивают в отношении самозанятых.
Во-первых, ЦПТ популяризируют официальную самозанятость среди платформенных работников, интегрируя платформы с сервисами ФНС. «Яндекс.Такси» как партнер ФНС внедрил автоматическое формирование чеков внутри приложения «Мой налог». Сейчас «Яндекс» активно продвигает самозанятость не только среди таксистов, но и среди курьеров, подключенных к «Яндекс.Еде» и «Яндекс.Лавке», блогеров «Дзена» и исполнителей заказов сервисов «Толока» и «Яндекс.Услуги». За последние 1,5 года к сервису «Яндекс.Такси» подключилось более 170 ООО самозанятых водителей, в некоторых регионах доля достигает половины от всех водителей такси25.
В партнерстве с сервисом «Рабочие руки» (официальный оператор ФНС по работе с самозанятыми) Qiwi создала решение для строителей и рабочих. Qiwi предоставляет доступ к своей платежной инфраструктуре, а «Рабочие руки» делают мгновенные платежи рабочим. Входящий в группу Qiwi Рокетбанк разработал цифровую платформу для самозанятых и компаний, которые пользуются их услугами. Заказчику платформа позволяет проверить регистрацию самозанятого в ФНС, автоматизировать безналичные выплаты за оказанные услуги и получение чеков от исполнителей. Самозанятые на платформе могут регистрировать доходы, получать выплаты и автоматически уплачивать налоги26.
Во-вторых, создаются специальные ЦПТ для официальных самозанятых. В августе 2020 г. «Яндекс» запустил платформу «Яндекс.Про», с помощью которой курьеры, водители, мастера по ремонту и другие специалисты могут находить подработку и вести учет доходов: платформа дает возможность зарегистрироваться в качестве самозанятого прямо в приложении и синхронизировать данные с приложением ФНС «Мой
24 Плюсы и минусы режима самозанятости: результаты опроса URL: https://hh.ru/ article/26512 (дата обращения: 19.10.2020).
25 Почему быть самозанятым в России становится выгодно URL: https://www.vedomosti. ru/partner/articles/2020/09/07/838927-bit-samozanyatim (дата обращения: 19.10.2020).
26 Там же.
налог». УоиБо создает отдельное направление - Ь2Ь-платформу, на которой бизнесы могут заказывать услуги у самозанятых27.
В-третьих, цифровые платформы не только помогают самозанятым легализоваться, но и предлагают дополнительные бонусы. В «Яндекс.Такси» официальный самозанятый получает приоритет в распределении заказов, три бесплатные консультации у юристов, промокод на смену, позволяющий 12 часов не платить комиссию «Яндексу». «Яндекс.Такси» в партнерстве с «Русфинанс банком» запустили программу льготного автокредитования для самозанятых и ИП (могут воспользоваться водители, выполняющие заказы сервиса не менее двух месяцев). ЦИАН показывает объявления от самозанятого выше в поиске, чем аналогичные объявления от физических лиц, а также маркирует их28. Сбербанк выдает самозанятым кредитные карты, потребительские кредиты и ипотеку, а если предприниматель подключил сервис «Свое дело», справка о доходах не требуется.
Таким образом, ЦПТ всячески продвигают официальную самозанятость, способствуя расширению данной формы вовлечения в трудовую деятельность. Вместе с тем, очевидна неурегулированность отношений с платформенными работниками, оборотная сторона гибкости платформенной занятости - незащищенность как работника, так и потребителя его услуг.
В данной связи законодательство о самозанятости должно быть синхронизировано с урегулированием платформенной занятости в целом, статусом платформенных работников, их взаимоотношений с клиентами и фактическими работодателями. В России необходимо обосновать ответ на принципиальный вопрос: в какой системе реализуется платформенная занятость - трудовые отношения или самозанятость? С учетом масштабирования платформенной занятости от ответа на этот вопрос зависит будущее российского трудового права.
С точки зрения синхронизации законодательства о самозанятости и о ЦПТ отметим следующие принципиальные моменты:
1. Важно определить соотношение самозанятых и платформенных работников в законодательстве. При регулировании правового статуса лиц, среди которых есть экономически зависимые исполнители и подрядчики, используются разные термины, значение которых не является тождественным: самозанятые; плательщики налога на профессиональный доход; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа; работающие не по найму и др. Это создает проблему неопределенности их статуса занятости на рынке труда.
Представляется нецелесообразным вводить в понятийный аппарат самостоятельную категорию «лица, занятые на интернет-платформах», поскольку они могут относиться к разным категориям: экономически зависимым исполнителям и подрядчикам; независимым самозанятым; лицам, состоящим в трудовых отношениях.
Более актуально определение правового статуса самозанятых в целом. Правила, касающиеся экономически зависимых исполнителей и подрядчиков (которых можно именовать зависимыми самозанятыми), необходимо урегулировать в рамках законода-
27 Почему быть самозанятым в России становится выгодно URL: https://www.vedomosti. ru/partner/articles/2020/09/07/838927-bit-samozanyatim (дата обращения: 19.10.2020).
28 Бой с тенью: как российские регионы вводят налог для самозанятых URL: https://www. vedomosti.ru/partner/articles/2020/09/07/838507-boi-tenyu (дата обращения: 19.10.2020).
тельства о самозанятости. Одновременно с этим должны быть предусмотрены положения, отражающие специфику труда лиц, занятых на интернет-платформах, однако этот вопрос требует детальной проработки.
2. Необходимо урегулировать актуальные направления платформенной занятости через принятие «отраслевого» законодательства, в рамках которого платформенные работники могут быть как самозанятыми, так и состоящими в трудовых отношениях.
Неурегулированность сферы занятости с помощью агрегаторов такси остается серьезной проблемой, учитывая высокий риск транспортных перевозок, необходимость регулирования режима труда и отдыха водителей, прохождение медицинских осмотров, технический осмотр автомобиля. В данной связи необходимо оперативное принятие законодательства о такси.
7.3. Самозанятость и заемный труд. Заемный труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника, в России запрещен, что установлено статьей 56.1 ТК РФ. Глава 53.1 ТК РФ устанавливает особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала). Однако исследование Финансового университета при Правительстве РФ показало, что попытка прямого запрещения заемного труда оказалась неэффективной и заемный труд в России существует в скрытых формах29. В объеме рынка такого заемного труда (если брать только неформальный сектор) 11 % - самозанятые, 57 % - неформальные работники в скрытых формах заемного труда (среди которых могут быть и самозанятые). Данное явление распространено на производствах и складах, в строительстве и розничной торговле, в клининговых компаниях, службах охраны и предприятиях общепита. Подменяя трудовые отношения самозанятостью, компании-посредники реализуют скрытые формы заемного труда, которые никак не укладываются в логику главы 53.1 ТК РФ. Компании получают экономию на персонале, уходят от платежей в федеральный бюджет (НДС), в региональные бюджеты (НДФЛ) и во внебюджетные государственные социальные фонды. В данной связи урегулирование социально-трудовых аспектов самозанятости на правовом уровне должно сопровождаться урегулированием проблем со скрытыми формами заемного труда.
Председатель Общественного движения «ТРУД» С. О. Песков30 видит решение проблемы в расширении признаков заемного труда, законодательном определении этого типа труда с учетом сложившихся рыночных взаимоотношений, разработке системы правовых, экономических и организационных мер, при которых бизнесу станет экономически нецелесообразно использовать скрытые формы заемного труда и самозанятых с признаками трудовых отношений.
Выводы
1. Самозанятость как в официальном, так и в неофициальном статусе в России остается неустойчивой формой занятости, что проявляется следующими признаками (исходя из критериев прекаризации занятости, предложенных Международной органи-
29 Исследование скрытых форм заёмного труда в российской"экономике URL: http://www. fa.ru/Documents/ZT_FaRU.pdf (дата обращения: 19.10.2020).
30 Заемный труд стал одной из форм современного рабства в России URL: https:// newizv.ru/article/general/16-07-2020/zaemnyy-trud-stal-odnoy-iz-form-sovremennogo-rabstva-v-rossii?id=zaemnyy-trud-stal-odnoy-iz-form-sovremennogo-rabstva-v-rossii&published_date=16-07-2020&type=AnalyticItem (датаобращения: 19.10.2020).
зацией труда31): ограниченные сроки контракта; природа трудового взаимоотношения (многосторонние отношения найма - скрытые формы заемного труда и платформенная занятость; скрытые отношения найма - подмена самозанятостью фактических трудовых отношений); неустойчивые условия труда (прежде всего в части отсутствия доступа к механизмам соцзащиты и благам, традиционно ассоциирующимся со стандартной занятостью). Расширение самозанятости, не сопровождаемое решением социально-трудовых проблем, ведет к увеличению масштабов неустойчивой занятости, к ограничению или полной утрате работниками трудовых и социальных прав.
2. Для решения острой проблемы массового перевода работников из фактически трудовых отношений в отношения самозанятости необходимо четкое отделение трудовых отношений от статуса самозанятости в Трудовом кодексе РФ, а также комплексное развитие законодательства о самозанятости, определяющее правовой статус, права и гарантии данной категории работников.
В федеральном законе «О самозанятости» необходимо урегулировать отношения, возникающие в связи с ведением гражданами деятельности в виде самозанятости, определить понятие самозанятости, права и гарантии самозанятых, механизмы защиты самозанятого от безработицы и господдержки развития самозанятости. Отдельно следует проработать вопрос обязательного пенсионного страхования самозанятых, что позволит обеспечить данную категорию в будущем и сохранить устойчивость Пенсионного фонда РФ.
Требуются новые федеральные статнаблюдения, направленные на выявление численности, состава и иных характеристик самозанятости.
3. Социально-трудовые аспекты самозанятости нельзя рассматривать в отрыве от всей системы занятости, включая иные формы нестандартной занятости, особенно в части таких пересекающихся форм, как формальная самозанятость - неформальная самозанятость; самозанятость - фриланс; самозанятость - платформенная занятость; самозанятость - заемный труд. Но уже сейчас можно сказать, что их законодательное урегулирование должно быть синхронизировано.
На наш взгляд, очевидна необходимость дальнейшего развития теоретико-методологических аспектов самозанятости с учетом масштабов ее распространения в России.
Список литературы
1. Неустойчивая занятость в Российской Федерации: теория и методология выявления, оценивание и вектор сокращения / В. Н. Бобков, В. Г. Квачев, И. Б. Колмаков, Н. Л. Лютов, Н. В. Локтюхина, И. В. Новикова, Ю. Г. Одегов, Е. В. Одинцова, В.В. Павлова, И. А. Шичкин. -М.: КноРус, 2019.-342 с.
2. Самозанятые: способы идентификации, динамики и перспективы развития // Нестандартная занятость в российской экономике / под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Издат. Дом ГУ ВШЭ, 2006. - 400 с.
3. Приженникова, А. Н. Самозанятость как разновидность нестандартной занятости: актуальные вопросы / А. Н. Приженникова, Г. Ю. Коляда // Образование и право. - 2019. - №12. -
31 From precarious work to decent work: outcome document to the workers' symposium on policies and regulations to combat precarious employment / International Labour Office, Bureau for Workers' Activities. - Geneva: ILO, 2012. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_ dialogue/—actrav/documents/meetingdocument/wcms_179787.pdf (дата обращения: 19.10.2020).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samozanyatost-kak-raznovidnost-nestandartnoy-zanyatosti-aktualnye-voprosy (дата обращения: 16.11.2020).
4. Нестеренко, Ю. Н. Самозанятость в России: состояние и потенциал развития / Ю. Н. Нестеренко, Е. А. Протасова//Народонаселение. - 2019. - №4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/samozanyatost-v-rossii-sostoyanie-i-potentsial-razvitiya (дата обращения: 16.11.2020).
5. Blanchflower D. Self-Employment in OECD Countries II Labour Economics. 2000. Vol. 7. Septemper. P. 471-505.
6. Flinchbaugh M., Clint Chadwick C., Li P., Essman S. The influence of independent contractors on organizational effectiveness: A review Human Resource Management Review Volume 30, Issue 2, June 2020, https://doi.Org/10.1016/j.hrmr.2019.01.002 100681
7. Анисимое, P. И. Прекаризированная занятость в России: опыт определения основных индикаторов / Р. И. Анисимов II Социологические исследования. - 2019. - № 9. - С. 64-72. DOI: 10.31857/S013216250006652-0
8. Стребков, Д. О. Ловушка гибкой занятости: как нестандартный график работы влияет на баланс между работой и жизнью фрилансеров / Д. О. Стребков, А. В. Шевчук II Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2019. - № 3. - С. 86-102. https://doi.Org/10.14515/monitoring.2019.3.06.
References
1. Bobkov V. N., Kvachev V. G., Kolmakov I. В., Ljutov N. L., LoktjuhinaN. V., Novikova I. V., Odegov Ju. G., Odincova E. V., Pavlova V. V., Shichkin I. A. (2019) Neustojchivaja zanjatost' v Rossijskoj Federacii: teorija i metodologija vyjavlenija, ocenivanie i vektor sokrashhenija [Precarious employment in the Russian Federation: theory and methodology of identification, assessment and the vector of reduction], Moskva, KnoRus. 342 p.
2. Samozanjatye: sposoby identifikacii, dinamiki i perspektivy razvitija [Self-employed: methods of identification, dynamics and development prospects] Nestandartnaja zanjatost' v rossijskoj jekonomike pod. Red. V. E. Gimpel'sona, R. I. Kapeljushnikova; Gos. un-t - Vysshaja shkola jekonomiki. - M.: Izd. Dom GU VShJe, 2006. - 400 s.
3. PrizhennikovaA. N., Koljada G. J. (2019) Samozanjatost" kak raznovidnost" nestandartnoj zanjatosti: aktual"nye voprosy [self-employment as a variety of non-standard employment: topical issues] Obrazovanie i pravo. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samozanyatost-kak-raznovidnost-nestandartnoy-zanyatosti-aktualnye-voprosy (data obrashhenija: 16.11.2020).
4. Nesterenko J. N., Protasova E. A. (2019) Samozanjatost" v rossii: sostojanie i potencial razvitija. [Self-employment in russia: state and potential of development] Narodonaselenie. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/samozanyatost-v-rossii-sostoyanie-i-potentsial-razvitiya (data obrashhenija: 16.11.2020). - P. 471-505.
5. Blanchflower D. Self-Employment in OECD Countries II Labour Economics. 2000. Vol. 7. Septemper. P. 471-505.
6. Flinchbaugh M., Clint Chadwick C., Li P., Essman S. The influence of independent contractors on organizational effectiveness: A review Human Resource Management Review Volume 30, Issue 2, June 2020, https://doi.Org/10.1016/j.hrmr.2019.01.002 100681
7. Anisimov R. I. (2019) Prekarizirovannaja zanjatost' v Rossii: opyt opredelenija osnovnyh indikatorov [Precarized employment in Russia: the experience of determining the main indicators]. Sociologicheskie issledovanija.2019. № 9. S. 64-72. DOI: 10.31857/S013216250006652-0
8. Strebkov D. 0., Shevchuk A. V. (2019) Lovushka gibkoj zanjatosti: kak nestandartnyj grafik raboty vlijaet na balans mezhdu rabotoj i zhizn'ju frilanserov [Flexible employment trap: how nonstandard work schedule affects the balance between work and life of freelancers] Monitoring obshhestvennogo mnenija: Jekonomicheskie i social'nye peremeny. 2019. № 3. S. 86—102. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.06.
E. A. Chernykh32, N. V. Loktyukhina33. Current social and labor aspects of self-employment in modern Russia. E.A. Chernykh and N.V. Loktyukhina consider the scope of self-employment and disclose contradictions between data reported by the Federal State Statistics Service and other sources, which manifests the need to adjust the methodology for relevant studies of the workforce. The article analyzes the structure of self-employment based on the criteria of relationship to the mainjob, status and other criteria (demographic, professional, sectoral) and presents the results of the authors' original analysis of self-employed persons' characteristics based on RLMS data.
The authors consider the correlation of self-employment with intersecting employment types, including freelance, platform employment and contracted work, and establish the problem of substituting actual labor relations with self-employment. The article substantiates recommendations on regulating social and labor aspects of self-employment under separate self-employment law, the social security system and other securities for self-employed persons.
Keywords: self-employment, independent workers, self-employment tax, employment status, temporary (precarious) work, quality of work life, sham employment, platform employment, contracted work.
32 Ekaterina A. Chernykh, PhD in economics, Senior research officer at the Laboratory of Problems of Living Standards and Quality of Life at the ISESP FNISC RAS (32 Nakhimovsky prospect, Moscow, Russian Federation, 117218), e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-6970-487X
33 Natalya V Loktyukhina, Doctor of Economics, Professor, Academy of Labor and Social and Labor Relations (90 Lobachevsky street, Moscow, Russian Federation, 119454), e-mail: [email protected]