Научная статья на тему 'Самовоспитание курсантов образовательных организаций МВД России и его место в системе формирования личности сотрудника правоохранительных органов'

Самовоспитание курсантов образовательных организаций МВД России и его место в системе формирования личности сотрудника правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / ВОСПИТАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МВД РОССИИ / СОТРУДНИК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВ / ЦЕЛЬ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / CADET / EDUCATION / SELF-EDUCATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / LAW ENFORCEMENT OFFICER / PERSONALITY FORMATION / NEED / MOTIVE / GOAL / SELF-IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишустина Людмила Владимировна

В статье раскрыты особенности самовоспитания в процессе формирования личности будущих сотрудников правоохранительных органов на этапе обучения в образовательных организациях МВД России, даны направления по созданию условий для эффективной мотивации самовоспитания курсантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишустина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Education of Cadets of Educational Organizations of the Mia of Russia and Its Place in the System of Formation of the Personality of the Employee of the Law Enforcement Bodies

The article reveals the features of selfeducation in the process of formation of the personality of future law enforcement officers at the stage of training in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia, gives directions to create conditions for effective motivation of self-education of cadets

Текст научной работы на тему «Самовоспитание курсантов образовательных организаций МВД России и его место в системе формирования личности сотрудника правоохранительных органов»

УДК 37.013.32 ББК 74.48

@ Л.В. МИШУСТИНА. 2019

САМОВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

SELF-EDUCATION OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA AND ITS PLACE IN THE SYSTEM OF FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE EMPLOYEE OF THE LAW ENFORCEMENT BODIES

ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА МИШУСТИНА,

начальник отделения отдела воспитательной работы управления по работе с личным составом Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, подполковник полиции Email: unkpsd@yandex.ru

LYUDMILA VLADIMIROVNA MISHUSTINA , head of the department of educational work management staff Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikoty, police lieutenant colonel Email: unkpsd@yandex.ru

Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования Для цитирования: Л.В. МИШУСТИНА. Самовоспитание курсантов образовательных организаций МВД России и его место в системе формирования личности сотрудника правоохранительных органов. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 1/2019. С. 63—65.

Аннотация. В статье раскрыты особенности самовоспитания в процессе формирования личности будущих сотрудников правоохранительных органов на этапе обучения в образовательных организациях МВД России, даны направления по созданию условий для эффективной мотивации самовоспитания курсантов

Ключевые слова: курсант, воспитание, самовоспитание, педагогическое сопровождение, образовательная организация МВД России, сотрудник правоохранительных органов, формирование личности, потребность, мотив, цель, самосовершенствование

Annotation. The article reveals the features of self-education in the process of formation of the personality of future law enforcement officers at the stage of training in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia, gives directions to create conditions for effective motivation of self-education of cadets

Key words: cadet, education, self-education, pedagogical support, educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia, law enforcement officer, personality formation, need, motive, goal, self-improvement

Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Советского Союза. Одновременно наблюдается рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций.

Проблемы глобализации в различных своих проявлениях обнажили новые сущест-

венные угрозы национальной безопасности для Российского государства и вызвали объективную потребность преобразований в нашем обществе. [1]

В первую очередь, таким преобразования затронули силовые структуры, в том числе Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Реформа МВД России, проводимая с 2011 года, потребовала существенного измене-

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

ния устоявшейся правоохранительной структуры, обозначила новые требования, предъявляемые не только к результатам работы полиции, но и к личности каждого сотрудника правопорядка.

Это повлекло за собой существенные изменения порядка взаимодействия сотрудников полиции с населением и теперь, взаимодействие с гражданами должно быть более профессиональным и социально направленным, с учетом особенностей социальной и политической ситуации в стране, а также потребностей различных категорий граждан. Основная роль при этом отводится профилактической и воспитательной деятельности сотрудников полиции.[2]

В связи с этим, возникла потребность в разработке и реализации целенаправленной системы формирования личности сотрудника правоохранительных органов, наделенной определенными знаниями, умениями, профессиональными и личными качествами, с обязательным учетом требований, предъявляемых современным обществом.

Благоприятными условиями, в том числе современной материально-технической базой и прогрессивным потенциалом педагогического и командного звена располагают образовательные организации МВД России, в которых осуществляется формирование личности и профессиональная подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов, обладающих всеми необходимыми качествами и отвечающих самым современным требованиям, а также переподготовка и повышение квалификации действующих сотрудников полиции. Особое место в системе подготовки и формирования личности сотрудника правоохранительных органов занимает самовоспитание.

С позиций современных наук о человеке, самовоспитание естественно и органически связано со всеми процессами и явлениями, которые происходят в психике человека.

Психологи связывают самовоспитание с реализацией в жизнедеятельности человека всех элементов самости: самопознания, самопонимания, самореализации, самоутверждения, являющихся проявлением потребности в саморазвитии и рассматривают самовоспитание как волевое саморегулирование психиче-

ского состояния, способствующее формированию определенных черт характера, как воздействие на себя, направленное на развитие и совершенствование собственного поведения и как нравственное самосовершенствование. [3]

Наиболее устойчивыми побудителями личности по самовоспитанию являются потребности, которые приобретают психологическую определенность, становясь мотивами и реализуясь впоследствии в конкретном действии.

В своих научных трудах Л.И. Рувинский определяет место самовоспитания в жизне-творчестве личности, описывает принципы его реализации и сопутствующие этому условия. Так, самовоспитание — это деятельность человека с целью изменения своей личности. Оно имеет место при условии наличия цели, а существенным мотивом выступает стремление к успеху. Человек в процессе деятельности самостоятельно изменяет свою личность, следовательно, он сам себя воспитывает, т.е. занимается самовоспитанием, которое предполагает сознательное стремление стать лучше, достигнуть определенного рубежа. При этом, будет ли человек работать над собой или нет, зависит во многом от его мировоззрения. [4]

Следовательно, самовоспитание — это, прежде всего, работа над собой, необходимыми и важнейшими условиями и средствами которой, являются потребность, мотив и деятельность, которые напрямую зависят от мировоззрения личности, отражающего её место в современном обществе.

Одним из основных направлений деятельности образовательной организации МВД России является комплексное педагогическое сопровождение работы над собой будущих сотрудников правопорядка, которое начинается еще на этапе отбора. Субъектами сопровождения такой работы являются: педагоги (профессорско-преподавательский состав), командиры и начальники учебно-строевых подразделений, сотрудники управления по работе с личным составом, психологи, педагоги и иные сотрудники, на которых возложены функции воспитания и обучения курсантов. Комплекс проводимых мероприятий, разработанный во взаимодействии всех субъектов педагогического сопровождения, нацеливает абитуриентов, а в последствие курсантов

64

№ 1/2019

на непрерывную планомерную работу по саморазвитию, самосовершенствованию, в том числе и самовоспитанию.

При этом, основным направлением деятельности субъектов педагогического сопровождения является создание необходимых потребностей и мотивов курсантов, формирование правильного мировоззрения, оказание им всесторонней помощи в осуществлении самовоспитания: осознания происходящих процессов, обучение осознанному управлению ими, формирование необходимой мотивации, постановка целей, анализ результатов и принятие решений.

Формированию мотивов самовоспитания способствует осознание достоинств и недостатков собственной личности, и это сравнение происходит с определенным идеалом, наличие которого вызывает стремление самоизменения и самовоспитания. Интенсивность мотивов в таком случае зависит от степени переживания человеком различия между собой и идеальной личностью.

Самовоспитание курсантов необходимо понимать как актуальную и закономерную деятельность, являющуюся важным элементом процессов воспитания, обучения, служебной, личностно ориентированной деятельно-сти.[5] Основной задачей педагогического и курсового звена образовательной организации является создание идеала — образцовой личности сотрудника правоохранительных органов, наделенной определенными знаниями, умениями, профессиональными и личными качествами, которая активизирует процессы формирования целей и потребностей в самовоспитании каждого курсанта.

Таким образом, подводя итог, следует подчеркнуть:

1. Самовоспитание заключается в организованной, активной, целеустремленной деятельности личности по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств, в соответствии с осознанными потребностями и личной программой развития.

2. Педагогическое сопровождение самовоспитания курсантов образовательных организаций МВД России — актуальная проблема современного учебно-воспитательного процесса.

3. Для реализации эффективного комплексного сопровождения самовоспитания курсантов в образовательных организаций МВД России, необходимо разработать систему состязательности и здоровой конкуренции среди курсантов, обозначив идеальную модель поведения и развития личности, соответствующие профессиональному предназначению, определив поощрение за достижение определенного уровня в самовоспитании, как мотивацию к дальнейшему развитию всех элементов самости.

4. Для того чтобы активизировать самовоспитание любой личности, необходимо определить условия, в том числе педагогические и психологические, при которых будет запущен волевой механизм личностного самовоспитания. В любом случае, процесс самовоспитания должен быть организован и находится под контролем для повышения его продуктивности и своевременной коррекции на основании результатов комплексного воздействия на личность.

Список литературы

1. Константинова Л. В. Место и роль общественного идеала в системе социальной детерминации: Автореф. дис ... кан. филос. наук. Саратов, 1994. С. 16—19.

2. Заречнев Д.О., Калинин С.В., Чернов Ю.Н. «Особенности самовоспитания социально значимых качеств будущих сотрудников полиции» // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 1(60) С. 64.

3. Шивринская С.Е. Урок физической культуры как пространство самовоспитания подростка. М.: НАУКА : ФЛИНТА. 159 с.

4. Рувинский Л.И. Самовоспитание школьников / Л.И. Рувинский,

А.Я. Арет. М.: Педагогика, 1976. 160 с.

5. Ульянова И.В., Евсеева И.Г., Борисова Е.В. Самовоспитание курсантов образовательных организаций МВД России как актуальная психолого-педагогическая проблема. // Вестник экономической безопасности. 2018 № 3/2018. С. 266—269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.