Научная статья на тему 'Самоубийство как деструктивный способ завершения внутриличностной конфликтности'

Самоубийство как деструктивный способ завершения внутриличностной конфликтности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2786
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоубийство как деструктивный способ завершения внутриличностной конфликтности»

Э.Г.-И. Исаева

САМОУБИЙСТВО КАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ СПОСОБ ЗАВЕРШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ

Суицид (от англ. suicide) - самоубийство, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства или под влиянием психического заболевания. Это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих состояний, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. Суицидальное поведение объединяет все формы проявления активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения, агрессию против собственного «я». Причины суицидов многообразны и коренятся не только в личных деформациях субъекта и в стрессовой обстановке окружающей его, но и в социально-экономической и нравственной организации общества.

В рамках анатомо-антропологического, социологического, психиатрического подходов разработаны различные представления о детерминации самоубийств. Представители анатомо-антропологической концепции придерживаются идеи структурно-морфорлогических и психофизиологических причин самоубийства и значимости неблагоприятной наследственности. Социологическая концепция (М. Гернет, Э. Дюркмейн, П. Сорокин и др.) главные причины самоубийства усматривает в социально-политических и экономических факторах, степени социальной интеграции индивида и воздействии на его социальные нормы. Психопатологическая концепция (И. Гвоздев, Д. Эскироль и др.) оказала сильное влияние на утверждение в общественном сознании представлений о психической патологии суицидента, что до последнего времени снижало эффективность научно-практической разработки проблемы самоубийства. Более поздние исследования психологов и психиатров (Л. Бэллак, Н. Конончук, А. Ратинов, О. Ситковская, С. Семичев) выявили наличие определенной связи между характерологическими чертами личности и склонностью к суицидальным действиям в кризисных ситуациях. Более гибкой объяснительной моделью суицидального поведения является концепция, согласно которой такое поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта (А.Г. Амбрумова). Данный подход продуктивно развивается в последние годы (А. Боенко, А. Полеев, А. Слуцкий, М. Занадворов). В целом можно утверждать, что суицидальное поведение зависит от ряда факторов, которые могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренними факторами суицидального поведения являются индивидуальные особенности личности суицидента (характер, психофизическое, эмоциональное состояние и др.), повышающие риск суицида, образующие внутреннюю среду для отражения внешних факторов, а также являющиеся побудителями такого поведения. К внешним факторам относятся: микросоциальные условия биографического характера, прежде всего семейное воспитание; межличностные отношения в референтной группе - семейной, дружеской или профессиональной; дезадаптирующие объективные факторы деятельности, ее экстремальность; физическое и психологическое насилие, жестокость. Некоторые внешние факторы являются причинами суицида, потому что имеют для человека особый кризисный психологический смысл.

Разочарование в жизни ведет к пессимизму, происходит «потрясение веры» (Э. Фромм). «Если ни на что и ни на кого нельзя положиться, если вера человека в добро и справедливость оказывается только глупой иллюзией, если правит дьявол, а не Бог, тогда жизнь действительно достойна ненависти, и боль последующих разочарований становится далее невыносимой. Именно в этом случае хочется доказать, что жизнь зла, люди злы и ты сам зол» [5, С.25].

Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, явление сугубо антропологическое. В доисторические времена, когда только начинали образовываться крупные общинно-родовые союзы, самоубийство носило чисто прагматическую социальную функцию и помогало выживанию рода и племени в целом.

На протяжении последующей истории человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства. Периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни. Самоубийства знаменитостей часто провоцировали новые акты суицида, например, смерть Мэрилин Морло (1963), Эрнеста Хемингуэя, массовые самоубийства членов сект «Ветвь Давида» (1993), «Небесные врата» (1997) и др.

Обычно различают попытку самоубийства (парасуицид) и реализованное самоубийство. Частота завершенных суицидов по сравнению с попытками относительно невелика у подростков. По данным Davis (1988) женщины в четыре раза чаще, чем мужчины, пытаются покончить жизнь самоубийством.

В России после революции кривая самоубийств резко поднялась. К 1926 г. в Москве и в Ленинграде уровень самоубийств достигал 41,8 на сто тысяч человек -среди мужчин, 19,5 - среди женщин. 1937 г. и 1947 г. отмечены скачками тенденций. Во время хрущевской «оттепели» некоторый спад и резкий рост вплоть до 1984 г. (38,7). В последние годы в России совершается ежегодно около 55 тысяч самоубийств. У российских мужчин около 90% убийств и 80% самоубийств приходится на трудоспособный возраст, у женщин более половины самоубийств (54%) и около одной трети убийств (31%). Высокая распространенность суицидальных намерений наблюдается среди бездетных, стариков, одиноких, разведенных, вынужденных мигрантов. Особенно пугающая ситуация с самоубийствами среди подростков. Целые города охватывают эпидемии детских суицидов. Россия на первом месте в мире по количеству суицидов среди подростков - 2500 человек ежегодно добровольно уходят из жизни. На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, выступают отношения с родителями (70%), на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном с лицами противоположного пола. Сохранились российские тенденции, относящиеся к способу ухода из жизни: на первом месте самоповеше-ние, затем отравление, применение холодного оружия, падение с высоты, применение огнестрельного оружия (у мужчин) и утопление (у женщин).

Особенности статистики суицидов в разных странах мира таковы. В Англии самоубийство считалось противозаконным вплоть до 1961 г. В норвежском праве суицид рассматривается как «бесчестное убийство». В общественном сознании современных норвежцев прочно сохраняются культовые стереотипы викингов, в которых вся сфера суицида табуирована. В голландском законе с 1808 г. прекращены преследования за самоубийства. В общественном мнении табу на суицид исчезло одновременно с табу на секс, порнографию, наркотики, гомосексуализм и проституцию. В Голландии, наряду с Испанией, Италией, Ирландией, Шотландией, уровень суицида довольно низкий - около 10 случаев на 100 тысяч населения. В Италии отношение к суициду наиболее резкое и негативное по сравнению с остальными европейскими странами. Китайцы в соответствии с историческими традициями считают, что суицид не следует поощрять, но и преследовать за покушение не стоит. В Индии суицид был и остается одной из характерных особенностей ритуальной жизни. Там считается, что лучшая жертва, которую может принести человек богам, он сам, и это открывает ему дорогу в вечность. Япония прочно занимает позиции одного из мировых лидеров по высокой статистике суицида. Редкие случаи суицида наблюдаются в странах Азии и Африки, в мусульманских странах. Эти отличия связаны с осуждением самоубийства религией.

Христианство после волны самоубийств первых христиан-мучеников, стремящихся таким образом предстать перед лицом всевышнего, наложило запрет на добровольный уход из жизни. Самоубийцам отказывалось в христианством погребении, они карались позорным захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане - семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же, совершившие неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как за убийство.

Восточные религии, как брахманизм и буддизм, спокойно относятся к отречению от плоти. И самосожжение буддийских монахов как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм. Массовые религиозные самоубийства предпринимались в России при многих государственных нововведениях и реформах.

Исследователями установлено, что в целом в государствах, где влияние религии слабее и религиозные нормы, связанные с самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше. Культурные табу влияют на признание в суицидальных намерениях. Метасуицид может проявляться в форме отрицания и сознательного сокрытия этих намерений, например, под несчастный случай, для того, чтобы после смерти человека не обвиняли в том, что он покончил с жизнью [4, С.246].

В определении самоубийства, даваемого современными специалистами, входит не только намеренное лишение себя жизни, но и отказ от реальных возможностей избежать смерти в периоды кризисов. В военное время смерть является настолько ординарным явлением, что преднамеренность самоубийства не является предметом изучения. Поэтому, хотя во время войн и наблюдается действие механизма переноса накопленной агрессии против своего «я» на других людей, принадлежащих к «лагерю врагов», исследователи затрудняются однозначно ответить на вопрос о влиянии войн на суициды.

К группам повышенного суицидального риска относятся: военнослужащие срочной службы (до 70% всех самоубийств в армии приходятся на первый год службы), заключенные (60% всех самоубийств в течении первых трех месяцев и в последние месяцы перед освобождением), офицеры в отставке.

Самоубийство это деструктивный способ завершения внутриличностного конфликта. Острое эмоциональное состояние, возникающее в критической ситуации столкновения личности с препятствиями на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, приводят к суицидальному решению. Оно обусловлено внутри-личностными противоречиями как следствием межличностных конфликтов с начальниками, подчиненными, коллегами; неудачами и сложностями семейных взаимоотношений, неразделенной любовью, изменой, разводом, смертью близких; страхом уголовной ответственности; состоянием здоровья и материально-бытовыми трудностями.

Выделяются следующие типы суицидального поведения:

Наиболее часто встречается - демонстративно-шантажное поведение. Это разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства без намерения покончить с собой, иногда в расчете, что во время спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь к себе или вернуть утраченное внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, наказаний за правонарушения, проступки, «наказать обидчика»; обратив на него гнев и возмущение окружающих.

Аффективное суицидальное поведение - это суицидные попытки, совершаемые на высоте сильного аффекта, длящегося иногда минуты, но в других случаях в силу напряженной ситуации растягивающегося на часы - сутки. В определенный момент здесь обычно мелькает мысль о том, чтобы расстаться с жизнью или такая возможность допускается. Тем не менее, аффективная суицидальность всегда содержит больший или меньший компонент демонстративности.

Истинное суицидальное поведение в основе имеет конфликт, обдуманное намерение покончить с собой. Поведение базируется на кризисном состоянии, характеризуемым интенсивным наплывом отрицательных эмоций, чувством неопределенности, беспокойства, тревоги, дезорганизации, фрустрации. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения. Записки более адресованы себе самому, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинений близких.

Суицидальные индивидуумы склонны преувеличивать размах и глубину возникших проблем, в результате чего даже самые заурядные, ничтожные трудности воспринимаются ими как неразрешимые проблемы. Чувство безысходности вырастает из искаженного или патологического самовосприятия и восприятия мира. Они крайне неуверенны в собственных силах и считают себя неспособными справиться с трудностями. Чрезвычайно плохо переносят неопределенные ситуации, склонны проецировать результирующую картину собственного поражения в будущее. Они демонстрируют все признаки когнитивной триады, а именно, преувеличенно негативное восприятие мира, собственной персоны и своего будущего [3, С.158].

Суицидальная депрессия проявляется в изменении настроения. Человек становится грустным и угрюмым, его одолевают мысли о своей неудавшейся судьбе, жжет острое чувство вины. Он теряет вкус к жизни и способность сопротивляться трудностям, утрачивает интерес к вещам, которые раньше привлекали. Замедляется как двигательная активность, так и течение процессов мышления. Если депрессия незначительна, индивид еще может работать, выполнять повседневные задания, однако, все это перестает доставлять ему удовольствие. При обострении депрессии утрачивается всякая активность. Человек становится безразличным к бытию, например, может часами сидеть у телевизора и апатично смотреть или просто лежать. Все вокруг он видит в «темном свете». Ярчайшая черта депрессивной личности - самоуничижение. При депрессии человек чувствует себя неудачником. Он становится слишком чувствительным ко всему, и это тоже уменьшает самооценку. Например, ссора со значимым человеком, которая не более чем эпизод жизни, кажется концом света; провал на экзамене воспринимается как доказательство абсолютной бездарности. Следует подчеркнуть, что в состоянии депрессии индивид считает свое восприятие мира единственно правильным, а периоды жизни без депрессии представляются ему иллюзией. Характерные им аберрации мышления, как преувеличение, генерализация и абсолютизм, складываются в правило и подталкивают к преувеличенным выводам. Эти правила действуют в ситуациях, затрагивающих те или иные зоны уязвимости человека, такие как «принятие - отвержение», «успех - поражение», «здоровье - болезнь», «приобретение - потеря». Подобные депрессогенные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. Например, мать говорит дочери: «Если ты не будешь хорошей девочкой, твои подруги тебя разлюбят». Девочка сначала это повторяет вслух, а потом начинает это внушать себе. Через некоторое время эта заповедь трансформируется в правило: «Моя ценность зависит от того, что думают обо мне другие». Дезадативными убеждениями, предрасполагающими к суициду, могут быть согласно А. Беку (1976) следующие: чтобы быть счастливым, нужно, чтобы все любили тебя; если я сделаю ошибку, это будет означать, что я бестолковый; если человек спорит со мной, значит - я не нравлюсь ему.

Подобные ошибки мышления могут служить диагностическим ключом в понимании базовых убеждений. Их дисфункциональность выявляется в следующей процедуре, состоящей из трех стадий: отслеживание и запись автоматических мыслей; определение представленных в этих мыслях генеральных тем; формулирование центральных правил, которыми руководствуется индивид в своей жизни.

Суицидентам свойственны автоматические мысли, т.е. устойчивая цепочка неприятных мыслей, которые продолжают напоминать им, что они некомпетентны,

а их ситуация безнадежна. А. Бек называет эти мысли «автоматическими», потому что они возникают сами собой рефлекторно. Сотни подобных мыслей: «Я никчемная личность... Я всех подвожу... Все меня ненавидят... Все дается мне с трудом» и т.д. Почти все суициденты обнаруживают паранойальность, не как свойство характера, а как характеристику суицидального состояния.

Результатом неразрешенных внутренних конфликтов является депрессия, искажающая понимание прошлого. Человеку кажется, что в его прошлом не было ничего хорошего, никаких просветов. Он не помнит мгновений счастья, как здоровый человек - моментов боли. Такой взгляд на прошлое влияет и на настоящую самооценку. Уже говорилось о склонности депрессивных клиентов к самоуничижению. Большинство из них забывают случаи, когда в прошлом им сопутствовал успех, и не способны выделить такие эпизоды в настоящем. Человека в состоянии депрессии можно сравнить, согласно Н. Пезешкиану, с паровым котлом, клапаны которого закрыты. Внешне спокойный, он постоянно подвергается опасности свести счеты с жизнью, обращая агрессивные побуждения против себя.

У суицидальных пациентов имеется нарушение идентификации «Я», искаженное личностное «Я». Кризис создает возможность и условия для быстрых изменений в структуре личности и повышения дезадаптации к среде, неуверенности, негативного к себе отношении зависимости от мнения других людей, особенно близких, нарушении базового доверия к миру. Человек перестает быть равнодушным к тому, что думают о нем другие. Индивид ищет контакты с другими людьми, располагая на их помощь. Однако, нередко его подавленное настроение обуславливает неудачи в межличностных отношениях. В результате депрессии усиливается неуверенность, так как ему начинает казаться, что окружающие стараются его оттолкнуть. В этом он находит подтверждение нелюбви к себе. Так постепенно прекращается поиск связей с другими людьми, происходит удаление от них и смирение. Охваченный кризисом идентичности индивид испытывает бессилие и безнадежность, страдает молча, часто злясь на других и на себя.

Очень важная черта потенциального самоубийцы - амбивалентность. Она затрудняет распознавание действительных намерений. Поэтому о пытавшихся совершить самоубийство иногда можно услышать: «Не похоже на депрессию. Вчера вечером у него было хорошее настроение»; «Дорогая N я должен покончить с собой. Я ненавижу тебя. С любовью Эд». Даже самое страстное желание умереть по своей психологической сущности является амбивалентным. Часть личности хочет жить, а другая стремится уйти в небытие. Суицидальная настроенность души является преходящей. Эти чувства могут появляться, исчезать, возникать снова. Иногда, депрессивный клиент настолько пассивен, что с трудом может говорить о свих проблемах, поэтому с ним приходит сопровождающий. Хотя в консультировании следует уклоняться от разговоров за спиной клиента, в данном случае получение информации от лица, сопровождающего клиента, представляется оправданным.

Самосознание суицидента отличается нарушением целостности и интегра-тивности личности, эгоцентризмом, погруженностью в свои мучительные страдания. В состоянии депрессии он занят только собой, своими проблемами, своим здоровьем. Он часто склонен говорить о симптомах, связанных с депрессией, но не о самой депрессии. Поэтому высказывается озабоченность физическим здоровьем, бессонницей, ранним пробуждением, потерей аппетита, общей усталостью. Иногда жалобы на нарушения различных систем организма «маскируют» депрессии (случаи так называемой «маскированной» депрессии).

Склонностью к неадаптивному поведению обладают личности с акцентуированными психопатическими и уязвимыми психическими структурами.

Выводы. 1) суицидальное поведение возникает вследствие неразрешенных

внутриличностных конфликтов. Вероятность, паттерны и причины самоубийства варьируются в зависимости от возраста, социокультурной ситуации и психотипа. Особенно много попыток самоубийства совершаются среди представителей подростковых групп; 2) самоубийства связаны с кризисом личной идентичности: депрессией, гневом, импульсивностью, стрессом, снижением статуса, ослаблением семейных уз, здоровья, растущей доступностью и частым употреблением наркотиков, терактами, экономической нестабильностью; 3) депрессия предшествует самоубийству. Но не все люди намереваются его совершить в состоянии депрессии. Однако вне депрессии самоубийство совершается крайне редко.

Усилия психологов должны направляться на воссоздание целостности «я», развитие новых форм психологического бытия в личностном пространстве, основанных на внутриличностной устойчивости, освобождении от привязанности к своей смерти.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.М. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 591с.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. - СПб., 1998. - 496с.

3. Когнитивная терапия депрессии. - СПб.: Питер, 2003. - 304с.

4. СолдатоваГ.У. Психологическая помощь мигрантам. - М., 2002. - 479с.

5. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.

А.А. Мигель

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРИЗМАТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА КАРЬЕРНОЙ УСПЕШНОСТИ УПРАВЛЕНЦЕВ ВЫСШЕГО ЗВЕНА

Исследования успешности, в том числе карьерной успешности, не являются принципиально новыми и для психологической науки. В силу высокой ориентации на успех культурных традиций, его содержание и качества успешных людей в наибольшей степени изучены в западной и американской науке. Данная проблематика представлена в работах В. Фридриха, А. Хофмана, S. Bhogle, V. Murthy, T.H. Bremer, M.A. Witting, S. Fried-Buchalter, J. Fleming, M. Horner и др. В отечественных исследованиях карьерной успешности стала особо востребована в последние десятилетия и отражена в публикациях В.С. Агапова (1999), В.И. Андреева (1995), Н.А. Батурина (1987), Н. Власовой (1994), А.Н. Воронина (1996), В.С. Гончарова (1996), В.Н. Денисова (2001), А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой (1993) и др.

В настоящее время успех понимается как положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей; а в качестве успешного рассматривается человек, способный своими силами обратить складывающиеся обстоятельства в нужное русло. В силу связи успешности с достижением востребованных результатов деятельности, она обладает изначально положительной эмоциональной окраской и притягивает к себе человека на всех этапах его жизни и в связи с различными обстоятельствами.

Исследования успешности были проведены в различных сферах деятельности: производственной (Р.М. Загайнов, В.Г. Зазыкин, В.Н. Кузнецов), военной (П.А. Корчемный, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, В.Н. Селезнев), организаторской (И.В. Перминова), спортивной (Н.Л. Ильина, Р.Л. Кричевский, М.М. Рыжак), брокерской (Т.В. Корнилова, В.Г. Булычкина, А.П. Корнилов).

В проведенных исследованиях изучалась психологическая природа успеш-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.