Научная статья на тему 'Самоубийства среди учащихся в предоктябрьской России'

Самоубийства среди учащихся в предоктябрьской России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
История психиатрии / молодежные суициды / The history of psychiatry / youth suicides

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Завражин С. А.

Данные статистики свидетельствуют, что в нашей стране один из самых высоких в мире уровень самоубийств среди учащихся. С подобным социальным феноменом Россия встретилась еще в начале ХХ столетия: после революционного подъема 1905 – 1907 гг. последовала полоса репрессий, сопровождавших-ся «эпидемией самоубийств» (термин того времени) в молодежной среде. Была обнаружена закономерность, согласно которой наибольший рост самоубийств молодежи приходился на годы, когда общее возбуждение ути-хает, когда наступает разочарование, когда приходится оценивать утраты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUICIDE AMONG STUDENTS IN RUSSIA IN THE EARLY 20TH CENTURY

Statistics indicate that in our country one of the world's highest suicide rate among students. With such a social phenomenon Russia met in the early twentieth century: the revolutionary upsurge after 1905 1907 period. followed by a band of repression, accompanied by "suicide epidemic" (the term at the time) in youth. Pattern was found, according to which the highest growth of youth suicides accounted for the years when the general excitement dies down when it's frustrating when you have to assess the loss.

Текст научной работы на тему «Самоубийства среди учащихся в предоктябрьской России»

самоубийства среди учащихся в предоктябрьской россии

Завражин С.А.

Гуманитарный институт ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», Владимир

Аннотация. Данные статистики свидетельствуют, что в нашей стране один из самых высоких в мире уровень самоубийств среди учащихся. С подобным социальным феноменом Россия встретилась еще в начале ХХ столетия: после революционного подъема 1905 - 1907 гг. последовала полоса репрессий, сопровождавшихся «эпидемией самоубийств» (термин того времени) в молодежной среде. Была обнаружена закономерность, согласно которой наибольший рост самоубийств молодежи приходился на годы, когда общее возбуждение утихает, когда наступает разочарование, когда приходится оценивать утраты.

Ключевые слова. История психиатрии, молодежные суициды.

Данные статистики свидетельствуют, что в нашей стране один из самых высоких в мире уровень самоубийств среди учащихся. С подобным социальным феноменом Россия встретилась еще в начале ХХ столетия: после революционного подъема 1905 - 1907 гг. последовала полоса репрессий, сопрово ждавшихся «эпидемией самоубийств» (термин того времени) в молодежной среде. Была обнаружена закономерность, согласно которой наибольший рост самоубийств молодежи приходился на годы, когда общее возбуждение утихает, когда наступает разочарование, когда приходится оценивать утраты. Именно в периоды орбитального обновления социального организма, - указывал один из ведущих специалистов по детскому суициду М.Я. Феноменов, - возникает реальная возможность выпадения из него наиболее слабых членов.

Прогрессивная русская общественная мысль была крайне обеспокоена беспрецедентным ростом самоубийств учащихся образовательных учреждений. Так, среди учащихся мужских учебных заведений они происходили приблизительно в три раза чаще, чем среди населения России всех возрастов и сословий, а их общее количество с 20-ти в 1904 г. достигло 449 в 1909 г.

На страницах общественно-педагогической печати развернулся оживленный обмен мнениями по этому вопросу. Выступления отдельных врачей, педагогов-практиков, общественных деятелей носили подчас спорный, противоречивый характер, однако все они требовали решительных действий правительства, школы, семьи, ученых, которые должны были консолидировать усилия в борьбе с этим социальным злом. Об обостренном внимании к данной проблематике свидетельствовали и произведения блестящих русских писателей конца XIX - начала XX века (Л. Андреев «В тумане», Ф. Сологуб «Жало смерти», «Барончик», «Утешение», А. Чехов «Поцелуй»), в которых тема детских самоубийств получила художественное воплощение.

Проблема молодежного суицида в России конца XIX - начала XX столетия являлась одной из ключевых в социально-педагогическом дискурсе. Ей занимались представители ряда наук: психиатры, психологи, социологи, педагоги, юри-

сты. Причем большинство исследований базировалось на богатом эмпирическом и статистическом материале. В отличие от других социальных групп, статистика самоубийств среди учащейся молодежи велась достаточно скрупулезно. Сообщения о суицидальных актах начали появляться в Министерстве народного просвещения уже с 1882 года, когда циркуляром от 20-го ноября того же года было предписано начальникам учебных заведений доносить обо всех подобных случаях непосредственно в министерство [37, с. 59]. Сбор данных проводился по специально разработанным программам автономно для военного ведомства и Министерства народного просвещения. Все это помогало исследователям более выпукло представить научную картину молодежного суицида: выявить его чрезвычайно сложную детерминацию, проникнуть в психологический механизм суицидального поведения, предложить стратегические и тактические меры превентивного воздействия.

Наиболее важное значение, с научной точки зрения, имел вопрос об этиологии детских и юношеских самоубийств. Именно по тому, как он излагался в той или иной работе, можно было судить о методологических позициях исследователя, разделяющего определенные взгляды на природу суицидального поведения.

Сторонники антропологической концепции (И. Гвоздев, И. Нейдинг, П. Минаков, Г. Гордон) видели коренную детерминанту суицида во врожденной или приобретенной индивидом биогенной патологии, которая выражается в нарастании дисфункций умственной и психической деятельности. «За ближайшую причину всякого самоубийства, - писал И. Гвоздев, - мы не можем принять другой причины, кроме изменения нормальной мозговой деятельности». Известный врач Г. Гордон был уверен, что «главная масса детских и юношеских самоубийств объясняется патологическими причинами и в их ряду первое место принадлежит дурной или тяжелой наследственности».

На приверженцев данной концепции, видимо, сильное влияние оказывали господствующие тогда в психиатрии взгляды на самоубийц как на душевно больных: теория Ч. Ломброзо о врожденности преступных наклонностей, быстро распространяющаяся доктрина З. Фрейда о влечении к смерти (Танатосе) как одной из фундаментальных потребностей человека. Все они исходили из гипотезы, что ауто-агрессия - итог психобиогенной запрограммированности на нее.

В России, в отличие от Запада, эти теории не нашли многочисленных последователей ввиду сильного влияния стихийно-материалистических традиций. Последние представляли довольно пеструю палитру идей и мнений по поводу природы интра-грессивных актов, но объединяющей константой для них было то, что их выразители рассматривали суицид (в том числе и юношеский) в рамках социального контекста, придавая ему определяющую роль в генезисе этого вида отклоняющегося поведения.

Большая часть исследователей, стоящих на стихийно-материалистических позициях, выделяла следующие группы причин, толкающих учащихся к самоубийству: социально-экономические и политические, биологические, психологические, социально-педагогические. Конечно, разные авторы предлагали свою иерархию причинности, считая основными социально-экономические факторы (М.Я. Феноменов, Г.В. Хлопин), био-

генные (Г.И. Гордон, В.К. Хорошко), психологические (В.М. Бехтерев, И.А. Сикорский), социально-педагогические (Н.К. Крупская, А.Н. Острогорский). К числу социально-экономических и политических причин многие авторы относили отсутствие демократических институтов власти и управления, углубляющееся социальное неравенство общества, радикальное расслоение его по материальному статусу, падение нравов, безработицу, нужду и нищету огромной массы населения, активный процесс маргинализации трудящихся и их детей. «Рост школьных самоубийств, - подчеркивал М.Я. Феноменов, - находится в теснейшей связи с тем тяжелым и затяжным социально-экономическим кризисом, который переживает Россия в последние годы».

Говоря о воздействии биогенных факторов (патологическая наследственность, душевные заболевания и т. д.), многие российские ученые (В.М. Бехтерев, А.Н. Острогорский, А. Трахтенберг и др.) рассматривали их не как роковые, а как только предрасполагающие к суицидальным попыткам. Против отождествления самоубийства с душевной болезнью решительно выступали В.М. Бехтерев, И.А. Сикорский, В.К. Хорошко и некоторые другие. Последний писал по этому поводу: «...Говоря о душевной болезни, я разумею всегда какую-либо определенную форму душевного расстройства. Нельзя же считать зародившуюся мысль о самоубийстве за душевную болезнь. Больная идея еще не есть душевная болезнь. С другой стороны, несомненно, нужно считать установленной связь между известной слабостью, дебильностью психики, неуравновешенностью и проч. и фактом самоубийства».

Важнейшей психологической причиной, активно продуцирующей суицидальные настроения в учащейся среде, по мнению отдельных исследователей этой проблемы, являлась атмосфера гражданской апатии, тотальной бессмысленности, бесперспективности ожиданий, которая охватила общество после разгрома революции 1905 - 1907 гг. По меткому выражению В.М. Бехтерева, тогда господствовало «общее пессимистическое настроение умов». Оно усугублялось распространением психологии потребительства, практицизма и утилитаризма. Многие молодые люди теряли жизненные ориентиры, идеалы, веру, постоянно испытывая гнетущее чувство одиночества, пессимизма, сознание своей духовной бедности, ничтожества. Один из современников говорил про молодое поколение России начала XX столетия, «что тяжелее всего для них не то, что жизнь им ничего не дает, а то, что она от них ничего не требует».

Потеря смысла жизни, перекрытые каналы самореализации вызывали у многих молодых людей различные нервно-психические отклонения, депрессивные расстройства, которые становились отправной точкой для суицидальных актов. Подчеркивая более сложный характер психологии детских самоубийств в сравнении с психологией суицида взрослых, отдельные исследователи полагали, что в самом ходе психического развития личности скрыты потенциальные возможности сильных деформационных изменений. Они могут быть связаны с недостаточно развитым волевым началом формирующейся личности, ее повышенной сенситивностью к конфликтным ситуациям, впечатлительностью, импульсивностью, неспособностью к рефлексии, отсутствием цельного представления о ценности жизни, предрасположенностью к аффективным вспышкам, конденсацией разного рода негативных состояний: зависимости, подавленности, сомнения, принимающих порой гипертрофированную окраску и приводящих к

патологическому всеохватывающему чувству сверхвиновности перед самим собой. В субъективном плане человеку представляется, что только он является причиной обрушившихся невзгод, поэтому самоубийство воспринимается им как акт возмездия за содеянное. Процесс переживания подобного состояния сопровождается, как правило, перманентно усиливающимися чувствами тоски, страха, гнева, безысходности, переходящими в фанатичную идею покончить с собой, разрубив разом узел неразрешимых, как кажется индивиду, проблем.

Анализ многочисленных статистических источников позволял исследователям проблемы самоубийств учащейся молодежи в России на рубеже XIX - XX веков утверждать, что большая часть суицидальных попыток молодых людей обусловлена социально-педагогическими причинами и, прежде всего, негативным влиянием школьных порядков и семейным неблагополучием.

Особенно остро в этом плане прозвучала критика в адрес массовой школы со стороны Н.К. Крупской. По ее мнению, самоубийства учащихся как нельзя более красноречиво иллюстрировали полную непригодность школьной системы, указывая на полное ее крушение. С точки зрения Н.К. Крупской, кризис современной школы состоял в атмосфере бездуховности, казенщины, формализма, в отрыве ее от реальной жизни, в преобладании авторитарных методов воспитания и обучения, в «объектном» подходе к ученику, в подавлении его самостоятельности, невозможности самоутвердиться в полезной ему и обществу деятельности. Все это способствовало взаимоотчуждению учителей от учеников, а последних друг от друга; развитию у школьников отрицательных эмоций (зависть, тщеславие), эгоистических наклонностей, чувства одиночества, бессилия и апатии, которые инициировали суицидальные мысли, намерения, поступки.

Солидаризируясь с позицией Н.К. Крупской, некоторые из исследователей рассматриваемой проблемы отмечали, что именно функциональный подход к учащемуся, который навязывался школе всей системой социально-политических отношений, стимулировал однобокое, искривленное развитие личности, делая ее неприспособленной к преодолению жизненных преград. В школьной практике ими могут стать неудовлетворительные оценки, неудачи на экзаменах, несправедливое наказание со стороны учителей, ссоры со сверстниками, интеллектуальное переутомление, исключение из учебного заведения.

Статистика самоубийств среди детей и юношества в начале века показывала, что семейные причины прочно занимали одно из ведущих мест в генезисе этого вида социальных отклонений. Исследователи акцентировали особое внимание на таких признаках семейного неблагополучия, как тяжелое материальное положение, алкоголизм членов семьи, разрушение эмпатии между детьми и родителями, использование последними антипедагогических методов: от незаслуженных упреков до физических наказаний. Все перечисленное являлось пусковым механизмом последующего суицидального поведения учащейся молодежи. Среди важных причин самоубийств учащихся, непосредственно связанных с отрицательным воздействием школы и семьи, назывались сексуальные или романтические факторы. Ученые, занимающиеся данной проблематикой, указывали, что отсутствие надлежащего полового воспитания как в семье, так и в школе, преломляется большими затруднениями в правильной половой идентификации учащихся, различными деформациями психосексуального развития. Следствием этого становились случаи развращенности, беременности, половые преступления, проституционные контакты и т.д. Подчеркивалось, что названные причины среди половозрастных групп наиболее значимы для девочек подросткового и юношеского возраста. Для молодых людей они приобретают особую остроту в период так называемой гиперсексуальности, т.е. в 15 - 17 лет.

Основательное изучение этиологии суицидального поведения учащейся молодежи приводило многих исследователей этой проблемы к мысли о сложной, многофак-

торной природе данного социального феномена, о том, что «самоубийство почти никогда не бывает результатом какой-либо одной причины, а в громадном большинстве случаев - целой совокупности действовавших в разное время причин, среди которых даже трудно бывает определить, какая из них имела более важное значение».

Рассматривая этиологию детских и юношеских самоубийств, отдельные ученые пытались не только выявить главные факторы, их порождающие, но и развести причины с мотивами суицидального поведения. Так, М.Я. Феноменов полагал, что различие между ними состоит в том, что причины в отличие от мотивов не осознаются суицидентом, однако последние, по его мнению, в большинстве случаев являются действительными причинами самоубийств.

Между тем, многие авторы не дифференцировали причины и мотивы суицидального поведения учащейся молодежи, нередко их смешивая и подменяя одно другим.

Несмотря на это, сама попытка разобраться в необычайно сложной мотивации детского и юношеского суицида говорит о всей серьезности предпринятых тогда научных изысканий.

Аналитическое осмысление детерминации суицидального поведения учащейся молодежи, стремление проникнуть в психологию суицидента молодого возраста, выявить внешние и внутренние силы, толкающие его к самоубийству, дало возможность отечественным исследователям этой проблемы начала XX века предложить совокупность мер, направленных на профилактику данного вида социальной патологии.

Использование комплексного подхода, координированных усилий государства, общественности, семьи и школы в борьбе с суицидом среди учащейся молодежи - осевая профилактическая идея, которая была в той или иной форме высказана в период «эпидемии» детских самоубийств.

К общепрофилактическим мерам, которые могли бы значительно оздоровить нравственную атмосферу общества и тем самым косвенно способствовать профилактике самоубийств в молодежной среде, были отнесены следующие: решительная борьба с массовым обнищанием, люмпенизацией трудящихся; повышение экономического и культурного уровня масс, социальной защищенности наиболее обездоленных слоев населения; более равномерное распределение жизненных благ между людьми; всемерная пропаганда аутентичных нравственных идеалов, активная финансовая и моральная поддержка всех начинаний, преследующих цели нравственного и физического оздоровления. Общепрофилактические меры со стороны государства и общества должны быть подкреплены согласованными действиями семьи и школы, как главных институтов социализации.

Список использованной литературы находится в редакции ОПЖ

SUICIDE AMONG STUDENTS IN RUSSIA IN THE EARLY 20TH CENTURY

Zavrazhin S.A..

Abstract. Statistics indicate that in our country one of the world's highest suicide rate among students. With such a social phenomenon Russia met in the early twentieth century: the revolutionary upsurge after 1905 - 1907 period. followed by a band of repression, accompanied by "suicide epidemic" (the term at the time) in youth. Pattern was found, according to which the highest growth of youth suicides accounted for the years when the general excitement dies down when it's frustrating when you have to assess the loss. Keywords. The history of psychiatry, youth suicides.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.