Научная статья на тему 'САМОЦВЕТЫ В ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЯХ БАКТРИИ-ТОХАРИСТАНА'

САМОЦВЕТЫ В ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЯХ БАКТРИИ-ТОХАРИСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ювелирные украшения / самоцветы / категории / вставки / Бактрия-Тохаристан / серьги / кольца / погребальный инвентарь. / Jewelry / gems / categories / inserts / Bactria-Tokharistan / earrings / rings / grave goods.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каландарова Олия Искандаровна

Археологические коллекции памятников II в. до н.э. – VI в. н.э. открытые на территории Южного Таджикистана предоставили уникальную коллекцию ювелирных украшений из само-цветов. Самыми популярными самоцветами в погребальном инвентаре были сердолик, бирюза, халцедон, лазурит, жемчуг, горный хрусталь, коралл, янтарь, редко встречаются рубин и гранат. Рассматриваемые самоцветы ювелирных украшений позволили выявить, что изделия пред-ставлены следующими категориями: бусы, подвески, вставки для серег, вставки для броши и фибул, вставки для перстней. Самоцветы в погребальном инвентаре прослеживаются в следующем порядке: артефакты расположены при костяке так, как носили при жизни. Они могли быть нашиты на одежду, входили в состав головного убора, располагались в области шеи, груди, пояса и рук. При исследовании ювелирных украшений установлено, что основная часть изделий местного производства. Самоцветы в ювелирных украшениях Бактрии Тохаристана являлись престижно-статусными предметами и одновременно были связаны с идеологическими представлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEMS IN JEWELRY OF BACTRIA TOCHARISTAN

Archaeological collections of monuments of the 2 nd century BC. – VI century AD opened on the territory of Southern Tajikistan provided a unique collection of jewelry made from semi-precious stones. The most popular gems in burial goods were carnelian, turquoise, chalcedony, lapis lazuli, pearls, rock crystal, coral, amber, and garnet are rare. The considered gemstones of jewelry revealed that the products are represented by the following categories: beads, pendants, inserts for brooches, inserts for brooches, inserts for rings. Gems in the grave goods can be traced in the following order: the artifacts are located near the skeleton as they were worn during life. They could be sewn onto clothing, be part of a headdress, and located in the neck, chest, belt and arms. When studying jewelry, it was found that the bulk of the products are local-ly produced. Gems in the jewelry of Bactria Tokharistan were objects of prestige and at the same time were associated with ideological ideas.

Текст научной работы на тему «САМОЦВЕТЫ В ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЯХ БАКТРИИ-ТОХАРИСТАНА»

Маълумот дар бораи муаллиф: Юсуфшо Якубов - доктори илми таърих, узви пайвастаи Академияи миллии илм^ои Точикистон, сарходими илмии шуъбаи бостоншиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АМИТ.Телефон: (+992) 938-77-56-22.

Сведения об авторе: Юсуфшо Якубов - доктор исторических наук, академик Национальной академии наук Таджикистана, главный научный сотрудник отдела археологии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ. Телефон: (+992) 938-77-56-22.

Information about the author: Yusufsho Yakubov - Doctor of Historical Sciences, Academician of the National Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan. Head of the Archeology Department of the Institute

of History, Archeology and Ethnography named after. A. Donisha NAST. Phone: (+992) 938-77-56-22. ♦-♦

УДК 739. 2:904 (575.3)

САМОЦВЕТЫ В ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЯХ БАКТРИИ - ТОХАРИСТАНА1

КАЛАНДАРОВА О. И., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ

Археологические коллекции памятников II в. до н. э. - VI в. н. э. открытые на территории Таджикистана предоставили уникальную коллекцию ювелирных украшений из самоцветов. Исследование этой категории украшений до настоящего времени остаются не изученными. Существующие публикации рассматривались фрагментиро-вано в контексте изучения других вопросов [7, 234, 9, 56-59, 17, 110-118, 26, 123, 28,115-123].

Ценным источником для нашего исследования послужил известный трактат Абу Райхана Беруни «Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)» [7, 234].

Рассматриваемые самоцветы ювелирных украшений позволили выявить, что изделия представлены следующими категориями: бусы, подвески, вставки для серег, вставки для броши и фибул, вставки для перстней.

Самоцветы в погребальном инвентаре прослеживаются в следующем порядке: артефакты расположены при костяке так, как носили при жизни. Они могли быть нашиты на одежду, входили в состав головного убора, располагались в области шеи, груди, пояса и рук.

При исследовании ювелирных украшений из самоцветов установлено, что основная часть изделий местного производства. Древние ювелиры Бактрии-Тохаристана владели высокими техническими навыками в обработке камня, известными на то время.

Нужно отметить, что самыми популярными самоцветами в Бактрии-Тохаристане был сердолик, бирюза, халцедон, лазурит, жемчуг, горный хрусталь, коралл, янтарь, редко встречается рубин и гранат, которые относятся к драгоценным камням.

Группа I. Сердолик. Изделия из сердолика являются самыми распространенными самоцветами в Бактрии - Тохаристане использовавшие в нагрудных и ручных украшениях.

Категория. 1. Бусы являются многочисленной и выразительной категорией погребального инвентаря. Изобилие бус диктовалось не только декоративными причинами,

1 Статья написана на основе проекта «История таджикского народа», раздел «Археология Таджикистана (от каменного века до позднего средневековья)», государственный регистрационный номер 0121 1212.

им приписывались магические свойства. Сердоликовые бусы имели массовое распространение в Бактрии -Тохаристане. Бусы происходят главным образом из женских погребений.

Коллекции бус представлены следующими вариациями:

1 тип. Округлая форма пропорционально и поперечно сжатая (могильник Ксиров I в. до н. э. - II в. н. э., городища Гаравкала II-III вв., могильник Тупхона I-III вв.). Аналогичные бусы зафиксированы в могильниках Старого Мерва [15,258].

2 тип. Шарообразная форма широко представлена в могильнике (Тупхона I-III вв., Бешентском могильнике V I-II вв. н. э., могильнике Харкуш VII-VIII вв.). Данный тип бус встречается на территории Средней Азии II в. до н.э. - IV в. н.э. [31,35].

3 тип. Граненая форма, грань выражена не четко (могильник Туп-хона I-III вв., могильник Иттифок I-III вв., могильник Байтудашт IV-V вв. до н.э.). Подобные изделия обнаружены в могильниках Западной Ферганы [24,123].

4 тип. Бочковидная форма (Тулхарский могильник II в. до н.э. - I в. н. э.). Аналогичные бусы обнаружены в городище Навекет [4,234].

5 тип. Ромбовидная форма (городище Тахти Сангин III в. до н. э. - IV в. н. э.). Аналогичные бусы имеются в могильниках Западной Ферганы [24,67].

В погребальном инвентаре Тулхарского могильника зафиксированы сердоликовые бусы с орнаментом. В женском погребении обнаружены бусы с орнаментом в виде белых линий, образующих пятиугольники, внутри которых - трехлопастные элементы [кп. 245. №1345]. В разные исторические периоды древние мастера создавали разные типы орнаментации.

Сердолик часто использовался в ожерельях Бактрии - Тахористана. В материалах могильника Туп-хоны в женских погребениях обнаружены сосредоточения бус, которые можно интерпретировать, как ожерелье, основанием этому служит их расположение в погребении. В погребении 16 ожерелье состояло из 53 бусин сферической и многогранной формы, из них 15 бусин сердоликовые, остальные 16 из горного хрусталя, 10 из лазурита и 12 из стекла. Сердоликовые бусы составляют основную часть ожерелья (рис.1.) [23,134].

Из этого же могильника происходит ещё одно ожерелье. Ожерелье состоит из 4 сердоликовых бусин сфероконической формы, кроме того, в ожерелье входит 20 стеклянных бусин многогранной формы с внутренним и внешним золочением (рис.2) [23,136]. Обнаруженные ожерелья из могильника Туп-хоны указывают на имущественное положение погребенных.

Категория 2. Вставки. Население Бактрии-Тахористана сердолик использовали в перстнях-печатях. С городища Гаравкала происходит бронзовый перстень с сердоликовой вставкой. На вставке изображение стоящего орла, тело передано Г - образным углублением, ноги тонкими штрихами (рис.3) [16,139]. У населения Бактрии-Тахори-стана образ орла ассоциировался с силами природы и с солнцем. В зороастрийской мифологии орел связан также с Вэртрагной, богом войны и победы, дающий силу и отвагу [18,26].

Ещё один бронзовый перстень с сердоликовой вставкой обнаружен в могильнике Туп-хона. В кургане 6 найден бронзовый перстень с овальным щитком, соединенный плавным переходом с плоско-выпуклым в поперечном сечении кольцом. На щитке овальное гнездо из сердолика [23,123].

Перстни с сердоликом получают распространение в средние века, на них гравировались изречения из Корана. Омар Хайям пишет: «Кто носит в перстне сердолик, тот

непрестанно пребывает в благоденствии и радости. Носите перстень с сердоликом, ибо воистину он изгоняет бедность» [36,199].

В таджикских женских украшениях XIX-XX вв. сохраняется сакральное отношение к перстням с сердоликом. На территории Южного Таджикистана женщины не снимают перстни даже при выполнении домашней работы. Такой перстень переходил из поколения в поколение. Существовало поверье, что пищу женщина обязана готовить с серебряным кольцом, иначе её руки считались не чистыми [37,136].

В материалах могильника Ляхш II (III-VI вв.) на груди погребенного мужчины была обнаружена золотая брошь с сердоликовой вставкой, обрамлённой по краю зернью. На тыльной стороне остатки железной булавки (рис.4) [38,234]. Судя по расположению броши, она видимо скрепляла концы плаща, вероятно, воинского облачения. Вероятно, золотая брошь была амулетом и собственностью воина [17,112].

Сердолик считался одним из самых популярных камней Востока. По представлениям таджиков сердолик «хакык» (с таджикского - «истина» одно из имен бога) успокаивал и прекращал сильный гнев. Сердолик - камень здоровья. Считают, что сердолик был камнем пророка Мухаммада, но популярность этого камня на территории Таджикистана предшествовала исламу, о чем говорят археологические материалы [17,115].

Следует подчеркнуть, что сердолик применялся в таджикских женских украшениях XIX-XX вв. (рис. 5) [37,135].

Сердолик у горных таджиков Южного Таджикистана применялся в похоронном обряде. По сообщению Н. С. Бабаевой: «Камень нужен был тем умершим, которые долго болели, мучились и тяжело отходили, что по народным представлениям является признаком греховности [3,36]. Их якобы, допрашивали англы Мункар и Накир, а наличие сердолика, как определение словом «хак» - истина, свидетельствует о правдивости их ответов.

Приверженцы ислама называли сердолик камнем Мекки, выполняющим желания. Бируни подтверждает, что «сердолику присваивалось значимость и раньше - при завоевании Мекки была разбита статуя языческого бога Хубала из сердолика» [7,267].

Этнографические материалы, собранные исследователями, дают основание заявлять о важной роли сердолика в любовной магии. Существует мнение, что самоцвет считается оберегом любовных отношений. Он содействует пробуждению любви и вместе с тем оберегает от назойливой любовной магии, защищает супружеское счастье и верность.

Хотелось бы отметить, что во время Великой Отечественной войны у горных таджиков было поверье, матери, отправлявшие сыновей на фронт, надевали украшение с сердоликом себе на грудь, полагая, что это оградит сына от ранений.

Сердолик с давних пор в представлении народов Центральной Азии обладал лечебными качествами. Считалось, что для быстрого заживление ран нужно прикладывать нагретые кусочки сердолика. По древним поверьям самоцвет лечит зубную боль, малокровие, болезни сердца, сосудистую систему, печень. По преданиям, для облегчения родов женщины брали в рот сердолик [21,42]. Камень повышает иммунитет, лечит эндокринную систему человека, чистит кровь и лимфу. Научное объяснение использования сердолика в медицине ещё впереди, между тем, кое-что уже сделано. Спектральный анализ подтвердил, что сердолик содержит в себе слабую радиоактивность, что позволяет применять его при лечении кожных заболеваний [8,34].

Группа 2. Бирюза. Особенно хочется отметить бирюзу, которую использовали в качестве материала для ювелирных украшений Бактрии-Тохаристана.

Категория. 1. Бусы из бирюзы в Бактрии - Тахористане составляют небольшую группу. Бусы представлены бочковидной (могильник Ксиров, могильник Тупхона, Беш-кентский могильник V) и усечено-конической формы (поселение Ак-тепа II, могильник Ксиров).

Категория 2. Подвески. Одну из категорий украшений из бирюзы составляют подвески. Подвески в виде центральной бусины входили в состав ожерелий. К примеру, в женском погребении могильника Ксиров встречается подвеска в виде фаллоса из бирюзы наружная сторона выпуклая, а противоположная - плоская. В верхней части подвески сделано отверстие для подвешивания. Хотелось бы отметить, что у древнего населения Бактрии-Тохаристана фаллос считался символом продолжения жизни, мужественности, источником плодородия, изобилия, творческой энергии и силы в размножении чувственных и разумных существ, благоденствия и продолжение рода и племени (рис.6.) [8, 28].

Категория 3. Вставки вставлялись в серьги, перстни, фибулы и бляшки. Вставки из бирюзы в Бактрии - Тахаристане многочисленны.

В ювелирном искусстве Бактрии -Тахористана имеются уникальные образцы золотых серег с бирюзовыми вставками. Встречаются многообразные вариации вставок: а) ложной округлой формы, нижние концы заострены из Тулхарского могильника (рис.7), б) плоские круглые окаймленные зернью открытые в Бешкентском могильнике V (рис.8.), в) плоские овальные обнаруженные в могильнике Иттифок и могильнике Ксиров (рис.9.).

Особым спросом среди населения Бактрии-Тахористана пользовались кольца и перстни. В женском погребении Бешкентского могильника VII обнаружено золотое кольцо с гнездом сердцевидной формы, в которое вставлена бирюза (рис.10.) [35,46].

Бирюзе вставленную в перстень приписывалась необъяснимая сила и способность влиять на судьбы людей. Возникшее повреждение на камне или утрата цвета трактовалось как плохой знак. Ценную информацию, об этом мы почерпнули из знаменитого трактата Омара Хайяма «Наврузнаме». Так, в источнике сообщается, что «Йездегерд III Шахрияр (последний сасанидский шахиншах) однажды сидел в беседке в дворцовом саду; на пальце у него был перстень с бирюзой. Прилетела стрела и ударила в камень перстня. (Камень) сломался, выскочил из оправы и упал на землю. Никто не знал, откуда прилетела эта стрела... Ездигер, задумался об этом, мол, что это значит. Когда спросил он об этом у своих мудрецов и приближенных, никто не знал. Что это означает, а тот, кто знал, не осмелился сказать. После этого не прошло мало времени, как он умер, и ушло царство от его потомков» [36,201]. Предания, связанные с перстнем из бирюзы, сохранились так же в армянских источниках XVII века: В источнике мы читаем: «Кто носит на пальце бирюзу, тот не испытывает недостатка в деньгах, слова его встречают внимание. Но он не должен слишком полагаться, на то, что у него бирюза и не должен говорить неприличных речей» [29,48].

Нечастой находкой для Бактрии - Тахористана являются золотые фибулы с самоцветами. Так, из Бешкентского могильника VII происходит фибула со вставками бирюзы (рис.11). Как археологический источник фибула была показателем статуса и материального положения своего владельца.

Чрезмерный интерес для нашего исследования представляет золотая бляшка с городища Тахти Сангина, в декоре которой вставки из бирюзы. Бляшка с изображением трёх

пантер. Шествующие друг за другом хищники вцепились зубами в прогиб хребта. Миндалевидными вставками переданы глаза и лапы, полукруглыми вставками уши (рис.12.) [25,234].

У таджиков бирюза пользуется особой популярностью. Самоцвет происходит от таджикского слова «фируз» победа, победитель. Его называют камнем счастья. Бирюза символ чистоты и непорочности. Во время свадебной церемонии на невесте Северного Таджикистана обязательно должно присутствовать украшение из бирюзы. Настоящая бирюза сейчас встречается редко, но когда-то это, видимо, был довольно распространенный элемент украшений, особенно в налобных украшениях «коштилло» XIX-XX вв. применялось много вставок голубых бусин, имитирующих бирюзу (рис.13).

Считалось, что бирюза приносит счастье, удачу в делах. Согласно преданиям, которые известны нашим предкам, бирюза появилась из костей людей умерших от любви.

Группа 2. Халцедон. В коллекциях ювелирных украшений из самоцветов Бактрии-Тохаристане присутствует небольшое количество украшений из халцедона.

Категория 1. Бусы. В археологических памятниках встречаются бусы бочковидной формы, усеченные с двух сторон (поселение Теппаи шах) и полусферической формы (могильник Тупхона).

Как правило, украшения из халцедона элемент преимущественно женских погребений. Тем не менее, в могильнике Тупхона имеются халцедоновые бусы в мужских погребениях. Бусы крупные шаровидной формы зафиксированы в области бедер и пояса. Мужское население Бактрии-Тахористана каменные крупные бусы иногда использовали в составе портупейных ремней, на которых подвешивали ножи. В этом месте они могли быть не только украшением оружия, но и выполняли функцию закрепителя ножен или разделителя движения меча по портупейному ремню. Интерпретация о применении бусин в качестве фиксажа оружия на портупейном ремне четко заметна на живописи Пен-джикента. На фреске показаны одетые в изысканные одежды воины с парадным оружием, узкими обильно украшенными мечами и кинжалами. К оружию от ремней ювелирно натянуты тонкие нити, на которых нанизаны бусины.

В археологических материалах есть примеры, указывающие на то, что бусы у мужчин не всегда использовались как украшения одежды. Так, в могильнике Ксиров крупная каменная бусина была зафиксирована на шее погребенного, вероятно, она выполняла функцию амулета.

Категория 2. Подвески. С городища Тахти Сангин происходит подвеска в виде неправильной усеченной конической пирамидки со сквозным отверстием.

По поверьям у таджиков самоцвет принято считать камнем любви, который привлекал к женщине мужчин. Халцедон оказывает значительную роль в лечебной магии. Считается, что камень лечит заболевания дыхательных путей, позвоночник, желудочно-кишечные заболевания.

Группа 4. Лазурит. Надо отметить, что в археологических памятниках Таджикистана большое количество лазуритовых украшений.

Категория 1. Бусы. Лазуритовых бус в коллекциях Бактрии-Тохаристана невелико, но весьма разнообразно.

1 тип. Округлые поперечно сжатые, сверление одностороннее, канал отверстия узкий (городище Гаравкала, могильник Ксиров). Данный тип происходит из могильников Западной Ферганы [24,49].

2 тип. Шаровидные, сверление одностороннее, места начала сверления отмечено бороздками (Бешкентский могильник IV, могильник Тупхона). Аналогичные бусы представлены в Северном Причерноморье [2,45].

3 тип. «Яйцевидной» формы сверление одностороннее, место сверления подмечено бороздками (поселение Актеппа, городище Кафыркала). Аналогичные бусы представлены в Северном Причерноморье [2,56].

4 тип. Шестиугольные (7экз.) хорошо отшлифованы, но не полированы. Канал цилиндрический с четкими горизонтальными царапинами (могильник Иттифок, городище Тахти Сангин).

5 тип. Усечено-конической формы (4 экз.). Минерал с кольцевым чередованием белых прожилок. Сверление двустороннее, канал отверстия широкий (городище Гарав-кала, могильник Тупхона).

6 тип. Кольцевидные, боковые грани плоские и округлые, кольца неправильной огранки (поселение Теппаи шах) [26,156].

7 тип. Уплощенно-бипирамидальной формы (7 экз.) со слабо выраженными гранями и ребрами в поперечном сечении четырехугольника (поселение Тепаишах).

В Бактрии -Тохаристане были распространены ожерелья из лазурита. Ожерелье было одним из почитаемых и популярных форм украшений. Из могильника Иттифок I-III вв. происходит ожерелье (78 экз.), которое составлено из цилиндрических сердоликовых бусин, сферических пастовых с внутренним и внешним золочением, лазуритовых биконических, мозаичных, а также подвесок из окаменелых раковин [16,139].

Категория 2. Подвеска. С городища Кафыркала происходит лазуритовая подвеска треугольной формы. Известно, что в прошлом символом женского начала у наших предков считался треугольник. Чаще всего, треугольник трактуется как женский и лунный символ, олицетворяющий Великую Мать, воду, плодовитость.

Сакральное отношение к числу три наблюдалось у зороастрийцев. Они свято чтили землю, огонь и воду. Третичная структура мира по зороастризму (огонь, вода, земля) трансформировалась в виде древа жизни горизонтальной структуры. Треугольник основан на числе три, триединстве жизни, а также на основных трех принципах идеологии зороастризма - благие мысли, благие слова, благие дела (рис.1.13). Очевидно, что такая подвеска являлась предметом религиозного поклонения древнего Бактрии-Тахористана.

Категория 3. Вставки. Внимание для нашего исследования представляет бронзовый перстень с лазуритовой вставкой, овальной формы, на котором выгравировано изображение оленя. Перстень обнаружен в мужском погребении Джолисай Vв. [24,67]. Образ оленя благожелательный символ, отождествляемый с Солнцем, восходом, чистотой, обновлением, пробуждением, сотворением и духовностью [18, 29].

В материалах городища Кафыркала VI в. имеется вставка для бронзового перстня. Она искусно отполирована, имеет круглую форму. На лицевой стороне вставки вырезано «аль-мульк» (на арабском языке) т.е. владычество.

Лазурит самоцвет с многолетней историей, возникший от арабского слова «азул» -небо, синева. По древним поверьям, если лазурит носить на руке, то он стимулирует кровообращение, воздействует на деятельность щитовидной железы, множит физические силы, лечит радикулит, астму и бессонницу.

Группа 5. Жемчуг. Среди самоцветов в качестве декора ювелирных украшений применялся жемчуг.

Категория 1. Бусы. В могильнике Ксиров обнаружены бусы сферической формы (23экз.) [14,137]. В коллекции городища Тахти Сангин присутствуют бусы округлой формы (39экз), размеры от 2-3мм.

Категория 2. Подвески из жемчуга в Бактрии -Тохаристане чаще всего применялись в серьгах. Особый интерес представляют сложносоставные золотые серьги с жемчужными подвесками из Тулхарского могильника (рис.14), Бешкентского могильника IV (рис.15), городища Тахти Сангин (рис.16). Серьги одинаковые по конструкции, но отличающиеся формами жемчужин.

Следующий экземпляр золотой серьги происходит из поселения Тепаишах. Проволочная серьга четырех угольно-скрученной формы, на нижней стороне - вертикально поперечное ребро. На отходящий от кольца вниз тонкий штырек насажена сферическая бусина.

Среди рассмотренных украшений с особой изысканностью представлены золотые серьги в виде петушков из могильника Ксиров (рис.17) [19,112]. Предки таджиков ещё с древних пор считали петуха священной птицей. Они относили его к «солнечной птице» и связывали с плодородием [19,114].

Исследования вещественного материала из погребального инвентаря доказывает, нам, что золотые серьги являлись украшением элитной прослойки общества. Совершенно очевидно, что золотые серьги с жемчугом считались статусными предметами, а лица, носившие, эти украшения выполняли определенные социальные функции.

Из ювелирных украшений Бешкентского могильника IV заслуживает внимание золотая подвеска, на которой нанизаны две бусины - большая черная сферической формы, заключенная в золотую сетку и маленькая жемчужина уплощенной формы (рис.18).

С жемчугом связано немало сказок и преданий. Согласно легендам, жемчуг возник из-за слез несчастной возлюбленной красавицы. Верили, что жемчуг оберегает человека от злых сил и спасает ему жизнь. Самоцвету приписывалась лечебная сила. В этой связи «жемчужную эссенцию» применяли как средство от разных болезней.

Группа 5. Горный хрусталь. В женский набор ювелирных украшений входят изделия из горного хрусталя.

Категория 1. Бусы. В погребальном инвентаре могильника Туп-хона обнаружено ожерелье из горного хрусталя из шестигранной и усечено-пирамидальной формы.

Категория 2. Подвески. Две подвески из горного хрусталя зафиксированы на поселение Теппаи шах. Одна подвеска чечевицеобразной формы с полукруглым уплощенным выступом для отверстия, отделенным с двух сторон наклонными бороздками. В верхней части выступа также две сходящиеся концами бороздки. Другая подвеска округлой формы с полукруглым уплощенным выступом для отверстия, отделенным небольшим перехватом.

Принято считать, что если носить перстень с горным хрусталем, то он оградит человека от опасности [11,1106]. Горный хрусталь используют в лечебных целях. Так, например, если носить самоцвет на животе, то он улучшает работу желчного пузыря. Раздробленный горный хрусталь используется в качестве средства, которым посыпают раны и удаляют с зубов камень.

Группа 6. Коралл. Ювелирные украшения из коралла известны в Бактрии-Тохари-стане.

Категория 1. Бусы. Анализируемые бусы представлены по форме:

1тип. Бусина в виде неправильной трубочки, вместо отверстия имеет интересное устройство - колпачок из бронзы, насажденный на один конец коралловой подвески -

палочки. Колпачок с металлической петелькой для подвешивания (могильник Тупхона, могильник Ляхш II).

2 тип. Бусы исполнены в форме естественных веточек (могильник Иттифок, городище Тамошотеппа, городище Гаравкала) (рис.19). Аналогичные бусы происходят из древнего городища Пенджикента [6,34].

3 тип. Бусина, в поперечном сечении близка к овалу (Бешкентский могильник V, городище Аджинатеппа).

Коралловые бусы и теперь являются популярным видом украшений у таджиков. Коралловые бусины «марджон» известны в таджикских нагрудных украшениях Южного Таджикистана.

Категория 2. Вставки. Особый интерес приобретает использование коралла для вставок в ушные украшения. Таких изделий очень мало. Среди них золотые серьги с «амфоровидными» подвесками из городища Тахти Сангин. Серьги парные, кольцо из тонкой проволоки. Средняя часть «амфоры» состояла из коралла, верхняя и нижняя жемчужина. Амфоровидные ручки представлены в виде стилизованной рыбы. На конце стержня подвески - жемчужина и пирамидка из зерни (рис.20) [20,156].

Категория 3. Подвески. Коралл не редко служил материалом для изготовления подвесок. На городище Тахти Сангин была обнаружена сложносоставная золотая серьга с диском и коралловой подвеской.

В этнографических украшениях XIX-XX вв. широко распространены серьги с подвесками «баргак». В состав подвесок входил коралл.

Особое внимание привлекает коралловая подвеска, в виде гранатового плода из могильника Ксиров. Изделие состоит из круглой части (плод) и зубчатого цветочного окончания. Лепестки цветка переданы мелкими косыми надрезами. В этой части отверстие оформлено кружком в виде ободка. Аналогичная подвеска обнаружена в замке Чиль-худжра [32,102].

Еще одна подвеска из коралла, декорированная в виде головы животного, может быть коня или джейрана обнаружена на поселении Тепаи-Шах (рис. 21).

Бусы, подвески и вставки из коралла свидетельствуют о высоком мастерстве ювелиров, которые в то время могли, умело придавать самоцвету уникальные образцы ювелирного искусства.

По поверьям у таджиков коралл символ бессмертия и счастья. Бытует мнение, что коралл делает человека мудрым, отстраняет беду, останавливает кровь, понижает жар. Магические свойства придавались перстням, сделанным из золота и серебра со вставками коралла. Широко известно, что кто носит подобный перстень, тот не будет страдать эпилепсией и что обладатель такого перстня никогда не будет подвержен какому-либо горю.

Группа I. Янтарь. Ювелирные украшения из янтаря в Бактрии-Тохаристане встречаются редко.

Категория 1. Бусы. Бусы из янтаря обнаружены в Тулхарском могильнике. В ходе археологических работ в женском погребении 3 Тулхарского могильника было обнаружено 11 бусин: 9 эллипсоидно-призматических, 1плоско ромбическая, 1 плоско квадратная форма.

На поселении Актеппа II известно ожерелье из янтаря. Украшение состоит из 78 крупных бусин, 5 подвесок, кроме того, в состав ожерелья входила раковина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Янтарь является древнейшим драгоценным камнем. По мнению М.А. Бубновой янтарные изделия выполняли не только эстетическую функцию, но и считались сакрально-магическими украшениями [9,128].

Сообщение о янтаре встречаются в античных источниках Платона и Аристотеля. В древнегреческой мифологии есть предание о происхождении янтаря, в нем сообщается: «Фаэтон сын бога солнца Гелиоса убедил отца позволить ему один день управлять огненной колесницей, запряженной четверкой коней. Но он не справился с вожжами. И солнце опалило землю, загорелись леса и пересохли реки. Чтобы не позволить гибели земли, Зевс сразил Фаэтона молнией, и он упал в реку Эридан. Сестры Фаэтона Гелиады горько оплакивали брата, за что и были обращены в тополя. Смола - слезы тополей падали в Эридан и превращались в янтарь» [34,238].

Ценные сведения о магическом значении янтаря мы извлекли из трактата Абу Рай Хана Бируни «Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)», в котором Бируни дает не только описание янтаря, но добавляет свои собственные наблюдения и рассказы, собранные им среди знатоков камней и ремесленников ювелиров [7, 239].

О лечебных свойствах янтаря пишет Абуали ибн Сино (980-1037). Авиценна считал, самоцвет полезным при кровотечениях, перебоях сердца, лечит глаза [1,9].

Группа I. Гранат. Ювелирные украшения из граната в Бактрии-Тохаристане встречаются крайне редко.

Категория 1. Вставки. Вставки из граната представлены на золотых перстнях из могильника Ляхш I. Вставки имеют овальную форму, гнездо для вставки изготовлены отдельно, а затем были прикреплены на основу кольца. На одном перстне сделана гравировка (рис.22-23).

Особый интерес вызывает золотая серьга из мужского погребения могильника Кси-ров представляющая собой пластину с двумя вставками, к которой припаяна проволока, образующая простой замок. Нижняя вставка маленькая круглой формы из граната, а над ней - большая представляющая собой «огурец» из бирюзы с коротким опущенным к низу хвостиком. С наружных сторон обе обоймы украшены зернью (рис. 24) [13,87].

Гранату издревле придавались магические и лечебные свойства. Самоцвет рождал в обладателе безумные неудержимые желания. Зачастую это оборачивалось вопреки желанию владельца самоцвета. Считается, что на руке владельца, страстно увлеченного, он ярче блестит, так как наливается кровью. Камень обладает чудесным свойством сохранять человеку здоровье.

По поверьям гранат лечит раны, воспаления, головные боли, сердечные заболевания, улучшает память.

Группа I. Рубин. Среди бус Бактрии - Тохаристана встречался рубин. На поселении Теппаи Шах присутствуют две рубиновые бусы, четырехугольно-бипирамидальные, усеченные с двух сторон, основания пирамидок прямоугольные.

На Востоке рубин признают «королем драгоценных камней». С древних времен рубин был наделен мистическими свойствами и использовался как талисман. Самоцвет -камень власти, блеска и тщеславия. Его считали символом красоты, верности, достоинства, мужества и храбрости.

В древности бытовало поверье, что рубин наделен особыми свойствами, положительно воздействующими на здоровье человека. Так, согласно этим поверьям, рубин помогает лечить пищеварительную систему, суставы, почки, печень, позвоночник.

В результате изучения самоцветов в ювелирных украшениях Бактрии-Тохаристане установлено, что изделия чаще всего обнаружены в районе черепа, шеи, верхней части грудной клетки, а в четырех случаях в районе левой руки.

Анализ ювелирных украшений из самоцветов показал, что артефакты об нару-жены в 30 женских погребениях, в 2 мужских. В рассмотренной коллекции отмечается превалирование по количеству сердолика и лазурита над остальными самоцветами.

Подводя итоги, отметим, что самоцветы в ювелирных украшениях Бактрии-Тоха-ристана являлись престижно - статусными предметами и одновременно были связаны с идеологическими представлениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абу Али ибн Сина. Канон врачебной науки. В 5-и книгах. Пер. с арабского М. А. Салье, У.И. Каримова, А. Расулова. - Ташкент: Фан. 1979-1982. - 54 с.

2. Алексеева Е. М. Античные бусы Северного Причерноморья/Е. М. Алексеева//САИ Г1-12. - М.: Наука, 1982. - 104 с.

3. Бабаева Н. С. Древние верования горных таджиков Южного Таджикистана в похороннопоми-наль-ной обрядности (конец XIX в. - начала XX в.), - Душанбе. Дониш, 1993. - 143 с.

Байпаков К. М., Тернова Г. А., Горячева В. Д. Художественный металл городища Красная Речка (VI-XIII вв.) - Алма-Ата, 2009. - 334 с.

4. Баймусаева Б. Ш. Национальная специфика восприятия цвета казахами - жителей степей //Этнокультурные образования в современном мире. - Саратов, 2017. - С.40-44.

5. Беленицкий А.М. Археологические работы в Пенджикенте//КСИА. - Вып.55. - 1960. - С.31-47.

6. Бируни Абу Рейхан. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). Пер. А.М. Бе-леницкого. - М.: Изд. АН СССР, 1963. -519 с.

7. Бланк С. Минералы исцеляют/С. Бланк - СПб.Невский проспект, 2003. - 123 с.

8. Бубнова М.А. Половникова И.А. Янтарь в Средней Азии/М.А. Бубнова//Древние цивилизации Евразии. История и культура. - М.: Наука, 2001. - С.124-135.

9. Бубнова М.А. Месторождения сердолика в Индии (по материалам Б.А. Литвинского). - Мероси Ниёгон. - №16. - 2013. - С.56-59.

10. Бурцев А. К., Гуськова Т. В./А. К. Бурцев Драгоценные камни: Красота и долговечность, редкость, магия, легенды, жизнь. - М.: Примат, 1992. -128 с.

11. Гарустович Г. Н. Мужские культовые фигурки эпохи раннего средневековья на Южном Урале//Проблемы востоковедения. - 2015/3 (63), - С.53-60.

12. Денисов Е. П. Работы в Ленинградском и Дангаринском районах//АРТ. -1983. -Вып. XVII (1977г.). -С. 86-95.

13. Денисов Е. П. Раскопки могильника Ксиров в Дангаринском районе в 1978 году//АРТ. -Вып. XVIII, 1978. - С. 131-139.

14. Дресвянская Г. Я. Каменные бусы с городища Старого Мерва//Труды Таш. ГУ им. В. И. Ленина 1966. - Вып. 293. - С. 256-264.

15. Древности Таджикистана. Каталог выставки. Каталог выставки. -Душанбе: Дониш, -1985. - 234 с.

16. Каландарова О. И. Золотая брошь с сердоликом из Ляхша П//Проблемы археологии и истории Таджикистана. К 80-летию со дня рождения Академика АН Республики Таджикистан Ю. Я. Якубова. - Душанбе: Дониш, 2017. - 204 с.

17. Каландарова О. И. Семантика сюжетов на ювелирных украшениях Бактрии - Тохаристана и Согда: Автореф. канд. ист. наук: 07.00.06. - Душанбе, 2021. - 33 с.

18. Каландарова О. И. Золотые серьги с могильника Ксиров//Муаррих. - 2021. -№3 (27). -С. 112-121.

19. Каландарова О. И. Золотые украшения Бактрии-Тохаристана (диадемы и серьги) О. И. Калан-да-рова//Муаррих. - 2023. - №3(35). - С.155-162.

20. Канакова Ф. Ю. Камень солнца - сердолик в ювелирных украшениях ногайцев//Культура. Древность. Общество. - Новосибирск, 2015. - №26. - С.40-44.

21. Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. -М.: Гос. Учеб. -пед. изд-во. - 1954. - С.72-73.

22. Литвинский Б. А., Седов А. В. Культы и ритуалы кушанской Бактрии. Погребальный обряд. Наука, 1983. - 256 с.

23. Литвинский Б. А. Украшения из могильников Западной Ферганы/Б. А. Литвинский, -М.: Наука, 1973.

- 145 с.

24. Литвинский Б. А., Пичикян И. Р. Открытие шедевров бактрийского искусства/Б. А. Литвин-ский//Па-мятники культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. Наука: -1985. -С.234-245.

25. Литвинский Б. А., Седов А. В. Теппаи шах. культура и связи Кушанской Бактрии. -М.: -Наука, Гл. редакция Вост. лит., 1983. - 234 с.

26. Мандельштам А.М. Кочевники на пути в Индию//МИА. - М.-Л.: Наука, 1966. - Вып. 136. - С.123. -(Тр. ТАЭ Ин-та археологии АН СССР, Ин-та истории им. А. Дониша АН Тадж. ССР, т. V).

27. Медведская И. Н. Раскопки в Шаартузе в 1974 г//АРТ. - Душанбе: Дониш, 1980. - Вып. XV (1975 г.).

- С.115-123,

28. Патканов К. П. Драгоценные камни, их названия и свойства по понятиям армян в XVII веке. - СПб.: Типогр. Импер. АН - 1873. -92 с.

29. Писарчик А. К., Широкова З.А. Музей археологии и этнографии им. М.С. Андреева//Изв. АН Тадж. ССР. 1962. -Вып. 6.-С.45-56.

30. Полубояринова М. Д. Украшения из цветных камней Болгара и Золотой орды. - М.: Наука. - 1991. -112 с.

31. Пулатов У. П. Чильхуджра (материальная культура Уструшаны вып.3). - Душанбе. Дониш, - 1975.

- 134 с.

32. Россиус А. А. Теофраст о камнях//Вестник древней истории -2005. -№3(254). - С.306-331.

33. Современный словарь-справочник: Античный мир. Сост. М. И. Умнов. М.: Олимп: 2000. 480 с.

34. Седов А. В. Кабодиан на пороге раннего средневековья//Москва: Наука, 1986. - 217 с.

35. Хайям О. Наврузнаме. Трактаты. Пер. Б. А. Розенфельд. - М.: Наука, 1965. -199 с.

36. Чвырь Л. А. Таджикские ювелирные украшения (материалы к историко-культурному районированию Таджикистана). - М.: ГРВЛ, 1977. - 144 с.

37. Якубов Ю. Я. Исследования Каратегинского отряда/Ю.Я. Якубова АО М.: Наука, -1979. -234 с.

Таб.1. Использование минералов по категориям изделий

№ П/п Материал изделий Бусы Ожерелья Подвески Вставки в серьги Вставки в броши и фибулы Вставки в перстни бляшки Итого

1 Сердолик 113 15 1 2 131

2 Бирюза 56 1 3 1 2 63

3 Халцедон 19 1 20

4 Лазурит 23 88 1 2 114

5 Жемчуг 62 1 9 72

6 Горный хрусталь 16 16 3 35

7 Коралл 19 2 2 23

8 Янтарь 22 83 105

9 Гранат 1 2 3

10 Рубин 2 2

\\JJ

Avey

ill 2имг

" i ? / f i Г ; - ;

ч W./

V ■ *

I к У / »1 - »

Рис.1-2. Ожерелья могильник Тупхона, 3. Городище Гаравкала, 4. Могильник Ляхш 11,5. Серьги Х1Х-ХХвв., 6-7-8. Бешкентский могильник V, 9. Тулхарский могильник, 10. Могильник Ксиров, 11. Городище Тахти Сангин, 12. Бешкентский могильник VII, 13. Могильник Ксиров, 14. Тулхарский могильник, 15. Налобное украшение Х1Х-ХХ вв., 16. Бешкентский могильник V, 17. Городище Тахти Сангин, 18. Городище Тамошотеппа, 19. Поселение Теппаи шах, 20. Серьги Х1Х-ХХ вв., 21-22. Могильник Ляхш II.

САМОЦВЕТЫ В ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЯХ БАКТРИИ-ТОХАРИСТАНА

Археологические коллекции памятников II в. до н.э. - VI в. н.э. открытые на территории Южного Таджикистана предоставили уникальную коллекцию ювелирных украшений из самоцветов. Самыми популярными самоцветами в погребальном инвентаре были сердолик, бирюза, халцедон, лазурит, жемчуг, горный хрусталь, коралл, янтарь, редко встречаются рубин и гранат. Рассматриваемые самоцветы ювелирных украшений позволили выявить, что изделия представ-

лены следующими категориями: бусы, подвески, вставки для серег, вставки для броши и фибул, вставки для перстней. Самоцветы в погребальном инвентаре прослеживаются в следующем порядке: артефакты расположены при костяке так, как носили при жизни. Они могли быть нашиты на одежду, входили в состав головного убора, располагались в области шеи, груди, пояса и рук. При исследовании ювелирных украшений установлено, что основная часть изделий местного производства. Самоцветы в ювелирных украшениях Бактрии - Тохаристана являлись престижно-статусными предметами и одновременно были связаны с идеологическими представлениями.

Ключевые слова: Ювелирные украшения, самоцветы, категории, вставки, Бактрия-Тоха-ристан, серьги, кольца, погребальный инвентарь.

ГАВХДРХО ДАР ЗЕВАРХ.ОИ БОХТАР - ТАХОРИСТОН

Коллексияхои бостоншиносии ёдгорихои асри II пеш аз мелод - асри VI, ки дар каламрави Точикистони Чанубй кашф шудааст, коллектсияи нодири маснуоти заргарй аз сангхои нимкимат-бахоро ироа мекунад. Дар ачноси дафншуда маъруфтарин зевархо карнелиан, фируза, халтседон, лочувард, марворид, булури сангй, марчон, кахрабо буда, лаълу гранат нисбатан камтар во-мехуранд.

Чавохироти ба назар гирифта шуда маълум кард, ки махсулот аз руйи навъхои зерин нишон дода мешаванд: мухрахо, овезахо, дурчи гушворахо, дурч барои чавохирот, дурч барои ангуштарихо.

Чавохироти мавчуд дар фехристи дафнро метавон ба тартиби зерин раддабандй кард: осори бостонии дар наздикии скелет чойгир шуда, зеро онхо дар давоми хаёт пушида шудаанд. Онхоро метавон дар руйи либос духт, як бахши руйсарй бошанд дар гардан, сина, камар ва дастхо чойгир шудаанд. Дар омузиши чавохирот маълум гардид, ки бахши умдае аз махсулот дар махалхо истехсол мешуданд. Гавхархои заргарии Бохтару Тахористон баёнгари ашёи эътибору макоми ашрофзодагон буда, дар айни замон бо андешахои идеологй бештар алокаманданд.

Калидвожахо: цаво^ирот, гавуаруо, дарацщо, замимауо, Бохтар - Тахористон, гушворуо, уалцщо, молуои цабр.

GEMS IN JEWELRY OF BACTRIA - TOCHARISTAN

Archaeological collections of monuments of the 2 nd century BC. - VI century AD opened on the territory of Southern Tajikistan provided a unique collection of jewelry made from semi-precious stones. The most popular gems in burial goods were carnelian, turquoise, chalcedony, lapis lazuli, pearls, rock crystal, coral, amber, and garnet are rare.

The considered gemstones of jewelry revealed that the products are represented by the following categories: beads, pendants, inserts for brooches, inserts for brooches, inserts for rings. Gems in the grave goods can be traced in the following order: the artifacts are located near the skeleton as they were worn during life. They could be sewn onto clothing, be part of a headdress, and located in the neck, chest, belt and arms. When studying jewelry, it was found that the bulk of the products are locally produced.

Gems in the jewelry of Bactria - Tokharistan were objects of prestige and at the same time were associated with ideological ideas.

Key words: Jewelry, gems, categories, inserts, Bactria-Tokharistan, earrings, rings, grave goods.

Сведения об авторе: Каландарова Олия Искандаровна - к.и.н. старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша. Тел.: + (992) 93-462 -94 -21, Email: lola-kalandar@bk.ru.

Information about the author: Kalandauova Oliya iskandarovna - candidate of historical Don-ish institute of history, archeology and ethnography. Dushanbe Rudaki street 33. Tel. + (992) 93 -46294 -21, E-mail: lola-kalandar@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.