KULTUROZNAWSTWO |КУЛЬТУРОЛОГИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ВИД ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рябова Татьяна Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Эртман Елена Владимировна кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургский государственный институт культуры
FREE-INDEPENDENT TOURISM AS A KIND OF RECREATIONAL ACTIVITIES
Ryabova T.V. PhD, charge of courses, Saint-Petersburg State Institut of Culture
Ertman E.V. PhD, charge of courses, Saint-Petersburg State Institut of Culture
АННОТАЦИЯ
В статье обоснована сущность самостоятельного туризма как особого вида досуга. Раскрыты объективные и субъективные факторы развития данного вида туристской деятельности в структуре социально-культурной активности личности. В исследовании рассмотрены основные функции самостоятельного туризма, обуславливающие реализацию его рекреативно-развивающего потенциала, определены ключевые аспекты удовлетворения досуговых потребностей личности посредством самостоятельного туризма.
ABSTRACT
The essence of the free-independent tourism as a special kind of recreational activities is justified in this article. The objective and subjective factors of the development of this kind of the touristic activities in the structure of personal sociocultural activity were revealed. The main functions of free-independent tourism, which determined the realization of its recreative and developing potency, were considered in this investigation, and the clue aspects of the satisfaction of personal recreative needs through the free-independent tourism were also determined.
Ключевые слова: самостоятельный туризм; самостоятельный туризм как вид досуга; досуговые потребности личности; факторы развития самостоятельного туризма; функции самостоятельного туризма.
Keywords: free-independent tourism, free-independent tourism as a kind of recreation, personal recreational needs, factors of development of free-independent tourism, functions of free-independent tourism.
Постановка проблемы. В условиях стремительных изменений в экономической, социальной, информационно-технологической сферах появляются новые направления организации туризма в структуре социально-культурной деятельности личности. В частности, речь идет об одном из направлений организации данного вида социально-культурной деятельности, а именно, о самостоятельном туризме, который представляет собой серьезную альтернативу традиционным видам туризма.
Анализ исследований на тему развития самостоятельного туризма.
Изучение туристской деятельности как вида досуго-вой активности отражено в работах большого количества исследователей. Особое значение в определении роли туризма в сфере досуга имеют труды М.А. Ариариского, В.Е. Триодина, И.А. Новиковой. Рассмотрение самодеятельного туризма и самостоятельной туристской деятельности как его модификации представлено в трудах М.Б. Биржакова, В.С. Сенина, Ю.П. Грицак, П.С. Пасечного, Б.Г. Фадеева, а также таких зарубежных исследователей как К. Хайд, Т. Элсруд, Л. Кербса, В. Фроейра и других.
Несмотря на разностороннее изучение проблемы
развития культурно-просветительского и рекреационного потенциала туристской деятельности, ее аспект, связанный с раскрытием и обоснованием именно социально-культурной специфики самостоятельного туризма как вида досуга, не полно освещен в отечественных и зарубежных исследованиях. В связи с этим представляется достаточно актуальным изучение социально-культурной направленности самостоятельного туризма.
Cамостоятельный туризм следует понимать как специфический вид туристской деятельности, в рамках которой турист проявляет готовность осуществлять действия от своего лица, в соответствии с собственными социально-культурными интересами и потребностями, свободно выбирать субъектов - организаторов туристской деятельности (экскурсионные бюро, транспортные компании и т.п.), оказывающих содействие на различных этапах организации путешествия, и структурировать маршрут своего путешествия [7].
Среди основных факторов, обусловивших активное развитие самостоятельного туризма в последние годы, можно выделить факторы объективного и субъективного характера.
Объективными факторами развития самостоятельного туризма стали: внедрение в различные сферы общественной жизни интернет-технологий; появление систем on-line бронирования; повышение уровня доступности информации; растущий объем предложений со стороны различных субъектов туристского рынка и т. п. В значительной мере стимулирование развития самостоятельного туризма вызвали недостатки массового пакетного турпро-дукта, предлагаемого турфирмами, к которым следует отнести излишнюю стандартизованность, перегруженность туристской программы или напротив слишком большое количество свободного времени, однонаправленность и схематичность показа экскурсионных объектов (так называемый туристский минимум пребывания в регионе, что предполагает обязательное посещение наиболее популярных объектов истории и культуры); недостаточную адаптированность и проработанность маршрутов для ряда социально-демографических групп населения, в том числе детей, молодежи и т. п.; ограниченность целей путешествия; достаточно высокую стоимость турпродукта.
Анализ зарубежных и отечественных публикаций на тему тенденций развития современного туризма показывает, что на туристском рынке наблюдается тенденция изменения потребительского поведения потенциальных туристов, которое становится самостоятельным и независимым от туристских предприятий, а также поиск турфирмами новых организационных форм взаимодействия с клиентами.
Характеристика нерешенных ранее проблем на тему самостоятельного туризма. На наш взгляд, наиболее значимыми и недостаточно изученными факторами развития самостоятельного туризма именно в контексте социально-культурной деятельности личности являются субъективные факторы, обусловленные природой и спецификой досуга как социального феномена. Прежде всего, речь идет о таких важных характеристиках досуга, как его нерегламентированный, свободный, ориентированный на удовлетворение значимых для личности рекреа-ционно-познавательных, коммуникативных, творческих и иных потребностей.
Постановка цели и задач статьи. Целью настоящего исследования стало рассмотрение феномена самостоятельного туризма как особого вида досуговой деятельности, реализующего комплекс социально-культурных потребностей личности. Задачами, позволившими реализовать исследовательскую цель, выступили: определение факторов развития самостоятельного туризма как вида социально-культурной деятельности; обоснование основных функций самостоятельного туризма, обусловивших реализацию его рекреативно-развивающего потенциала; раскрытие роли самостоятельного туризма в структуре досуга современного человека.
Изложение основного материла. Самостоятельный туризм как форма досуга в гораздо большей степени, чем традиционный, создает предпосылки для: обеспечения свободной деятельности человека, что проявляется в свободе выбора маршрута и целей путешествия, типа питания и экскурсионного обслуживания, средств передвижения; нерегламентированной деятельности, независимой
от утвержденной программы маршрута, указаний гида, от необходимости взаимодействия с другими членами туристской группы, сформированной случайным образом, а не в силу общности интересов, характеров, личных симпатий. Существенным аспектом, влияющим на динамику развития самостоятельной туристской деятельности, является вариативность маршрута, обусловленная изменениями структуры социально-культурных интересов туриста, а также способностью удовлетворять целый комплекс его досуговых потребностей.
Совокупность обозначенных факторов предопределила рассмотрение феномена самостоятельного туризма как особого вида досуговой деятельности. Методологическим основанием для раскрытия сущности и специфики самостоятельного туризма в данном аспекте выступает социально-культурная концепция досуга, характеризующая туризм как средство инкультурации и индивидуализации личности, осуществляемой во время путешествия и (или) пребывания в туристских центрах и направленной на удовлетворение широкого спектра досуговых потребностей и интересов.
Туристская деятельность в данном контексте представляет собой универсальный способ вовлечения человека в мир культуры в процессе постижения им отечественных и мировых ценностей культуры, а также непосредственного участия в различных социально-культурных процессах, событиях, акциях [6, с. 48]. Навыки самостоятельной разработки маршрутов и их осуществление на практике вырабатывают активную жизненную позицию у участников, умение структурировать свои действия в нестандартных ситуациях. Самостоятельный туризм как вид досуга, интегрирующий рекреацию, активное познание окружающей среды, изучение памятников истории и культуры региона и т.п., представляет собой высшую форму социально-культурной активности, создавая условия для внутреннего самовыражения личности.
Специфичность сферы самостоятельного туризма находит отражение и в зависимости туристов от их собственных представлений о регионе путешествия. Важно подчеркнуть, что решение о самостоятельной поездке формируется под влиянием целого ряда условий, первостепенную значимость среди которых представляет наличие у потенциального туриста знаний о регионе, достаточных как для составления программы будущего путешествия, так и ее совершения. В этом отношении возрастает значимость систем рекламно-информационного обеспечения и сопровождения туристской активности, в виду недостаточной проработанности которых, люди, решившие организовать своё путешествие самостоятельно, сталкиваются с целым рядом трудностей, что на данный момент служит существенным барьером, замедляющим развитие самостоятельного туризма [10, с. 106].
Ряд исследователей выдвигает тезис о том, что туризм будет «неуклонно и стремительно развиваться как одна из форм активного отдыха и как разновидность индустрии досуга, направленной на удовлетворение потребностей личности в познании, духовно-культурном развитии, общении, рекреации и т.д.» [4]. Социально-культурный потенциал самостоятельного туризма в этой связи состоит
в комплексном обеспечении реализации потребностей в различных видах досуговой деятельности: культурно-познавательных, коммуникативных, рекреационных, творческих и др. Таким образом, данному направлению туризма свойственна синергетичность видов досуговой деятельности, способствующих стимулированию социально-культурной активности личности.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что самостоятельных туристов привлекают в тот или иной туристский центр местные культурные особенности. Именно поэтому усилия региональных администраций и муниципальных сообществ направлены на принятие соответствующих мер, стимулирующих интерес к данной местности со стороны самостоятельных туристов как наиболее мобильных, активных, увлеченных. К числу таких специальных мер, в частности, относятся: возрождение некоторых местных обрядов, праздников, игр в качестве основы для театрализованных представлений с участием туристов; поощрение народных промыслов и деятельности уникальных мастеров прикладного творчества; использование национальных и р егиональных мотивов в современной архитектуре и дизайне; культивирование национальной кухни и традиций гостеприимства и застолья; восстановление и приспособление для прогулок старинных видов транспорта; организация исторических спектаклей, реконструкция каких-либо событий на фоне заповедного ландшафта и многие другие [6, с. 50].
Как показывает практика, самостоятельные туристы, активно и много путешествующие, уже не желают воспринимать экскурсионную информацию только на слух в виде каких-либо сведений, цифр, фактов. Они все активнее проявляют стремление включаться в «живые» презентации, различные интерактивные действия, приобретая подлинный опыт через непосредственное участие в культурной жизни, и очень часто - вне музеев и классических экскурсионных программ.
Анализ особенностей самостоятельного туризма предполагает выделение наиболее существенных функций, присущих ему как виду досуговой деятельности. Социально-культурные функции самостоятельного туризма:
- культурно-познавательная, связанная с активизацией процесса непрерывного просвещения в факультативных формах, сообразно тем условиям, которые формируются самими участниками туристской деятельности;
- личностно-развивающая, обеспечивающая стимулирование процесса саморазвития эмоциональной сферы участника туристской деятельности, его коммуникативных качеств, повышение уровня интеллектуальной активности, направленной на индивидуализацию, социальную интеграцию личности и структуризацию ценностных отношений;
- информационно-диалогическая, раскрывающая диалоговый потенциал самостоятельного туризма, что позволяет туристу осуществлять освоение ценностей культуры различны регионов, постигать их смысловое многообразие и интерпретировать культурные коды. В данном контексте самостоятельный туризм создает предпосылки для расширения и изменения материально-предметного и ценностно-символического мира человека, а по мере ос-
воения нового содержания - реконструировать сформированные социально-культурные представлений [5].
- рекреационная, ориентированная, прежде всего, на восстановление физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека, затраченных в процессе трудовой деятельности и выполнения непреложных социальных обязанностей [1, с. 248];
- гедонистическая, обусловленная тем, что посещение уникальных территорий, путешествия по культурно-историческим местам, ознакомление с памятникам истории, иной культурой сопряжены с получением интеллектуального и эмоционального удовольствия от планирования и осуществления туристской деятельности;
- дифференцирующая, которая определяет и развивает у человека, осуществляющего туристскую деятельность, собственную структуру познавательных, творческих, коммуникативных и иных потребностей, обусловленных индивидуальными особенностями личности, определенным мировоззрением, отношением к окружающей среде и стилем жизни;
- аксиологическая, выступающая своеобразным катализатором социокультурных процессов, поскольку именно она позволяет обозначить роль туризма в ряду инструментов сохранения и освоения культурных ценностей;
- функция активизации субъектов социально-культурной деятельности, связанная с интенсивным развитием деловых и неформальных связей между различными субъектами не только туристского рынка, но и социально-культурной сферы (средств размещения; экскурсионных бюро, музеев, культурно-досуговых учреждений и пр.).
Комплекс реализуемых функций досуга в сфере самостоятельного туризма позволяет достигать высокого уровня его культурно-просветительской эффективности, выраженной в приобретении дополнительных знаний и развитии познавательной активности как следствии свободного выбора туристом ценностей культуры, туристских дестинаций, темпов и объемов ознакомления с достопримечательностями в местах посещения. Важным показателем роли самостоятельного туризма в социально-культурной сфере является его духовно-нравственная значимость, проявляющаяся в возникновении устойчивых социально-культурных интересов, мотивов досуго-вой деятельности, развитии нравственных принципов и особого отношения личности к историческим, национально-культурным и художественным ценностям [2].
Выводы и перспективы исследования самостоятельного туризма.
Самостоятельный туризм как вид досуговой деятельности, характерными признаками которой выступают свободный выбор человеком форм и содержания досу-гового времяпрепровождения, а также ее нерегламентированность и ориентированность на удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей [1, с. 372-373], позволяет констатировать формирование специфической субкультуры независимых путешественников, неразрывно связанной в целом с их образом жизни. В данном случае речь идет о необходимости исследовать мотивацию и психологию таких путешественников, их социально-культурные потребности и интересы, стиль жизни, досуговые
предпочтения.
Совокупность выше обозначенных факторов дает основания судить о значительном досуговом потенциале самостоятельного туризма и прогнозировать его интенсивное развитие в современной социально-культурной сфере.
Таким образом, самостоятельный туризм как вид досуга интегрирует в себе рекреацию, активное познание окружающей среды, изучение памятников истории и культуры регионов, различные способы самовыражения и т.п., что позволяет отнести данное направление туризма к одному из наиболее перспективных и динамично развивающихся видов социально-культурной деятельности. Именно поэтому самостоятельный туризм следует рассматривать не только с точки зрения организационно-маркетинговых и экономических условий осуществления туристской поездки, но и раскрывая его социально-культурный потенциал в системе форм и направлений досуговой активности человека.
Список литературы:
1. Ариарский М. А. Педагогическая культурология. В двух томах. Том 1: Методология и методика постижения культуры. - СПб.: Концерт, 2012. - 400 с.
2. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма. - М., 2004. - С. 292 - 293.
3. Кирьянова Л. Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 271 с.
4. Максютина К. Н. Туризм как сфера культурно-досуго-вой деятельности: основные понятия // Вестник КазГУКИ. 2010. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/turizm-kak-sfera-kulturno-dosugovoy-deyatelnosti-osnovnye-ponyatiya (дата обращения: 18.04.2016).
5. Мошняга Е. В. Концептное пространство межкультурной коммуникации в системе международного туриз-
ма. Автореф. диссер. на соиск. соискание ученой степени доктора философских наук. - М., 2011. - С. 6 - 8.
6. Рябова Т. В. Культурный туризм как средство освоения социально-культурного пространства территории // Медиакультура и медиаобразование II (Феномен туризма в культуре XXI века: медиатехнологии современной культуры). Мат-лы Международной научно-практической конференции Дни философии в Санкт-Петербурге, 21 — 22 ноября 2014 г. - СПб: СПбГУКиТ, 2014. - С. 48 - 51.
7. Рябова Т. В., Эртман Е. В. Самостоятельный туризм как перспективное направление развития туристской сферы // Россия - Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня: сб. ст. Между-нар. науч.-практ. конф. Вып. 1. - Самара, 2016. URL: https:// regrazvitie.ru/wp-content/uploads/2016/01/Ryabova-Ertman. pdf (дата обращения 19.03.2016).
8. Спивак А. Рекреационные технологии в индустрии туризма // Сборник трудов Таганрогского государственного радиотехнического университета. - Таганрог, 2006. -С. 25 - 26.
9. Шамсутдинова Д. В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы междунар. науч. Конгр., 17 - 18 апр. 2007 г. - М., 2007.- С. 482 - 484.
10. Эртман Е. В. Структура информационного сопровождения турпродукта // Сервису и туризму - инновационное развитие: материалы VII междунар. науч.-практ. конф.- СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. - C. 106 - 110.