ТУРИЗМ
УДК 379.8 Р01: 10.12737/21117
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Рябова Татьяна Викторовна*, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, [email protected],
Эртман Елена Владимировна*, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, [email protected], *ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», Санкт-Петербург, Российская Федерация
В соответствии с существенными изменениями, происходящими в области организации туризма в современных условиях, целесообразно рассматривать самостоятельный туризм как одно из наиболее перспективных направлений развития не только туристской сферы, но и сферы гостеприимства, культуры, досуга. В связи с активным развитием самостоятельного туризма особое значение имеет обоснование методологических подходов к раскрытию его сущности; исследование предпосылок к становлению и развитию данного вида туризма в России и за рубежом; изучение социально-культурных аспектов самостоятельного туризма как популярного вида досуговой активности личности, а также выявление его специфических признаков. Раскрытие сущности и специфики самостоятельного туризма наиболее продуктивно, как минимум, в двух аспектах. С одной стороны, появление самостоятельного туризма отражает динамику потребительского поведения в изменяющихся экономических условиях в сторону большей самостоятельности и независимости от туристских предприятий. С другой стороны, данный вид туристской деятельности необходимо рассматривать в системе форм и направлений досуговой активности человека; как инструмент удовлетворения широкого спектра досуговых потребностей и интересов личности, способ ее инкуль-турации. Характеристика основных черт самостоятельного туризма, определение его сущности и функций именно в контексте социально-культурной деятельности человека открывает перспективы для всестороннего системного изучения условий функционирования данного вида туризма и условий его дальнейшего развития. Самостоятельный туризм будет неуклонно и стремительно эволюционировать как одна из разновидностей индустрии досуга, направленная на удовлетворение и развитие потребностей личности в духовно-культурном развитии, познании, коммуникации, рекреации. Социально-культурное содержание во многом является качественной характеристикой самостоятельной туристской деятельности и выступает важнейшим средством приобщения туристов к культуре, развивающим и порождающим у них новые духовные потребности.
Ключевые слова: самостоятельный туризм; самодеятельный туризм; самостоятельный турист; социально-культурная деятельность; досуговая деятельность; туризм как вид досуга; социально-культурные особенности самостоятельного туризма
Активное развитие самостоятельного туризма, представляющего собой все более массовое явление, требует обобщения накопленного опыта, а также теоретического осмысления и обоснования сущности, специфики, мотивацион-ных предпосылок, тенденций развития данного
феномена, что обусловливает актуальность настоящего исследования.
Анализ немногочисленных отечественных публикаций на рассматриваемую тему позволяет сделать вывод как о множественности наименований этой разновидности туризма (самодея-
тельный, самостоятельный, самоорганизованный, свободные или независимые путешествия и т.п.), так и о неоднозначности подходов к раскрытию его содержания. В исследованиях зарубежных авторов проблема развития самостоятельного туризма представлена более подробно и характеризуется весьма широким спектром подходов к пониманию его сущности и специфики, поскольку в странах Европы и США такой вид туристской деятельности получил свое распространение намного раньше.
Вышеизложенное обусловило необходимость осуществления данного исследования, целью которого стало раскрытие понятия самостоятельного туризма в контексте социально-культурной деятельности человека. В процессе исследования решались следующие задачи: раскрыть предпосылки появления данного направления туристской деятельности; обобщить представленные в зарубежных и отечественных исследованиях подходы к определению понятия самостоятельного туризма; выявить и охарактеризовать социально-культурные особенности самостоятельного туризма как разновидности досуговой деятельности человека.
Развитие самостоятельного туризма стало возможным вследствие стремительного развития информационных и интернет-технологий, появления систем online бронирования, повышения уровня доступности информации в целом, а также растущего объема предложений субъектов туристского рынка. Именно развитие интернет-технологий способствовало изменению путей коммуникаций в современном мире, в том числе и в сфере туризма, что в свою очередь не только позволило снизить значимость местоположения и объёма продаваемых услуг, повысить их производительность и эффективность, скоординировать деятельность подразделений, улучшить взаимодействие с партнёрскими организациями, но и обусловило появление новых каналов сбыта продуктов и услуг, производимых субъектами туристского рынка, а также сформировало новый тип потребителя.
Подобная тенденция расширяет возможности и увеличивает прибыль предприятий, осуществляющих свою деятельность в индустрии туризма. Она способствует созданию своеобразной коммуникационной площадки для взаимодействия потенциальных туристов с субъектами туристского рынка, посредством которой им предоставляется более широкий выбор и возможность непосредственного влияния на форми-
руемый ими уникальный туристский продукт, что в свою очередь существенно повышает спрос на путешествия. Используя интернет-технологии, турист может найти необходимую информацию, которая послужит основой для принятия того или иного решения, позволит получить ответы на вопросы, возникающие на всех этапах туристской деятельности: до, во время и после путешествия.
Немаловажной предпосылкой развития самостоятельного туризма стали недостатки массового пакетного турпродукта, предлагаемого турфирмами-посредниками, а именно: стандартизован-ность, перегруженность туристской программы или, напротив, наличие значительного объема свободного времени; однонаправленность и стереотипность показа экскурсионных объектов (ограниченность экскурсионного показа только так называемым туристским минимумом: наиболее популярными в дестинации объектами истории и культуры); недостаточная адаптиро-ванность и проработанность маршрутов для ряда социально-демографических групп населения, в том числе детей, молодежи и др.; ограниченность целей путешествия и т.п. Усилия туроператоров по включению в программу тура элементов эксклюзивности неизбежно ведут к существенному повышению его стоимости, вследствие чего снижается доступность такого продукта. Самостоятельный туризм, являясь альтернативой по отношению к сфере организованного туризма, даёт возможность туристу ориентироваться непосредственно на собственные потребности и интересы, а также материальные возможности [7].
Что касается определения дефиниции самостоятельного туризма, то в самом общем виде самостоятельный туризм (Free Independent Tourism, backpacking (англ.); eigenständiger Tourismus (нем.)) понимается как индивидуальное или в малой группе (не более 10 человек) путешествие (турпоездка), маршрут и программу которого планирует и разрабатывает непосредственно турист, самостоятельно бронируя и приобретая все необходимые услуги [11; 12]. При этом путешественники не являются членами традиционной туристской группы и не приобретают пакетированный туристский продукт (тур), включающий комплекс услуг предприятий транспорта, размещения, развлечений и т.п.
В публикациях американских авторов дискуссионной представляется трактовка понятия «независимый» применительно к характеристикам самостоятельного туризма, а также разграничение понятий самостоятельного и независи-
мого (автономного) туризма. В частности, ряд авторов (K. Hyde, R. Lawson и др.) считают, что независимость проявляется непосредственно в процессе подготовки путешествия и выражается в отказе от услуг туристских предприятий розничной торговли в пользу самостоятельной организации своей поездки [13]. По мнению других исследователей (I. Ateljevic, Е. Cohen), данная характеристика описывает специфику поведения туриста во время совершения путешествия, проявляющуюся в более свободном времяпрепровождении на маршруте вне жесткой связи с программой тура [13].
Систематизируя мнения американских исследователей, важно подчеркнуть, что независимый туризм — это вид туристской деятельности, при котором турист не покупает комплексный туристский продукт в туристском агентстве или фирме, а формирует его самостоятельно в соответствии с собственными желаниями, мотивами и потребностями посредством приобретения отдельных элементов своего путешествия. При этом «независимым туристом» считается субъект, путешествующий самостоятельно, не прибегающий к услугам посредников, в том числе и с целью организации различного рода экскурсий.
В целом, если под самостоятельностью понимается способность туриста осуществлять деятельность от своего лица, в соответствии с собственными социально-культурными интересами и потребностями, свободно выбирать субъектов-организаторов туристской деятельности, готовых оказать содействие на различных этапах организации путешествия (экскурсионные бюро, транспортные компании и т.п.), то независимость трактуется как способность и готовность туриста полностью отказаться от посреднических услуг и от какой-либо связи с различными субъектами туристского рынка [7].
В отечественных исследованиях проблема самостоятельного туризма в настоящее время недостаточно проработана, в отличие от раскрытия близкого, но не тождественного понятия самодеятельного туризма.
Самодеятельный туризм — это путешествия с использованием активных средств передвижения, организуемые туристами самостоятельно (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ») 1 ; вид путешествия, совер-
1 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462 (дата обращения 20.09.2015).]
шаемого туристом или группой туристов, не связанных никакими взаимными обязательствами с туристской фирмой, а также туристские путешествия, организуемые туристами без участия организации-посредника, туристского клуба или секции [1, с. 38].
Самодеятельный туризм, ставший массовым общественным феноменом в 30-е гг. XX в., рассматривался преимущественно в рамках различных видов спортивно-оздоровительной туристской деятельности и включал как эпизодические формы организации (слет, спортивный поход, чемпионат, туриада, ярмарка), так и устойчивые любительские формирования (туристские клубы, секции, иные общественные объединения туристско-спортивной направленности). В отличие от самодеятельного, самостоятельный туризм не ограничивается рамками спортивного направления и активного отдыха и, как правило, связывается исключительно с самостоятельной досуговой активностью личности, осуществляемой вне любительских организованных формирований различного характера.
Таким образом, можно говорить, как минимум, о двух методологических подходах к раскрытию феномена самостоятельного туризма.
Первый подход, наиболее широко представленный в зарубежных и отечественных публикациях, отражает рыночные аспекты туристской деятельности, констатируя динамику потребительского поведения в сторону большей самостоятельности и независимости от туристских предприятий (что обусловлено развитием информационных технологий), а также поиск турфирмами новых организационных форм взаимодействия с клиентами. В данном контексте самостоятельный туризм может быть охарактеризован следующими наиболее существенными, на наш взгляд, признаками: информационной емкостью процесса подготовки и организации самостоятельного путешествия, что подразумевает необходимость обоснования технологического обеспечения информационного и рекламного сопровождения самостоятельного туриста; возрастанием у самостоятельного туриста потребности в качественной рекламе дестинаций, транслируемой в различных формах (часто художественно-зрелищных, просветительных или игровых) [9, с. 108]; высокой степенью избирательности обращения к субъектам туристской индустрии, предоставляющим услуги на туристском рынке.
Для субъектов туристского рынка на практике это означает необходимость смещения ак-
центов в маркетинговой стратегии от продвижения туристских услуг и туристских предприятий к позиционированию дестинаций, обладающих определенным комплексом туристских ресурсов и создающих базовые условия для развития туристской деятельности. Именно дестинацион-ная привлекательность той или иной территории либо объекта играет немаловажную роль при выборе места и содержания программы предполагаемого путешествия. Однако расположение на территории дестинации даже уникальной достопримечательности в отсутствии грамотно построенной и детально спланированной системы ее продвижения не делает дестинацию автоматически узнаваемой и привлекательной для туристов [4, с. 96-97].
Второй, менее изученный подход, составляющий предметное поле данного исследования, предопределяет рассмотрение самостоятельного туризма не столько с точки зрения организационно-маркетинговых и экономических условий осуществления туристской поездки, сколько раскрывает социально-культурный потенциал данного вида туристской деятельности в системе форм и направлений досуговой активности человека. Самостоятельный туризм как вид досу-говой деятельности, характерными признаками которой выступают свободный выбор человеком форм и содержания досугового времяпрепровождения, а также ее нерегламентированность и ориентированность на удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей [2, с. 369-370], наиболее полно, на наш взгляд, отражает сущность досуга и позволяет констатировать формирование специфической субкультуры независимых путешественников, неразрывно связанной в целом с их образом жизни. В данном случае речь идет именно о социально-культурных особенностях самостоятельного туризма, актуализирующих необходимость исследовать мотивацию и психологию таких путешественников, их социально-культурные потребности и интересы, стиль жизни, досуговые предпочтения.
Методологическим основанием для раскрытия сущности и специфики самостоятельного туризма в указанном аспекте выступает концепция социально-культурной деятельности (М.А. Ари-арский, Т.В. Рябова, В. Е. Триодин, Е.В. Эртман, Н.Н. Ярошенко и др.) [2; 6; 8; 9; 10], исходящая из рассмотрения туризма в качестве особого средства инкультурации личности. При этом культура во всем многообразии форм ее проявления выступает как один из основных элементов
туристского интереса, доминанты организованного туристского досуга.
С позиций теории социально-культурной деятельности туризм рассматривается:
- как вид досуговой деятельности, осуществляемой во время путешествия и (или) пребывания в туристских центрах и направленной на удовлетворение широкого спектра досуговых потребностей и интересов;
- как способ сохранения и трансляции историко-культурных ценностей, вовлечения человека в мир культуры в процессе непосредственного постижения им отечественных и мировых объектов культуры, а также непосредственного участия в различных социально-культурных процессах, событиях, акциях [6, с. 48—49].
Самостоятельный туризм как направление социально-культурной деятельности в первую очередь характеризуется свободой выбора. Турист при этом самостоятельно определяет не только направление путешествия, его маршрут, количество дней пребывания в том или ином населенном пункте, способы передвижения и размещения, типы питания и экскурсионного обслуживания. Самостоятельный турист, что наиболее существенно, имеет возможность формировать программу собственной турпоездки, выбирая наиболее предпочтительные, отражающие его досуговые интересы формы познавательной и творческой активности в рамках путешествия. Маршрут предполагаемой субъектом туристской деятельности поездки, как правило, заранее разработан и спланирован, однако если по мере совершения путешествия появятся какие-либо объекты, представляющие интерес для туриста, посещение которых не было предварительно предусмотрено, программа может быть скорректирована. Именно вариативность маршрута и содержания программы путешествия можно рассматривать в качестве еще одной особенности самостоятельного туризма.
Существенной характеристикой самостоятельного туризма как категории социально-культурной активности человека является комплексность реализуемых целей. Разработанный туристом маршрут может одновременно сочетать в себе различные элементы нескольких видов туризма, например, культурно-познавательного, спортивного, рекреационного и др. Самостоятельный турист получает уникальную в своём роде туристскую программу, отвечающую его собственным запросам и потребностям.
Комплексный характер целей, реализуемых в процессе самостоятельного путешествия, позволяет говорить о полифункциональном характере самостоятельного туризма как вида социально-культурной деятельности.
Самостоятельный туризм, рассматриваемый в контексте социально-культурной деятельности, направлен на реализацию таких функций как:
• культурно-познавательная, что отражает одну из базовых мотиваций путешественников;
• личностно-развивающая, способствующая индивидуализации, социальной интеграции и структуризации ценностных отношений личности;
• информационно-диалогическая, реализация которой позволяет туристу осуществлять освоение ценностей культуры различных регионов, постигать их смысловое многообразие и интерпретировать культурные коды;
• рекреационная;
• гедонистическая, обусловленная тем, что любое туристское путешествие сопряжено с получением интеллектуального и эмоционального удовольствия;
• дифференцирующая, которая определяет и развивает у человека, осуществляющего туристскую деятельность, собственную структуру познавательных, творческих, коммуникативных и иных потребностей, обусловленных индивидуальными особенностями личности;
• аксиологическая, отражающая ценностную структуру личности, ее мировоззрение, определенное отношение к миру и себе самой.
Комплекс реализуемых функций раскрывает социально-культурный потенциал самостоятельного туризма.
Основные выводы
Самостоятельный туризм следует рассматривать прежде всего в системе развития познавательной деятельности, а также как средство стимулирования социально-культурной активности личности, являющейся движущей силой любого путешествия. Кроме того, самостоятельный туризм может быть охарактеризован как один из значимых социально-культурных феноменов, посредством которого создаются условия для рекреации, активного познания человеком окружающей среды, изучения памятников истории и культуры, внутреннего самовыражения личности. Дефиниция понятия «самостоятельный туризм», определение методологических оснований данного явления, анализ тенденций его развития позволяют обозначить ключевые направления использования в практической деятельности субъектов туристской сферы исследовательских, проектных, информационно-просветительских, рекламных технологий, а также технологий межнационального и межкультурного обмена, обеспечивающих эффективное стимулирование этого вида туризма.
Литература
1. Аванесова Г.А. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник. Под ред. Л.П. Воронковой. М.: Аспект Пресс, 2002. 368 с.
2. Ариарский М.А. Педагогическая культурология. В двух томах. Том 1: Методология и методика постижения культуры. СПб.: Концерт, 2012. 400 с.
3. Измаилова Д.А. Развивающий потенциал досуга в познавательном туризме. СПб.: СПбГУКИ, 2008. 156 с.
4. Кирьянова Л.Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. 271 с.
5. Максютина К.Н. Туризм как сфера культурно-досуговой деятельности: основные понятия // Вестник КазГУКИ. 2010. № 4. URL: http://cyberleninka.m/article/n/turizm-kak-sfera-kulturno-dosugovoy-deyatelnosti-osnovnye-ponyatiya (дата обращения: 18.04.2016).
6. Рябова Т.В. Культурный туризм как средство освоения социально-культурного пространства территории // Медиакультура и медиаобразование II (Феномен туризма в культуре XXI века: медиатехно-логии современной культуры). Мат. Межд. науч.-практ. конф. Дни философии в Санкт-Петербурге, 21-22 ноября 2014 г. СПб: СПбГУКиТ, 2014. С. 48-51.
7. Рябова Т.В., Эртман Е.В. Самостоятельный туризм как перспективное направление развития туристской сферы // Россия — Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Вып. 1. Самара, 2016. URL: https://regrazvitie.ru/wp-content/uploads/2016/01/Ryabova-Ertman.pdf (дата обращения 24.03.2016).
8. Триодин В. Е. Социально-культурная деятельность: pro et contra / Вестник СПбГУКИ. 2012. № 3 (12). С. 40-45.
9. Эртман Е.В. Структура информационного сопровождения турпродукта // Сервису и туризму — инновационное развитие: материалы VII межд. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. C. 106—110.
10. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М.: Изд-во МГУКИ, 2000. 264 с.
11. Gadling S. Travel trends: The rise of the "Free Independent Traveler" (FIT) URL: http://gadling. com/2010/05/12/travel-trends-free-independent-traveler-fit (дата обращения 18.04.2016).
12. European travel commission. European tourism 2016-trends& prospects (Q1/2016): http://www.etc-corporate.org/?page=report&report_id=88 (дата обращения 17.04.2016).
13. Myers L.M. Women's Independent Travel Experiences in New Zealand. URL: http://sure.sunderland. ac.uk/policies.html, p. 19—22. (дата обращения 03.03.2016).
14. Re-Conceptualising Lifestyle Travellers: Contemporary «drifters». URL: http://eprints.bournemouth.ac.uk (дата обращения 09.04.2016).
SOCIAL AND CULTURAL ASPECTS OF FREE INDEPENDENT TOURISM
Ryabova Tatiana Vicktorovna*, PhD (Cand.Sc.) in Pedagogic, Associate Professor at the Department of social and cultural activity, [email protected],
Ertman Elena Vladimirovna*, PhD (Cand.Sc.) in Pedagogic, Associate Professor at the Department of social and cultural activity, [email protected], *State Institute of culture, Saint-Petersburg, Russian Federation
According to the main changes which take place in the field of organization of tourism nowadays, the free independent tourism should be considered as one of the most perspective directions of development not only of touristic area but also of area of hospitality, culture and leisure. Because of active development of free independent tourism the following positions have a special significance: the substantiation of methodological approaches to definite its essence; to study of backgrounds of becoming and development of this kind of tourism in Russia and abroad; to study not only the social and cultural aspects of free independent tourism as a popular kind of personal activity in leisure but also to disclose its specific features. The disclosing of essence and specifics of free independent tourism is very productive, at least, in two areas. On the one side, the free independent tourism represents the dynamics of consumer behavior in the changing economic conditions and leads to the greater independence from the touristic firms. On the other side, this kind of touristic activity has to be considered not only in the system offorms and directions of human leisure activity, but also as an instrument of satisfaction of wide spectrum of leisure needs and personal interest, and as a method of its enculturation. The characterization of basic features of free independent tourism, the definition of its essence and function in the context of social and cultural human activity disclose the new perspectives for all-round systemic study of conditions of functioning of this kind of tourism and its further development. The free independent tourism will evolve steadily and rapidly as one of kind of leisure industry, which is directed to satisfy and to develop the personal needs for spiritual and cultural development, cognition, communication and recreation. The social and cultural content is a qualitative characteristic of free independent tourism and the most important method which allows joining the tourists with culture, to develop and to generate their new spiritual needs.
Keywords: free independent tourism, independent tourist, social and cultural activity, leisure activity, tourism as a kind of leisure, social and cultural features of free independent tourism
References:
1. Avanesova G.A. Turizm, gostepriimstvo, servis: Slovar'-spravochnik. [Tourism, Hospitality, Service: Dictionary-Directory]. Under the red. of L.P. Voronkova: M: Aspekt-Press, 2002, 368 p.
2. Ariarskii M.A. Pedagogicheskaya kul'turologiya. V dvukh tomakh. Tom 1: Metodologiya i metodika postizheniya kul'tury [Pedagogical culturology in 2 vol. V. 1: Methodology and Methodics of Comprehension of Culture]: SPb.: Concept, 2012, 400 p.
3. Izmailova D.A. Razvivayushchii potentsial dosuga v poznavatel'nom turizme [Developing potential of leisure in the cognitive tourism]. SRb.: SPbGUKI, 2008. 156 p.
4. Kir'yanova L.G. Marketing i brending turistskikh destinatsii [Marketing and Brending of the touristic Destinations]. Tomsk: Ed. of the Tomsk Polytechnic University, 2011. 271 p.
5. Maksyutina K.N. Turizm kak sfera kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti: osnovnye ponyatiya [Tourism as a area of cultural and leisure activities: main definitions] // Vestnik KazGUKI. 2010. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7turizm-kak-sfera-kulturno-dosugovoy-deyatelnosti-osnovnye-ponyatiya (Acceded on April 18, 2016).
6. Ryabova T. V. Kul'turnyi turizm kak sredstvo osvoeniya sotsial'no-kul'turnogo prostranstva territorii [Innovations in the Tourism as a Condition of Saving of the humanistic Traditions of national Culture] // Mediakul'tura i mediaobrazovanie II (Fenomen turizma v kul'ture XXI veka: mediatekhnologii sovremennoi kul'tury). Mat. Mezhd. nauch. — prakt. konf. [Media-culture and media-education II (Phenomenon of tourism in culture in XXI century/ Mathematical Internatinal scientific practical conference)]: Ed. Of the Belarus State University of Culture, 2014. P. 347-350.
7. Ryabova T. V., Ertman E. V. Samostoyatel'nyi turizm kak perspektivnoe napravlenie razvitiya turistskoi sfery [Free independent tourism as a perspective direction of the development of touristic domain] // Rossiya — Kazakhstan: prigranichnoe sotrudnichestvo, muzeino-turisticheskii potentsial, proekty i marshruty k sobytiyam mirovogo urovnya: sb. st. Mezhd. nauch. — prakt. konf. [Russia — Kazakhstan: border cooperation, museum and touristic potential, projects and routes t the world-class events: Digest of articles of International scient-pract. confer.] Iss. 1. Samara, 2016. URL: https://regrazvitie.ru/wp-content/uploads/2016/01/ Ryabova-Ertman.pdf (Acceded on March 24, 2016)
8. Triodin V.E. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': proetcontra [Social and cultural activities: pro et contra] / VestnikSpbGUKI. № 3 (12). 2012. P. 40—45.
9. Ertman E. V. Struktura informatsionnogo soprovozhdeniya turproduk [Structure of informational Support of touristic Product] // Servisu i turizmu — innovatsionnoe razvitie: materialy VII mezhd. nauch. — prakt. konf. [The innovative Development to Service and Tourism: Proceedings of the VII-th Intern. Scient. — Pract. Confer]. SPb: Ed. of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin, 2015. P.106—110
10. YaroshenkoN.N. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': paradigmy, metodologiya, teoriya [Social and cultural Activities: Paradigms, Methodology, Theory]. M.: Ed. of the Moskow University of Culture, 2000. 264 p.
11. Gadling S. Travel trends: The rise of the "Free Independent Traveler" (FIT) URL: http://gadling. com/2010/05/12/travel-trends-free-independent-traveler-fit (Acceded on April 18, 2016).
12. European travel commission. European tourism 2016-trends& prospects (Q1/2016): http://www.etc-corporate.org/?page=report&report_id=88(Acceded on April 17, 2016).
13. Myers L.M. Women's Independent Travel Experiences in New Zealand. URL: http://sure.sunderland. ac.uk/policies.html, p. 19—22. (Acceded on March 03, 2016).
14. Re-Conceptualising Lifestyle Travellers: Contemporary «drifters». URL: http://eprints.bournemouth.ac.uk (Acceded on April 09, 2016).