Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (10). Сентябрь 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 377.8 ББК 78.234.569 И212
К. Л. Иванова Иркутск, Россия
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В статье поднимается проблема организации самостоятельной деятельности студентов и реализация её контроля в условиях информационно-развивающей среды колледжа. Описываются составляющие информационно-образовательной среды колледжа, информационные сервисы, которые позволяют реализовать контролируемую самостоятельную деятельность студентов в информационно-образовательной среде колледжа.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, самостоятельная работа студента, Федеральный государственный образовательный стандарт.
K.L. Ivanova Irkutsk, Russia
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT
The article is devoted to the problem of the organization of students' independent work and the implementation of its control in the conditions of the college educational environment. The components of the information environment, information services, which allow to realize controlled independent work of students in the information-educational college environment are described. The article is also provided information about the specificity of students ' independent work in the global educational space.
© Иванова К. Л., 2016
Keywords: independent work of students, information educational environment, FSES.
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует принципиального изменения организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки и рост объема самостоятельной работы студентов (СРС). ФГОС содержат общие компетенции, которые необходимо формировать у будущих рабочих и специалистов, большинство из которых связано с самообразованием и саморазвитием, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 42.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям). Согласно анализу мы увидели общие компетенции, которые направлены на формирование у обучающихся самостоятельности:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации [7].
Реализация ФГОС перемещает акценты с преподавания на самостоятельную деятельность студентов, направленную на развитие у студентов творческой инициативы, потребности в самообразовании, стремлении к повышению уровня теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений самообразо-
вательной деятельности.
Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ привело к обновлению всей нормативной базы, вызывающей необходимость переструктурирования всех звеньев учебного процесса, в том числе и для организации эффективной СРС, выстраивания взаимосвязи самостоятельной работы с профессиональной деятельностью [8].
В условиях глобализации, информатизации и интеграции мирового сообщества, основной целью образовательного процесса в любой образовательной организации является - подготовка специалистов и формирование творческих личностей, способных к самостоятельной работе, умеющих действовать в нестандартных ситуациях и всегда ощущающих потребность в непрерывном образовании. Для достижения этой цели внедряют в образовательных организациях различные формы и методы обучения, выявляют оптимальные пути интеграции учебно-воспитательного процесса и научно-производственной сферы, а также ищут новые и эффективные формы организации самостоятельной работы студентов (СРС) [Мирошникова, 2012].
Неотъемлемой частью образовательного процесса в колледже является самостоятельная работа студентов, которая призвана повысить качество обучения, активизировать мышление, развить творческие способности студентов, их стремление к самостоятельному приобретению новых знаний, что, в свою очередь, способствует самоопределению и самореализации [Петровский, 1986].
Известно, что СРС понимается как планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Роль СРС в развитии личности чрезвычайно велика. СРС является средством воспитания сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитию привычки к напряженному интеллектуальному труду. При этом необходимо уделять внимание тому, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т. е. научить студентов учиться часто бы-
вает важнее, чем вооружить их конкретными предметными знаниями [Мирош-никова, 2002].
Самостоятельная работа студентов является подлинно их творческой работой, поскольку студент сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает себе задание и вид работы, а также средство обучения. «Самостоятельная работа, прежде всего, завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека» [Мирошникова, 2002, с. 95].
Для достижения высокого уровня профессиональной подготовки будущих специалистов необходимо изменить подходы к организации самостоятельной работы, с тем, чтобы результаты самостоятельной деятельности студентов были максимальными. Одним из новых подходов организации СРС является внедрение в учебный процесс информационно-обучающей среды (ИОС).
Мы живем в информационном пространстве. Настоящая реальность такова, что информационное пространство оказывает значительное влияние во всех областях жизни человека.
Современный человек с детства погружен в информационную среду. Он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и в своей работе, но и при вызове врача, покупке билетов на самолет или поезд, при организации своего отдыха и т. д.
Таким образом, информация играет все большую роль в жизни человека, пронизывает всю его деятельность. Формируется информационный образ жизни. Складывается представление об информационной среде.
Информационная среда - это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности.
Глобальное развитие информационных технологий стремительно проникает и в сферу образования, определяет развитие образовательных учреждений в течение последних лет.
В этой связи возникло понятие информационной образовательной среды.
Это не просто обучающая среда, а специально организованное информационно-образовательное пространство для освоения разных видов и форм деятельности. Рассмотрим некоторые определения информационно-образовательной среды, которые сформулировали в своих трудах российские исследователи:
О. А. Ильченко под информационно-образовательной средой понимает «системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как объектом образовательного процесса» [Ильченко, 2002, с. 23].
По мнению Ж. Н. Зайцевой, информационно-образовательная среда - это «антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося» [Зайцева, 2000, с. 141].
В. И. Солдаткин полагает, что информационно-образовательная среда - это «единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающая в себя виртуальные библиотеки, раздельные базы данных, учебно-методические комплексы» [Солдаткин, 2002, с. 45].
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что информационно-образовательная среда представляет собой систематизированный набор педагогических (учебно-методических), организационных, информационных, технических условий, направленных на учебный процесс и его участников.
Основная цель формирования современной информационно-образовательной среды - повысить качество и доступность образования, создать условия для реализации творческого потенциала и саморазвития личности, развития информационной культуры и навыков жизнедеятельности в информационном обществе.
Создаваемая в Иркутском колледже автомобильного транспорта и дорожного строительства информационно-образовательная среда выстраивается в соответствии со следующей иерархией:
- единая информационно-образовательная среда страны;
- единая информационно-образовательная среда региона, области, города;
- информационно-образовательная среда конкретного учебного заведения (а в ней - среды конкретного преподавателя, предмета и т. д.).
Таким образом, формирование и развитие информационно-образовательной среды включает три взаимосвязанных аспекта:
1) оснащение техническими, программными и образовательными ресурсами;
2) повышение ИКТ - компетентности участников образовательного процесса;
3) целенаправленная организационная работа по обеспечению доступности средств ИКТ в образовательном процессе [Титоренко, 2003].
Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства (ГБПОУ ИО «ИКАТиДС») обладает хорошей материально-технической базой. При обучении используются инновационные педагогические технологии и технические средства обучения: компьютеры с доступом в сеть Интернет, сканеры, автотренажёры, аудио- и видеотехника, мультимедийные проекторы и др.
Техническую инфраструктуру информационной среды нашего колледжа составляет компьютерная техника (локальная сеть, оборудование Wi-Fi, компьютерные классы, отдельные компьютеры).
Информационно-образовательные ресурсы представлены в виде:
• печатной продукции (учебники, учебные пособия, методические рекомендации, рабочие тетради, книги, журналы, справочники и т. д.);
• цифровых учебных материалов на сервере колледжа (курсы лекций, презентации, учебники, фонды оценочных средств и т. д.);
• цифровых учебных материалов в сети Интернет;
• информации на сайте колледжа (учебные планы, ФГОС, графики учебного процесса, расписание занятий, задания для СРС, программы практик, учебно-методические рекомендации и др.).
В нашем колледже основными пользователями информационной образовательной среды являются: студенты, преподаватели, сотрудники отделений, директор и его заместители, бухгалтерия, сотрудники приемной комиссии и отдела кадров, сотрудники библиотеки и учебной части и, конечно, родители.
Студенты:
• пользуются компьютерами и мультимедиа-техникой на уроках, различных мероприятиях и в ходе самостоятельной работы;
• пользуются Wi-Fi;
• имеют доступ к учебным материалам, как в бумажном, так и в цифровом виде;
• могут узнать изменения в расписании и получить массу полезной информации на сайте колледжа и многое другое.
Преподаватели используют технические и программные средства для подготовки и проведения занятий, для учебной и методической работы.
В отделениях ведется учет и анализ успеваемости, текущей и итоговой аттестации, посещаемости занятий и т. д.
Директор и его заместители могут управлять учебным процессом, начиная с хода приемной компании и заканчивая выпуском.
Родители могут получить информацию об успеваемости и посещаемости занятий своих детей, могут в режиме онлайн поприсутствовать на занятии производственного обучения, посмотреть как идет процесс овладения общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК).
В нашем колледже внедряется автоматизированная информационная система 1С: Колледж, которая является комплексным решением для управления деятельностью профессиональной образовательной организацией, позволяет автоматизировать работу основных подразделений колледжа - административного отдела, отдела кадров, приемной комиссии, отделений, учебно-методического отдела, а также интегрировать данные с сайтом колледжа, осуществлять рассылку сотрудникам и обучающимся.
Таким образом, для того, чтобы информационно-образовательная среда работала и развивалась в профессиональной образовательной организации, необходимо:
1. Донести эту информацию до каждого студента и показать в чем преимущества.
2. Проинформировать (провести обучение) преподавателей по работе с информационно-образовательными ресурсами в условиях информационно-образовательной среды.
3. Обеспечить доступ каждого студента к ИОС.
Проведенный анализ ИОС колледжа показал, что, несмотря на достигнутые определенные результаты, остаются еще и трудности в создании ИОС, а именно:
• недостаточная техническая оснащенность;
• некоторая разрозненность информационно-образовательных ресурсов;
• недостаточная готовность участников образовательного процесса;
• риски, возникающие при использовании информационных технологий.
Но в целом, вышеописанные составляющие ИОС колледжа предоставляют
преподавателям широкие возможности для организации самостоятельной деятельности студентов и осуществления информационного взаимодействия с ними.
Необходимо совершенствовать и развивать информационную образовательную среду колледжа. Нужно сделать её единой, целостной, состоящей из взаимосвязанных компонентов, которые обеспечат эффективное управление колледжем и выполнение им его образовательных функций.
Библиографический список:
1. Зайцева Ж. Н. Интернет - учебник - виртуальная среда обучения / Ж. Н. Зайцева, А. Э. Говорский // Труды VIII научно-практической конференции «Открытое образование России XXI века». М.: Изд-во МЭСИ , 2000. 243 с.
2. Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. 499 с.
3. Информационные технологии управления: учебн. пособие для вузов / Под ред. проф. Г. А. Титоренко. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. 205 с.
4. Мирошникова Г. А. Самостоятельная работа студента - одно из звеньев в становлении студента как будущего специалиста // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2002. № 17. С. 95-99.
5. Основы педагогики и психологии в высшей школе / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. 344 с.
6. Солдаткин В. И. Основы открытого образования. М.: Изд-во НИИЦ РАО, 2002. 145 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 42.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) // [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1386 от 27.10.2014. Зарегистрирован в Минюст России от 28 ноября 2014 г.№34994. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m574.html (дата обращения 18.05.2016).
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m574.html (дата обращения 18.05.2016).