САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)
Умуров Н.К.
Умуров Нодир Касимович - доцент, кафедра Музыкальная звукорежиссуры и информатики, Государственная консерватория Узбекистана. г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: современное обучение в ВУЗах предполагает углубленное изучение предметов как в аудитории, так и вне аудитории. Внеаудиторная деятельность студентов включает в себя самостоятельную работу по какой-либо дисциплине. Самостоятельная работа студентов это - планируемая учебная, учебно-исследовательская либо научно-исследовательская работа, которая выполняется во внеаудиторное время при методическом руководстве преподавателя, но без непосредственного его участия.
Данная научная статья является методической рекомендацией для проведения практических занятий по предмету Информационные технологии. Автор статья изложил общие положения организации самостоятельной работы студентов основываясь на научных исследованиях педагогов и на личном опыте. Ключевые слова: обучение, внеаудиторная деятельность, самостоятельная работа, формирование профессиональной компетентности, овладение, творческий подход, этап, изучение, компьютерные программы, консультация, оценка, анализ, умение, решение проблем.
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN A MUSIC UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF THE SUBJECT INFORMATION TECHNOLOGY)
Umurov N.K.
Umurov Nodir Kasimovich - Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSICAL SOUND ENGINEERING AND INFORMATICS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: modern education in universities involves an in-depth study of subjects both in the classroom and outside the classroom. Extracurricular activities of students include independent work in any discipline. Independent work of students is a planned educational, teaching and research or research work that is carried out outside the classroom with the methodological guidance of the teacher, but without his direct participation. This scientific article is a methodological recommendation for conducting practical classes on the subject of Information Technology. The author of the article outlined the general provisions of the organization of independent work of students based on the scientific research of teachers and personal experience.
Keywords: education, extracurricular activities, independent work, professional competence formation, mastering, creative approach, stage, study, computer programs, consultation, evaluation, analysis, skill, problem solving.
Целью самостоятельной работы студентов является формирование профессиональной компетентности будущего специалиста. Задачи самостоятельной работы студентов:
- овладение теоретическими знаниями по предмету (например, история ЭВМ);
- овладение профессиональными умениями и формирование навыков работы на ПК;
- формирование опыта собственной поисковой, творческой, научно-исследовательской деятельности (например, овладение аналогичными информационными технологиями, изучаемыми на курсе).
Самостоятельная работа студентов способствует развитию творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального (также и научного) уровня. Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы.
1. Подготовительный этап включает определение целей, задач, составление плана с указанием видов работы, её сроков, согласование самостоятельной работы с преподавателем.
2. Основной этап состоит в реализации плана самостоятельной работы, использовании приемов поиска информации, усвоении, переработке, применении и передаче знаний, фиксировании результатов работы. На основном этапе студент может получить консультации и рекомендации у преподавателя, руководящего его самостоятельной работой.
3. Заключительный этап означает анализ результатов и их систематизацию, оценку продуктивности и эффективности проделанной работы, формулирование выводов о дальнейших направлениях работы.
Основными видами самостоятельной учебной деятельности студентов ВУЗа являются:
1) предварительная подготовка к аудиторным занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучении которых следует обратить особое внимание и др.;
2) самостоятельная работа при прослушивании лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись, а также своевременная доработка конспектов лекций;
3) подбор, изучение, анализ и при необходимости - конспектирование рекомендованных источников по учебным дисциплинам;
4) выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение;
5) подготовка к контрольным занятиям, зачетам и экзаменам;
6) выполнение специальных учебных заданий, при изучении компьютерных программ;
7) самостоятельная практическая работа на ПК;
8) поиск и анализ дополнительной информации по изучаемой технологии.
Самостоятельная работа студентов неразрывно связана с творческой учебной деятельностью студентов, такой как: - написание рефератов, - написание научных статей, - участие в научно-исследовательской работе в составе творческого коллектива, - выполнение специальных творческих заданий и др.
Все виды самостоятельной работы могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные виды самостоятельной работы выполняются в обязательном порядке с последующим контролем результатов преподавателем. Дополнительные виды самостоятельной работы выполняются по выбору студента и сопровождаются консультациями со стороны преподавателя.
К основным (обязательным) видам самостоятельной работы студентов относится:
■ самостоятельное изучение теоретического материала,
■ решение задач к практическим занятиям,
■ выполнение письменных заданий к семинарским занятиям.
Дополнительными видами самостоятельной работы являются:
■ выполнение курсовых работ;
■ подготовка докладов и сообщений для выступления на семинарах;
Оценка самостоятельной работы всё же имеет непосредственное отношение к итоговой оценке по дисциплине. Во-первых, оценка самостоятельной работы включается в оценку такой формы промежуточного контроля, как оценка текущей работы на семинарских занятиях. Во-вторых, так как самостоятельная работа по предмету поощряется, преподаватель может использовать (и, как правило, использует) оценку самостоятельной работы в качестве поощрительной составляющей на экзамене. В спорных ситуациях оценка самостоятельной работы может разрешить ситуацию в пользу студента. Роль оценки самостоятельной работы студентов зависит от вида этой работы.
Независимо от вида самостоятельной работы, критериями оценки самостоятельной работы могут считаться:
а) умение проводить анализ (решать проблемные задания);
б) умение выделить главное (умение быстро решать поставленную задачу);
в) самостоятельность в решении проблем;
г) умение применять свой опыт при использовании информационных технологий, оригинальные пути их практического применения;
д) положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете;
е) умение показать место данного вопроса в общей структуре курса, его связь с другими дисциплинами;
ж) умение применять свои знания для ответа на вопросы.
Источниками для самостоятельного изучения курса выступают:
- учебники по предмету; - курсы лекций по предмету;
- учебные пособия по отдельным темам;
- научные статьи;
- научные монографии.
Умение студентов быстро и правильно подобрать методы и приёмы, необходимые для выполнения учебных заданий, является залогом успешного обучения. Самостоятельный подбор осуществляется при подготовке к практическим занятиям, при написании контрольных, дипломных работ, научных рефератов. Поощряются любые формы практической работы студентов по изучаемому предмету.
Цель самостоятельной работы считается достигнутой в том случае, если, во-первых, каждый из студентов получит возможность продемонстрировать свои познания в изучаемой информационной технологии, и, во-вторых, если у студентов сложилось общее понимание или несколько обоснованных подходов в решении практических задач с использованием смежных (аналогичных) компьютерных программ (например, нескольких нотных редакторов).
Таким образом, организация самостоятельной работы студента является обоюдным процессом, как со стороны преподавателя, так и со стороны студента. Говоря об обоюдном процессе, имею в виду, что студент выполняет не только работу, заложенную в учебной программе, но используя своё творческое познание, выполняет дополнительную нагрузку по дисциплине добровольно, в качестве необходимости в повседневной жизни (например, использует конверторы для преобразования форматов или музыкальные редакторы при написании электронной музыки).
Список литературы /References
1. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента / А.А. Вербицкий // Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования: тез. докл. Всерос. науч.-метод. конф. Волгоград: ВолгГТУ, 1994.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. вузов / В.И. Загвязинский. М.: Академия, 2001.
3. Захарова Е.В. Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в вузе / Е.В. Захарова // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. № 3.