Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов по определению ключевых понятий социально-педагогического исследования'

Самостоятельная работа студентов по определению ключевых понятий социально-педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
603
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ / ДЕВИАНТНОЕ / ДЕЗАДАПТИРОВАННОЕ И ДЕЛИНКВЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕХНОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ / CONCEPT / METHODOLOGY / PEDAGOGY / DEVIANT / DECONDITIONAL / CRIMINAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS / INDEPENDENT WORK / TECHNOLOGY DEFINITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галагузова Юлия Николаевна, Миронов Данил Данилович

В статье раскрывается роль понятий в научном исследовании, приводится определение сущности «понятие», выделяются важнейшие функции понятий в педагогическом исследовании. Показана роль нормативных и научных понятий в исследовании; обоснована необходимость четкого представления о сущности ключевых понятий для качественного выполнения исследовательских работ студентом. На основе разработанного авторами спецкурса «Научные и нормативные понятия в научных исследованиях» представлен эксперимент по определению однородных понятий: девиантное, дезадаптированное и делинкветное поведение. Особенностью данной статьи является то, что студенты самостоятельно учатся определять выделенные понятия. Для этого авторами разработана система самостоятельных заданий, которые поэтапно выполняют студенты. Опыт проведения педагогического эксперимента со студентами юридической специальности в ФБГОУ ВО «Уральский государственный горный университет» и со студентами, обучающимися по педагогическому образованию, профиль управление воспитательной работы и правоведение в Институте социального образования ФБГОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» дает положительные результаты. В статье также обозначены перспективы развития проблемы дальнейшей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN FINDING DEFINITIONS OF THE KEY CONCEPTS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL RESEARCHES

This article explores the role of concepts in scientific research, determines the essence of 'concept' and accentuates the most important functions of concepts in a pedagogical research. The article shows the role of normative and scientific concepts in the research; the necessity of a clear understanding of the essence of the key concepts for successful completion of students’ research works. Based on the special course, developed by the authors of the article, «Scientific and Normative Concepts in the Scientific Research» there was an experiment based on the definitions of the homogeneous concepts: deviant, deconditional and criminal. The specific feature of this article is that the students learn to give their own definitions of these concepts. The system of independent tasks was developed by the authors. The experience of pedagogical experiment with the students of the legal profession in the Ural State Mountain University, and with the students of pedagogical education, specialty Educational Work Management and Jurisprudence at the Institute of Social Education of the Ural State Pedagogical University gives positive results. The article also indicates the perspectives for further research.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов по определению ключевых понятий социально-педагогического исследования»

УДК 378.147.88:37.013.42 ББК Ч448.902.7

ГСНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.01

Галагузова Юлия Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: yung.ektb@mail.ru.

Миронов Данил Данилович,

аспирант, кафедра педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: dan100100@mail.ru.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: понятие, методология педагогики, девиантное, дезадаптированное и делин-кветное поведение подростков, самостоятельная работа, технология определения понятий.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается роль понятий в научном исследовании, приводится определение сущности «понятие», выделяются важнейшие функции понятий в педагогическом исследовании. Показана роль нормативных и научных понятий в исследовании; обоснована необходимость четкого представления о сущности ключевых понятий для качественного выполнения исследовательских работ студентом. На основе разработанного авторами спецкурса «Научные и нормативные понятия в научных исследованиях» представлен эксперимент по определению однородных понятий: девиантное, дезадаптированное и делинкветное поведение. Особенностью данной статьи является то, что студенты самостоятельно учатся определять выделенные понятия. Для этого авторами разработана система самостоятельных заданий, которые поэтапно выполняют студенты. Опыт проведения педагогического эксперимента со студентами юридической специальности в ФБГОУ ВО «Уральский государственный горный университет» и со студентами, обучающимися по педагогическому образованию, профиль - управление воспитательной работы и правоведение в Институте социального образования ФБГОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» дает положительные результаты. В статье также обозначены перспективы развития проблемы дальнейшей работы.

Galaguzova Yulia Nikolaevna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Mironov Danil Danilovich,

Post-graduate Student of the Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN FINDING DEFINITIONS OF THE KEY CONCEPTS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL RESEARCHES

KEYWORDS: concept, methodology, pedagogy, deviant, deconditional, criminal behavior of adolescents, independent work, technology definitions.

ABSTRACT. This article explores the role of concepts in scientific research, determines the essence of 'concept' and accentuates the most important functions of concepts in a pedagogical research. The article shows the role of normative and scientific concepts in the research; the necessity of a clear understanding of the essence of the key concepts for successful completion of students' research works. Based on the special course, developed by the authors of the article, «Scientific and Normative Concepts in the Scientific Research» there was an experiment based on the definitions of the homogeneous concepts: deviant, de-conditional and criminal. The specific feature of this article is that the students learn to give their own definitions of these concepts. The system of independent tasks was developed by the authors. The experience of pedagogical experiment with the students of the legal profession in the Ural State Mountain University, and with the students of pedagogical education, specialty — Educational Work Management and Jurisprudence at the Institute of Social Education of the Ural State Pedagogical University gives positive results. The article also indicates the perspectives for further research.

"онятийный аспект в любом научном исследовании, в том числе и студенческом, представляет особую методологическую значимость, ибо понятийная система образует логический каркас построения любой научной теории. От корректности использования понятий во многом зависит качество результатов исследования студента, независимо от того, какую он работу выполняет: готовит доклад, представляет реферат, разрабатывает проект, работает над курсовой или выпускной ква-

лификационной работой, выполняет магистерскую диссертацию.

Понятие, как известно, это «форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки класса однородных предметов или отдельного предмета. <...> Существенными признаками понятия являются такие, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а взятые в совокупности достаточны для отличия данного понятия от остальных» [5].

Роль понятий в научных исследованиях

© Галагузова Ю. Н., Миронов Д. Д., 2016

неоднократно освещалась в работах известных ученых-методологов: В. В. Краевского [8; 9], В. М. Полонского [11], М. А. Галагузовой [4] и др. Понятия в любом научном исследовании выполняют ряд важнейших методологических функций:

- «обеспечивают дедуктивную систематизацию научного знания (выявив основные понятия, исследователь может по правилам дедукции вывести из них другие утверждения и теоретические положения, в том числе и те, которые допускают эмпирическую интерпретацию);

- способствуют объяснению и систематизации эмпирических и теоретических знаний (описывая существенные свойства объектов, понятия интерпретируют знания, полученные в теории и на практике, устанавливая между ними связи и систематизируя их);

- направляют развитие знаний через уточнение понятий, углубления и расширения их объема» [13].

Кроме того, в научных исследованиях студентов, наряду с научными, часто используются нормативные понятия. С. А. Ветошкин и М. А. Галагузова, изучая основные понятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивают, что «юридические понятия, данные в нормативно-правовых документах, имеют правовой приоритет перед научными понятиями, употребляемыми в специальной литературе различными авторами, высказывающими свою точку зрения на ту или иную проблему изучаемого предмета» [2]. В исследованиях студентов, тем более в магистратуре и аспирантуре, часто используются нормативные понятия, поэтому необходимо уметь корректно использовать их в научных работах.

Изучение научных работ по данной проблеме показывает, что для качественного выполнения исследовательских работ студенту необходимо:

- знать определение сущности понятий;

- владеть справочной литературой при определении ключевого понятия исследования;

- изучать научную литературу по определению ведущего (ключевого) понятия исследования;

- выделять общие и специфические признаки понятия;

- определять родовые и видовые понятия и их взаимосвязь;

- различать нормативные и научные понятия;

- включать выделенное понятие в общую систему того или иного аспекта исследования;

- знать правила формулирования понятий.

Нами разработан спецкурс «Научные и

нормативные понятия в научных исследованиях». В статье мы остановимся на одной

из тем курса — определении однородных по существу понятий: девиантное, дезадаптированное и делинкветное поведение подростков. Эксперимент был проведен со студентами юридической специальности в ФБГОУ ВО «Уральский государственный горный университет» и со студентами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование», профиль - управление воспитательной работой и правоведение в Институте социального образования ФБГОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».

Определение понятий — весьма сложная работа для начинающего исследователя, тем более для студентов. Несмотря на то, что студенты в каждой исследовательской работе опираются на ведущие понятия, выделить их, рассмотреть их признаки, сравнить между собой определение понятий по разным источникам представляет сложную проблему.

С принятием Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения наметилась тенденция увеличения доли самостоятельной внеаудиторной работы в учебных планах. Перед учебными заведениями встала задача повысить эффективность самостоятельной работы в достижении качественно новых целей образования, таких как развитие самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству и творческому саморазвитию. Изучению проблем самостоятельной работы студентов посвящено довольно много научных исследований [6; 10; 12] и др. Изучение обозначенных работ, а также некоторых других показывает, что проблема самостоятельной работы студентов по определению ключевых понятий специально не рассматривалась.

В своем исследовании мы опирались на ряд работ по определению научных понятий в педагогических исследованиях [1; 3; 7] и др.

Прежде всего, на занятиях по спецкурсу «Научные и нормативные понятия в научных исследованиях» студенты:

- знакомятся с определением сущности таких категорий как «понятие», «категория», «термин»;

- рассматривают их взаимосвязь и взаимообусловленность;

- изучают эволюцию педагогических понятий в истории педагогики;

- раскрывают роль педагогических понятий в научных исследованиях.

Затем приступают к выполнению самостоятельной работы по определению понятий. Для этого нами разработана технология определения понятий, которая состоит из последовательности выполнения разных по уровню и сложности самостоятельных заданий студентов.

1. Вначале студентам предлагается найти и выписать из законов определения изучаемых понятий: девиантное, дезадаптированное и делинкветное поведение подростков и определить общие и специфические признаки выделяемых понятий.

В результате этой работы студенты приходят к выводу, что в разных статьях законов эти понятия имеют несколько отличное толкование.

2. Далее студенты знакомятся со спра-вочно-энциклопедической литературой по педагогике, которая представляет наиболее полное и концентрированное выражение теории и практики этой науки.

Для этого студенты делятся на три группы: одни находят определение понятия «девиантное поведение подростков», другие — «дезадаптированное поведение подростков», третьи — «делинквентное поведение подростков». Для этого из справочной литературы они выписывают соответствующие определения и выделяют признаки обозначенных понятий.

3. Следующее задание связано со знакомством студентов с авторефератами диссертаций. Студенты получают задание: по авторефератам (2-3 источника, найденные в Интернете или библиотеке) выписать определения рассматриваемых понятий и выделить их признаки.

Студенты продолжают работать по группам: каждая группа — со своим понятием.

4. Следующее семинарское занятие посвящено совместному обсуждению и анали-

зу выбранных понятий. В результате дискуссий студенты приходят к выводу, что, сохраняя основу того или иного понятия (общие признаки), каждый из авторов дает свою формулировку выбранных понятий.

Итогом работы должен стать выбор ключевого понятия, выстраивание иерархии понятий, закрепление понятий в понятийной системе рассматриваемой научной области. Студенты приходят к выводу, что ведущим понятием является понятие «девиантное поведение подростков». Далее они находят его соотношение с «дезадаптированным» и «делинквентным поведением». Также студенты пытаются совместно с преподавателям встроить выделенные понятия в общую систему нравственного воспитания или социализацию подростков.

Многолетний опыт проведения таких семинарских занятий совместно с выполнением студентами самостоятельной работы позволяет студентам осознать значимость ключевых понятий, а также возможность их нахождения, анализа и выбора формулировки того или иного понятия.

Конечно, материал одной статьи не претендуют на последнюю инстанцию в предлагаемой проблеме. На наш взгляд, необходимо рассмотреть отдельно такие вопросы, как технология самостоятельной работы студентов по изучению понятий, критерии оценки такой работы, формирование методологической компетенции студентов по определению понятий и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баскаков А. Я., Туленков Н. В. Методология научного исследования : учеб. пособие. 2-е изд., испр. Казань : МАУП, 2004.

2. Ветошкин С. А., Галагузова М. А. Основные понятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 3. С. 22.

3. Галагузова М. А. Диссертационные исследования по педагогике: вопросы и ответы : науч.-практ. пособие. Екатеринбург : СВ-96, 2011.

4. Галагузова М. А. Понятийные проблемы диссертационных исследований по педагогике // Методология педагогики: понятийный аспект : монограф. сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. М. : Издат. центр АНОО «ИЭТ», 2014. Вып. 1. С. 116-123.

5. Гетманова А. Д. Логика: Словарь и задачник : учеб. пособие для студентов вузов. М. : ВЛАДОС, 1998.

6. Даниц Г. Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов : авто-реф. дис. ... канд. пед наук. М., 2002.

7. Краевский В. В. Методология научного исследования : пособие для студентов и аспирантов гума-нит. ун-тов. СПб. : Изд-во С. -Петерб. гуманит. ун-та профсоюзов, 2001.

8. Краевский В. В., Бережнова Е. Е. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2006.

9. Краевский В. В. Язык педагогики в контексте современного научного знания // Язык педагогики в контексте современного научного знания : матер. Всерос. методолог. конф.-семинара / гл. ред. В. В. Краевский ; ред. А. А. Арламов, Р. В. Потчер. Волгоград ; Краснодар ; М., 2008. С. 38-47.

10. Лукинова Н. Г. Самостоятельная работа как средство и условие развития познавательной деятельности студента : автореф. дис. . канд. пед наук. Ставрополь, 2003.

11. Полонский В. М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Педагогическая наука и ее методология в контексте современности : сб. науч. ст. / под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. М., 2001. С. 188-198.

12. Цырева М. А. Организация самостоятельной работы студентов — будущих учителей с учетом характера их познавательной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед наук. М., 2012.

13. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010.

REFERENCES

1. Baskakov A. Ya., Tulenkov N. V. Metodologiya nauchnogo issledovaniya : ucheb. posobie. 2-e izd., ispr. Kazan' : MAUP, 2004.

2. Vetoshkin S. A., Galaguzova M. A. Osnovnye ponyatiya Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» // Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. 2013. № 3. S. 22.

3. Galaguzova M. A. Dissertatsionnye issledovaniya po pedagogike: voprosy i otvety : nauch.-prakt. posobie. Ekaterinburg : SV-96, 2011.

4. Galaguzova M. A. Ponyatiynye problemy dissertatsionnykh issledovaniy po pedagogike // Metodologiya pedagogiki: ponyatiynyy aspekt : monograf. sb. nauch. tr. / otv. red. E. V. Tkachenko, M. A. Galaguzova. M. : Izdat. tsentr ANOO «IET», 2014. Vyp. 1. S. 116-123.

5. Getmanova A. D. Logika: Slovar' i zadachnik : ucheb. posobie dlya studentov vuzov. M. : VLADOS, 1998.

6. Danits G. N. Samostoyatel'naya rabota kak sredstvo professional'noy podgotovki studentov : avtoref. dis. ... kand. ped nauk. M., 2002.

7. Kraevskiy V. V. Metodologiya nauchnogo issledovaniya : posobie dlya studentov i aspirantov gumanit. un-tov. SPb. : Izd-vo S. -Peterb. gumanit. un-ta profsoyuzov, 2001.

8. Kraevskiy V. V., Berezhnova E. E. Metodologiya pedagogiki: novyy etap : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. M. : Akademiya, 2006.

9. Kraevskiy V. V. Yazyk pedagogiki v kontekste sovremennogo nauchnogo znaniya // Yazyk pedagogiki v kontekste sovremennogo nauchnogo znaniya : mater. Vseros. metodolog. konf.-seminara / gl. red. V. V. Kraevskiy ; red. A. A. Arlamov, R. V. Potcher. Volgograd ; Krasnodar ; M., 2008. S. 38-47.

10. Lukinova N. G. Samostoyatel'naya rabota kak sredstvo i uslovie razvitiya poznavatel'noy deyatel'nosti studenta : avtoref. dis. ... kand. ped nauk. Stavropol', 2003.

11. Polonskiy V. M. Ponyatiyno-terminologicheskiy apparat pedagogiki / / Pedagogicheskaya nauka i ee metodologiya v kontekste sovremennosti : sb. nauch. st. / pod red. V. V. Kraevskogo, V. M. Polonskogo. M., 2001. S. 188-198.

12. Tsyreva M. A. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov — budushchikh uchiteley s uchetom kharaktera ikh poznavatel'noy deyatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. ped nauk. M., 2012.

13. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov. Chelyabinsk : Izd-vo RBIU, 2010.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. А. Галагузова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.