Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов как пространство для индивидуализации образования и взаимодействия с работодателем'

Самостоятельная работа студентов как пространство для индивидуализации образования и взаимодействия с работодателем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОСТРАНСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ / STUDENT INDIVIDUAL WORK / COMPETENCE EDUCATIONAL MODEL / TUTORIAL GUIDANCE / ENVIRONMENT OF INDIVIDUALIZATION / INTERACTION WITH FUTURE EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Оксана Валерьевна, Левинская Алёна Романовна

Рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов как инструмент индивидуализации обучения, раскрываются вопросы организации самостоятельной работы студентов в рамках социального партнерства с будущими работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT INDEPENDENT WORK AS ENVIRONMENT FOR INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION AND COPERATIVE INTERACTION WITH EMPLOYERS

The paper considers the issue of student individual work arrangement as a tool of individual-based education, and reveals the challenges of student individual work arrangement in the context of social cooperative interaction with future employers.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов как пространство для индивидуализации образования и взаимодействия с работодателем»

УДК 378

Игнатьева Оксана Валерьевна

заведующий кафедрой культурологии, кандидат педагогических наук

Левинская Алёна Романовна

ассистент, заместитель декана по воспитательной работе исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected], [email protected]

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЕМ

Oksana V. Ignatieva

Head of the Department of Cultural Studies, Ph.D.

Alena R. Levinskya

assistant, associate dean for educational work of the Faculty of History

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected], [email protected]

STUDENT INDEPENDENT WORK AS ENVIRONMENT FOR INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION AND COPERATIVE INTERACTION WITH EMPLOYERS

Аннотация. Рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов как инструмент индивидуализации обучения, раскрываются вопросы организации самостоятельной работы студентов в рамках социального партнерства с будущими работодателями.

Ключевые слова: самостоятельная работа студента; компетентностная модель образования; тьюторское сопровождение; пространство индивидуализации; взаимодействие с социальными партнерами.

Abstract. The paper considers the issue of student individual work arrangement as a tool of individual-based education, and reveals the challenges of student individual work arrangement in the context of social cooperative interaction with future employers.

Key words: student individual work; competence educational model; tutorial guidance; environment of individualization; interaction with future employers.

© Игнатьева О.В., Левинская А.Р., 2014

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

Федеральные государственные образовательные стандарты как среднего, так и высшего профессионального образования по многим аспектам являются вызовом для системы образования. Реализация компетентностной модели образования, предполагающей формирование компетенций как профессионального, так и личностного характера, невозможна вне активного взаимодействия с социальными партнерами, работодателями, вовлечением студентов в проектные технологии и практическую работу. Вместе с тем недостаточные объемы педагогической практики, теоретическое обучение, выполнение курсовых и дипломных работ автоматически не приводит к решению проблем качества профессионального образования, что не раз отмечалось в общении с работодателями. Кроме того, условия организации образовательного пространства вуза не позволяют в должной мере решать вопрос об индивидуализации образования, учитывать интересы и мотивацию самих студентов.

С нашей точки зрения, единственным выходом из сложившейся ситуации является новая модель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов как системы, открытой для выбора студентов и взаимодействия с работодателями. В нормативных документах внеаудиторная самостоятельная работа студентов определяется как «вид самостоятельной работы студентов, выполняемый в отсутствие преподавателя (в библиотеке, компьютерном классе, научной лаборатории, в домашних условиях и т.д.), контролируемой самим студентом, а на определенном этапе обучения (планирование, консультирование, оценка) - преподавателем».

Конечно, самостоятельная работа студентов в библиотеке, с использованием ресурсов Интернета при подготовке к семинарским и лекционным занятиям является необходимой частью учебного процесса, но не менее важно предложить такую модель открытого образовательного пространства, которая позволит студентам получить навыки практической работы в профессиональной сфере, в нашем случае - в школах и учреждениях культуры.

Таким образом, целью нашей деятельности по совершенствованию системы самостоятельной работы является организация эффективной модели самостоятельной работы студентов отделения культурологии с учетом их индивидуальных запросов.

Дорожная карта самостоятельной работы студентов выглядит следующим образом. На первом этапе реализации проекта преподаватели кафедры культурологии в общении с работодателями, представителями школ и учреждений культуры, собирают информацию о плане мероприятий, готовящихся событиях (фестивалях, выставках, конкурсах, проектах), составляют «Календарь культурно-образовательных событий города Перми на 2014/15 учебный год». Студенты-старшекурсники, осуществляя тьюторское

сопровождение первокурсников, выявляют их индивидуальные образовательные запросы с целью включения студентов в самостоятельную работу.

На втором этапе реализации проекта осуществляется оформление индивидуальных образовательных запросов студентов отделения культурологии в индивидуально-групповые траектории внеаудиторной самостоятельной работы. За каждым проектом-направлением закрепляется преподаватель кафедры культурологии или студент-старшекурсник.

Третий этап, деятельностный, когда студенты в течение учебного года выполняют те формы работы, которые предусматриваются в рамках проектов в партнерстве со школами и учреждениями культуры (разрабатывают и проводят занятия, киноклубы, экскурсии, осуществляют тьюторское сопровождение школьников в научно-исследовательской работе, профориентационной работе). Преподаватели кафедры культурологии и студенты-старшекурсники на этом этапе осуществляют консультирование и профессиональную поддержку, отслеживают результаты самостоятельной работы студентов.

Итоговый этап реализации проекта предусматривает проведение тьюториалов и индивидуальной рефлексии, а также оценку деятельности студентов со стороны работодателей на итоговом круглом столе.

Одним из проектов в рамках данной модели организации самостоятельной работы студентов отделения культурологии является «Школа арт-менеджмента SAM» для старшеклассников школ города Перми.

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет совместно с МОУ «СОШ № 104 с углубленным изучением предметов культурологического профиля» организует социокультурный молодежный проект «Арт-навигация. Я точка отправления» для педагогов, школьников 8 -11-х классов города Перми и Пермского края и студентов ПГГПУ.

«Арт-навигация» - это очное и дистанционное образование в сфере искусства и культуры для школьников и педагогов (в том числе для детских творческих объединений) Перми и Пермского края, построенное по принципу разворачивания индивидуального образовательного маршрута.

Для школьников проект предлагает два блока работы. Первый блок включает в себя выбор одного из направлений работы (музыка, хореография, изобразительное искусство, литература, театральное искусство; журналистика, фото, культурология) и деятельность через тренинги, мастер-классы, экскурсии как виртуального, так и очного формата в сопровождении тьюторов. Второй блок - обучение навыкам социокультурного проектирования и создание собственных проектов, которые направлены на решение локальной проблематики школ с использованием ресурсов искусства и культуры.

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода

в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

Для педагогов школ проект предусматривает образовательные семинары и тренинги в сфере социокультурного проектирования и тьюторских технологий.

Для студентов отделения культурологии проект предусматривает прохождение образовательного маршрута совместно с тьюторантами, формирование организаторских навыков, навыков тайм-менеджмента, развитие коммуникативной компетенции, навыков проектной деятельности, выстраивания профессиональных отношений с учреждениями искусства и культуры.

Результаты данной системы организации самостоятельной работы проявляются в реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов, в развитии профессиональных и личностных компетенций, в создании электронной базы образовательных и творческих мастер-классов, галереи фотографий и схемы сетевого взаимодействия учреждения образования и культуры.

Среди форм самостоятельной работы студентов наиболее эффективными являются экскурсии с образовательной и научной целью. Студенты-тьюторы вместе со школьниками в рамках своего направления посещают культурные мероприятия в городе, тем самым актуализируя свои профессиональные знания в области современной культуры. Проводятся тьюториалы - это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний.

Большое внимание отводится работе с медиаматериалами, осуществляемой с целью развития у студентов умения анализировать и создавать собственный медиатекст. С 2011 г. кафедра культурологии совместно с «Пермской синематекой» ведет работу в области медиатьюторства. Студенты-культурологи имеют возможность участвовать не только в качестве зрителей, но и ведущих киноклубов, занятий с использованием ресурсов кино, участвуют в международном фестивале документального кино «Флаэртиана». Кино, особенно документальное, обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом, потенциалом встреч - с людьми, событиями, проблемами, профессиями и ситуациями жизненного выбора. И задача медиатьютора так построить разговор, подобрать такие фильмы, чтобы эта встреча состоялась, прежде всего, с самим собой. У школьников и студентов появляется повод задуматься о самых ключевых личностных вопросах: «кто я в этом мире?», «чего я хочу?», «кто для меня другие люди?». Эти вопросы редко звучат в классах и университетских аудиториях, но от ответов на эти вопросы зависит и профессиональный и личностный выбор.

Творческие встречи и мастер-классы также являются важной частью организации самостоятельной работы студентов. В учреждениях культуры Перми, музеях, библиотеках достаточно часто проводятся встречи с интересными деятелями культуры, науки, бизнеса. Это живое общение, участие в мастер-классах являются бесценным опытом для студентов, выходом за рамки предметного обучения в межпредметность, возможностью приобщения к современным культурным практикам открытого образования.

Современные сферы образования и культуры невозможно представить без проектной работы, навык управления проектами является одним из самых востребованных. В модели организации самостоятельной работы студентов во взаимодействии с работодателем появляется возможность подготовки и реализации совместных проектов. Студенты-тьюторы также помогают школьникам в подготовке и защите собственных проектов в сфере культуры.

Таким образом, данная модель организации самостоятельной работы студентов, с нашей точки зрения, представляет собой адекватный ответ на вызовы системе профессионального образования в виде Федерального государственного образовательного стандарта. Создаются условия для учета индивидуального образовательного запроса студентов, для формирования и закрепления в практической деятельности профессиональных компетенций, а также для активного участия работодателей в качестве социальных партнеров в совместных проектах.

Статья подготовлена в рамках проекта № 034-ф Программы стратегического развития ПГГПУ.

The paper is written in the framework of Project № 034-ф with the PSHPU Strategic Development Program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.