Научная статья на тему 'Самостоятельная работа по физике'

Самостоятельная работа по физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЛЕКЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМООБРАЗОВАНИЕ / METHODS OF TEACHING PHYSICS / SELF-STUDY / LECTURE / EDUCATIONAL PROCESS / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабарико Анна Александровна, Иванов Анатолий Федорович

В статье рассматривается самостоятельная работа обучающихся по составлению конспекта на лекционном занятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабарико Анна Александровна, Иванов Анатолий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Study in Physics Course

The article discusses the self-study of students on drawing up the shorthand dictation on lectures.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа по физике»

Бабарико А. А., Иванов А. Ф. Самостоятельная работа по физике // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№2 (9) апрель - июнь. - URL http://e-joumal.omgau.m/images/issues/2017/2/00331.pdf. -ISSN 2413-4066

УДК 378.147.88 : 53

Бабарико Анна Александровна

Старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск aa.babariko@omgau.org

Иванов Анатолий Федорович

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск af. ivanov@omgau.org

Самостоятельная работа по физике

Аннотация. В статье рассматривается самостоятельная работа обучающихся по составлению конспекта на лекционном занятии.

Ключевые слова: методика преподавания физики, самостоятельная работа, лекция, образовательный процесс, самообразование.

Основной задачей высшего образования является подготовка бакалавра способного к творческой, исследовательской и инновационной деятельности, а также способного к саморазвитию и самообразованию в рамках выбранного направления и профиля. В государственном образовательном стандарте высшего образования представлена компетенция, формирование которой играет важную роль в становлении профессионально компетентного специалиста, способного к самосовершенствованию не только в процессе обучения в вузе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности: общекультурная компетенция (ОК-7) - выпускник должен обладать способностью к самоорганизации и самообразованию.

Основную роль в становлении данной компетенции играет самостоятельная работа. Самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Несмотря на то, что самостоятельная работа является значимой составляющей любого процесса обучения, единого подхода к ее определению, содержанию и формам до сих пор не сформировалось.

Так, например, Б. И. Есипов считает, что самостоятельная работа непременно предполагает соединение самостоятельной мысли учащихся с самостоятельным выполнением ими умственных или физических действий. Поэтому самостоятельная работа организуется как выполнение определенных заданий, над которыми обучающиеся работают без непосредственного участия преподавателя. Им же предлагается следующее определение самостоятельной работы учащихся: «самостоятельная работа учащихся - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических действий» [2, с. 15].

Р. А. Низамов определяет самостоятельную работу как «разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов, осуществляемой ими на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время» [4, с. 163].

П. И. Пидкасистый считает, что самостоятельная работа выступает «в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью учащегося в учебном процессе, которая должна включать метод учебного или научного познания» [3, с. 315].

Самостоятельная работа должна присутствовать во всех звеньях учебного процесса. Различные виды и формы организации самостоятельной работы помогают обучающимся приобрести различные знания и умения, выработать определенные навыки. Но только систематическая, правильно организованная (как под руководством преподавателя, так и без него) самостоятельная работа может способствовать успешному самообразованию и саморазвитию в дальней профессиональной деятельности. В настоящее время самостоятельная работа обучающихся рассматривается как равноправная форма организации учебной деятельности, обеспечивающая качественную подготовку специалистов. Элементы самостоятельной работы обучающихся:

• восприятие информации на лекции, ее осмысление и изложение содержания в конспект лекции;

• изучение учебной литературы и первоисточников, их конспектирование и доработка лекционных конспектов;

• обобщение и переработка воспринятой информации в знания;

• решение задач, выполнение расчетов и других домашних заданий - приобретение умений;

• применение полученных знаний и умений к решению практических задач - выработка навыков, развитие творчества, научно-исследовательской деятельности.

Для того чтобы самостоятельная работа была успешной, должны быть учтены следующие факторы:

Остановимся более подробно на организации самостоятельной работы во время лекции. Лекционные занятия - это очень важная и сложная форма организации учебного процесса. Особенно тяжело адаптироваться к лекциям первокурснику, так как, по сравнению с уроком в школе, в вузе увеличивается в два раза время занятия, и самое главное меняется позиция самого обучающегося. Теперь он должен внимательно слушать преподавателя,

следить за ходом изложения материала, конспектировать основные моменты, одновременно анализируя услышанное и увиденное с тем, чтобы в случае возникновения неопределенности, задать вопрос лектору.

Согласно Бордовской Н. В., лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов [1, с. 91].

В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают:

- высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;

- большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;

- доказательность и аргументированность высказываемых суждений;

- достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;

- ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

- анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;

- выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;

- разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

- умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств;

- применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков [1, с. 102].

В практике проведения лекционных занятий мы используем информационные мультимедиа технологии: презентацию, в которой представлены рассматриваемые вопросы (план лекции), определения величин, формулировки законов, явлений, основные положения теорий, формулы и др.; различные анимации и видеофильмы, рассказывающие или демонстрирующие явления или процессы, которые затруднительно или невозможно показать в аудитории, например, демонстрации по оптике, квантовой и ядерной физике и др.; модели, которые позволяют изменять параметры и наблюдать за поведением системы в целом. Несмотря на внедрение мультимедиа технологий в лекционные занятия, натурный эксперимент не утратил своего значения и его применение играет важную роль, так как позволяет фронтально развивать исследовательские умения, умения анализировать полученные результаты и др.

Существует большое разнообразие видов лекций [1, с. 103]. В преподавание дисциплины «Физика» нами внедрены следующие:

- вводная лекция. На этой лекции даются общие представления о предмете «Физика», о ее роли и месте в системе наук, делается небольшой исторический обзор, рассказывается о современной состоянии и перспективах, рассказывается в целом о структуре дисциплины, типах занятий, формах и сроках отчетности, дается обширный список литературы;

- лекция-информация. Это традиционная лекция, на которой излагаются основные положения физики, подлежащие осмыслению, анализу и запоминанию обучающимися;

- проблемная лекция. Во время такой лекции изучение нового материала начинается с определения противоречий и постановки проблемы, решению которой и посвящено занятие;

- обзорная лекция. Такая лекция является заключительной по курсу «Физика», на ней все знания приводятся в систему. Рассмотренные в ходе изучения дисциплины теории приводятся в одну схему, указываются условия перехода от одной теории к другой,

диапазоны изменения величин, при которых эта теория работает и дает хорошие результаты, согласующиеся с практикой.

На любой лекции важную роль играет самостоятельная работа студента по составлению конспекта. Грамотно, правильно и, самое важное, самостоятельно составленный конспект лекционного материала, поможет обучающему восстановить информацию, а, следовательно, и подготовиться к другим занятиям: практическим, семинарским и лабораторным. Поэтому необходимо на первых нескольких лекциях учить первокурсника писать конспект.

Первое, что должно быть у студента в конспекте, это план лекции. План раскрывает круг вопросов, рассматриваемых на лекции, ее содержание. Имея перед собой план и несколько хороших учебников, можно расширить, углубить, уточнить ту информацию, которую успел законспектировать обучающийся.

Второе, необходимо объяснить первокурснику, что не нужно писать все, о чем говорит преподаватель. Нужно показать обучающемуся, какая информация является важной (определение, закон, формула, постулаты и т. д.) и обязательно должна присутствовать в конспекте, а какая второстепенная и ее можно опустить. Оставление чистого пространства в тетради для добавления информации, поясняющей тот или иной момент лекции, немаловажная составляющая хорошего конспекта.

Третье. Важно не только быстро записать основные формулы, законы, определения, но и проанализировать их. Анализ должен проходить быстро, пока длится запись. Естественно, что такой анализ новой информации не может быть качественным и всеобъемлющим, но он может выявить вопросы, на которые необходимо найти ответы: почему так направлен вектор, как получилась такая формула и др. Такие места в конспекте обязательно должны быть выделены другим цветом, восклицательным знаком, подчеркиванием, чтобы можно было впоследствии, работая над конспектом дома и восстанавливая материал, уточнить эти моменты в учебниках, словарях, энциклопедиях, либо задать вопрос преподавателю.

Четвертое. Необходимо показать обучающемуся возможности использования различного рода сокращений. Объяснить, что именно сокращенная запись позволяет кратко и быстро зафиксировать основные положения лекционного материала и тем самым больше времени уделить анализу поступающей информации, и, в идеале, работать в режиме диалога с преподавателем.

Пятое. Чтобы легче было наполнить и расширить конспект, нужно всегда записывать рекомендованную преподавателем литературу по данной теме.

Таким образом, работа на лекции по составлению конспекта - серьезная, кропотливая и трудоемкая. И только тот, кто освоит основные принципы и правила составления правильного конспекта, сможет глубоко овладеть знаниями по дисциплине, а приобретенные умения и навыки помогут при изучении других предметов и в дальнейшей профессиональной деятельности, как основа самообразования и саморазвития.

Ссылки на источники:

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. -304 с.

2. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1961. -240 с.

3. Педагогика: Учебное пособие для учащихся пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

4. Педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие / Ред. Н. М. Пейсахов. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1985. - 192 с.

Anna Babariko

Senior Instructor

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Anatolii Ivanov

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Self-Study in Physics Course

Abstract. The article discusses the self-study of students on drawing up the shorthand dictation on lectures.

Keywords: methods of teaching physics, self-study, lecture, the educational process, self-education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.