Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СУБЪЕКТ ТРУДА / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / LABOUR SUBJECT / PROFESSIONALISM STRUCTURE / PROFESSIONAL CULTURE / PROFESSIONAL THEORETICAL AND PRACTICAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Ирина Анатольевна

В статье рассмотрен начальный этап профессионального становления будущих работников кадровых служб в процессе профессионального обучения. Приведен опыт организации самостоятельной работы обучающихся в Государственном университете управления — будущих работников кадровых служб по учебной дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности». Сама самостоятельная работа рассмотрена, как способ формирования теоретической и практической подготовленности субъекта труда, становления его профессиональной культуры и мышления. Описаны различные формы самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся и показана их связь с формированием различных сторон личности на начальных этапах профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS ON THE SUBJECT "PSYCHOPHYSIOLOGY OF PROFESSIONAL ACTIVITY" AS ONE OF THE WAYS OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article considers the initial stage of professional development of future HR-professionals in vocational training. The experience of organization of independent work of students — future HR-professionals in State University of Management on the academic subject “Psychophysiology of professional activity” is taken as an example. The independent work itself is considered as a way of fulfilling theoretical and practical education of the labour subject, development of their professional culture and thinking. Different forms of independent classroom and extracurricular work are described and their connection with different aspects of personality development at early stages of professionalization is shown.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ»

самостоятельная работа обучающихся по учебной дисциплине «психофизиология профессиональной деятельности» как один из путей их профессионального становления

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS ON THE SUBJECT «PSYCHOPHYSIOLOGY OF PROFESSIONAL ACTIVITY» AS ONE OF THE WAYS OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT

ПОЛУЧЕНО 15.11.16 ОДОБРЕНО 27.11.17 ОПУБЛИКОВАНО 26.02.18 УДК 331 DOI 10.12737/article_5a46286a840d61.84137595

^^^ РОМАНОВА И .A.

i|v Канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

Щ ROMANOVA I.A.

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Personnel Management, State University of Management, Moscow

e-mail: romanova_ia@bk.ru

Аннотация

В статье рассмотрен начальный этап профессионального становления будущих работников кадровых служб в процессе профессионального обучения. Приведен опыт организации самостоятельной работы обучающихся в Государственном университете управления — будущих работников кадровых служб по учебной дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности». Сама самостоятельная работа рассмотрена, как способ формирования теоретической и практической подготовленности субъекта труда, становления его профессиональной культуры и мышления. Описаны различные формы самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся и показана их связь с формированием различных сторон личности на начальных этапах профессионализации.

Ключевые слова: профессиональное становление, субъект труда, структура профессионализма, профессиональная культура, профессиональная теоретическая и практическая подготовка, профессиональное обучение, самостоятельная работа обучающихся.

Abstract

The article considers the initial stage of professional development of future HR-professionals in vocational training. The experience of organization of independent work of students — future HR-professionals in State University of Management on the academic subject "Psychophysiology of professional activity" is taken as an example. The independent work itself is considered as a way of fulfilling theoretical and practical education of the labour subject, development of their professional culture and thinking. Different forms of independent classroom and extracurricular work are described and their connection with different aspects of personality development at early stages of professionalization is shown.

Keywords: professional development, labour subject, professionalism structure, professional culture, professional theoretical and practical education, vocational training, independent work of students.

Профессиональным становлением (профессионализацией) в психологии труда и психофизиологии профессиональной деятельности называют процесс приобретения субъектом труда таких характеристик и свойств, которые позволят ему успешно решать широкий спектр производственных задач [8, 13]. Профессиональное становление тесно вплетено в общий процесс социализации личности и активно развертывается на стадии «адепта» как стадии профессиональной подготовки, получения профессии, специальности [7, 8].

Профессиональному становлению в период получения обучающимися профессионального образования в вузе призваны способствовать разнообразные формы организации учебного процесса, важнейшей из которых является самостоятельная работа. Она представляется одной из значительных и стабильных форм учебно-познавательной деятельности обучающихся в вузе. Главное предназначение самостоятельной работы обучающихся — расширить и углубить фундаментальные знания, полученные на лекционных и практических занятиях, предотвратить их забывание, развить индивидуальные учебно-познавательные, лично-

стные и профессиональные способности обучающихся, овладеть опытом творческой и исследовательской деятельности. Вместе с тем самостоятельная работа предназначена не только для овладения знаниями по отдельным дисциплинам, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в том числе в научной и профессиональной сфере, способности самостоятельно решать проблемы, для развития у студентов потенциалов к самообразованию и реализации себя в личностном и профессиональном плане. Обозначенные качества, навыки и умения характеризуют студента как активного субъекта собственной учебной деятельности, а в дальнейшем и деятельности профессиональной.

Самостоятельная работа, методически грамотно организованная и спланированная, предоставляет студентам свободу выбора подходящих для него способов учебно-познавательной деятельности, разнообразных учебных и профессиональных ситуаций, в которых могут быть реализованы и развиты интеллектуальные возможности, использован и приобретен личностный опыт, достигнуты наилучшие результаты профессионального обучения.

В рамках изучения учебной дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» предусмотрены два вида самостоятельной работы — внеаудиторная (форма учебной деятельности осуществляется при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия) и самостоятельная работа в аудитории под контролем преподавателя.

Для организации самостоятельной работы разработаны сборники практических задач и упражнений, подготовлены методические указания по выполнению контрольных работ и рефератов, фонд тестовых заданий, лекционный материал, статьи, задания для учебных исследований, психодиагностические методики, справочные материалы и пр. Самостоятельная работа стимулируется временными и содержательными графиками, сопровождается методической и научно-методической помощью преподавателя, строго им контролируется.

Рассмотрим, каким образом самостоятельная работа по учебной дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности», которая преподается в Государственном университете управления, формирует у обучающихся по направлению подготовки «Управление персоналом» (38.03.03) готовность выполнять профессиональную деятельность на высоком уровне, способствует становлению комплекса личностных характеристик, необходимых для успешного труда в сфере управления персоналом.

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Высокую продуктивность и эффективность деятельности будущего профессионала обеспечивают глубокие, системные и исчерпывающие теоретические знания. В рамках самостоятельной работы по учебной дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности» обучающиеся должны овладеть научными представлениями о стержневых психофизиологических подходах к анализу трудовой деятельности; категориями психофизиологии профессиональной деятельности; научными представлениями о важнейших психофизиологических механизмах регуляции поведения и трудовой деятельности; первостепенными психофизиологическими закономерностями формирования профессионала, становления трудовых навыков; узловыми подходами к определению психологической и физиологической рабочей нагрузки; важнейшими психофизиологическими механизмами регуляции поведения и трудовой деятельности; психофизиологии профессионального отбора и определения профессиональной пригодности; психофизиологическими функциональными состояниями, которые развиваются в процессе выполнения трудовой деятельности, и пр.

На формирование теоретических знаний психофизиологии профессиональной деятельности у будущих кадровиков направлены следующие формы самостоятельной работы: проработка научной литературы и ответы на вопросы, составление плана научного материала (статьи, параграфа учебника и пр.), подготовка докладов, выбор верных суждений из предложенных и пр. Для теоретической профессиональной составляющей наибольший дидактический (обучающий) эффект дают, на наш взгляд, такие задания, как составление кроссвордов и тестовых заданий по материалам лекций, изучение научных статей, практических материалов деятельности кадровых служб, публикуемых в профессиональных периодических изданиях и размещенных на профессиональных интернет-ресурсах.

Приведем пример заданий, дидактической целью которых является закрепление теоретических знаний по темам «Психофизиология памяти, восприятия, эмоций и сознания

в профессиональной деятельности человека», «Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности», «Деятельная природа профессионализации».

Пример задания 1. Прочитайте текст: Наивысшая надежность работы водителя как оператора системы «водитель — автомобиль — дорога — среда» соответствует оптимальному уровню информационной нагрузки. В противном случае малую информационную нагрузку на автомагистралях с малой интенсивностью движения водитель компенсирует высокой скоростью. При этом уровни эмоционального напряжения (скорость 100—110 км/ч) соответствует уровню, наблюдаемому у водителей при движении по двухполосной дороге со скоростью 60—70 км/ч. Опасность заключается в том, что водитель воспринимает высокую скорость как обычную и у него автоматически устанавливается ритм работы, соответствующей обычной скорости. Исследования показали, что наибольшая надежность водителя обеспечивается не при движении одиночного автомобиля, и не на перегруженной дороге, а при уровнях загрузки для двухполосных дорог — 0,15—0,60, для четырехполосных — 0,05—0,40.

Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий также дает основание считать, что наибольшее количество происшествий наблюдается на участках дорог, где водитель испытывает большое нервно-психическое напряжение. Это подтверждает то, что надежность работы водителя согласуется с одной из основных закономерностей психофизиологии — успешностью выполнения работы в зависимости от психического напряжения. Согласно этой закономерности имеется некоторый интеграл эмоциональной напряженности человека, при котором он выполняет работу с наибольшей эффективностью. Превышение этого оптимального уровня, как и снижение его, сопровождается ухудшением показателей работы. В психофизиологических исследованиях критериями оценки влияния различных дорожных условий на водителя являются значения психофизиологических показателей, соответствующих оптимальному уровню эмоционального напряжения. Исходя из этого определяется степень надежности действий водителя.

Для поддержания эмоциональной напряженности водителя в оптимальных пределах необходимо постоянное поступление к нему некоторого объема новой информации об условиях движения и окружающем пространстве. Существенную роль в обеспечении надежности действий водителя играет его способность к приему и переработке информации. Качество усвоения информации зависит главным образом от ее количества [2].

Ответьте на вопросы:

1. От какого «показателя» психики человека, по мнению автора текста, зависит надежность и безошибочность действий водителя? Какую закономерность выделяет автор, принимая во внимание этот «показатель»?

2. Автор связывает надежность действий водителя с уровнем информационной нагрузки. В чем, по его мнению, состоит эта связь?

3. Специалисты в области психологии труда указывают, что поступаемая к человеку информация может приводить к ошибочным действиям. По их мнению, осложняют процесс принятия решений оператором дефицит информации, информационная перегрузка, фрагментарность информации, несовершенство способов передачи информации. Приведите примеры к каждому из этих недостатков, осложняющих процесс принятия решений.

4. Какими способами, на ваш взгляд, можно достичь оптимального уровня информационной нагрузки на оператора? Приведите в качестве примера три таких метода.

Пример задания 2. Прокомментируйте приведенные ниже суждения. Какие из них, на ваш взгляд, можно признать верными, какие спорными, а какие ошибочными? Объясните почему.

1. Нарушение ориентировочной части действий человека-оператора проявляется в нежелании выполнять те или иные операции (действия).

2. Нарушение мотивационной части действий оператора проявляется в отсутствии у него знаний правил эксплуатации техники, норм безопасности труда.

3. Нарушение исполнительной части действий оператора вызвано невыполнением инструкций, предписаний, норм вследствие несоответствия психофизиологических возможностей человека требованиям деятельности.

4. В нестандартной ситуации следование стереотипам деятельности может мешать полноте оценки обстановки и анализу получаемых данных.

5. Степень эмоциональной напряженности субъекта труда зависит от оценки собственной подготовленности к действиям в конкретной обстановке и ответственности за последствия этих действий.

6. При монотонной деятельности могут появляться такие же ошибки, которые встречаются в чрезвычайных ситуациях.

7. Для психологического анализа производственных инцидентов и катастроф необходимо изучать личностные характеристики работника и особенности его профессионального поведения, например, общий и специальный стаж работы, отношение к труду, показатели продуктивности деятельности, темп и точность движений, особенности функционирования познавательных процессов и проявления эмоций, утомляемость, «негативный» опыт травматизма.

8. Главной причиной несчастных случаев являются, как правило, не техника, не организация труда, а индивидуально-психологические особенности работника.

9. Высокая мотивация профессиональной деятельности работника обеспечивает его безошибочную и безаварийную деятельность.

10. В опасных и аварийных ситуациях профессиональной деятельности особенно проявляются ограничения, вызванные физическим и психическим состоянием субъекта труда, его личностными особенностями.

11. Для предотвращения аварийных ситуаций и несчастных случаев человек все время должен предвидеть развитие трудового процесса, прогнозировать опасную ситуацию.

12. При усложнении условий работы, особенно в экстремальной обстановке, надежность и безопасность работы женщин существенно повышается.

13. Работники с сильной нервной системой способны спокойнее и более продуктивно действовать в экстремальных режимах и чрезвычайных ситуациях, чем те, у кого нервная система слабая.

14. В экстремальном режиме профессиональной деятельности ошибки возникают потому, что работник расслабляется, а его внимание рассеивается, т.е. эти ошибки являются результатом пренебрежения решением знакомых производственных задач, отсутствия интереса к ним.

развитие профессионального мышления будущего работника кадровой службы

Успех в деятельности работника кадровой службы определяется качественными характеристиками и уровнем развития его профессионального мышления. Этот базовый когнитивный процесс, целенаправленно формируемый

на этапе профессионального обучения, позволит профессионалу воспроизводить определенные способы, приемы профессиональной деятельности по алгоритму; решать профессиональные задачи с использованием понятий, логических построений, знаков; осуществлять системный анализ профессионального труда; реализовывать целостное и глубокое видение профессиональных ситуаций, прогнозировать их преобразование; ставить проблемы, выявлять новые стратегии и принимать решения, обеспечивающие эффективность труда.

В рамках самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности» профессиональное мышление будущих работников кадровых служб призвано развить решение обучающимися кейсов. Не менее интересными выступает просмотр обучающимися учебных видеоматериалов с последующими ответами на вопросы преподавателя либо подготовка вопросов самими обучающими по итогам просмотра. Значимыми формами самостоятельной работы также являются проработка и психофизиологический анализ разнообразных практических материалов, документов деятельности организации. Профессиональные задачи и ситуации, предложенные для решения обучающимся, предстают в качестве средства развития их профессионального мышления, овладения профессиональной деятельностью.

Обратимся к примерам заданий, формирующих профессиональное мышление будущего кадровика по темам «Психофизиология профессионального отбора и определения профпригодности», «Психофизиологические компоненты работоспособности», «Психофизиологические основы обеспечения безопасности труда».

Пример задания 1. Объясните с точки зрения психофизиологии и эргономики труда следующие утверждения о рабочем месте:

1. В идеале рабочее место должно позволять работать стоя или сидя за стандартным или высоким столом.

2. Когда вы опираетесь на пол полной стопой, ноги должны быть согнуты в коленях под углом 95—100°.

3. Для работы предпочтителен стул с регулируемой высотой, потому что...

4. Спинка с регулируемой высотой более эргономична, потому что...

5. Подлокотники рабочего кресла (стула) обеспечивают...

6. Функция фиксации наклона рабочего кресла необходима для.

7. Для работы как стоя, так и сидя поверхность столешницы должна быть на уровне предплечий при руках, согнутых в локтях под углом 90°.

8. Положение тела при работе за высоким столом более предпочтительно.

9. Работая за клавиатурой, необходимо держать руки на одной линии с локтями.

10. Положение сидя имеет преимущества перед работой стоя.

11. Положение лежа во время работы допускается в исключительных случаях.

Пример задания 2. Исходные данные: Под отбором космонавтов понимаются мероприятия, методы и процедуры, позволяющие выбрать для работы на пилотируемых космических объектах (ПКО) лиц, в наибольшей степени соответствующих по своим индивидуальным качествам и подготовленности требованиям профессиональной деятельности космонавта [11].

Выполните задания и ответьте на вопросы:

1. Изучите Временное положение по проведению открытого конкурса по проведению кандидатов в космонавты [11].

2. Какие направления диагностики (исследования, оценки) включает профессиональный отбор космонавтов?

3. Проведите диагностику своих антропометрических данных и сравните их с нормами для кандидатов в космонавты.

4. Изучите Нормативы выполнения физических упражнений претендентами и выявите, соответствует ли ваша физическая подготовленность обозначенным нормативам.

5. Что является основанием для отклонения кандидатур при отборе?

6. Среди требований к профессиональной компетентности претендентов в космонавты указано: должен «обладать необходимым минимумом общих знаний в области культурологи». Объясните, для чего необходимы космонавту эти знания.

7. Какими методами выявляются «особенности характера и поведения в обычных и экстремальных ситуациях»?

8. Среди психологических требований к личности канди -датов в космонавты указаны «моральные ценности». Конкретизируйте их.

Пример задания 3. Исходные данные: Профессиональная консультация — это процесс оказания помощи заинтересованным лицам в выборе профессии посредством установления соответствия человека тому или иному виду деятельности. В процессе профессиональной консультации сопоставляются качества обратившегося за помощью с требованиями той или иной профессии, выявляются состояние его здоровья, направленность и способности, интересы и другие факторы, влияющие на выбор профессии или направление переобучения.

Прочитайте следующие истории интернет-пользователей (оригинальный текст сохранен).

Ситуация 1. «Добрый день всем. У меня проблема с дикцией — я заикаюсь. Из-за этого боюсь приходить на собеседования, и все вытекающие последствия. Хотелось бы услышать мнение руководителей, HR. Как они относятся к таким людям и где вообще реально работать с такой проблемой? Спасибо».

Ситуация 2. «Здравствуйте! Ищу себе работу в Интернете (желательно менеджера) и не знаю, на чем остановиться. Подобрал пять вариантов. Подскажите, пожалуйста, какой из них лучше: 1. Менеджер по продажам. 2. Менеджер по наполнению сайта информацией (контент-менеджер). 3. Менеджер по привлечению посетителей на сайт (трафик-менеджер.)

4. Менеджер по работе с социальными сетями (соцменеджер).

5. Менеджер интернет-проектов и запуска продуктов. И если кто знает, где лучше всего готовят таких специалистов, подскажите. Интересовался, в вузах пока этому не обучают. Заранее всем спасибо».

Ситуация 3. «Здравствуйте! Мне 18 лет. Я учусь в театральном институте на актерском отделении, перешла на 2 курс. Очень хотела поступать, но когда поступила (неожиданно для себя), начала сильно сомневаться, стоит ли учиться в этом институте. Долго выбирала между театральным и филологией, думала, куда можно пойти работать по окончании. В итоге выбрала театральный, так как подумала, что там учиться интереснее (я хочу, чтобы моя жизнь была интересная). Проучившись 1 курс в театральном, я не слышала ни одного хорошего слова в мой адрес от педагогов, у меня мало что получается из-за моей скованности. Но меня оставили на 2 курс при условии, что я изменюсь и стану другим, смелым человеком. Скоро 1 сентября, а я боюсь идти на учебу, я даже к заданиям, которые нам задали, боюсь приступать, так как они мне напоминают, что из-за скованности меня отчислят. Хочу ли я стать актрисой?Не знаю. Точнее, хочу, если все будет получаться, если я не буду на последних счетах у педагогов. А если не так, то зачем мне это надо?После просмотра спектаклей наших студентов-выпускников я понимаю,

что хочу быть, как они. Как здорово стоять на сцене, когда тебе хлопают. Это прекрасно!После таких спектаклей я очень хочу стать актрисой. А когда подумаю о своем положении, сразу хочется все бросить. Но мне ведь важно, чтобы в моей жизни было творчество, я хочу выступать хоть где, хочу быть, танцевать и петь на сцене! Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Как не бояться, ведь на данный момент я не очень хочу в институт, так как боюсь. Но это очень здорово говорить, что я учусь в театральном! Спасибо!».

Ситуация 4. «Я знала, что у меня есть склонности к искусству, но я не думаю, что мне родители разрешат выбирать именно эту профессию, и притом они хотят, чтоб я разбиралась в радиоэлектронике, нефтехимии и т.п. Они советуют выбирать естественные науки, т.к. есть больше перспективы получить отличную работу и получать высокую зарплату, но мне эта область совсем не нравится... да, у меня неплохие знания математики, физики, но я чувствую, это не мое. Что мне делать?»

Ситуация 5. «К сожалению, никакие тесты совсем не помогают мне с выбором. Я думаю, что смогла бы получить профессию, связанную с музыкой. Я хорошо играю на гитаре, мой преподаватель говорит, что я легко смогу поступить в колледж. Но... получу музыкальное образование. И куда дальше? Преподаватель музыкальной школы? Хотелось бы иметь стабильный доход. И немаленький доход. Возможно, в какой-то мере мне подходит профессия журналиста. Я дружу с русским языком, много читаю, но достаточно ли этого?Есть ли специализированные колледжи (я хочу уйти из школы после 9 класса)?Можно ли как-то совместить эти профессии, получить две специальности? Заранее благодарна за ответ!»

Ситуация 6. «Ясейчас колеблюсь между медицинской академией (травматолог) либо академией МВД (психолог, следователь, эксперт-криминалист). Помогите, никак не могу определиться!Еще мне очень нравится профессии парикмахера и ногтевого сервиса».

Ответьте на вопросы и выполните задания:

1. Какие типы ситуаций, связанные с выбором профессии, можно выделить на основе этих историй?

2. Опишите возможные подходы к организации профкон-сультации. В чем их преимущества и недостатки?

3. Изучите опыт проведения профориентационной консультации и попробуйте дать «рекомендации» в каждой из описанных ситуаций.

4. Обращались ли вы за профессиональной помощью в выборе профессии? Опишите свой опыт.

5. С какими другими элементами профориентации связана профессиональная консультация?

6. Как вы считаете, необходима ли профконсультация людям, уже имеющим опыт профессиональной деятельности? Докажите.

Пример задания 4. Выполните задание: покажите на конкретных примерах, как указанные ниже психологические качества и состояния человека препятствуют безопасности труда и являются психологическими причинами профессиональных ошибок: соматические заболевания и утомляемость; недостатки органов чувств; особенности нервной системы; неспособность к экстренной мобилизации; неустойчивость мотивационно-эмоциональной сферы и настроения; повышенная неадекватная чувствительность ко всем неблагоприятным факторам трудового процесса, к конфликтам с коллегами; склонность к неоправданному риску; «первичная беспечность» (при отсутствии опыта работы) и «вторичная беспечность» (при наличии опыта работы); чрезмерная самоуверенность; экономия сил; самоутверждение в собственных глазах; склонность к риску; переоценка собственного опыта; привычка работать с нарушениями;

немотивированный спонтанный риск; адаптация или недооценка опасности.

Пример задания 5. Ознакомьтесь с информацией об авариях и катастрофах, причиной которых называется «человеческий фактор» [1, 3, 4, 9, 10].

1. Комиссия по расследованию причины трагедии на Про-копьевской шахте им. Дзержинского 24 января 2014 г., приведшей к гибели двоих горняков, считает, что в основе взрыва лежит «человеческий фактор». У одного из погибших нашли курительные принадлежности, что, собственно, и послужило причиной взрыва в шахте. У другого погибшего горняка также обнаружили предмет из запрещенного в шахте набора.

2. 4 октября 2010 г. в метро Каира произошло ЧП. Машинист открыл двери для входа и выхода из поезда метро, когда поезд еще только подъезжал к станции.

В результате несколько десятков пассажиров, которые готовились к выходу из вагона, выпали из движущегося состава на платформу. Машинист не заметил случившегося, закрыл двери и попытался продолжить движение. В результате некоторых людей зажало дверьми. Состав затормозил тогда, когда пассажиры поезда и люди, ожидавшие его на станции, начали кричать. Результатом ошибочных действий машиниста стали травмы людей.

3. Из-за ошибки машиниста утром 20 октября 2004 г. в Екатеринбурге произошла задержка движения электричек екатеринбургского метро.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале восьмого утра состав с пассажирами остановился в тоннеле в районе станции «Проспект Космонавтов». Остановка произошла потому, что сработал механизм защиты от перегрузки тяговых двигателей. Машинисту необходимо было восстановить защиту и ехать дальше. Однако машинист растерялся и не сумел найти выхода из сложившейся ситуации. «Машинист не обнаружил, что сработал механизм защиты и стал действовать неправильно», — сообщил главный инженер екатеринбургского метрополитена.

4. Круизный лайнер Costa Concordia, на борту которого находились свыше 4200 человек, напоролся на скалы близ острова Джильо у побережья итальянской области Тоскана. В результате происшествия погибли пять человек, более 70 пострадали. По последним данным, остается неизвестной судьба 15 человек.

Круизный теплоход Costa Concordia мог наскочить на риф из-за того, что капитан Франческо Скеттино решил подвести судно ближе к берегу и поприветствовать своего знакомого на острове Джильо. Об этом пишут британские СМИ. К такому выводу якобы пришло следствие. В момент аварии теплохода на острове находился приятель Скеттино, моряк итальянского торгового флота.

Действия 52-летнего Скеттино итальянские прокуроры назвали безответственными и неуклюжими. Владельцы круиз-ного лайнера из компании Costa Crociere подтвердили, что причиной аварии предположительно стал человеческий фактор.

5. 24 июля 2013 г. недалеко от железнодорожной станции г. Сантьяго-де-Компостела произошло крушение поезда. Все 13 вагонов перевернулись, при этом предпоследний вагон был полностью разрушен. Катастрофа могла произойти из-за превышения скорости. Машинист, по одним данным, разогнал состав до 180, а по другим — до 220 километров в час, притом что разрешенная скорость на этом участке не больше 80 километров в час. В результате поезд не вписался в поворот.

Авария унесла жизни 80 человек. Машинист Франсиско Амо взят под стражу прямо в больнице, куда его доставили с травмой головы. Он признался, что не только в два раза превысил скорость, но и слишком поздно начал торможение. В результате состав опрокинулся на повороте.

Кроме того, оказалось, что машинист не раз хвастался своими подвигами в Интернете и даже выкладывал фотографии спидометра, стрелка которого держится на отметке 200 километров в час. Комментарий, оставленный под ней Амо, цитирует газета «Нью-Йорк Таймс»: «Представьте, как здорово бы было проехать мимо национальной гвардии так, чтобы их радары вышли из строя. Ха-ха, штраф для компании будет внушительным».

Ответьте на вопрос: попробуйте объяснить, как в каждом из представленных ниже случаев проявился «человеческий фактор»?

ОВЛАДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСя СПОСОБАМИ

практических профессиональных

ДЕЙСТВИЙ

В процессе профессионального становления происходит не только приобретение специальных знаний, развитие профессионального мышления, но и нарабатывание профессиональных умений и навыков, знакомство и овладение приемами и техниками профессиональной деятельности. В совокупности своей они составляют исполнительную и функциональную структуру деятельности будущего профессионала. В контексте самостоятельной работы по учебной дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности» формируют выполнение разнообразных заданий, упражнений, игровое проектирование, профессиональную диагностику. Их выполнение поможет развить у обучающихся умений составлять профессиограммы и психограммы, выявлять особенности личности работника, влияющие на становление его как профессионала (например, задание «Психологическое обследование личности сотрудника организации»); анализировать когнитивные составляющие деятельности человека, определяющие успешность его профессионального труда; выявлять признаки неблагоприятных психофизиологических состояний у работников, разрабатывать меры профилактики развития профессионального стресса, утомления, профессионального выгорания (упражнение «Диагностика и самодиагностика неблагоприятных психофизиологических состояний»); разрабатывать мероприятия и внедрять программы психофизиологической адаптации работников организации; обосновывать мероприятия по оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии (например, игровое проектирование «Организация офисного пространства», игровое проектирование «Разработка положения по психофизиологическому обеспечению надежности профессиональной деятельности и сохранению здоровья персонала») и пр.

Продемонстрируем задания, формирующие умения и навыки для успешного решения профессиональных задач по темам «Основы профессиографии», «Психофизиологические функциональные состояния. Роль и место функционального состояния в деятельности».

Пример задания 1. Выполните задания:

Разбейтесь на мини-группы.

Задание для первой группы: Изучите профессиограмму своей будущей профессии. Сравните профессиограмму осваиваемой вами профессии и профессиограммы близких к ней профессий.

Задание для второй группы: Постройте психограмму вашей будущей профессии. Сравните психограммы вашей профессии и психограммы близких к ней профессий.

Задание для третьей группы: Опишите профессионально-важные качества (ПВК) вашей будущей профессии. Про-ранжируйте их.

Задание для четвертой группы: Разработайте психологический профиль успешного профессионала в данной сфере.

Представьте результаты работы в мини-группах и обсудите их.

Пример задания 2. Исходные данные: В Справочнике по охране труда утверждается, что «...необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на уменьшение отрицательных последствий монотонии. К мерам, направленным на преодоление отрицательных последствий монотонии, относятся: автоматизация однообразного ручного труда; оптимизация содержания труда, темпа и ритма работы; совмещение профессий и чередование операций; внедрение рациональных режимов труда и отдыха с введением пятиминутных регламентированных перерывов через каждый час работы с целью снятия фактора монотонности; рациональная организация рабочего места; введение в режим рабочего дня комплексов производственной гимнастики, функциональной музыки и др.» [8].

Выполните задание:

Предложите лечебно-профилактические, психофизиологические, организационно-технические и санитарно-гигиенические меры, направленные на приспособление работника к уровню монотонности труда.

Пример задание 3. Исходные данные: Ученые пришли к выводу, что люди, страдающие рассеянностью внимания, выполняют за год всего 11-месячную норму работы. Иными словами, они тратят целый месяц на то, что их отвлекает. Консалтинговая компания Basex подсчитала, что такие отвлекающие факторы, как разговоры по мобильному и нерабочие мэйлы отнимают у американцев 28% рабочего времени в день. Если подсчитать экономический эффект — это 650 млрд американских долл. ежегодных потерь [18].

Выполните задания и ответьте на вопросы:

1. Предположите, каковы могут быть причины рассеянности на работе.

2. Опишите ситуации, в которых у работника кадровой службы возникает необходимость привлечения внимания (клиента, сотрудника организации, руководителя). Предложите способы привлечения внимания в данных ситуациях.

3. Представьте ситуацию: к вам (работнику кадровой службы) на профориентационную беседу пришел молодой человек с синдромом дефицита внимания и просит вас помочь ему определиться с выбором профессии. Какие профессии, на наш взгляд, могут быть с успехом освоены людьми с синдромом дефицита внимания? Что бы вы порекомендовали молодому человеку?

Пример задания 4. Исходные данные: Моббинг (буллинг, психологическое давление) определяется как повторяющееся недружественное (враждебное) поведение одного лица (группы лиц) по отношению к другому. Характерными признаками такого поведения являются необоснованный критицизм, целенаправленный поиск и гиперболизация недостатков работника (жертвы), минимизация его социальных контактов. Человек подвергается унижениям, постоянному контролю, вербальной травле, как правило завуалированной или явно враждебной. Субъект буллинга добивается социальной изоляции жертвы, «безмолвного обращения» с ней, распускает слухи, вмешивается в частную жизнь жертвы, ограничивают ее доступ к информации, снижают уровень ответственности [6, 14]. Кроме того, моббинг занимает ведущее место среди социально-психологических факторов, способствующих развитию профессионального стресса и влекущих неблагоприятные последствия для работника и организации [12,14—17].

Представьте, что к вам, как к руководителю или специалисту отдела кадров, пришла сотрудница организации и поделилась своей проблемой.

Светлана, 30 лет, экономист: «В этой компании я проработала почти два года. С коллегами по работе всегда взаимодействовала хорошо, можно сказать, что у меня с ними были дружеские отношения. Однако вскоре в компании началась реорганизация, и часть сотрудников предполагалось сократить. Атмосфера на работе стала напряженная: все очень боялись сокращения. А вот я была спокойна. Ведь всегда была на хорошем счету у руководства и думала, что меня не сократят. Кроме того, мой непосредственный начальник в это "неспокойное время" заверил, что не уволит, и даже предложил мне стать руководителем отдела, т.е. управлять теми людьми, с которыми я работала. Узнав об этом, коллеги устроили мне настоящий кошмар! Это продолжается уже несколько месяцев. Со мной перестали разговаривать, часто ловлю их презрительные взгляды. Когда захожу к ним в кабинет и обращаюсь с просьбой, то делают вид, что не слышат и не видят меня. Работу свою вроде выполняют, но ни самостоятельности, ни активности не демонстрируют. Боюсь с ними строго разговаривать и жестко требовать выполнения работы. Результаты работы моего отдела стали снижаться.

Очень переживаю, что мною будет недоволен мой руководитель, что мои отношения с бывшими очень ухудшились. Постоянно нахожусь в ужасном настроении, стала часто болеть голова, не могу долго уснуть — все мысли только вокруг этой ситуации. Дома с мужем только и обсуждаем эту ситуацию. Не знаю, что мне делать! Зарплата меня устраивает, офис организации находится рядом с домом, вроде началась складываться карьера. Однако боюсь не выдержать давления со стороны своих подчиненных, недовольства со стороны своего начальника и его критики в мой адрес. Все время надеюсь, что ситуация разрешится, хотя уже думаю, что и в другой компании (в случае моего ухода) может повториться эта ситуация. Что мне делать? Помогите!»

Ответьте на вопросы и выполните задания:

1. Что такое моббинг? Каковы его причины, формы проявления? Как связаны профессиональный стресс и моббинг?

2. Опишите конкретные последствия моббинга, профессионального стресса для работника и организации.

3. Сформулируйте основные рекомендации для клиента по выходу из ситуации психологического давления.

4. Разработайте меры по предупреждению и преодолению профессионального стресса в условиях конкретной профессиональной деятельности.

РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ КАК СУБЪЕКТА ТРУДА, ФОРМИРОВАНИЕ УСТРЕМЛЕНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Профессионал характеризуется стремлением к самосовершенствованию и профессиональному росту, самопознанию себя как субъекта труда, способностью выявлять потенциал в профессии, возможностями развивать себя посредством профессии. Для того чтобы выковать указанные характеристики будущих кадровиков, направлены, например, задания по профессиональной самодиагностике и самодиагностике личности; упражнения на овладение приемами анализа и оценки уровня развития собственных психофизиологических свойств и психических качеств с целью влияния на процесс профессионализации; тренинг «Саморегуляция психических состояний» как способ предупреждения личностной профессиональной деформации и профессионального выгорания и пр.

Ниже приведены примеры заданий по следующим темам самостоятельной работы: «Профессионально-важные каче-

ства личности профессионала», «Психофизиологические предпосылки поддержания работоспособности», «Профилактика и коррекция неблагоприятных психических состояний».

Пример задания 1. Выполните задания:

1. Определите у себя наличие или отсутствие профессионально-важных качеств (ПВК). Проранжируйте их по степени выраженности.

2. Выявите у себя наличие или отсутствие психологических качеств, не совместимых с будущей профессией.

3. Разработайте программу саморазвития в процессе профессионального обучения как субъекта труда.

Пример задания 2. Исходные данные: Работоспособностью называют потенциальную возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени [14].

Ответьте на вопросы и выполните задания:

1. Какими приемами изучается динамика работоспособности?

2. В чем может состоять ваша работоспособность на оптимальном уровне и на пределе ваших возможностей?

3. Проведите самодиагностику динамики работоспособности (в течение рабочей (учебной) недели, в течение рабочего (учебного) дня? Объясните полученные результаты. Подготовьте отчет.

4. Предложите мероприятия по предупреждению профессионального выгорания.

Пример задания 3. Исходные данные: Утомление является одним из самых распространенных состояний, оказывающих существенное влияние на работоспособность человека и, соответственно, на производительность труда, снижая эффективность работы. Утомление — весьма сложный и разнородный комплекс явлений, проявляющийся в чувстве слабосилия, расстройствах внимания, нарушениях моторной сферы, ослаблении воли, дефектах памяти и мышления, расстройствах в сенсорной сфере [14].

Выполните задания:

1. Выберите в качестве объекта исследования любого субъекта труда (из числа ваших родителей, знакомых, друзей).

2. Зная область профессиональной деятельности исследуемого объекта, предположите, какие факторы этой деятельности (условия труда, трудовой процесс и пр.) вызывают утомление. Обязательно обратите внимание на виды утомления и его симптомы.

3. Разработайте опросник «Факторы профессиональной деятельности, вызывающие утомление».

4. Проведите опрос.

5. Подведите результаты опроса. Обязательно укажите, подтвердилась ли выдвинутая вами гипотеза о факторах конкретной профессиональной деятельности, вызывающих утомление.

6. Изучите материал об индивидуальных и организационных мерах преодоления и предупреждения утомления. На основе теоретического материала и полученных данных разработайте психофизиологические рекомендации по предупреждению и преодолению утомления для тех субъектов труда, которых изучали.

7. Оформите отчет.

Опыт преподавания и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности» в Государственном университете управления показывает, что обучающиеся проявляют живой и действенный интерес к этой сфере научного знания, ответственно к ней относятся, признавая значимость знаний психофизиологии труда для профессионального самоопределения. В свою очередь, познавательный интерес является

значительным стимулом становления профессионализма в той части, которая касается отнесения будущего субъекта труда к профессиональной общности, приобщения к профессиональной культуре, становления позитивной Я-кон-цепции и формирования положительной профессиональной мотивации.

литература

1. В Екатеринбургском метрополитене из-за ошибки машиниста застрял поезд [Электронный ресурс] // Новый день. — URL: https://newdaynews.ru/ekb/5921.html?utm_ source=urfo.org

2. Василенко В.А. Психологические особенности водителя как фактор безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2013. — № 2. — С. 309-312. — URL: http://moluch.ru/archive/49/6230/

3. Железнодорожная авария в Испании 24 июля 2013 года [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/spravka/ 20140724/1017245332.html

4. Из-за ошибки машиниста метро пострадали люди [Электронный ресурс] // Новые известия. — URL: http://www. newizv.ru/world/2010-10-05/

5. КлимовЕ.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.

6. Малкина-ПыхИ.Г. Психология поведения жертвы [Текст]: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2006. — 1008 с.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.

8. Монотонность [Электронный ресурс] // Энциклопедия по охране труда. — URL: http://wiki.beltrud.ru/monotonnost/

9. На шахте в Прокопьевске погибли два человека [Электронный ресурс]. — URL: http://prkonline.ru

10. Причины крушения Коста Конкордия в Италии [Электронный ресурс] // Черниговский городской портал. — URL: http://ecity.cn.ua/world/4213-prichiny- krusheniya -kosta-konkordiya-costa-concordia-v-italii-foto-video.html

11. Профессиональный отбор космонавтов [Электронный ресурс] // Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. — URL: http://www.gctc.ru/main.php?id=116

12. Романова И.А. Профессиональная диагностика персонала как инструмент повышения экономической эффективности предприятия [Текст] / И.А. Романова // Вестник университета. ГУУ. — 2017. — №. 2. — С. 216-219.

13. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / О.Н. Рыбников. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2014. — 336 с.

14. Рыбников О.Н. Феномен психологического давления как форма межличностного конфликта на рабочем месте: социально-психологические предпосылки, проявления, последствия [Текст] / О.Н. Рыбников, И.А. Романова // Вестник университета. ГУУ. — 2007. — № 11. — С. 83-87.

15. CooperC.L., CartwrightS. Healthy mind; Healthy organization — A proactive approach to occupational stress. Human Relations. — New York: Apr, 1994.

16. Schellhardt, Timothy D. Wall Street Journal (Eastern edition). — N.Y.: Oct 2, 1996.

17. Merja Hutri, Marjaana Lindeman. Journal of Career Development. New York: Fall, 2002. — Т 29. — Р. 19.

18. 8 причин нашей рассеянности на работе [Электронный ресурс]. — URL: http://rb.ru/article/8-prichin-nashey-rasseyannosti-na-rabote/5475357.html

REFERENCES

1. V Ekaterinburgskom metropolitene iz-za oshibki mashinista zastryal poezd [In the Yekaterinburg subway because of the error of the driver stuck train]. Novyy den' [New day]. Available at: https://newdaynews.ru/ekb/5921.htmr?utm_source=urfo.org

2. Vasilenko V.A. Psikhologicheskie osobennosti voditelya, kak faktor bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya [Psychological characteristics of the driver as a safety factor of road traffic]. Molodoy uchenyy [Young Scientist]. 2013, I. 2, pp. 309—312. Available at: http://moluch.ru/archive/49/6230/

3. Zheleznodorozhnaya avariya v Ispanii 24 iyulya 2013 goda [Railway accident in Spain on July 24, 2013]. Available at: https://ria.ru/spravka/20140724/1017245332.html

4. Iz-za oshibki mashinista metro postradali lyudi [Because of the error of the metro driver, people were injured]. Novye izvestiya [New news]. Available at: http://www.newizv.ru/ world/2010-10-05/

5. Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of Professional Self-Determination]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 304 p.

6. Malkina-Pykh I.G. Psikhologiyapovedeniya zhertvy. Spravochnik prakticheskogo psikhologa [Psychology of the behavior of the victim. Handbook of practical psychologist]. Moscow, Eksmo Publ., 2006. 1008 p.

7. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of Professionalism]. Moscow, Mezhdunarodnyy gumanitarnyy fond «Znanie» Publ., 1996. 312 p.

8. Monotonnost' [Monotony]. Entsiklopediya po okhrane truda [Encyclopedia on labor protection]. Available at: http://wiki. beltrud.ru/monotonnost/

9. Nashakhte vProkop'evskepogiblidva cheloveka [Two people died at the mine in Prokopyevsk]. Available at: http://prkonline.ru

10. Prichiny krusheniya Kosta Konkordiya v Italii [Causes of the collapse of Costa Concordia in Italy]. Chernigovskiy gorodskoy

Иванов С.Ю., Иванова Д.В.

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

portal [Chemihiv city portal]. Available at: http://ecity.cn.ua/ world/4213-prichiny-krusheniya-kosta-konkordiya-costa-concordia-v-italii-foto-video.html

11. Professional'nyy otbor kosmonavtov [Professional selection of cosmonauts]. Nauchno-issledovatel'skiy ispytatel'nyy tsentr podgotovki kosmonavtov imeni Yu. A. Gagarina [Scientific research center for cosmonaut training named after Yu. A. Gagarin]. Available at: http://www.gctc.ru/main.php?id=116

12. Romanova I.A. Professional'naya diagnostika personala kak instrument povysheniya ekonomicheskoy effektivnosti predpriyatiya [Professional diagnostics of personnel as a tool for increasing the economic efficiency of the enterprise]. Vestnik universiteta. GUU [University Bulletin. GUU]. 2017, I. 2, pp. 216-219.

13. Rybnikov O.N. Psikhofiziologiya professional'noy deyatel'nosti [Psychophysiology of professional activity]. Moscow, "Akademiya" Publ., 2014. 336 p.

14. Rybnikov O.N. Fenomen psikhologicheskogo davleniya kak forma mezhlichnostnogo konflikta na rabochem meste: sotsial'no-psikhologicheskie predposylki, proyavleniya, po-sledstviya [Phenomenon of psychological pressure as a form of interpersonal conflict in the workplace: socio-psycholo-gical prerequisites, manifestations, consequences]. Vestnik universiteta. GUU [University Bulletin. GUU]. 2007, I. 11, pp. 83-87.

15. Cooper C.L, Cartwright, S. Healthy mind; Healthy organization — A proactive approach to occupational stress. Human Relations. — New York: Apr, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Schellhardt, Timothy D. Wall Street Journal. (Eastern edition). — New York, N.Y.: Oct 2, 1996.

17. Merja Hutri, Marjaana Lindeman. Journal of Career Development. New York: Fall, 2002. — Tom 29.- R.19.

18. 8 prichin nashey rasseyannosti na rabote [8 reasons for our absent-mindedness at work]. Available at: http://rb.ru/article/ 8-prichin-nashey-rasseyannosti-na-rabote/5475357.html

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Учебное пособие. — М.: МПГУ, 2017. — 120 с.

В работе рассматриваются особенности управления в организациях с учетом современных требований обеспечения устойчивого корпоративного управления, соблюдения стандартов международной социальной отчетности, реализации партнерских отношений между государством, бизнесом и представителями работников.

Учебное пособие состоит из семи разделов, в которых определены основные вопросы, связанные с формированием организации как социальной системы, а также механизмы корпоративного социального управления. Особое внимание уделяется складывающимся отношениям между субъектами и объектами управления в контексте обеспечения социально-трудовых прав и интересов, повышения уровня социальной зашиты, улучшения трудовой удовлетворенности работников.

Издание предназначено для студентов и аспирантов, а также специалистов, занимающихся проблемами корпоративного управления, социальной ответственности бизнеса.

Асалиев А.И., Мирзабалаева Ф.И., Алиева П.Р.

РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 282 с. Данное учебное пособие представляет собой серьезное исследование, посвященное актуальной теоретической и практической проблеме — развитию трудового потенциала. В работе рассматриваются проблемы реализации потенциала отдельных категорий населения (таких как женщины, молодежь, пожилые и инвалиды); обоснованы направления адаптации зарубежного опыта развития трудового потенциала в российской экономике; определены основные направления развития трудового потенциала. С методической точки зрения учебное пособие отвечает требованиям преподавания данной дисциплины, помогает организовать самостоятельную работу студентов. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.

Для студентов образовательных организаций высшего образования, обучающихся по экономическим специальностям в целях приобретения теоретических и практических знаний, навыков управления персоналом в организации.

Ф.И. Игф.шбп члеод П.Р, А,т#ееа

РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.