Научная статья на тему 'Самостоятельная работа курсантов и дистанционное обучение'

Самостоятельная работа курсантов и дистанционное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Земский врач
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Т. Г., Барон И. И., Захаров Г. Н.

В последипломной подготовке врачей, которые когда-то получили базовое медицинское образование и должны учиться всю свою профессиональную жизнь, самостоятельная работа курсанта и дистанционные образовательные технологии должны занимать ведущее место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Т. Г., Барон И. И., Захаров Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent work of students and distance learning

In postgraduate training of doctors who have received basic medical education and have a lifelong learning process, independent work of the trainee and remote educational technologies must play a leading role

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа курсантов и дистанционное обучение»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Самостоятельная работа курсантов и дистанционное обучение

Т.Г. Захарова, И.И. Барон, Г.Н. Захаров

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения России Кафедра поликлинической терапии, семейной медицины и ЗОЖ с курсом ПО

В последипломной подготовке врачей, которые когда-то получили базовое медицинское образование и должны учиться всю свою профессиональную жизнь, самостоятельная работа курсанта и дистанционное образовательные технологии должны занимать ведущее место.

Ключевые слова: врач общей практики (семейный врач), информационные технологии, дистанционное образование, самостоятельная работа.

Одним из элементов модернизации системы здравоохранения является переход от дисциплинарного принципа первичной медико-санитарной помощи населению к проблемному, в результате сформировался социальный заказ общества на создание службы общепрактикующего (семейного) врача в структуре первичного звена здравоохранения. В номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения была введена новая специальность — «общая врачебная практика (семейная медицина)» и новая квалификация специалиста — «врач общей практики (семейный врач)» (ВОП/СВ) [3].

Одними из основных приоритетов реализации национального проекта в сфере здравоохранения стало развитие первичной медицинской помощи и профилактического направления медицинской помощи населению России. Основные направления оптимизации медицинской помощи согласно национальному проекту сельскому населению заключаются в развитии системы врачей общей практики (семейных врачей).

Но врача общей практики (семейного врача) необходимо подготовить. С этой целью разработаны и утверждены Министерством здравоохранения РФ образовательные стандарты в 2000 и 2005 гг. Исходя из содержания Образовательного стандарта послевузовской профессионально подготовки 2005 г. этапы послевузовской профессиональной подготовки врача общей практики (семейного врача) это последипломное образование и непрерывное профессиональное образование (развитие).

Последипломное образование включает подготовку специалиста ВОП/СВ в клинической ординатуре в течение двух лет и первичную подготовку по данной специальности врачей, имеющих стаж и опыт лечебной работы, закончивших лечебный или педиатрический факультет медицинского вуза в течение шести месяцев.

Следуя стандарту послевузовского непрерывного профессионального образования (развития)/подготов-ки специалистов по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)», обязательными компонентами являются:

• сертификационные (аттестационные) очнозаочные циклы послевузовской подготовки врачей общей практики (семейных врачей) — 2 месяца (288 часа/288 кредитов), из которых не менее 144 часов/144 кредитов аудиторных занятий);

• тематическое усовершенствование врачей общей практики (семейных врачей) по наиболее актуальным направлениям профессиональной деятельности — 108-216 часов/108-216 кредитов, из которых не менее 72-144 часов аудиторных занятий / 72-144 кредита;

• в учебных планах профессиональной переподготовки в качестве одного из разделов может предусматриваться стажировка курсантов как в клиниках медицинских вузов, научно-исследовательских институтах и ведущих лечебно-профилактических учреждениях РФ, так и за рубежом в университетских клиниках семейной медицины. Программа стажировки должна составлять не менее 72-108 часов / 72-108 кредитов, из которых не менее 72 часов аудиторных занятий / 72 кредита [1].

Особое значение в непрерывном профессиональном образовании придается самостоятельной работе и дистанционным методам обучения. При этом следует отметить наличие часто обсуждаемых в научной литературе так называемых информационных перегрузок. Каждые 12 лет объем информации в мире удваивается. Нынешней молодежи необходимо усвоить учебной информации в 4 раза больше, чем их родителям, и в 16 раз больше, чем их бабушкам и дедушкам.

журнал "Земский Врач" № 2 (19)-2013

49

Соотношение времени на аудиторную и самостоятельную работу во всем мире составляет 1:3,5. Так, в Британской системе вузовской подготовки собственно аудиторная нагрузка составляет 25 % от общего объема учебного времени в магистратуре, остальные часы — для тьюторских, семинарских и практических занятий, самостоятельной работы. Под самостоятельной работой мы понимаем планируемую работу слушателей, которую они выполняют по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [2, 4].

Положение действующего Государственного стандарта 2005 г. подготовки врачей по специальности 040110 «Общая врачебная практика (семейная медицина)» предполагает недельную нагрузку курсанта 54 часа, из которых 36 часов (68 %) аудиторной работы и 18 часов (32 %) самостоятельной подготовки. По данным исследований, проведенных на профильных кафедрах (ОВП/СМ) российских вузов, эти виды учебной деятельности распределяются следующим образом: аудиторная — до 92 %, внеаудиторная — от 1,4 до 8,0 %. При этом основными видами самостоятельной работы являются: подготовка к круглому столу, рецензирование амбулаторных карт по теме занятия, подготовка к написанию научных обзоров и статей, разработка сценария проведения и раздаточного материала для профилактических акций, которые проводятся регулярно с участием всех членов кафедры и др. При оценке самостоятельной работы, например подготовке конференции, учитывается качество презентации по степени раскрытия темы, глубине знаний по теме, осмыслению результатов лабораторных и инструментальных исследований, уровню ораторского мастерства, стилю и организации выступления, интересу, вызванному у слушателей, профессионализму, важное значение придается анализу литературных источников. Таким образом, педагог в новой образовательной системе предстает как преподаватель — лектор — тьютор — научный руководитель. От преподавателя-тьютора требуется более высокая педагогическая квалификация, профессиональная квалификация, способность работать с каждым курсантом индивидуально.

Время, которое курсанты выделяют на самоподготовку, значительно разнится. Так, 47,8 % опрошенных выделяют 3 часа в неделю, 40,4 % — от 30 до 60 минут в неделю, 11,8 % курсантов самостоятельно готовятся менее 30 минут в неделю. При этом 77 % респондентов считают, что «идеальный» курсант должен готовиться не менее 6 часов в неделю.

Основные источники информационных ресурсов при подготовке курсантов к занятиям: учебная и учебно-методическая литература абонементного отдела университетской библиотеки — 64 %; специальная медицинская литература (журналы в отделе периодики) — 12 %; ресурсы Интернета — 11 %. Самостоятельная работа для врача обеспечивает его непрерывное и дистанционное обучение.

К недостаткам традиционной системы очного обучения относится отставание получаемых знаний от уровня развития информационных технологий, низкая адаптация системы образования к различным социально-экономическим условиям, отрыв врачей от лечебного процесса на длительный период, специфичность образования, получаемого в каждом конкретном учебном заведении.

Дистанционное образование предполагает оснащение современными техническими средствами, и во многих городах России имеются и плодотворно функционируют образовательные центры с электронными системами передачи и приема сигнала, при помощи которых осуществляется дистанционное образование врачей на местах, без отрыва от лечебной работы [5].

Внедрение дистанционного образования будет способствовать развитию дистанционных образовательных технологий в медицинском образовании врачей, созданию качественных курсов дистанционного обучения, практической реализации федеральных законов и приказов по внедрению дистанционных образовательных технологий в систему последипломного образования врачей, повышению качества и доступности послевузовского профессионального обучения врачей.

Последовательность ступеней успеха достижения профессионализма — это высокая степень мотивации к выполнению самостоятельной работы, правильная организация самостоятельной работы курсантов, изменение роли преподавателя, информационная и методическая поддержка курсантов, доверительные и партнерские отношения.

Педагогика в медицине никогда не была консервативной. Все достижения науки очень быстро становятся достоянием медиков, так как ничего нет дороже жизни и здоровья человека. И в последипломной подготовке врачей, которые когда-то закончили медицинский вуз и должны учиться всю свою профессиональную жизнь, самостоятельная работа и дистанционное образование во многих медицинских специальностях занимает ведущее место.

Independent work of students and distance learning

T.G. Zaharova, I.I. Baron, G.N. Zaharov

SBEI HPO Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky Ministry of Health of RF

In postgraduate training of doctors who have received basic medical education and have a lifelong learning process, independent work of the trainee and remote educational technologies must play a leading role.

Key words: General practitioner (family doctor), information technologies, distance education, independent work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.