Научная статья на тему 'Опыт организации непрерывного профессионального образования для врачей общей практики Московской области'

Опыт организации непрерывного профессионального образования для врачей общей практики Московской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Земский врач
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агафонов Б. В., Шевцова Н. Н., Чуднов В. П., Купряшина Н. В., Елманова Т. В.

Статья содержит информацию о работе постдипломного медицинского факультета, созданного в ФУВ МОНИКИ, в частности в обучении врачей общей практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агафонов Б. В., Шевцова Н. Н., Чуднов В. П., Купряшина Н. В., Елманова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the information on the work of the Postgraduate Medical Faculty based in Clinical Research Institute of Moscow Region, especially in teaching and training general practitioners

Текст научной работы на тему «Опыт организации непрерывного профессионального образования для врачей общей практики Московской области»

Гщг -----------

Опыт организации непрерывного профессионального образования для врачей общей практики Московской области

Б.В. Агафонов, Н.Н. Шевцова, В.П. Чуднов, Н.В. Купряшина, Т.В. Елманова

Кафедра общей врачебной практики ФУВ

К основным стратегическим задачам, стоящим перед российским здравоохранением на современном этапе, относится повышение качества и доступности медицинской помощи, укрепление и сохранение здоровья граждан, снижение смертности и повышение рождаемости в стране. Реализация национального проекта «Здоровье» привела к позитивным результатам: по сравнению с 2005 г. младенческая смертность в России сократилась практически на треть. За последние пять лет средняя продолжительность жизни выросла на три года (из выступления В.В. Путина на заседании 60-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ, Москва, сентябрь 2010 г.). Конечно, таких результатов удалось достичь в том числе благодаря значительному дополнительному финансированию отрасли: в проект здравоохранения было вложено 590 млрд рублей, и в ближайшие три года будет инвестировано ещё более 440 млрд рублей. Но кто непосредственно контактирует с пациентом, от чьих знаний, умений и навыков зависит, насколько успешно будут претворены поставленные задачи в жизнь? Где происходит трансформация финансовых, организационных, медицинских ресурсов в те реальные позитивные результаты, которых удалось достичь? Конечно, это врач и его рабочее место. Само время предъявляет к нему такие требования, как высокий уровень базового высшего профессионального образования и потребность в совершенствовании профессиональных знаний, умений и навыков в течение всей жизни.

Как известно, ещё в 2002 г. на Всемирной конференции по медицинскому образованию были разработаны и приняты критерии трёх фаз непрерывного медицинского образования: преддипломного, последипломного и непрерывного профессионального развития. При этом особо подчёркивалось, что

—-------

МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, Москва

именно непрерывное профессиональное развитие обеспечивает качество национальных систем здравоохранения и способствует росту их эффективности. Европейское региональное бюро ВОЗ в Руководстве по профессиональным и административным аспектам развития общей врачебной практики (семейной медицины) в странах Европы также к решающим элементам оказания качественной медицинской помощи отнесло надлежащую подготовку и обучение общепрактикующих врачей.

Подписание Болонской Декларации и первые шаги по вступлению России в единое Европейское образовательное пространство внесли свои существенные изменения в национальную систему высшего профессионального образования. Непрерывное профессиональное развитие стало определяться как главенствующий компонент этой системы. В настоящее время в Российской Федерации прогрессивные формы обучения врачей общей практики (семейных врачей) основываются на тех же базовых принципах, что и в Европе. Это модульная структура обучающих программ, тематических и учебных планов; дистанционные формы обучения, внедрение кредитной системы, оценка непрерывного профессионального роста врача через накопительную систему учёта баллов (очков), участие в образовательном процессе профессиональных ассоциаций, высокая активность самого врача, индивидуализация профессионального обучения. Данные формы обучения применяются и в системе непрерывного профессионального образования на кафедре общей врачебной практики (семейной медицины) факультета усовершенствования врачей Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского (заведующий кафедрой - профессор Б.В. Агафонов).

Учебный процесс на кафедре организован в соответствии с требованиями Государственного стандарта

►&^Э--------—-

и Унифицированной программы послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040110 «общая врачебная практика (семейная медицина)». Конечной глобальной целью обучения является приобретение в результате освоения учебной программы теоретических знаний, умений и практических навыков, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности обучаемого в должности врача общей практики. Подготовка на кафедре идёт по утверждённым Госстандартом формам в виде клинической ординатуры, профессиональной переподготовки стажированных врачей, циклов ресертификации и тематического усовершенствования, стажировок (индивидуальных или в малых группах). Очная часть процесса обучения складывается из теоретических и практических занятий. Объём лекционных учебных часов слушатели получают непосредственно в оборудованных специальной оргтехникой учебных классах на кафедре ОВП ФуВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского (заведующий учебной частью кафедры -доцент Н.Н. Шевцова).

Структурной особенностью кафедры, имеющей большое практическое значение, является наличие в её составе Учебного центра, расположенного на базе Ступинской центральной районной клинической больницы (главный врач СЦРКБ - В.И. Золотых, руководитель Учебного центра - доцент Н.В. Купря-шина). Именно здесь врачи приобретают те практические знания, умения и навыки, которые будут в последующем востребованы в их повседневной практике. Для этого Учебный центр располагает:

1) учебно-методическими классами «Организация общих врачебных практик», «Педиатрия», «Акушерство и гинекология», «Укрепление здоровья и профилактика заболеваний», «Санитарно-эпидемиологический надзор», «Планирование семьи», проводит школы сахарного диабета, бронхиальной астмы, гипертонической болезни;

2) учебно-методическими кабинетами «Врач общей практики (семейный врач)», «Функциональная диагностика», «Хирургический», «Смотровой», «Неврологический», «ЛОР кабинет», «Кабинет окулиста», «Дерматовенерологический», «Лаборатория»;

3) учебными местами в стационарных отделениях СЦРКБ: «Неотложная помощь и реанимация», «Травматология», «Рентгенология», «Психиатрия», «Кардиология», «Роддом», «Неврология».

Преподаватели Учебного центра используют метод проблемно-целевого обучения курсантов. Каждое учебное занятие обеспечивается соответствующими методическими разработками для преподавателя и курсанта, указаниями курсанту, необходимыми учебными и наглядными пособиями в виде таблиц, схем, атласов, видеоматериалов и тренажёров, а также учебной литературой по изучаемому

курсу. Для этого на базе Учебного центра создана библиотека на бумажных носителях и CD.

Практические навыки слушатели отрабатывают по индивидуальному плану во время демонстрации больных, клинических разборов, внеаудиторных занятий (дежурства в отделении, приём больных с преподавателями, самостоятельная подготовка). Для подтверждения полученных практических навыков и умений в центре используется «Книжка учёта и отработки практических навыков курсанта», в которой фиксируется количество выполненных манипуляций, указывается база, на которой отрабатывались практические навыки, и подпись преподавателя. Учебный план профессиональной переподготовки включает недельную практику в сельских врачебных амбулаториях, поликлинических отделениях и городских офисах ОВП, на станции скорой медицинской помощи. Объективная оценка преподавания в центре проводится на выездных заседаниях кафедры, рабочих совещаниях с преподавателями и курсантами.

Преподавательский состав Учебного центра представлен четырьмя штатными сотрудниками кафедры ОВП ФуВ МОНИКИ, работающими в порядке совместительства, и 23 внештатными сотрудниками. Все преподаватели прошли обучение в ММА им. И.М. Сеченова в форме тематического усовершенствования «Организация и методика преподавания семейной медицины» (72 учебных часа). И здесь необходимо подчеркнуть роль профессора ММА им. И.М. Сеченова Алексея Ивановича Иванова в становлении Учебного центра, подготовке преподавателей центра из числа ведущих специалистов Ступинского района, неоценимой методологической помощи в организации учебного процесса. Без поддержки этого доброго наставника и терпеливого учителя, российского интеллигента, умеющего слушать и слышать каждого, мудрого человека с нелёгкой судьбой, здравоохранение Ступинского муниципального района не прошло бы так быстро путь реформирования первичной медико-санитарной помощи от участкового терапевта к врачу общей практики. Основы методологии и дидактики преподавания, заложенные А.И. Ивановым, и по сей день используются в образовательном процессе на кафедре ОВП ФУВ МОНИКИ.

К инновационным методам обучения на кафедре можно отнести подготовку курсантами циклов профессиональной переподготовки итоговых курсовых работ по темам, предложенным им на выбор. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине соответствующего курса (модуля) и выполняются в пределах часов, отводимых для его изучения. Каждый курсант при работе над проектом получает методологическую помощь от преподавателя - куратора выбранной темы. Заслушивание и обсуждение курсовых работ производится на итоговой научно-практической конфе-

е»с»с>^

ренции. Кроме того, курсанты участвуют в создании проекта организации общих врачебных практик на рабочем месте.

Внеаудиторная (заочная) часть профессиональной переподготовки является важной частью учебного процесса. Так как непосредственное участие преподавательского состава на этом этапе ограничено, внеаудиторная подготовка тщательно планируется, контролируется и методически сопровождается. Внеаудиторная подготовка проводится на основании разработанных в соответствии с Унифицированной программой Госстандарта учебного плана внеаудиторной подготовки и индивидуальных заданий для внеаудиторной подготовки. Теоретическая часть учебного плана осваивается в часы самостоятельной подготовки и отражается в кратких рефератах по запланированным темам. Практические навыки отрабатываются в поликлинике и стационарных отделениях в часы, определённые графиком дежурств, выполнение которого курируется закреплённым преподавателем. После завершения очной части курсант убывает по месту работы, но при этом подготовка не прерывается. Каждый курсант получает учебное задание и осваивает практические навыки, результаты которых протоколируются в дневнике. Все результаты внеаудиторных занятий курсанты представляют на проверку преподавательской комиссии с последующим выставлением оценки, учитывающейся на квалификационном экзамене.

Завершает обучение на цикле профессиональной переподготовки квалификационный экзамен на получение сертификата специалиста «Врач общей практики (семейный врач)», который проводится в три этапа и включает тестовый контроль, курацию больного и устное собеседование. В требованиях Госстандарта определено, что программа квалификационных тестов подлежит ежегодному обновлению в едином банке «Квалификационных тестов по специальности». Тестирование на кафедре ОВП осуществляется в специальном компьютерном классе. Результаты тестирования оцениваются по пятибалльной системе. Курация больного позволяет проверить уровень освоения практических умений и навыков, результаты ку-рации оцениваются как «зачтено» или «не зачтено». При собеседовании проверяется способность экзаменуемого использовать приобретённые знания, умения, практические навыки для решения профессиональных задач врача общей практики. Результаты собеседования оцениваются по пятибалльной системе. По результатам трех этапов экзамена выставляется итоговая оценка по квалификационному экзамену. Заключительная итоговая оценка на кафедре учитывает также оценку курсовой работы (проекта), отчет о прохождении практики, выполнение индивидуального плана освоения практических навыков.

В рамках непрерывного профессионального образования кафедра проводит циклы ресертификаци-

онные и тематического усовершенствования, индивидуально и в малых группах (по два-три человека), стажировку по выбранным темам, мастер-классы, семинары, научно-практические конференции.

С 2004 г. для врачей общей практики разработана и внедрена программа непрерывного профессионального образования (432 учебных часа). Весь объём учебных часов программы разбит на восемь модулей, каждый по 36 учебных часов/кредитов: основы интенсивной терапии и реанимации, офтальмология, отоларингология, хирургические болезни, акушерство и гинекология, нервные болезни, детские болезни, общественное здоровье и здравоохранение в общей врачебной практике. Каждый модуль отрабатывается врачами в течение одного месяца (5 учебных дней). Обучение длится в течение восьми месяцев. После каждого пройденного модуля врачи сдают два зачёта: освоение практических навыков и тестовый контроль. При завершении всей программы обучения врачи сдают итоговый экзамен.

Обучение в форме стажировки на кафедре осуществляется в соответствии с письмом ГК РФ по высшему образованию от 15.03.96 № 18-34-44 ин/18-10 «Об организации и проведении стажировки специалистов», которое определяет, что сроки стажировки устанавливаются договором, заключаемым образовательным учреждением и конкретной организацией стажировки. Стажировка носит индивидуальный характер и при различных формах обучения предусматривает самостоятельную работу в производственных условиях, индивидуальный учёт и контроль выполненной работы, а также групповые или индивидуальные консультации. Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы. Основным регламентирующим документом для стажера является утверждённая руководителем образовательного учреждения программа стажировки, согласованная с руководителем организации, где она проводится. Программа стажировки выдается каждому стажёру. Основным отчетным документом для образовательного учреждения и стажёра является дневник стажировки, где даётся краткая характеристика места стажировки, функций организации и формулируются личные цели стажировки согласно программе. В дневнике ведётся ежедневный учёт выполненной работы, а в конце даётся отчёт по стажировке. В конце срока проведения стажировки руководитель организации даёт отзыв (заключение) о её прохождении стажёром. Соответствующая запись производится в дневнике и заверяется печатью организации. На базе Учебного центра кафедры начиная с 2003 г. прошли обучение в виде краткосрочной стажировки (от 30 до 60 учебных часов) 16 врачей общей практики из Орехово-Зуевского, Раменского и Воскресенского районов Московской области.

Кафедра ОВП ФУВ МОНИКИ тесно сотрудничает с ассоциациями врачей общей практики России и

Московской области. Ассоциация врачей общей практики Московской области активно участвует в планировании непрерывного профессионального образования врачей, распространяет и обобщает опыт работы передовых общих врачебных практик, оказывает информационную поддержку ВОП и главное - организует совместно с кафедрой научно-практические конференции и итоговые сессии, а также осуществляет общественную экспертизу качества подготовки врачей общей практики в Московской области.

Министерством здравоохранения Московской области поддержана инициатива ассоциации и кафедры о плановых учебных сессиях, которые с 2007 г. успешно проводятся два раза в год для врачей общей практики. Каждая сессия длится не менее двух дней. В первый день проводится научно-практическая конференция, во второй день - круглые столы, обмен опытом, рассматриваются вопросы, связанные с организацией общих врачебных практик в области. В конце сессии врачи представляют материалы к сдаче зачёта по темам, входящим в программу ресерти-фикационного цикла. Сессия проводится с отрывом от работы и прикомандированием врачей к Учебному центру кафедры. Тематические научно-практические конференции, как правило, проводятся совместно с врачами других специальностей. Такое общение помогает вырабатывать общие подходы по ведению больных и оптимизировать взаимодействие специалистов с врачами «первого контакта». В программу одной сессии входит в среднем 16 учебных часов. Таким образом, врач, систематически посещающий сессии в межсертификационный период, может накопить около 160 часов (кредитов), часть которых может быть засчитана в ресертификацион-ный цикл. Планирование учебных тем, выносимых на сессии, осуществляется кафедрой ОВП ФуВ и Ассоциацией ВОП с учётом учебных планов последипломной подготовки, утверждённых Госстандартом.

В преподавание внедряется опыт международной организации PRIME («Партнерство в медицинском международном образовании») с использованием кур-сант-ориентированного и целостного подхода к пациенту. В рамках международного сотрудничества ис-

пользуется опыт обучения семейных врачей США, поскольку двое преподавателей кафедры являются членами Американской академии семейных врачей.

Так как до настоящего времени не разработан единый порядок учёта накопительных кредитов в системе непрерывного профессионального образования, сотрудниками кафедры ОВП ФУВ МОНИКИ совместно с преподавателями Учебного центра разработана зачётная книжка врача общей практики, позволяющая осуществлять учёт учебных часов. Весь объём учебного времени, накопленный врачом самостоятельно на аудиторных и/или внеаудиторных занятиях, заносится в зачётную книжку и предоставляется на кафедру для получения зачёта. Темы, отработанные врачом в межсертификационном периоде, могут быть зачтены при прохождении им сертификационного цикла при условии их соответствия учебному плану. Внедрение зачётной книжки позволяет не только осуществлять каждому врачу учёт своей последипломной профессиональной подготовки, но и систематизировать самостоятельное обучение врачей, обеспечить контроль качества, а также повысить заинтересованность врачей в постоянной учёбе.

Таким образом, реализуемая кафедрой ОВП ФУВ МОНИКИ им. М.Ф Владимирского система непрерывного профессионального обучения способствует постоянному повышению уровня знаний, умений и практических навыков врачей общей практики Московской области, а также их непрерывному развитию на основе активного вовлечения врачей в образовательный процесс.

Experience in the organization of continuing professional education for general practitioners in Moscow region

B.V. Agafonov, N.N. Shevtsova, V.P. Chudnov, N.V. Kupryashina, T.V. Elmanova

Clinical Research Institute of Moscow Region, Moscow

The article contains the information on the work of the Postgraduate Medical Faculty based in Clinical Research Institute of Moscow Region, especially in teaching and training general practitioners.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.