Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как средство саморазвития бакалавров в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе'

Самостоятельная работа как средство саморазвития бакалавров в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / СТУДЕНТ / STUDENT / БАКАЛАВР / BACHELOR / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / LANGUAGE HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Анатолий Аркадьевич, Васильева Ольга Аркадьевна

Определена сущность понятия «самостоятельная работа студентов», рассмотрен процесс саморазвития студентов в процессе обучения иностранному языку. Изучены факторы, способствующие эффективному саморазвитию человека: осознание необходимости процесса саморазвития; наличие мотивации к саморазвитию в процессе учения иностранного языка; наличие благоприятных условий для саморазвития или трудных условий, требующих от человека мобилизации его ресурсов и преодоления себя; а также условия, которые способны влиять на саморазвитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов Анатолий Аркадьевич, Васильева Ольга Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK AS BEING SELF-DEVELOPMENT BACHELORS IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN NOT LANGUAGE HIGH SCHOOL

The essence of the concept of «self-study students» through the process of self-development of students in learning a foreign language. The factors that contribute to effective self-development of man: self-awareness of the need of the process; Availability motivation to self in the process of learning a foreign language; existence of favorable conditions for self or difficult conditions that require the mobilization of human resources and overcome it yourself; and conditions that can affect the selfdevelopment.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как средство саморазвития бакалавров в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе»

Именно эта «православная культура» давала русским мыслителям пафос проповедничества в своем творчестве, в какой бы сфере он не проявлялся. И метод формирования и изложения этой «православной культуры» должен быть один - «исполнить все, сообразно законам Христа», тогда Европа придет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой больше не продают на европейском рынке. Именно эту теорию познания, как новую науку мышления, русские религиозные философы видели в том, чтобы глубокое, живое и чистое любомудрие Святых Отцов, представляющее философское начало, соединить с современным состоянием науки и требованиями современного рационального мышления, поэтому они так часто обращаются к единству разума и веры, науки и религии, которые могут изложить истину, полученную в Откровении.

В духовной жизни всегда остаются неразгаданными многие явления, такие как знаменательные сны (И.Д. Менделеев), предчувствия (А.С. Пушкин), таинственные явления (Н.В. Гоголь).

Нужно признать, что за пределами рационального опыта есть нечто, что не может быть охвачено научным познанием, а философия, особенно русская философия, не желая суживать свою задачу чисто научными рамками, должна принять в расчет, что ее объяснения не подходят под науку. Раскрыть эти таинственные явления может только знание, полученное в результате духовного опыта Озарения, Откровения.

Духовный опыт русскими религиозными философами понимается неоднозначно. Он зависит от многих особенностей: от самого духовного опыта, степени овладения им; Откровения, которое получил мыслитель, создавший на его основе свою философскую концепцию; реальных социальных условий, в которых проживает данная личность; степени ее религиозности и отношения к официальным церковным культам и др.

Но все русские религиозные философы признают единым основное положение, что духовный опыт «преобразил» их, что он -квинтэссенция их личности.

НАГЕВИЧЕНЕ Валентина Яковлевна - доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин. Филиал Южно-Уральского государственного университета (НИУ) в г. Миассе. Россия. Миасс. E-mail: feml@feml.miass.susu.ru

NAGEVICHENE, Valentina Yakovlevna - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Social and Humanities. Branch of the South-Ural State University (NIU) in Miass. Russia. Miass. E-mail: feml@feml. miass. susu.ru

УДК 378.1

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

А.А. Семенов, О.А. Васильева

Определена сущность понятия «самостоятельная работа студентов», рассмотрен процесс саморазвития студентов в процессе обучения иностранному языку. Изучены факторы, способствующие эффективному саморазвитию человека: осознание необходимости процесса саморазвития; наличие мотивации к саморазвитию в процессе учения иностранного языка; наличие благоприятных условий для саморазвития или трудных условий, требующих от человека мобилизации его ресурсов и преодоления себя; а также условия, которые способны влиять на саморазвитие.

Ключевые слова: самостоятельная работа; студент; бакалавр; обучение; неязыковой вуз; иностранный язык; саморазвитие.

A.A. Semenov, O.A. Vasilyeva. INDEPENDENT WORK AS BEING SELF-DEVELOPMENT BACHELORS IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN NOT LANGUAGE HIGH SCHOOL

The essence of the concept of «self-study students» through the process of self-development of students in learning a foreign language. The factors that contribute to effective self-development of

man: self-awareness of the need of the process; Availability motivation to self in the process of learning a foreign language; existence of favorable conditions for self or difficult conditions that require the mobilization of human resources and overcome it yourself; and conditions that can affect the self-development.

Keywords: independent work; student; bachelor; training; language high school; foreign language; self-development.

В настоящее время переход на новые государственные стандарты образования требует усиления значимости самостоятельной работы студентов как важного компонента подготовки специалистов в вузе. В современном быстро меняющемся мире при постоянно возрастающем потоке информации невозможно получить весь объем знаний, необходимых для профессионального роста. С развитием сфер деятельности неизбежна потребность в получении новых знаний и развитии новых практических умений в условиях завтрашнего дня. Возникает необходимость научить человека учиться самостоятельно на протяжении всей его жизни.

Особую актуальность самостоятельная работа приобретает в период перехода на двухуровневую систему образования (подготовка бакалавров и магистров), связанную, в частности, с сокращением количества аудиторных занятий, отводимых на изучение иностранного языка в неязыковых вузах, и увеличением объема и количества часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов.

Изучение иностранного языка является важным инструментом успешной жизнедеятельности молодого человека в современном обществе. Владение иностранным языком выступает в качестве фактора, повышающего ценность специалиста на рынке труда, и в большинстве случаев сегодня одно из обязательных условий при приеме на работу и увеличении размера заработной платы. Поэтому многие студенты наряду с освоением основной профессии изучают и совершенствуют иностранные языки.

В связи с этим, все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Проблема, берущая свое начало в глубокой античности, продолжает интересовать ученых, так как нет, не было и не может быть познания как процесса без самостоятельности личности, обретающей знания [5].

В нашем исследовании одним из важнейших источников развития и саморазвития личности обучаемого рассматривается его самостоятельная работа в процессе изучения иностранного языка.

Понятие «самостоятельная работа» словари подают следующим образом: самостоятельный - независимый, обладающий собственной

инициативой, совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи [2].

Считаем, что самостоятельная работа - это средство вовлечения студентов в активную познавательную деятельность. Несомненно, что степень самостоятельности меняется в зависимости от содержания деятельности студента, от условий, в которых она проистекает, от уровня развития интеллектуальных способностей, от целей, которые студент ставит перед собой, и ряда других условий, определяющих характер самостоятельных действий.

Известно, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от преподавателя, ведь в ходе самостоятельной работы каждый студент непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём всё своё внимание, мобилизуя все резервы эмоционального, интеллектуального и волевого характера. Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность обучающихся, она обладает ещё одним важным достоинством - носит индивидуальный характер. Каждый студент использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придаёт ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого студента и его успеваемость.

Самостоятельная работа представляет всегда внутренне мотивированную деятельность, выполнение которой требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности и приносит удовлетворение как процесс самосовершенствования. При этом личность студента становится субъектом личностного саморазвития. Ею осознается собственное саморазвитие как процесс самосовершенствования с целью эффективной самореализации на основе внутренних устремлений и внешних влияний; стремление к самораскрытию и саморазвертыванию своего творческого потенциала; целенаправленное самоизменение для практического самоосуществления.

Процессуальная сторона самоосуществления рассматривается нами как «изменение це-

лостного личностно-деятельностного состояния человека, в ходе которого самораскрывается, обновляется и совершенствуется его духовная сущность» [1, с. 24]. Такой подход студента к самому себе позволяет говорить о том, что самоосуществление выступает как творчество в его познавательной деятельности и форма раскрытия его личности.

Значимость самостоятельной работы состоит в том, что она организуется самим студентом самостоятельно, индивидуально и является источником развития и саморазвития, а активность студента направлена на изменение самого себя и как субъекта учения, и как личности. В данных трактовках понятия саморазвития выделим некоторые сущностные характеристики процесса саморазвития. Этот процесс связан с определенными изменениями, преобразованиями, которые способствуют переходу личности на новую ступень развития. Он основывается на процессе развития личности, имеет целенаправленный характер и осуществляется личностью в определенной среде и во взаимодействии с другими людьми.

В психолого-педагогической литературе, сравнивая понятия «развитие» - «саморазвитие», ученые отмечают следующее. Когда речь идет о «развитии личности», то раскрытие данного понятия идет через признак «изменение», причем прогрессивное качественное и количественное изменение личности (мотивации, интеллектуальной сферы, эстетической, нравственной и т. д.). Этот процесс на разных пространственно-временных этапах идет с разной скоростью (медленно или быстро) и, как правило, под воздействием извне (внешних факторов), тем самым оставаясь для личности часто незамеченным [6].

Рассматривая процесс саморазвития, ученые выделяют те же характеристики, что и для процесса развития. Однако, когда речь идет об их различии, то по сравнению с процессом развития ученые отличают, по крайней мере, два существенных признака: 1) изменения в личностной сфере детерминированы не извне, а под целенаправленным воздействием личности на себя; 2) изменения происходят не только в структурных компонентах сознания (мотивах, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах и т.д.), но и в процессах «самости»: самопознании, самоопределении, самосовершенствовании, самореализации, самоуправлении и т.д. [4].

Главным механизмом как развития, так и саморазвития личности является разрешение противоречий. При этом, если развитие - это процесс разрешения внутренних противоре-

чий, который чаще всего протекает спонтанно, то саморазвитие - это процесс целенаправленного, осознаваемого разрешения противоречий, который детерминируется самим субъектом. Процесс саморазвития охватывает все сферы личности, «он базируется и всякий раз поднимается на новый уровень функционирования, т.е. интенсифицирует процессы «самости». Саморазвитие личности - это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости». Концепция саморазвития как формы самовыражения личности находит свое отражение в следующих научных идеях: человек - активный субъект, познающий и преобразующий мир и самого себя в деятельности; самореализация личности осуществляется в творческой деятельности [3].

Таким образом, исходя из перечисленных сущностных характеристик, человек, вступивший на путь саморазвития, должен учитывать следующее: во-первых, должен сам прилагать усилия для своего самоизменения на основе саморазвития и продолжать работать над собой всю жизнь; во-вторых, должен помнить о наличии противоречия между стремлением к безопасности и стремлением к росту и преодолевать себя, стремясь к росту; в-третьих, должен знать о том, что процесс саморазвития не может давать быстрых и сразу видимых результатов, однако они будут обязательно; в-четвертых, может общение с другими людьми использовать как среду для своего саморазвития.

Далее мы определяем те факторы, которые способствуют эффективному саморазвитию человека: осознание необходимости процесса саморазвития; наличие мотивации к саморазвитию в процессе учения иностранного языка; наличие благоприятных условий для саморазвития или трудных условий, требующих от человека мобилизации его ресурсов и преодоления себя; условия, которые способны влиять на саморазвитие человека (объективные: эпоха, уровень развития общества и социальные институты, общесемейная и семейная среда; субъективные: индивидуальная среда).

Стоит отметить, что во многих случаях индивидуальная среда будет решающим условием в саморазвитии человека при наличии целенаправленной активности человека, потому что, во-первых, внешние условия всегда преломляются через внутренние и, во-вторых, человек может использовать любые внешние условия как среду для своего саморазвития.

В целом, саморазвитие - это сложный, но

необходимый процесс для жизни каждого человека, так как именно он позволяет двигаться вперед, достигать высоких результатов в своей жизни, раскрывать свой потенциал. Поэтому саморазвитие в процессе самостоятельной работы зависит от индивидуальных возможностей человека. Из этого следует, что этот процесс является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.

В заключение можно констатировать, что самостоятельная работа студентов по иностранному языку является важнейшим компонентом учебного процесса и ориентирована на саморазвитие и способности обучающихся к самостоятельному изучению языка и культуры, на формирование их коммуникативной компетенции, а также на развитие креативности в решении различных задач средствами изучаемого языка.

Список литературы

1. Дергач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологиче-ская культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.: Изд-во Москов-

ского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2006.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Рос. фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1994. 928 с.

3. Писарева С.А. Методологические основы научной интеграции. Сущность педагогической интеграции // Педагогический вестник НМЦ Выборгского района. 2000. 25 июня. С. 11-17.

4. Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении (Опыт теоретического и экспериментального исследования): пособие по спецкурсу. Ростов н/Д: РГПИ, 1975. 297 с.

5. Румянцева Г.Г. Познавательная самостоятельность студентов как психолого-педагогическая проблема. Ее структурная составляющая - самодеятельность // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2007. №4(30). С. 6-10.

6. Узнадзе Д.Н. Общая психология // отв. ред. ИВ. Имедадзе. М.; СПб.: Смысл; Питер, 2004. 412 с.

СЕМЕНОВ Анатолий Аркадьевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: e.mihailova@rucoop.ru

ВАСИЛЬЕВА Ольга Аркадьевна - старший преподаватель кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: e.mihailova@rucoop.ru

SEMENOV, Anatolij Arkadyevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: e.mihailova@rucoop.ru

VASILYEVA, Olga Arkadyevna - Senior Teacher of Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: e.mihailova@rucoop.ru

УДК 37.03

ЗНАЧИМОСТЬ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Т.А. Спирина

Определена сущность понятия «довузовская подготовка». Проведен анализ научных трудов по рассматриваемой проблеме. Изучены основные компоненты и формы организации современной системы довузовской подготовки в системе «школа-вуз», представлены цели довузовской подготовки.

Ключевые слова: довузовская подготовка; личность; образование; школа; вуз; учащийся; студент.

T.A. Spirina. THE IMPORTANCE OF PRE-COLLEGE EDUCATION PROFESSIONAL GROWTH

The essence of the concept of «pre-university preparation». The analysis of scientific papers on this

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.