Научная статья на тему 'Самостоятельная исследовательская деятельность студентов младших курсов как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, направленная на повышение качества подготовки бакалавров инженерного профиля'

Самостоятельная исследовательская деятельность студентов младших курсов как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, направленная на повышение качества подготовки бакалавров инженерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / НАУЧНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ / STUDENTS’ TRAINING AND RESEARCH ACTIVITIES / JUNIOR STUDENTS’ SCIENTIFIC WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Энбом Екатерина Александровна, Иванова Виктория Александровна

В данной статье рассматривается важный и перспективный вид учебной деятельности студентов младших курсов – выполнение, оформление и представление самостоятельной исследовательской работы под руководством преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Энбом Екатерина Александровна, Иванова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT RESEARCH ACTIVITIES OF JUNIOR STUDENTS AS THE ESSENTIAL PART OF THE EDUCATIONAL PROCESS AND MEANS OF QUALITY IMPROVEMENT WHEN TRAINING BACHELORS MAJORING IN ENGINEERING

The paper is dedicated to the important and challenging kind of junior students’ activity – accomplishing, styling and presenting independent research work under the guidance of a teacher.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная исследовательская деятельность студентов младших курсов как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, направленная на повышение качества подготовки бакалавров инженерного профиля»

УДК 378

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ

© 2013

Е.А. Энбом, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры высшей математики В.А. Иванова, студентка второго курса факультета информационных систем и технологий

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара (Россия)

Аннотация: В данной статье рассматривается важный и перспективный вид учебной деятельности студентов младших курсов - выполнение, оформление и представление самостоятельной исследовательской работы под руководством преподавателя.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность студентов, научная работа студентов младших курсов.

Учебно-исследовательская работа студентов - одна из важнейших форм учебного процесса, для которой характерно удачное сочетание обучения и практики. В рамках этой работы студент приобретает сначала основные навыки исследовательской работы, а затем начинает воплощать теоретические знания при решении практических задач. В процессе исследовательской работы студенты развивают творческие способности, вырабатывают умение анализировать полученные результаты, приобретают практические навыки работы на компьютере с прикладными пакетами для оформления работы.

Наиболее важен постепенный переход от простых форм учебно-исследовательской работы к более сложным. Этот процесс позволяет студенту гармонично развиваться и совершенствовать свои умения и навыки. Поэтому необходимо привлекать студентов к исследовательской деятельности с младших курсов. Это помогает преподавателю выявить динамику научных предпочтений учащихся, а студентам - выбрать научное направление их дальнейшей работы.

В процессе выполнения исследовательской работы студенты младших курсов должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, самостоятельно решать учебные задачи, докладывать результаты своих исследований на конференциях. Проведение студенческих научных конференций является эффективной формой исследовательской работы. Цель подобных конференций - углубленное изучение программного материала, приобретение навыков публичных выступлений с научными сообщениями. При оценке доклада учитывается содержательная ценность сообщения, умение преподнести материал, участие в дискуссии. Такие выступления развивают у студентов математически грамотную устную речь, формируют культуру публичного выступления, что является очень значимым в будущей профессиональной деятельности.

В настоящей статье приведена исследовательская работа студентки второго курса Ивановой Виктории «Применение несобственных интегралов при решении геометрических задач», которая была представлена на научной студенческой конференции.

В учебной работе по математическому анализу, при изучении раздела «Интегральное исчисление», мы ограничивались только исследованием на сходимость несобственных интегралов первого и второго рода. Заметим, что на изучение сложной и важной темы «Несобственные интегралы первого и второго рода и их приложения» учебным планом бакалавров инженерного профиля отводится два аудиторных часа.

Основной целью данной исследовательской работы является поиск и исследование геометрических задач, которые решаются с помощью несобственных интегралов. Работа состоит из двух параграфов: первый посвящен несобственным интегралам с бесконечными пределами, а второй - несобственным интегралам от неограниченных функций. Оба параграфа построены по следующему принципу: после теоретической части следует изучение несобственных интегралов на сходимость,

далее приведены геометрические задачи, при решении которых использовались несобственные интегралы ([1], [2]). Проиллюстрируем основное содержание работы на конкретных задачах.

Задача 1. Исследовать на сходимость интеграл

+ ™ х . е arctgx

(1 + x2 )4

d x

1 + x2

Решение. Воспользуемся методом интегрирования по частям:

| x ■ earc,gx I --:-, dx =

(1 + X2 1 + X2

и =

X

du =

d х

dv =

+ X

еагс^х dx; 1 + х2 '

( 1 + X 2) 41 + X 2

+ X

I

1 ( 1 + X 2 )-у] 1 + X 2

d X.

К последнему интегралу вновь применим метод интегрирования по частям, взяв

_ 1 , earc,gx , тогда " = dv =-- dx

+ X

1 + X 2

- X d X

ф + X 2 (1 + X 2) Полу

arctgx

X ■ е 8 -, dx = -

ч " и м

X е arctg X earctgx

. 2 к + 2

+ X 1 V1 + X

1

1 ( 1 + X 2 1 + X 2 И т

d X

I

1 ( 1 + X 2) 41 + X3

да агс,р X

1

^ X =

а

X

к

е ^^^^

1 ( 1 + X 2 1 + X2 »Т

d X

2 1

arctgx

1 ( 1 + X 2) ■ 71 + X 2

г

dx =

,arctgx

Л

+ X

(X - 1)

от-

X!

arctg X

е

X

arctg X

е

куда

i

1 ( 1 + X 2 ) • yJT+X

lim earc,g:

dx =

(x - 1)2

1 + X 2

Вычислив предел, получим ответ: интеграл сходится и равен 1 п .

— • е 2 2

Задача 2. Найти все значения параметра а, при ко-

0

торых сходится интеграл | е а 1 dx .

Решение. Воспользуемся определением несобственного интеграла с бесконечным нижним пределом:

0 0 1 о 1

f e а Xdx = lim f e а Xdx = lim- e а x = lim- (1 - e а b ) =

J b^-ад J b^-ад n b ^-ад ni * '

0, а > 0

+ ад, а < 0 .

0

Итак, j eаx dx сходится при а > 0 , и расходится

при а < 0 .

В этой части работы так же исследованы на сходимость следующие несобственные интегралы первого рода:

f dx ' j

1 + x 2 -ад

x2 ex dx

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

j

d x

-ад ( x 2 + 1)

f

d x

2 3 x lnа x

"TW + ед 1 U

j x cos xdx' j xe dx' j x2 exdx' j

x2 + 9

d x

j

d x

(x2 + 1)2

i

xdx

i

xdx

V2 (x2 + 1)3' 0 Ijx5 + 2

а так

1

+™ 1 + arcsin

x

- ------x lnx dx . ln(! +

I -=— d x I j — I —

1 1 + xVx 1 x^x2 - 1 0 Jx +

ln (1 + x5)

-v/x

d x

же проведено исследование, при каких значениях параметров а и р сходится интеграл +» 1па х dx .

( 1

У

-г oj b

S = j edx = lim je

J b ^+ед J

d x

Рис. 1.

В определенном интеграле выполним сначала замену переменной х _ t2, а затем в полученном интеграле

проинтегрируем по частям. Окончательно получим, что данная фигура, неограниченно простирающаяся вправо, квадрируема и ее площадь равна 2 .

Задача 4. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями у _ 1 , х = 1, у _ 0. Найти объем, полученный

от вращения данной фигуры вокруг оси О х.

■1,4 -12 -10 -01 -ОС -0 * <2 0 02104 1.6 И 1,0 12 1.4 1.6 1.В i.O 22 ¡4 2.С !.S 10

I V

Я-»

-1.1 12-1.0-0.1 -Ot-m -02 О 0.2 O.i i.J 0Л 11 12 Н 1.Е 1.S i.O 22 Л 2.( 3.1 SO

Рис. 2

-u-V-u-oB-ae-M-u о о; 0.4 o.t чя i.o u 14 1.6. и г.о и г* г.« и з.в Т V

ex2 - 1

Задача 3. Найти площадь фигуры, заключенной между линиями у _ е-4~х и у _ 0.

У ^

Решение. Необходимо построить график функции, провести для этого полное исследование ее поведения с помощью производной первого и второго порядка. Для графического изображения фигуры в работе использовался пакет Mathcad (Рис. 1).

Вычислим площадь п ¡\ лученной неограниченной фигуры по формуле: ^ у (х) dx. В нашем случае,

■0.5 ■■1.0 "15

■0.5 ■1.0 ■1.S

-14-12-И-0.6-04-О? О 0.2 0.1 Об 0.1 1Д 12 14 1.6 1.8 2.0 22 2.1 2.6 2.Е ЗЛ

Рис. 3

В ходе проведенных исследований было доказано, что данная плоская фигура не имеет площади, так как несобственный интеграл, который выражает эту площадь, расходится.

А вот неограниченное тело, полученное от вращения указанной площади вокруг оси О х (Рис. 2), имеет объ-

arctgx

x

x

+ ед

ем,

1 1

г dx

равный п I —— = п кубических единиц.

3 -V

У =

1 + х2

'3.0 -Ъ5 -1.0

, ' т

■1.5 -).о -и о 0.5 ив 1.5 г.о э.5 и

/

-3.0 -гд -2.0 -1.5 -1.0 -0.5 0 0.5 1.0 1.5 1.0 3.6 30

Рис. 4

2,0 1.5 1.0 0 -од 1 V 0.5 1.0 1,5 2Л 3.5 3.» 16 <.0 50 5.5 6.9

1.5 1.0 05

/ 1 А > >

// / / / Г г г —1—

•М -1.0 ■1 ■0,5 -10 0

0 -0 5/ 0.5 1 У.-* 0 1.5 210 2.5 3.0 3.5 О 4.5 5.0 5,5 $

тонности, интервалы выпуклости и вогнутости, точки перегиба, асимптоты данной кривой (рис.4).

Искомая площадь неограниченно простирающейся вправо и влево фигуры равна: + » dx

Задача 5. Дуга кривой у = е_ х при х е [0; + ж],

вращается вокруг оси О х. Найти площадь полученной

поверхности. Найти объем тела, полученного от вращения криволинейной трапеции с основанием на оси О х,

ограниченной данной дугой, вокруг оси О х.

Решение. Для вычисления площади данной неограниченной поверхности вращения, воспользуемся форм ь у --л- о +ж й- :

Рх = 2п | f (х)^1 +[f'(х)] 2dx = 2п | е_х^1 + е_2xdx

а 0

. Данный несобственный интеграл сходится и

Рх = п(л/2 + 1п(1+72)). Объем указанного неограниченного тела вращения (рис. 3) существует и равен +ж _2 п кубических единиц.

п I е х dx = — 2

0

Задача 6. Найти площадь фигуры между линией 1 и ее горизонтальной асимптотой.

5 = [" 1

= п

В этой части работы также найдена площадь фигуры, ограниченной линиями у = хе _х +1 и у = 0 на полуинтервале [ 0; + ж). Для построения кривой было

проведено исследование ее поведения с помощью первой и второй производной (Рис. 5). С помощью несобственного интеграла с бесконечным пределом интегрирования была вычислена площадь фигуры, ограниченной графиком функции _х^ и ее горизонтальной у = х е 2

асимптотой при х > 0 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторая часть исследования посвящена несобственным интегралам от неограниченных функций. Здесь исследованы на сходимость следующие интегралы:

0 arcsin х , 1 х3 аггаш х , 2

dx I

^л/Г^"

, г 5х3 г dx

dx \--dx -

-1 16 _ х4 {ех _ 1

d х

d х

( х _ а )

г - dx

| ех -

arcsin х

л

cos х

1 П 1

г х dx

11

г - dx,

1

о л^Ш х

d х

d х

1 х-\13 х2 _ 2х _ 1

»

п е N

В ходе исследования, где это необходимо, применялись метод замены переменных и метод интегрирования по частям.

Решены следующие геометрические задачи на применение несобственных интегралов второго рода:

1. Найти объем тела, полученного от вращения вокруг оси Ох (Рис. 6) и вокруг оси О у (Рис. 7) плоской

фигуры, заключенной между кривой у = 1п х и у = 0

на полуинтервале (0, 1 ].

30 15 10 1 5 1.0 0 -1.5 -г.о -1 1 V ,5 -1.0 -0.5 05 1.0 1.5 2.0 15 33 1Г|

15 и

^ ^ _ — 1Л

1

■0.5 ,1р V 1 ■05 -м

-а -н -25

5 3|0

ю -2.5 -го -1 5 -Т.0 -0.5 05 1.0 1.5 г.О 2

2 а

п

0 1

е

х

2

Рис. 5

Решение. Для построения данной кривой (кривой ^^ 6 ...

В случае вращения неограниченной фигуры вокруг

кР^п! \ 1; * Т ;Л ТЧ \ 1 т т литтрпршша тп.ипгп Т Т,"11Т Т," Т; Ч 1 Т Т С I I I - I I -

оси О х, будем иметь:

Аньези) методами дифференциального исчисления были найдены экстремумы функции, интервалы моно-

V1 = п J ln2 xdx = lim n J ln2 xdx = lim l x ln2 x - 2 x ln x + 2 x)| 1 = 2 n

о s ^ s s ^ L

(кубических единиц).

Рис. 7

В случае вращения неограниченной фигуры вокруг оси Oy, будем иметь:

0 0 п

F2 = п j e2 y dy = lim п j e2 y d y = — (кубических

J а ^ -ад J 0

единиц).

2. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями и у _0 при x е [ 0; 0,4 ].

y =

1

3. Найти ^лощадь фигуры, заключенной между кривой у _ —- и ее горизонтальной асимптотой, при

х + 2 х

х > 1.

4. Найти объем тела, полученного при вращении вокруг оси Ох плоской фигуры, заключенной между

кривои y =

1

ее вертикальной асимптотои и

осью Ох на отрезке [ 2, 6 ].

Для построения графиков проводилось исследование поведения функций методами дифференциального ис-

числения, а для оформления работы использовался прикладной пакет MathCad.

В заключении хотелось бы отметить, что исследовательская работа выполнена студенткой математически грамотно, аккуратно оформлена, все необходимые в задачах графики сделаны самостоятельно с применением графического редактора, а все выкладки в решении задач приведены полно и подробно.

Научно-исследовательская работа студентов младших курсов - это многостороннее, полифункциональное явление, которое имеет не только учебное, но и личностное значение. Эта форма организации деятельности учащихся, осуществляемая под руководством преподавателя, способствует формированию познавательной самостоятельности, инициирует способность и потребность в самообразовании [3-6]. Ведь в современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разносторонним личностным развитием, способных к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, то есть способных учиться всю жизнь, является одной из центральных задач современного высшего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демидович Б. П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу: учебное пособие для вузов. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. 553 с.

2.Кудрявцев Л. Д., Кутасов А. Д., Чехлов В. И., Шабунин М. И. Сборник задач по математическому анализу. Том 2. Интегралы. Ряды: Учебное пособие/Под ред. Л. Д. Кудрявцева. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. 504 с.

3.Самодурова Т.В. Научно-исследовательская работа студентов в условиях разноуровневой профессионально-педагогической подготовки в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 257-259.

4.Колодезникова С.И. Организационно-методические условия совершенствования научно-исследовательской работы студентов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 184-186.

5.Матерова А.В. Мотивационный аспект совершенствования научно-исследовательской деятельности студентов технических специальностей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 84-88.

6.Романова М.А., Афанасьева Д.О. Исследовательская деятельность студента как основа развития его психолого-педагогического потенциала // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 274-276.

INDEPENDENT RESEARCH ACTIVITIES OF JUNIOR STUDENTS AS THE ESSENTIAL PART OF THE EDUCATIONAL PROCESS AND MEANS OF QUALITY IMPROVEMENT WHEN TRAINING BACHELORS MAJORING IN ENGINEERING

© 2013

E.A. Enbom, the candidate of physical and mathematical Sciences, associate professor of the Department of higher mathematics V.A. Ivanova, a second-year student of the faculty of information systems and technologies

Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Samara (Russia)

a

Annotation: The paper is dedicated to the important and challenging kind of junior students' activity - accomplishing, styling and presenting independent research work under the guidance of a teacher. Keywords: students' training and research activities, junior students' scientific work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.