2. Табурца В. А. Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий // Научно-методический электронный 1427 журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1826-1830. - URL: http://ekoncept.ru/2016/96284.htm (дата обращения 09.02.2017)
3. Багаева Е., Мылтасова О.В. Интернет в жизни современной молодежи: проблемы и перспективы // Материалы XIX Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования / редакционная коллегия: Грунт Е.В, Меренков А.В., Рыбцова Л.Л., Старшинова А.В. - Екатеринбург, УрФУ, 2016. - С.994-1003.
САМОСОЗНАНИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Владимирова С.В.
канд.психол.н.
Доцент кафедры психологии ОмГПУ,
г. Омск
Аннотация. В статье рассматривается формирование самосознания ребенка с рождения до 7 лет, говорится о связи самосознания с генетической программой, постепенном процессе социализации.
Annotation. In this article I describe the formation of the identity of the child from birth to 7 years and I report about the association of identity with genetic programme and gradual process of socialization.
Ключевые слова : саморегуляция, самооценка, самоконтроль, новообразование, кризис, комплекс.
Keywords : self-regulation, self-esteem, self-control, crisis, complex, new formation._
Самосознание личности не является данностью и формируется в процессе развития психики и когнитивных способностей человека. Уже в младенческом возрасте наблюдается способность к дифференциации положительных оттенков эмоций взрослого. Так же младенец способен отличить «материнский язык» от иностранного.
Интересен тот факт, что человек, вступающий в контакт с младенцем или ребенком, скорее всего, начнет использовать специальный язык общения - «материнский». Особенность такого языка заключается в высоких тонах, певучей, медленной интонации с удлиненными гласными звуками. Дети предпочитают слышать речь, построенную именно таким образом - помогающим быстрейшему усвоению навыков устной речи. Причем дети старшего возраста инстинктивно перенимают подобную манеру общения с младшими.
В возрасте одного года мозг ребенка составляет 70% размера мозга взрослого человека, а к двум годам - 80%. Рост особенно выражен в мозжечке, отвечающем за сбор сенсорной информации для управления движением. Впервые эта стадия развития была названа «сенсомоторной» Жаном Пиаже.
В раннем детстве самосознание связанно с отделением результатов своей деятельности от деятельности других, осознанием себя как активного субъекта. Предметная деятельность выступает в качестве ведущей и изучение функций предметов помогает отделить от них действия, которые раньше были закреплены за этими предметами.
Между двумя и тремя годами возникают новообразования, свидетельствующие о начале нового этапа в психическом развитии ребенка: узнавание себя в зеркале, переход от фрагментарного представления к целостному образу. В результате формируется обобщенное представление об облике человека, в котором ребенок узнает себя и других. Рост самосознания первоначально приводит к конфликту ребенка со взрослым. Негативизмом, упрямством, настаиванием на своих требованиях наполнен кризис 3 лет. В этот период также обнаруживается и способность скрывать свои чувства. Это свидетельствует о том, что ребенок начинает понимать, каким он должен казаться окружающим. В речи возникают личные местоимения.
Языковой опыт напрямую влияет на формирование когнитивных концепций. К примеру, корейский язык включает непростую систему окончаний глаголов, помогающих передавать информацию, а в английском языке особую смысловую нагрузку несут существительные. Таким образом, речь ребенка, проживающего в Корее изобилует глаголами и часто полностью лишена существительных, в то время как речь ребенка-англичанина содержит подавляющее большинство существительных. Дети, которые владеют английским языком начинают классифицировать предметы раньше, чем корейские дети того же возраста. С другой стороны, корейские дети учатся добираться до нужного предмета, находящегося за пределами досягаемости, раньше, чем начинают разделять предметы по категориям; таким образом, им легче даются мыслительные операции, относящиеся к действиям, а не к предметам.
Согласно концепции Фрейда, ранний возраст является почвой для формирования комплекса Эдипа, благодаря которому должно возникнуть новое образование, называемое «Сверх-Я». Это образование должно помочь в благополучном разрешении комплекса. Если же этого не происходит, значительно возрастает риск появления неврозов уже в раннем возрасте. Данная теория неоднократно подвергалась критике со стороны Эриха Фромма и Отто Ранка, чьи позиции можно назвать гораздо более приближенными к реально существующей действительности. Например, Эрих Фромм подчеркивал, что
привязанность ребенка к родителю в основном не сексуальна : индивид стремится остаться ребенком, имеющим защиту от оберегающих его людей. А конфликт между отцом и сыном - побочное явление патриархального общества, признающего за отцом право распоряжения собственным сыном -наследником. Позиция Отто Ранка заключалась в том, что ведущей ролью в формировании неврозов становится «травма рождения» - стремление индивида вернуться в материнское лоно. На данном этапе развития психологии фокус источника комплекса Эдипа сместился с биологических факторов на социальные, так как половые гормоны, влияющие на гипоталамус и вызывающие половое влечение, выделяются организмом ребенка лишь в незначительной степени.
Становление основных элементов самосознания происходит в дошкольном детстве. Этими элементами являются : самопознание, саморегуляция, самооценка. Но наиболее важным новообразованием становится соподчинение мотивов. Возникающая иерархия придает определенную направленность поведению ребенка. По мере развития личности появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и поведение в целом. Также дошкольник становится способен самостоятельно оценивать собственные действия и личностные качества. Особенность состоит в том, что, зная большинство норм и правил поведения, ребенок легче применяет их другим, чем к самому себе. Часто случается так, что дошкольник не способен самостоятельно оценить свой поступок как неправильный, поэтому путь к воспитанию объективной самооценки лежит через взаимодействие со взрослым. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И, с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и противостоять им. Чем младше ребенок, тем менее критично он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники преломляют оценки взрослых через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им опыт. Ребенок способен теперь в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий. Под влиянием развивающейся рефлексии дошкольник может предугадать возможную реакцию взрослого на тот или иной его поступок и поведение в целом и использует это знание в своих целях: с одними взрослыми он использует одну модель поведения, с другими - совершенно иную. Рефлексия развита неодинаково в разных областях, но она позволяет ребенку ориентироваться в возможном отношении к нему со стороны окружающих, формировать соответствующие установки и самооценку, что несет важное значение для общего развития личности. Интересен тот факт, что склонность к анализу и рефлексии наблюдается у детей с интровертивным типом личности, так как у них наиболее развит вербальный интеллект.
Если говорить о снах дошкольников, то в раннем возрасте их сновидения просты и редки. Лишь 16% детей в возрасте 3-4 лет сообщали о сновидениях после пробуждения в момент КЕМ-сна и не вспоминали снов при пробуждении в фазе глубокого сна. Сновидения, о которых говорили дошкольники, были статичными, и в них часто принимали участие животные. Сами дети обычно занимали пассивное положение. В этом возрасте в сновидениях также отсутствовали чувства и общение с другими людьми. Дошкольники не сообщали о страхе в сновидениях, а также об агрессии или неудачах. Это контрастирует с их жизнью в бодрствующем состоянии. С возрастом сны постепенно усложняются, приобретают логичность и последовательность событий.
По словам Д.Б. Эльконина, дошкольник вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и задач. Взрослый выступает носителем функций в системе общественных отношений. Противоречие этой социальной ситуации развития Эльконин видел в том, что ребенок как член общества не способен жить и развиваться вне его, основная потребность ребенка - жить в обществе людей, но осуществить это он не может, поскольку его жизнь проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Дошкольник еще не способен полноценно участвовать в жизни взрослых, но может выразить свои потребности через игру, так как только она дает возможность смоделировать мир взрослых людей, войти в него и проанализировать все интересующие его роли и модели поведения. По творческой и игровой деятельности ребенка можно судить о его восприятии действительности и уровне его развития. Согласно концепции Мида, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: стадию "ролевой игры", "коллективной игры" и "обобщенного другого". На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и принимает на себя модель его поведения. Модель, которая обычно представляет собой важную личность в жизни ребенка, например, родителя, называется "значимый другой". На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет одновременно множество ролей. Это напоминает случай организованной спортивной игры, в которой каждый должен учитывать роли большого числа людей. На третьей стадии дети осознают, что принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается определенных взглядов на то, что является соответствующим поведением, а что - несоответствующим. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется "обобщенный другой". Отношение "обобщенного
другого" отражает отношение более крупного сообщества. Следовательно, размышление о собственной деятельности и ее результатах означает мысленное взаимодействие с самим собой с позиции абстрактного человеческого сообщества. С помощью обобщенного образа другого человека личность интернализует организованную систему взглядов общества в рамках собственных представлений так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.
В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. К ним относятся освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу. Дошкольники недостаточно владеют действиями по обнаружению ошибок, и им нелегко осознавать сам факт соотношения выполняемых действий с образцом. Обычно они понимают требования взрослого, но не могут соотносить с ними свою деятельность. В 5-7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя. Важно отметить, что даже у детей старшего дошкольного возраста без непосредственного руководства взрослого может отсутствовать потребность в самоконтроле.
В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием и контролем. Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера. Удержание и достижение цели зависит от ряда условий. Во-первых, от трудности задачи и длительности ее выполнения. При выполнении сложного задания необходимы дополнительные подкрепления в виде указаний, вопросов, советов взрослого или наглядной опоры. Во-вторых, от успехов и неудач в деятельности. Успех стимулирует преодоление трудностей. Но у некоторых детей неуспех оказывает такое же действие. Возникает интерес к преодолению трудностей. А неоконченные дела оценивается старшими дошкольниками отрицательно. Объективная, доброжелательная оценка взрослого помогает ребенку мобилизовать свои силы и достичь результата.
В этом возрасте развивается процесс овладения речью, словарный запас к 6 годам равен примерно 3000 слов, развивается грамматический строй речи и словотворчество. Речь связывает во времени события настоящего с прошлым и будущим. Она позволяет дошкольнику выйти за пределы того, что он воспринимает в данный момент. Речь помогает овладеть своей деятельностью и поведением через планирование, которое выступает как способ саморегуляции. Планируя, ребенок создает в речевой форме модель, программу своих действий, когда намечает их цель, условия, средства, способы и последовательность. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого. Осознание собственных действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением, преодолеть его импульсивность. В дошкольном возрасте ребенку нужна внешняя опора для регуляции своего поведения.
На основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают у преддошкольника и они вызваны стремлением к самостоятельности. Возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Можно сказать, что на протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.
Для дальнейшего развития требуется формирование психологической готовности к школьному обучению, которая является системой качеств, приобретенных ребенком ранее : интеллектуальное и речевое развитие, особенности мотивации, сформированные механизмы произвольной регуляции действий. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько сильно ребенок желает получить знания, стать учеником, посещать школу.
Переход от дошкольного к школьному возрасту сопровождает кризис семи лет. Происходит перестройка отношений с социальным окружением. Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении, которое становится демонстративным. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать привычным нормам поведения. За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.
Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребенок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.
Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием «вклинивается» интеллектуальный момент : ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать. И хотя в младшем школьном возрасте ребенок в значительной степени сохраняет открытость и эмоциональность, у него появляется способность управлять своим поведением. Черты, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребенка. Если раньше, в дошкольном детстве, он мог себя вести более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребенка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.
Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких-либо ситуациях, приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости. Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я». Весь ход психического развития ребенка приводит к тому, что на рубеже дошкольного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять более взрослое положение в жизни. Новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка : к себе, к другим людям, к миру в целом. В условиях всеобщего школьного обучения все это реализуется в стремлении к социальной позиции школьника и к получению новых знаний об окружающем мире.
Библиографический список :
1. Амодт, С. Тайны мозга вашего ребенка / С. Амодт, С. Вонг. Изд-во Эксмо, 2012.-140
2. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. Санкт-Петербург : Изд-во Питер, 2004.-213
3. Ранк, О. Травма рождения и ее значение для психоанализа / О. Ранк. Изд-во Когито-Центр,2009.-
240
4. Фромм, Э. Величие и ограниченность теории Фрейда / Э. Фромм. Москва : Изд-во АСТ,2000.-180
ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ - ПРИЧИНЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Вострякова Полина Сергеевна
студентка 2 курса психолого-педагогического направления подготовки
Сочинского государственного университета
(Россия, г.Сочи) Михалькова Ольга Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования
Сочинского государственного университета
(Россия, г.Сочи) Граф Яна Игоревна
студентка 2 курса психолого-педагогического направления подготовки
Сочинского государственного университета
(Россия, г.Сочи)
Аннотация. В статье представлена проблема игровой зависимости - её причины и возможные последствия. Рассматриваются признаки игромании, её профилактика и лечение.
Abstract. The article presents the problem of gambling addiction - its causes and possible consequences. We consider the signs of gambling addiction, its prevention and treatment.
Ключевые слова: игра, зависимость, болезнь, игровая зависимость, проблема.
Keywords: game, addiction, disease, game addiction, problem.
Игровая зависимость - это не просто проблема нынешнего мира. Игровая зависимость - это настоящая болезнь, вылечить которую игрок самостоятельно вряд ли сможет. Эта проблема достаточно актуальна на сегодняшний день. В этой статье мы рассмотрим причины, признаки и возможные последствия зависимого положения от игр, а также ответим на вопрос - как проводить профилактику и чем лечить такую болезнь?
Игроманию можно условно разделить на две категории: азартные игры (ставки на различные виды спорта, покер, казино, рулетка, игровые автоматы, игры в лотерею) и компьютерные игры (чаще всего насильственного характера - с оружием, убийствами и др.)1. Надо отметить, что любой вид игромании опасен и может иметь необратимые последствия для человека.
Почему же человек становится зависимым? Ответ прост. Он получает приятные ощущения от игры -в крови повышается содержание дофамина, удовольствие возрастает, возбуждается нервная система и в процессе игры происходит подкрепление различными эмоциями - как позитивными, так и негативными. Всё это приводит человека к зависимости от таких ощущений. Он желает испытывать их всё чаще и чаще, поэтому игромания становится для него болезнью.
1 Гагай В.В. Компьютерная зависимость подростков как социально-психологическая проблема современности [Электронный ресурс]: монография/ Гагай В.В., Быкова Ю.Н.— Электрон. текстовые данные.— Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2014.— 160 а - С. 34-77