Научная статья на тему 'Самосознание мировой культуры'

Самосознание мировой культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
139
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы —

Автор реферата Т.А.Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самосознание мировой культуры»

III. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

САМОСОЗНАНИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Как отмечал Н.А. Бердяев, «самопознающий субъект был разумом, общим разумом, предметом его познания был человек вообще, субъект вообще. Общее познавало общее, универсальное познавало универсальное»1. Культура, по мнению Л.Уайта, «представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации», это - идеи, верования, отношения, чувства, действия, модели поведения, обычаи, законы, институты, произведения и формы искусства и т.д. (цит.по: 5, с.210-211).

Монография профессора А.С.Степанова (4) рассматривает историю мировой культуры именно в таком аспекте. Культура Древнего Востока охватывает районы Древнего Египта, Двуречье, Индию и Китай. В Древнем Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии. Одно из «семи чудес света» -пирамида Хеопса - была выстроена под руководством зодчего Хепиу-на. Ее высота около

147 м, длина стороны основания - 233 м. Древние египтяне добились немалых результатов, постигая азы медицинской науки. Сохранившиеся историко-литературные произведения проливают свет на социально-политические отношения в Египте: «Поучение» царя Ахтоя своему сыну, «Песни арфиста», сказка «Правда и Кривда», «Повесть о красноречивом земледельце», «Учение о жизни, обучение благу», «Стена плакальщика». Пещерный храм в Абу-Симбеле с грандиозными статуями Рамзеса II

(XIII в. до н.э.) представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения.

Культура Двуречья, т.е. культура шумеров, вавилонян и ассирийцев, занимает важное место в истории культуры Древнего Востока.

1 Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1990. - С.297.

Шумеры первыми изобрели письмо (на глиняных табличках). В начале II тысячелетия территории Шумера и Аккада объединились под властью семитских правителей города Вавилона. Шестой царь Вавилона Хаммурапи создал первый свод законов. Знаменитая Вавилонская башня, грандиозный семиярусный зиккурат высотой 90 м, - выдающееся произведение искусства. «Висячие сады» Семирамиды (IX в. до н.э.), т.е. озелененные террасы Вавилона, также именовались одним из «семи чудес света». У вавилонян впервые появилась географическая карта -«карта мира». Средоточием науки II тысячелетия до н.э. были так называемые Э-дубба, т.е. тип светской школы-академии, готовившей главным образом писцов. Среди текстов выделяется «Поучение земледельцу», «Диалог господина и раба о смысле жизни», эпос о Гильгамаше, царе города Урука, который совершает целую серию подвигов.

Культура Древнего Китая (УШ-УГ вв. до н.э.) ознаменована эти-ко-политическим учением Конфуция (551-479 гг. до н.э.). В своих трудах «Книга песен», «Весна и осень» Конфуций призывал китайцев безропотно служить государю и вельможе. Учение Лаоцзы о дао (пути вещей), даосизм, опровергает взгляд, согласно которому жизнь природы и вещей управляется «волей неба». Литературный памятник «Гуань-цзы» трактует проблемы управления государством. Учение легитимистов, которое возникло в ГУ-Ш вв. до н.э., во многом противоположно конфуцианству. Шан Ян и Хань Фейцзы, идеологи легитимизма, выступали за единое централизованное государство, отражали интересы чиновной бюрократии. Древний Китай первым в мире освоил производство шелка, изобрел компас, очки, порох. Национальной гордостью китайцев является Великая китайская стена (У-Ш вв. вв. до н.э.), длина которой превышает 3 тыс. км.

Возникновение самобытной культуры Индии относится к I тысячелетию до н.э. Древнейшим памятником индийской литературы являются «Веды» - собрание религиозных гимнов, ритуальных текстов, правил поведения для отшельников. Одна из мировых религий - буддизм возник в УТ-У вв. до н.э. «Законы Ману» (II в. до н.э. - II в. н.э.), сборник правовых и этических норм, обосновывал кастовый строй. «Махабхарата», созданная легендарным мудрецом Вьяса, призывала к объединению Индии. «Рамаяна», описывающая особенности жизни древних индийцев, вместе с «Ведами» и «Махабхаратой» является энциклопедией индийской народной мудрости. Скульптура и архитектура древней Индии отличаются удивительной красотой.

Античная культура Греции и Рима во многом легла в основу мировой культуры (2). Античная культура - это по сути дела философия

Сократа, Демокрита и Аристотеля - в Греции; Лукреция Кара, Вергилия, Горация, Цицерона, Апулея - в Риме. «Крушение античного мира не означало утраты всех тех сокровищ культуры, которые создала эта великая и уникальная эпоха. В Средние века античное наследие было воспринято и бережно сохранено арабо-мусульманской культурой и от арабов воспринято средневековой Европой. В эпоху же Ренессанса произошло «второе возрождение» античности» (4, с.51).

Культура феодального общества образно сравнивается некоторыми специалистами со строительными лесами, ибо возвести постройку без нее невозможно. Однако, когда леса удаляют, то завершенное здание выглядит по-своему, и можно только догадываться, как выглядели леса. Так и средневековая культура по отношению к нашей, современной: без нее западная культура не возникла бы, хотя сама средневековая культура была на нее, в основном, не похожа. Для средневековой культуры характерны целостность, догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость. Все это позволяло называть культуру Средних веков - «темной ночью», а тогдашнюю Европу -«варварской».

Переломная в истории Западной Европы эпоха Возрождения начинается в XV в., но в разных странах хронологические рамки этой эпохи восходят и к XIII в. Возрождение подразделяется на три этапа: Раннее Возрождение (вторая половина XII в. - XV в.); Позднее Возрождение - до начала XVIII в. «Эпоха Возрождения, являясь своеобразной раннебуржуазной культурной революцией, несла в себе огромный общечеловеческий духовный заряд, который на долгие столетия определил магистральные направления развития всей европейской цивилизации» (4, с.86).

Новое время (большой исторический период, охватывающий XVII-XVIII вв.) изменило понимание задач науки и философии, которое было четко выражено Френсисом Бэконом: «Знание - сила!». Подлинный ученый, считал Ф.Бэкон, должен быть подобен пчеле, которая избирает «средний способ: она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умом» (цит. по: с.87).

Р. Декарт признавал существование двух совершенно независимых друг от друга субстанций - материю и дух, которые не могут взаимодействовать друг с другом. Б. Спиноза отвергает декартовский дуализм и признает лишь единую субстанцию, которая существует в природе вечно и бесконечно.

Эпоха Просвещения (XVIII в.) написала на своих знаменах два главных лозунга: наука и прогресс, т. к. просветители апеллируют к на-

учному разуму. Вольтер был великим разрушителем эпохи феодализма и господства религии и церкви. К умеренному крылу Просвещения принадлежал

Ж.-Ж. Руссо, который высказывался за равенство людей независимо от рождения. Д.Дидро, К.А.Гельвеций, П.Гольбах, Ж.Ламетри внесли большой вклад в развитие философской и атеистической мысли. Творения Ж.Б.Мольера, К.Гольдони, К.Гоцци, Д.Дефо, Дж.Свифта, Г.Э.Лессинга, В.А.Моцарта, И.С.Баха характеризуют эпоху разума и света, эпоху возрождения свободы, расцвета науки и искусств (3).

Культура «золотого» XIX в. развивалась под определяющим влиянием Великой французской революции 1789-1794 гг. и классической немецкой философии, вершины философской мысли вообще. И.Кант видел расхождение между цивилизацией и культурой: «Благодаря искусству и науке мы достигли высокой степени культуры... Но нам еще много недостает, чтобы считать себя нравственно совершенными» (цит. по: 4, с.99). Г.В.Ф.Гегель считал, что философия - это душа культуры, запечатленная в мысли эпоха. Идеализму Гегеля противопоставил свою философию материализма Л.Фейербах, который выдвинул лозунг: «Человек человеку бог».

В XIX в. человеческий гений создал художественную литературу, которая по своему содержанию и значению, а также духовному богатству является непревзойденной. И.В.Гёте, Г.Гейне, Ф.Шиллер - в Германии, Дж. Г.Байрон, П.Б.Шелли, В.Скотт, Ч.Диккенс - в Англии, В.Гюго, А.Стендаль, О.де Бальзак, Э.Золя, Ги де Мопассан, Г.Флобер -во Франции, американская культура, шедевры классической музыки, живописи, архитектуры и скульптуры, - все это позволяет дать XIX столетию светлое возвышенное и емкое название века поистине «золотого» в многовековой истории культуры.

Культура Серебряного ХХ в., пишет А.С.Степанов, необычайно богата, сложна и противоречива. «Взлеты и падения, великие шедевры и жалкие поделки, гигантский научно-технический прогресс и попытки повернуть вспять историю - все это не могло не отразиться на характере содержания и совершенстве форм духовной культуры человечества» (4, с.123). Свой очерк достижений культуры ХХ в. А.С.Степанов завершает инвективой по адресу «массовой культуры», называя ее «духовным наркотиком, развращающим сознание людей, особенно молодежи». Автор пишет о том, что «настало время объявить тотальную войну масскультуре как опасному экологическому бедствию» (4, с.150).

Обзору культуры народов Азии, Африки и Латинской Америки ХХ в. посвящена отдельная глава монографии (4, с.151-178), завер-

шающая ее первую часть. ХХ в., полагает А.С.Степанов, ознаменовал собою новую, высшую ступень в развитии мировой культуры, в духовном обогащении человечества. И тем не менее он не без основания называется веком «серебряным», уступившим в некоторых отношениях (в области классической литературы и искусства) «золотому» XIX в., творческие шедевры которого оказались непревзойденными.

Историю русской культуры А.С.Степанов сравнивает с гигантской пирамидой, основанием которой служит самобытная культура Древней Руси, охватывающая несколько веков. О самом выдающемся памятнике русской культуры XII в., «Слове о полку Игореве», Д.С.Лихачев писал: «"Слово" - это многостолетний дуб, дуб могучий и раскидистый. Его ветви соединяются с кронами других роскошных деревьев великого сада русской поэзии XIX и ХХ вв., а его корни глубоко уходят в русскую почву» (цит. по: 4, с.187). С конца XIV в. усиленно развивается летописание, особенно московское, к этому же времени относится и расцвет русской живописи (Андрей Рублев). В развитие истории и географии внес свой вклад тверской купец Афанасий Никитин, который в 1463 г. отправился в торговую поездку в Индию, где прожил три года и описал ее в своем «Хождении за три моря».

В 1551 г. в Москве проходил церковный собор, постановления которого были изданы в особой книге «Стоглав», направленной против любых реформационно-еретических учений. В 1564 г. вышла первая печатная книга «Апостол», творцами которой были Иван Федоров и Петр Мстиславец. Всего во второй половине XVI в. было издано около 20 больших печатных книг. В 1525 г. в Москве был возведен Новодевичий монастырь, в 1532 г. была построена церковь в селе Коломенском на высоком холме над Москвой-рекой, а в 1560 г. был возведен памятник шатровой архитектуры Собор Василия Блаженного, построенный русскими мастерами Постником и Бармой в память завоевания Казани в 1552 г. (3).

XVII в. вошел в русскую историю как «бунташный» век, но «бунташной» была и культура XVIII в., «утратившая прежнее единство, относительную монолитность, которая была характерна для средневековья»

(4, с.196). «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Савве Грудицыне», «Слово о бражнике», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякине суде», «Повесть о Фоме и Ереме», «Сказание о попе Савве и о великой его славе» - все они свидетельствуют о том, что появляется новое отношение к человеческой личности, интерес к внутренней жизни человека. Демократическую сатиру в XVII в. представляли «Служба ка-

баку», «Праздник кабацких ярыжек», «Калязинская челобитная». Особую историческую и познавательную ценность имеет «Повесть о зачале Москвы».

В XУII в. появилось множество шедевров русской архитектуры, деревянные и каменные сооружения: Владимирская церковь в Архангельской области, Ильинская церковь близ Холмогор, Успенская церковь в Мурманской области, церкви Иоанна Златоуста, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Покрова в Филях, Успения на Покровке в Москве и др.

В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Говоря об «общем стиле эпохи» XУII в., следует подчеркнуть, что это было барокко, проникшее в Россию из Польши, главным образом через Украину и Белоруссию. Оно проявилось не только в архитектуре, но и в поэзии, в живописи, в прикладном искусстве и в музыке.

Русская культура XУIII века создала необходимые предпосылки для дальнейшего научно-технического и культурного прогресса страны. Реформы Петра I, создание в 1725 г. Академии Наук, основание в 1755 г. Московского университета, многогранная научная деятельность М.В.Ломоносова, появление книги А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), творчество А.Кантемира, В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Н.Карамзина, деятельность Н.И.Новикова - вот основные вехи русской культуры XУIII в. В архитектуре постепенно на смену барокко приходит классицизм, одним из ярких представителей которого был русский зодчий В.Баженов.

Русская культура первой половины XIX в. ознаменовалась достижениями всемирно-исторического значения. Русская культура второй половины XIX в. достигла новых высот. Народ, давший миру Достоевского и Толстого, Чайковского и Рахманинова, Репина и Сурикова, внес свой оригинальный и исключительно ценный вклад в мировую культуру. По широте и глубине поставленных проблем, по безмерному богатству и силе своего воздействия на общественный прогресс русская наука и культура сыграла огромную роль в духовном развитии человечества (3, 4, 5).

Говоря о культуре России и СССР ХХ в., А.С.Степанов подчеркивает, что этот век был самым уникальным и парадоксальным в общественно-политической, экономической и культурной жизни нашего отечества. Еще в 1909 г. группа английских литераторов по случаю

100-летия рождения Н.В.Гоголя писала в приветствии, что «русская культура стала факелом, ярко светящим в самых темных углах русской жизни. Но свет этого факела разлился далеко за пределами России, и он озарил всю Европу» (цит. по: с.296).

Хрестоматия, составленная учеными из Нижнего Новгорода (1), предлагает не только отрывки из памятников мировой культуры (культура стран Древнего Востока, античная культура, европейская культура эпохи Возрождения), но и тексты из Библии и Корана. В разделе «Культура Древней и Средневековой Руси» помещены берестяные грамоты XI-XV вв., отрывки из памятников литературы Древней Руси и житийной литературы. Весьма полезной окажется подборка «Единицы меры и веса Средневековой Руси» (1, с.118-121), равно как и сведения об историко-культурных памятниках Нижнего Новгорода.

В «Хрестоматии по культурологии» (5) представлены фрагменты произведений зарубежных мыслителей различных исторических эпох и направлений, объединенные одной сквозной темой - самосознанием культуры. Предлагаются фрагменты трудов от Платона и до Эразма Роттердамского, от Вольтера до Гегеля и от Ницше до Жака Деррида. Хрестоматия дает основные представления об эволюции культурологического знания о мировой культуре.

Список литературы

1. Белоус Т.И. Палеев А.В. Серов В.И. История мировой культуры: Хрестоматия. -Н.Новгород, 2000. - 152 с.

2. Древний миримы: Альманах. - СПб., 2000. - Вып.2.: Классическое наследие в Европе и России. - 321 с.

3. Искусство христианского мира: Сб.ст. - М., 2000. - Вып. 4: К 2000-летию Рождества Христова - 390 с.

4. Степанов А.С. Очерк истории мировой культуры. - М., 2000. - 367 с.

5. Хрестоматия по культурологии. - СПб., 1999. - Т.1: Самосознание мировой культуры

301 с.

Т. А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.