Научная статья на тему 'Экологическое мировоззрение как составная часть культуры человеческого общества'

Экологическое мировоззрение как составная часть культуры человеческого общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1088
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожевникова Н. И., Кожевников Н. В., Гольдфейн М. Д.

В данной научно-методической статье рассмотрены история развития экологического мировоззрения и проблемы повышения уровня экологической культуры человека, указана необходимость гуманизации всех сфер человеческой деятельности с целью снижения остроты экологической кризисной ситуации, возникшей в разных регионах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое мировоззрение как составная часть культуры человеческого общества»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Н.И. Кожевникова, Н.В. Кожевников, М.Д. Гольдфейн

Саратовский государственный университет,

кафедра охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности

E-mail: GoldfeinMD@info.sgu.ru

В данной научно-методической статье рассмотрены история развития экологического мировоззрения и проблемы повышения уровня экологической культуры человека, указана необходимость гуманизации всех сфер человеческой деятельности с целью снижения остроты экологической кризисной ситуации, возникшей в разных регионах мира.

Ecological World Outlook as a Component of Culture of Human Society

N.I. Kozhevnikova, N.V. Kozhevnikov, M.D. Goldfein

In the present scientifically-methodical article authors write the brief story about the development of ecological world outlook and about problems of the human's level of ecological culture’s increasing, they write about the need to humanize all spheres of peoples action with aim to reduce the degree of ecological crisis situation which appears in different regions of our planet.

Состояние среды обитания человека зависит от различных факторов как естественных, так и антропогенных, но с развитием общества антропогенные приобретают все большее значение. На данном этапе одним из важнейших компонентов экономической политики любого государства является обеспечение экономического роста. А это предполагает постоянное увеличение антропогенного давления на окружающую среду, что может привести к ухудшению её состояния. Поэтому уже в последней четверти XX века учеными обсуждались различные подходы к решению данной проблемы, а в конце 80-х гг. была предложена концепция «устойчивого развития». Тем не менее до сих пор не существует действенного механизма, способного эффективно совместить экономические и при-

родоохранные интересы общества. В результате сейчас основная работа ученых, связанная с предотвращением дальнейшего загрязнения и разрушения окружающей среды, заключается в разработке новых технологий, приборов, методик, мероприятий, способствующих снижению отрицательных воздействий со стороны человечества на биоту и среду её обитания. Это порождает надежду на то, что с помощью различных технических и технологических приемов удастся хотя бы уменьшить угрозу наступления экологического кризиса. Но приостановить этот процесс, по-видимому, можно будет лишь в том случае, когда каждый житель планеты осознает серьезность неблагополучной экологической ситуации на Земле и будет делать все возможное для её улучшения. А это зависит от уровня общей культуры населения.

Содержание понятия «культура» менялось со временем. Изначально, еще в древние времена, под культурой подразумевали целенаправленное воздействие человека на природу, в том числе и проведение обработки земли. В дальнейшем понятие «культура» стало входить в круг вопросов, обсуждаемых философами разных времен, относящимся к разным философским течениям. Некоторые из них отождествляли культуру в большей степени с духовными ценностями человека и общества, включая искусство, науки, мораль, религию, организацию общества. Другие считали, что наряду с духовными ценностя-

© ИЛ. Кожевникова, Н.В. Кожевников, МД Гольдфейн, 2007

ми, понятие «культура» должно охватывать и экономические отношения, уровень развития производства. Так, определение, принятое советской философской школой, гласит: «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [1]. Итак, культура представляет собой сложную систему, в которой множество её подсистем сплетены самым тесным образом. Но в любом случае культура учитывала и учитывает сейчас наличие определенной системы взаимоотношений человека и природы. Со своей стороны экология сконцентрировала в себе проблемы культуры, обусловленные отношением человека к природе, к себе подобным, к самому себе, включая особенно важную в наше время проблему выбора ценностных ориентиров и форм сосуществования людей, позволяющих человечеству выжить в условиях надвигающегося экологического кризиса.

Двадцатый век и начало двадцать первого века могут быть охарактеризованы как время небывалого ранее научного и технического прогресса, бурно развивающихся технических средств, способствующих, с одной стороны, экономическому росту, следовательно и росту благосостояния людей во многих странах мира, а с другой - всё большему отчуждению человека от природы, в том числе и от своей собственной. Все это наряду с чрезмерным потреблением природных ресурсов привело к тому, что человечество сталкивается с наступлением двух кризисов: кризиса экологического и кризиса в отношении человека к идеалам, традициям, системам ценностей и к самому себе. Неудивительно почти одновременное возникновение обоих кризисов, ведь наличие неблагополучной экологической обстановки на планете вызывает у людей чувство неуверенности, способствуя смене систем ценностей и нравственных ориентиров, утрате культурноисторических корней. С другой стороны, человек, не мыслящий себя в единстве с окружающей средой, мало способен к обретению чувства ответственности перед будущим за

судьбу человечества и всей планеты. Именно поэтому необходимо искать пути совместного выхода из ситуации, сложившейся в культуре и в окружающей человека среде.

В промышленно развитых странах (США, Англия, Германия, Франция и др.) признаки надвигающихся экологического кризиса и кризиса культуры проявились раньше, чем в бывшем Советском Союзе (60-70-е годы). Поэтому ученые и общественность этих стран первыми начали предпринимать действия, направленные на разрешение сложившейся ситуации и не только с помощью технических или технологических мер. Стала проводиться работа по формированию у населения экологического сознания. По прошествии времени можно констатировать, что заметны определенные успехи, достигнутые в этом направлении. Но, к сожалению, принимаемые меры еще не являются настолько эффективными, чтобы можно было говорить о снятии угрозы экологического кризиса. Поэтому поиск путей предотвращения его продолжается.

Многим ученым дальнейшее решение этой проблемы видится прежде всего в создании экологической этики и экологически ответственной культуры, поскольку, как они считают, именно неверные с точки зрения экологии нравственные ориентиры, возникшие в средиземноморском регионе и ныне получившие распространение по всему миру, и привели общество к кризисной ситуации. Для того чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к истории представлений о взаимоотношении человека с природой и остановиться на некоторых моментах, отражающих их основные этапы развития.

Старейшими литературными памятниками, донесшими до нас информацию о становлении экологического миропонимания древнего человека, являются мифы и сказания Шумера, Древней Греции, Египта, Индии, Китая и т.д., а также Библия. Уже в них закладывались основы нравственных норм, определивших в дальнейшем взаимодействие человека с окружающей средой. Сравнение старейших литературных источников позволяет выделить в мифотворчестве древних две тенденции в отношениях человека с природой. Тексты Древнего Египта, Китая, Индии

проникнуты идеей единства природы, полны любви человека к природе и преклонения перед ней. В то же время в шумеро-вавилон-ской литературе и древнегреческой мифологии присутствует тревога, подчеркивается противопоставление человека и природы и даже агрессия человека по отношению к природе. Возможно, это связано с более сложной экологической обстановкой в этих регионах, с нарушением равновесия в экосистемах. Недаром именно в сказании шумеров о герое Гильгамеше (третье тысячелетие до н.э.) впервые упоминается о потопе и уцелевшем от него Утнапишти. В античной мифологии достаточно ярко проявляются как идеи космизма, подчеркивающие единение человека со всей природой, так и идеи антропоцентризма, ставящего человека в центр мироздания, возвышающего его над природой, призванной служить людям. Эти идеи нашли дальнейшее развитие в трудах античных философов.

Каждая философская теория, когда и кем бы она не разрабатывалась, обращается к решению этических проблем, пытаясь дать формулу нравственно достойного образа жизни человека. Через всю античную этику проходит идея всемогущества личности, полного развития её духовных сил. И хотя многие мыслители древности (Сократ, Эпикур, Гит Лукреций Кар, Зенон и др.) отмечали необходимость бережного и ответственного отношения к природе, в своих рассуждениях они выделяли человека из природы и ставили его над ней. К тому же некоторые положения учений этих мыслителей были восприняты последователями односторонне или трансформированы. В результате все это, по мнению современных ученых, послужило теоретической базой для дальнейшей разработки установок на овладение природы человеком, которые лежат в основе научно-технической деятельности современного общества.

В соответствии с ценностными установками, выдвигаемыми античной философией, развивалось и античное искусство. Оно также воспевало величие человека, силу его разума, красоту его тела. Но действия человека, свидетельствующие о его самоутверждении, не должны приводить к разорению природы, среди которой он живет. Об этом еще на ру-

беже У-1У веков до н.э. предупреждал Платон. Осуждая потребительское отношение землян к своей планете, он указывал на возможность деградации окружающей среды и, говоря современным языком, наступления глобальной экологической катастрофы. Вопросам использования природных ресурсов много внимания уделял Аристотель. Он считал природу началом всего сущего и, изучая её, вплотную подошел к пониманию и формулировке некоторых законов и принципов экологии.

Трудно переоценить влияние античной философии на развитие мировой культуры, в том числе и на формирование экологического миропонимания. Христианская философия, пришедшая на смену античной и получившая широкое распространение, во многом опиралась на учения Платона, Аристотеля, стоиков. При этом, хотя и происходила смена ценностных ориентиров, в проповедях раннехристианских теологов не отвергался античный космизм, но мир божественный противопоставлялся миру человеческому. Природа в этот период чаще всего рассматривалась как нечто гармоничное. Искусство ранних христиан развивалось в традициях согласия с природой. Стенные росписи и мозаики катакомб и церквей содержат изображения птиц, животных, растений. Они торжественны, имеют достаточно яркий колорит, что, безусловно, положительно воздействует на чувства человека по отношению к природе. В дальнейшем ситуация изменилась.

Если обратиться к тексту Библии [2], то уже с первых её страниц обнаруживается неоднозначность в решении вопроса о том, по какому образцу должно строить общество свои отношения со средой обитания. Так, в первом повествовании о сотворении человека Бог провозглашает созданных им мужчину и женщину хозяевами природы: «... наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всякими животными» (Быт. 1:28). Во втором повествовании сотворенный Богом человек - не хозяин природы, а труженик. Бог «поселил его в саду Едем-ском, чтобы возделывать его и хранить» (Быт. 2:15). В помощники человеку Бог дает животных, птиц, а затем и женщину. Таким

образом, здесь проповедуется сотрудничество общества и природы. Но грех, совершенный человеком, снимает все имевшиеся в этих эпизодах противоречия, так как теперь Бог назначает ему: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19). Напоминание о том, что человек является частью природы, а не господином её, содержится в книге Екклесиаста. Люди «сами по себе - животные..., и одно дыхание у всех..., и нет у человека преимущества перед скотом» (Еккл. 3:19-20). Мотивом единения человека и природы, их общей принадлежности одной большой экосистеме проникнут псалом 103. Но человек здесь не пассивный созерцатель, а возделыватель Земли. И выходит он «на дело свое, на работу свою». В Библии проводится мысль о том, что человеческое общество и природа, окружающая людей, неразделимы и имеют общую судьбу. Поэтому социальные потрясения, войны, калечащие жизни людские, пагубно отражаются и на природе. Недаром в Победной песне «на царя Вавилонского», выражающей восторг по поводу гибели завоевателя, сказано: «Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости. И кипарисы радуются тебе, и кедры ливанские, говоря: “С тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас”» (Кн. Прор. Ис. 14:7-8). Конечно, в Библии не сформулированы так четко нормы взаимодействия человека и природы, как это сделано в отношении других нравственных норм в Законе (Десять Заповедей и др.). Но в ней содержится указание на необходимость бережного отношения к природе, восстановления её ресурсов, например, земли: «Шесть лет засевай поле твое, ... а в седьмой год да будет суббота покоя земли...» (Лев. 25:3-6).

Однако двойственность позиции, касающейся отношения природы и человека, заложенная в первых главах Бытия и в других эпизодах, дала возможность определенному кругу философов и богословов, в том числе таким видным церковным деятелям, как Иоанн Златоуст и Августин Блаженный (1У-У вв.), оправдывать положение о господстве человека над природой. С другой стороны, она дала повод некоторым современным западноевропейским ученым увидеть в иудейском и христианском воззрении

один из идейных источников современного кризисного состояния общества и природы.

Смена систем ценностей, связанная с переходом значительной части населения к христианству, привела к изменению характера отношений человека и природы, что, конечно, отразилось и на искусстве. Среди церковников появилась и стала развиваться позиция пренебрежительного отношения к познанию окружающего мира и даже обвинения природы в греховности. В связи с этим усиливалась тенденция непризнания права на существование за произведениями искусства (живопись, литература), изображающими явления природы. Ситуация обострилась в ХП-ХШ веках. В это время было велико влияние церкви, боявшейся, как бы образы внешнего мира не соблазнили прихожан, не пробудили в них вольнодумство.

Несмотря на то, что в литературных произведениях Средневековья, представленных сказаниями, песнями, былинами, летописями, описание природы встречаются крайне редко, они все же могут свидетельствовать о стремлении их создателей передать единение природы и человека. Природа как бы сопереживает человеку, оттеняя своим состоянием его настроения, события, происходящие в его жизни. Например, удручающие картины природы, «кручи, склоны, поросшие мрачным лесом, камни замшелые», явившиеся взгляду героев поэмы «Беовульф» (XI век), подчеркивают их печаль [3. С.70]. А перед выступлением в поход князя Игоря («Слово о полку Игореве», XII век) «солнце ему тьмою путь заступаше», будто предупреждает о грядущих событиях [4]. В средневековой литературе подмечены и нравы, характеризующие неоднозначное отношение разных слоев общества к природе. Так, обычай содержать в личных заповедниках зверей и птиц, распространенный в это время среди «сильных мира сего», описан в «Песне о Роланде» (XI век). Эти животные, составляющие предмет гордости владельца, использовались обычно для увеселения хозяина либо для расплаты как с друзьями, так и с врагами. И в данном случае Карл Великий сообщает о предложении противника: «Он мне сулит даров богатых много - верблюдов и медведей, львов и гончих, да соколов линялых десять сотен» [3. С.501].

Анализ духовного наследия народов Европы показывает, что в рамках их культур сформировались следующие мировоззренческие традиции, отражающие взаимодействие человека и природы: традиция сотрудничества человека с природой, традиция господства человека над природой и традиция управления природой. Именно в рамках христианской этики развивается своеобразная традиция сотрудничества, когда наиболее почитаемыми добродетелями становятся подвижничество человека, его святость, частично выражающаяся в умении общаться с дикими хищными животными и приручать их. Этот идеал воплотился в Василии Великом, Франциске Ассизском, Сергии Радонежском и других религиозных деятелях, способных оберегать дикую природу, чтить её. Являясь представителями разных народов, эти люди были носителями высокого экологического и нравственного сознания и тем самым снискали себе уважение общества. В эпоху Средневековья, как и в любой другой период истории развития человечества, сосуществовало несколько воззрений на природу и на возможный характер взаимодействия с ней человека. При этом порой суждения были диаметрально противоположными. Прежде всего это касается отношения к самой природе, когда одни считали её священной, а другие - греховной, о чем говорилось выше. И тем не менее можно отметить, что в это время взаимодействие человека с природой в целом осуществлялось в рамках традиций сотрудничества с ней или управления ею, когда человек чувствует себя не безраздельным господином, но другом или управляющим ввереной ему Богом природой. Причиной тому послужили как сложившаяся в обществе система ценностей, так и низкий уровень развития производительных сил.

Изменение экономической и политической ситуации в Западной Европе обусловили наступление эпохи Возрождения с её новыми ценностными ориентирами. Уже не богословские трактаты, а литературные произведения писателей наступившей эпохи, а также античных мыслителей, расходящиеся в переводах по всей Европе, работы естествоведческого содержания формируют мировоззрение человека, давая ему возможность лучше познать окружающий мир и самого

себя. Произведения Данте Алигьери (XIII век) послужили своеобразным мостиком между культурами Средневековья и эпохи Ренессанса. Поэт рассуждал о единстве природы и общества, о человечестве как составной части Вселенной, что можно интерпретировать как экологический космологизм.

В отличие от средневековой литературы произведения писателей и поэтов эпохи Возрождения полны описаний природы. В них отображаются не только её красоты, но и всё новые качества, открываемые человеком. Так, Петрарка обращает внимание на ценность природы как рекреационного ресурса: «Разбитый, что ни шаг - назад гляжу, вдыхая воздух края дорогого, - и вновь душа утешиться готова, и ободренный, силы нахожу» [5]. Именно в эту эпоху человек вновь стал исповедовать антропоцентризм, вникая в тайны природы и пытаясь её преобразовать. Титан Возрождения Леонардо да Винчи, будучи сам активным экспериментатором, испытывал тревогу за последствия антропогенного воздействия на природу, предвидя наступление экологической катастрофы как следствия безжалостного обращения человека с Землей. Проявлял беспокойство за судьбу планеты и другой великий представитель эпохи Ренессанса - Микеланджело Буонарроти, указывая на безнравственность потребительского отношения к окружающей среде богатых «хозяев жизни»: «До нитки обирают мать-природу Тельца златого жалкие рабы» [6]. Алчности, бездушию, экологической слепоте этих людей он противопоставлял трепетность крестьян, с которой они относятся к Земле-кормилице, их умение радоваться её красоте.

На живописных полотнах мастеров Возрождения (Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль и др.) часто представлены картины природы, которые покоряют нас мягкой красотой, гармонией, одухотворенностью. Можно заметить, что во многих случаях это культурный пейзаж. Действительно, в рассматриваемый период усилилось антропогенное воздействие на природу, что было вызвано как увеличением числа жителей, так и ростом их потребностей. Проблема перенаселения затрагивалась еще в Библии при описании ситуации с Авраамом и Лотом (Быт. 13:6-11). Во времена Возрождения вопрос

о перенаселении возникает с новой силой, и Никколо Макиавелли (ХУ-ХУ1 вв.) приходит к выводу о том, что если природа не может обеспечить питанием жителей каких-либо районов, то человек сам обязан активно вмешаться в решение этого вопроса, осуществляя, возможно, и переселение некоторых групп людей.

Важнейшее открытие эпохи Возрождения - теория Николая Коперника, которая коренным образом изменила представления человека о Вселенной и о своем месте в ней. Переход к гелеоцентризму обеспечил дальнейшее развитие науки на принципиально новой основе и обусловил наряду с другими факторами наступление научной революции XVII века.

Как говорилось выше, многие современные ученые, например немецкий философ В. Хёсле (90-е гг. XX в.), склонны усматривать причину всех экологических бед человечества в тех философских концепциях, которые разрабатывались европейскими мыслителями в разные периоды, особенно в эпоху научной революции и Просвещения. При этом выделяют учения Ф. Бэкона (XVI-XVII вв.) и Р. Декарта (XVII в.), которые содействовали своими работами развитию теории эксперимента, а следовательно, оправдывали активное вмешательство человека в природу. Их воззрения встречали не только поддержку, но и возражения. Однако они были порождением своего времени, социально-экономических обстоятельств и в большой степени соответствовали запросам общества. А сама эпоха научной революции и Просвещения явилась поворотным моментом в истории человечества. От неё начинается отсчет времени, когда экономическая деятельность общества стала оказывать необратимое воздействие на окружающую среду. Для эпохи Возрождения был характерен бурный расцвет индивидуалистического антропоцентризма, когда природа рассматривалась человеком в основном как источник благ или объект изучения. Но развитие науки, производства требовало новых видов ресурсов и все большего их количества. Индивидуалистический антропоцентризм стал постепенно превращаться в коллективистский. К сожалению, никакие экофильные учения (пантеизм, учения Лейбница, Канта, Руссо и др.) не смогли изменить ситуацию.

Последующее бурное развитие промышленности, сельского хозяйства, их инфраструктуры (особенно в постиндустриальный период) привело к небывалому доселе антропогенному загрязнению окружающей среды. Во многом это обусловлено прагматизмом, с которым современный человек, воспитанный на идеях антропоцентризма, относится к природе, её ресурсам. Прагматизм всегда имел место в отношении человека к биосфере, являющейся источником благ, необходимых для удовлетворения его потребностей. Но именно в XX веке, веке научно-технической революции, человечество вплотную столкнулось с наступлением экологического кризиса. Тогда же значительная часть общества осознала серьезность проблем окружающей среды, хотя некоторый перелом в его экологическом сознании произошел значительно раньше. Как отмечалось в Повестке дня на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), «одной из основных причин постоянной деградации окружающей среды во всем мире является структура потребления и производства, не обеспечивающая устойчивости - особенно в промышленно развитых странах...». Другими словами, причина заключается в низкой экологической культуре общества и в том, что в основе его деятельности лежит принцип антропоцентризма, провозглашающий человека в качестве высшей ценности на планете, которому подвластны все её ресурсы.

В поисках ценностных ориентиров, способных обеспечить выход из неблагоприятной обстановки, в которой находится сейчас окружающая среда, некоторые зарубежные экологи, философы, социологи приходят к следующему выводу: поскольку Европа, и особенно средиземноморский бассейн, являются родиной учений, способствующих движению человечества к экологическому кризису, то решение вопроса, связанного с улучшением ситуации, должно быть найдено за пределами указанного региона. При этом ставка делается на культуру восточных народов, которая не противопоставляет человека природе и предполагает почтительное и даже благоговейное отношение к ней. Но не следует забывать, что при наличии нравственных установок на сохранение природы, была уничтожена большая часть лесов Китая и

Индии, а население некоторых прибрежных районов Японии серьезно пострадало от сбросов отходов предприятиями в водоемы.

Как следует из вышеизложенного, эко-фильные мотивы присутствуют в философии, литературе, искусстве у разных народов на всех этапах развития отношения общества и природы. Однако в практической деятельности человек часто руководствуется противоположными им принципами. Тому причиной, как правило, являются его экономические интересы. Причем следует учитывать, что хотя пути преодоления кризисных ситуаций экологического характера могут принимать разные формы и иметь разные направления, затормозить промышленное развитие стран и остановить научно-технический прогресс невозможно. В связи с этим возникает необходимость переориентации экологического сознания всего общества с антропоцентризма на экоцентризм, который провозглашает главной ценностью не самого человека, а процесс совместного гармоничного развития человека и природы, образующих единую бинарную систему с обратной связью. При этом этические нормы должны действовать как в отношениях между людьми, так и в системе человек-природа [7]. Добиться этого можно только через экологизацию и гуманизацию образования, искусства, развитие экологической этики и поиск новых форм работы с широкой общественностью.

Экологическая культура, являясь многокомпонентной открытой системой, становится подсистемой более сложной системы -общей культуры народа, человечества. Новая экологическая культура требует выработки и реализации нравственных идеалов и ценностей, норм и правил человеческого поведения, т.е. создания экологической этики. В настоящее время этой проблемой обеспокоены философы, экологи, социологи во всем мире. В основе экологической этики должна лежать ответственность каждого человека за состояние окружающей среды перед современниками и перед грядущими поколениями. Процесс формирования новой экологической культуры непосредственно зависит от гуманизации всех сфер человеческой деятельности. Экологически ориентированной должна стать вся культура: и духовная, и материальная. Российская культура всегда имела эко-

фильную ориентацию. Достаточно вспомнить идеи русского космизма (В. Соловьев, Н. Федоров и др.), учение о биосфере В. Вернадского, гелиобиологию А. Чижевского и т.д., в искусстве - великолепные пейзажи художников от Г. Сороки, А. Венецианова,

A. Саврасова, Ф. Васильева до И. Левитана,

B. Серова, И. Шишкина, А.Куинджи, Б. Щербакова, проникнутые любовью к русской природе, которые задевают самые глубинные струны души человеческой. Невозможно перечислить всех российских писателей и поэтов, которые обращались в своем творчестве к образу природы, воспевали её.

Если в прошлых веках отношение к природе было в большей степени созерцательное, то XX век внес во взаимоотношение человека и природы особое напряжение, тревогу за её будущее. А. Платонов и В. Дудин-цев, Ч. Айтматов и Д.С. Лихачев, Ф. Абрамов и В. Белов, В. Распутин, С. Залыгин и многие другие, акцентируя внимание в своих произведениях на состоянии природы, испытывающей негативное воздействие человека, пробуждают в читателе экологическое сознание. Перед всеми деятелями науки и культуры в настоящее время стоит очень сложная, но крайне важная задача - создать не только энерго- и ресурсосберегающие технологии, новые материалы и механизмы, но и развивать экологически ориентированные искусство, литературу, а также нести экологические знания людям.

Одной из основных целей экологического образования является формирование высокого уровня экологической культуры как целостной системы, состоящей из ряда взаимосвязанных подсистем: экологических знаний; экологического мышления; культуры чувств; экологически оправданного поведения, характеризующегося переходом экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поведения. Сформулированные в соответствии с требованиями экологической безопасности и наиболее полно донесенные до граждан ценностные ориентиры, культурные традиции народа, касающиеся взаимоотношений самих людей, общества и природы, способны в значительной степени сдерживать разрушение человеком среды своего обитания, обеспечивать определенный уровень безопасности

жизнедеятельности населения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций антропогенного и естественного происхождения.

Когда в 60-70-е годы XX века в промышленно развитых странах с западно-европейским типом культуры (США, Англии, ФРГ, Франции и т.д.) наблюдалось интенсивное наступление одновременно кризиса экологического и кризиса культуры, среди мер, направленных на борьбу с этими явлениями (создание соответствующих государственных, межгосударственных и общественных организаций, технологий и технических средств и т.п.), было и проведение реформы образования. В первую очередь это касалось средней школы. Целевые установки сместились в сторону гуманизации учебно-воспитательного процесса. Больше внимания стало уделяться как нравственному, так и экологическому образованию и воспитанию.

В России «экологизация» образования началась только после принятия в 1991 году Закона РФ «Об охране окружающей природной среды». В Саратовском государственном университете в 1993 году была создана общеуниверситетская кафедра охраны окружающей среды, преобразованная ныне в кафедру охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности биологического факультета. Для студентов всех факультетов сотрудниками этой кафедры разработан целый ряд курсов, имеющих экологическую ориентацию. При этом учитывается, что именно такие дисциплины имеют большие возможности помочь молодому человеку стать личностью высоконравственной не только в отношениях с людьми, но и с природой, личностью, болеющей душой за свою большую и малую Родину. Большое внимание уделяется и концепции экоцентризма [8].

В последние десятилетия в России происходило снижение уровня культуры не только в области материального производства, но и в сфере нравственности, отношения к биологическим ресурсам страны. Особое беспокойство вызывает тот факт, что формирование мировоззрения молодого поколения происходит в условиях все еще недостаточно стабильной экономической ситуации, тревожной экологической обстановки. К тому же молодежь часто испытывает значительное

воздействие со стороны не лучших с этической точки зрения образцов кино- и телепродукции, литературы. Это необходимо учитывать преподавателю при решении одной из главных задач, стоящих перед ним, заключающейся в повышении уровня экологической и духовной культуры студентов.

Учитывая необходимость развития сети непрерывного экологического и этического образования и воспитания в системе школа-вуз, одним из авторов создана программа и разработан курс «Человек и окружающая среда» для учащихся 2-11 классов средних общеобразовательных учебных заведений [9]. Курс состоит из четырех взаимосвязанных частей.

Часть I. Основы этики и этикета. Введение в экологическую этику (для учащихся 2-3 классов).

Часть II. Человек в окружающей среде (Человек. Экология. Этика. Экономика) (для учащихся 5-8 классов).

Часть III. Общая экология (для учащихся 9 классов).

Часть IV. Рыночная экономика и окружающая человека среда (для учащихся 10-11 классов).

При создании курса использован принцип интеграции знаний, что способствует осуществлению комплексного подхода в решении учебно-воспитательных задач. Основное внимание сосредоточено на трех аспектах деятельности человека, которые изучают науки этика, экология, экономика. Большое внимание уделяется проблемам России, влиянию различных факторов на формирование культуры проживающих в ней народов. Обращение к мифам и легендам, к Библии и Корану позволяет детям лучше познать историю страны и края, понять многие шедевры мировой культуры.

Изучение экологии в средней школе России к настоящему времени стало обязательным. Что касается этики, то её внедрение в школьные программы - достаточно редкое явление. Поэтому при разработке учебных программ необходимо усиление внимания со стороны государства к формированию нравственного облика молодого поколения, что положительно скажется на будущем страны. Это хорошо понимали в Древней Греции и Риме, в Китае и Индии еще несколько тысяч

лет назад. Великий педагог Средневековья Ян Коменский считал необходимым преподавание в школе этики. Этой проблемой занимались многие видные мыслители разных времен и народов.

Школьная реформа 60 - 80-х годов XX века привела в разных странах к усилению роли или введению в учебные программы дисциплин, содержащих сведения по этике («Этика», «Моральное воспитание», «26 добродетелей», уроки религиоведения и т.п.).

У народов России также существовали определенные традиции в деле воспитания подрастающего поколения. Достаточно вспомнить, что уроки этики проводились в Царскосельском лицее в бытность там лицеистом А.С. Пушкина. В советское время некоторые педагоги, например профессор И.С. Харламов, предпринимали попытки сделать постоянными этические беседы со школьниками, но тогда это не увенчалось успехом. Необходимость получения в наше время школьниками знаний по этике, экологии, экономике не подвергается сомнению. Более глубокие знания по указанным предметам молодые люди могут получить в высших учебных заведениях. Непрерывное нравственное и экологическое воспитание и образование в системе школа - вуз будет способствовать формиро-

ванию высоконравственной личности, руководствующейся идеями экоцентризма, умеющей устанавливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и её результатами, включая влияние на состояние окружающей среды.

Библиографический список

1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энцикл., 1986. 1600 с.

2. Библия (любое издание).

3. Западноевропейский эпос / Сост. Л.А. Плотникова. Л.: Лениздат, 1977.

4. Злато слово. Век XII. М.: Мол. гвардия, 1986. С.34.

5. Данте Алигьери, Петрарка Франческо. Лирика / Пер. с итал. Е. Солоновича. М.: Дет. лит., 1983. С.73.

6. Микеланджело Буонарроти. Лирика / Пер. с итал. А. Ма-хова. Л.: Дет. лит., 1987. С.112.

7. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С.480.

8. Кожевникова Н.И., Кожевников Н.В. Концепция экоцентризма в экологически ориентированных дисциплинах, преподаваемых в классическом университете // Экологизация подготовки специалистов в вузах: Сб. науч. трудов. Саратов: СГТУ, 2001 С.9-12.

9. Кожевникова II. И. Формирование экологического миропонимания в средней и высшей школе // Экология и жизнь (наука, образование, культура): Междунар. сб. статей. Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1996. Вып.1. С. 108-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.