Научная статья на тему 'П. Т. Громов история мировой и отечественной культуры. Ч. 1'

П. Т. Громов история мировой и отечественной культуры. Ч. 1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «П. Т. Громов история мировой и отечественной культуры. Ч. 1»

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

П.Т.Громов

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. Ч.1.*

Реферируется первая часть избранных лекций П.Т.Громова из Бала-шовского филиала Национального института им.Екатерины Великой. Предполагается, что будут выпущены еще три части учебного пособия.

Определяя понятие культуры, автор пишет, что «это совокупность форм и средств мироощущения и миропонимания человека, его взаимоотношений с внешним миром. Существует несколько сотен определений культуры, и такое их обилие связано с многоаспектностью проявлений культурных сфер, с многообразием их проявлений, с многообразием жизненных форм природы и человека (с.5).

Автор пособия предлагает рассматривать культуру и цивилизацию как тождественные понятия, хотя признает, что здесь полного тождества нет. Главная функция культуры - человекотворческая, гуманистическая, которая является доминирующей и определяет все остальные функции. Гуманистическая функция является родовой по отношению к другим функциям - гносеологической, трансляционной, контактной и регулятивной, семиотической (знаковой).

Культура не может замыкаться пределами своего этнического образования, она международна, о чем, в частности, свидетельствуют и межнациональные браки. В России, например, каждая пятая семья смешанная (с.13-14). Культура напрямую связана с жизнью общества, активно вмешиваясь в творческую и социальную жизнь человека. Она является мощным движением прогресса и развития общества.

* Громов П.Т. История мировой и отечественной культуры. - Балашов, 2002. -Ч.1. - 132 с.

В России разрушение культуры началось с Октябрьской революции, когда была отброшена традиционная культура, многие представители которой были физически уничтожены или эмигрировали. Горячие революционные головы хотели «сбросить с парохода современности» классиков русской литературы. А ведь традиции в области культуры - это фундамент, на котором возводится здание новой культуры. Причем, «традиция - понятие исторически развивающееся» (с.22). Отправная точка для «связи времен» - «святыни прошлого», без которых невозможно развитие культуры (там же).

Тяжела судьба русской культуры с далеких времен, но она не погибла, ее сохраняет духовная крепость народа. Постепенно открываются все забытые ее грани и восстанавливаются утраченные. «Доказано, что гуманитарное образование формирует общую культуру человека, развивает его фантазию и воображение, эмоции и нравственность в целом» (с.28). Системное раскрытие всего комплекса наук о культуре, своеобразная школа гуманитарных знаний зовется культурологией.

Рассмотрение истории культуры автор начинает с высокоразвитой культуры древнего Вавилона, великой ассирийской державы. В понятие культуры Вавилона и других государств Двуречья входят рациональное земледелие, культовые и бытовые постройки и поделки, предметы быта, наука и литература, религия. Некоторые факты из жизни этой загадочной державы стали проясняться в XIX в., когда французский консул в Мосуле Поль-Эмиль Ботта нашел целую россыпь глиняных табличек, испещренных клинописью строчного письма. Многоликая культура Вавилонии, наследовавшая достижения шумероаккадских государств (43 тысячелетия до н. э.), возникла в Двуречье в конце неолита. Ее форма и содержание во многом зависели от рационального земледелия в долине рек Тигр и Евфрат.

В отличие от Египта Вавилон не выработал заупокойного культа, мечту о продлении жизни за гробом. Религия вавилонян не исповедовала бессмертия. Герой народного эпоса Гильгамеш получает бессмертие лишь временно и теряет его в царстве мертвых. Обитатели Двуречья создали культ небесных светил, движение которых, считали они, осуществляло

божественную волю в отношении судеб людей. Был у них и культ воды -источника благополучия, способствующего плодородию земли. Но вода не всегда была добрым союзником человека. С разливами рек связаны легенды о мировом потопе.

Элеметы математической науки и астрономии были созданы в связи с необходимостью регулирования собственности, строительства и земледелия, когда нужно было установить размер и границы земельных участков, тем более что ежегодные разливы рек смывали эти границы. Вавилонские астрономы намного раньше египтян установили наблюдение за небесными светилами, звездами. «Они же вычислили периодичность и харакер движения Солнца, Луны, сформулировали закон повторяемости затмений» (с.70).

Европейцы познакомились с литературой вавилонян после того, как были расшифрованы таблички с шумерской клинописью. До нас дошла знаменитая «Поэма о Гильгамеше», квинтэссенция которой состоит в том, что бессмертной остается только людская дружба и людская память.

Правовые нормы вавилонян фиксировали не только обстоятельства, предусматривающие преступления, но и санкции, применяемые в этих ситуациях. В кодексе Хаммурапи говорится, например, о том, что ущерб должен быть компенсирован равным образом. Современные юристы считают, что шумерский суд руководствовался процессуальными нормами, которые вполне соответствуют нынешним правовым нормам.

Вавилоняне строили высокие башни зиккураты, раскрашивая их в черно-белый цвет: белая грань чередовалась с черной. Зиккурат носил культовый характер и расценивался как страж города. Зиккурат был предназначен для священнодействия жрецов и обычно возвышался возле храма местного божества. В Вавилоне была построена знаменитая Вавилонская башня - семиярусный зиккурат высотой 90 метров. Это одно из семи чудес света было построено ассирийским зодчим Арадахдешу. Другим чудом в Вавилоне были «Висячие сады» ассирийской царицы Семирамиды, жившей в IX в. до н. э. Сады эти представляли собой озелененные террасы вокруг Вавилонской башни. На смену Вавилонии при-

шло Ассирийское царство, а затем в VI в. до н.э. - Иранская империя. Когда в 583 г. до н. э. персидский царь Кир II захватил Вавилон, город пришел в полный упадок, и от древнего Вавилона осталась только память.

Культура древнего Египта зиждилась на стремлении к бессмертию, отчего возник «заупокойный культ», сыгравший значительную роль в культурной, политической, экономической и военной жизни египтян (с.84). Человек с рождения воспитывался в духе этого культа. «Приготовь смертное ложе себе с рождения», гласила мудрость Египта (там же). Этим объясняется баснословная роскошь захоронений вельмож и центральное место в культе египтян - обожествление фараонов. Египетские пирамиды - «дома вечности» - памятники стремления фараонов уподобиться богу и утвердить себя в вечности.

Гёте говорил о пирамидах, что это самая удивительная архитектурная идея, которую невозможно превзойти. В эпоху фараона Хефрена особенно активно возводились храмы, которые строились из камня или из кирпича. Для постройки богатых и роскошных храмов отбирался ценный камень: гранит, диорит, лазурит, мрамор. Таковы храмы Рамзеса II, Аменемхета III, Карнакский храм Амона, Луксорский храм.

Новому царству в Египте предшествовал период упадка, длившийся около двух веков в результате вторжения гиксосов. Когда же фиванский фараон Яхмос I изгнал захватчиков, начался новый подъем культуры Египта, особенно в области литературы и искусства. Сохранившиеся памятники художественной литературы относятся ко II тысячелетию до н. э., они идеологизированы в религиозном духе - мифы, сказки, повести о чародеях и чудесах, а также «поучения» царей и вельмож. Из философских сочинений интересны «Беседа разочарованного со своей душой» и «Песня арфиста».

Античная культура Греции прежде всего связана с именем Гомера. Греческое искусство родилось из трех потоков: эгейского, дорийского, восточного (т. е. Египет, Месопотамия и, возможно, шумеро-аккадское влияние). Принципами античного искусства были пластика, объемность, выразительность. Храмовые постройки отразили стиль жизни греков и

мастерство их строителей. Самым распространенным типом раннего храма был периптер - удлиненный прямоугольник, окруженный со всех сторон колоннами. Храм покоился на каменном основании - стилобате. Греческие храмы архаического периода раскрашивались, скульптура также раскрашивалась: синяя или зеленая борода, красные глаза (они могли быть из драгоценных камней). У женской фигуры были розовокрасные волосы и нарядная, в ярких красках одежда. Женская фигура (кора) долгое время не ваялась обнаженной, люди и боги ваялись одинаково, богов лишь отличали эмблемы (геральдические знаки). Греческие ваятели соблюдали правило «золотого сечения», т.е. гармоническое деление отрезка в крайнем и среднем отношении по формуле А:Б=Б:Х. Такое обнаруживается и в природе, например, в витках ракушки (с.113). В классический период (V век до н. э.) работали выдающиеся скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет.

Греческая мифология имеет достаточно широкую типологию - этимологические (о происхождении чего-то), эсхатологические (о гибели), пророческие, хозяйственные мифы и др. Автор реферируемой книги считает, что хотя первобытная мифология включала зачатки религиозных представлений «Мифы не были религией, хотя и покоились на вере в сверхъестественные силы, поскольку главной их функцией было стремление познать, раскрыть суть явлений, а не слепо в них верить» (с.116).

Греческий театр возник как обрядовое священнодействие в честь бога Диониса, символизирующего растительный мир. Ведущими жанрами драматургии были трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристофан). Виднейшим представителем исторической науки был Геродот (484-430 гг. до н.э.), которого называют «отцом истории». Платоновская Академия просуществовала около 900 лет, пока ее в 529 г. н.э. не закрыл Юстиниан. К Платоновской академии принадлежал и Аристотель (384322 гг. до н. э.). «Следуя за Платоном, Аристотель в формировании личности придавал первенствующее значение обществу» (с.130).

ИЛ.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.