Научная статья на тему 'Самосознание личности в аспекте самоактуализации, самопринятия, реального и идеального «Я-образов»'

Самосознание личности в аспекте самоактуализации, самопринятия, реального и идеального «Я-образов» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
619
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / "Я-ОБРАЗ" / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / SELF-CONSCIOUSNESS / PERSONALITY / SELF-ACTUALIZATION / SECURITY OF THE PERSON / SELF-IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Власенко Анастасия Игоревна

Статья посвящена исследованию особенностей самосознания личности в условиях пространственно-временной депривации на примере условно осужденных. Приведены результаты психодиагностического исследования самоактуализации личности испытуемых, самопринятия, реального и идеального «Я-образов». Отмечены низкий уровень самоактуализации личности испытуемых, дискретный характер их временной перспективы. В заключении делается вывод о необходимости проведения коррекционной работы с респондентами, намечаются основные параметры коррекции; в диагностической же работе психологу рекомендуется опираться на холистическое восприятие личности испытуемых для всестороннего их изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Consciousness in the Aspect of the Self-actualization, Self-acceptance, Real and Ideal Self-images

The article is devoted to the study of the peculiarities of the conditionally convicted person's consciousness. It shows the results of psychodiagnostic study of self-actualization subjects and their self-acceptance, the real and the ideal self-images. It is marked the low level of selfactualization subjects, the discrete nature of their time perspective. In conclusion, it is done the implication about the necessity of correction work with respondents, outlined the main parameters of the correction. In the diagnostic work the psychologist is recommended to rely on a holistic perception of individual subjects for their comprehensive study.

Текст научной работы на тему «Самосознание личности в аспекте самоактуализации, самопринятия, реального и идеального «Я-образов»»

А. И. Власенко. Самосознание личности в аспекте самоактуализации, самопринятия

10. Прямая линия с Владимиром Путиным. Сайт «Президент России». 17 апреля 2014 года. URL: http://www. kremlin.ru/news/20796 (дата обращения 18.04.2014).

Valuable Sistem of Modern Youth in the Conditions of Social Changes

G. V. Verzhybok

Minsk State Linguistic University 21 Zakharov, Minsk, 220034, Belarus E-mail: [email protected]

Transformation of social representations, different social and individual changes highlights the issue of value-semantic relation to oneself and the world in the context of a person's integrity and activity. It is emphasized that the era of modernity is characterized by the revision of established social norms, the revaluation of values. The article describes the value priorities of students, clarifies their nature and informative content, sex and age dynamics is determined, value types are indicated. It matters in a dynamically changing social reality what value foundation has been formed in the younger generation. The author's methodology for identifying systems of value preferences (««Structure of values») is presented. The future state of society depends on a lot. Key words: values, values priorities, values sistem, values types, gender differences, modernization.

References

1. Bauman Z. The Individualized Society. Cambridge, 2001. 268 p. (Russ.ed.: Individualizirovannoe obshestvo/ per. s angl. pod red. V. L. Inozemceva. Moscow, 2005. 390 p.).

2. Kovaleva A. I. Kontseptsiya sotsializatsii molodezhi: normy, otkloneniya, sotsializatsionnaya traektoriya (The concept of socialization ofyouth: norms, bias, socialization trajectory). Sotsiologicheskie issledovaniya (Sociological Studies), 2003, no. 1, pp. 109-115.

3. Shimko S. V. Spetsifika sotsializatsionnyh riskov v ros-siyskom obshestve: strategii preduprezhdeniya): avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk (Specificity of socialization of risk in Russian society: prevention strategies: The author's abstract of a thesis for a candidate's degree in sociology). Rostov-na-Donu, 2012. 41 p.

4. Gavrilyuk V. V. Dinamika tsennostnyh orientaciy v period sotsialnoy transformatsii (pokolennyy podhod) (Dynamics of value orientations in the period of social transformation {generation approach}). Sotsiologicheskie issledovaniya (Sociological Studies), 2000, no. 12, pp. 96-114.

5. Verzhybok G. Values of the social world and gender orientation in the era of changes. Kryzys finansowy - przebieg i skutki spoleczno-gospodarcze w Europie Srodkowej i Wschodniej (The financial crisis - the processes and effects of socio-economic in Central and Eastern Europe). Lublin, 2012, vol. 2, pp. 143-146.

6. Yadov V. A. O dispozitsionnoy regulyatsii sotsialnogo povedeniya lichnosti (On the regulation of social behavior dispositional personality). Metodologicheskie problemy sotsialnoy psikhologii (Methodologicalproblems of social psychology). Moscow, 1975, pp. 9-105.

7. Yanitskiy M. S. Modifikatsiya metodiki R. Inglharta dlya izucheniya tsennostey struktury massovogo soznaniya (R. Inglehart modification techniques for studying the structure of values of mass consciousness). Sibirskaya psihologiya segodnya: sb. nauch. st. (Siberian Psychology Today: collection of scientific papers). Kemerovo, 2002, pp. 189-195.

8. Inglehart R., Welzel K. Modernization, Cultural Change, and Democracy. The Human Development Sequence. New York, 2005. 344 p. (Russ.ed.: Modernizatsiya, kulturnye izmeneniya i demokratiya: Posledovatelnost chelovechesk-ogo razvitiya. Moscow, 2011. 464 p.).

9. Verzhybok G. V. Genderny aspekt ekologicheskogo obrazovaniya kak element formirovaniya noosfernogo cheloveka (Gender aspect of the environmental education as part of formation of human noosphere). Vestnik Tambovskogo universiteta. Seria: Estestv. i tehn. nauki (Tambov University Review. Series: Natural and Technical Sciences), 2013, vol. 18, no. 3, pp. 1046-1048.

10. Pryamya liniya s Vladimirom Putinym (Direct Line with Vladimir Putin). Sayt «Prezident Rossii». 17 apr. 2014. Available at: http://www.kremlin.ru/news/20796 (accessed 18 April 2014).

УДК 159.923.2

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ, САМОПРИНЯТИЯ, РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО «Я-ОБРАЗОВ»

Власенко Анастасия Игоревна - ^ЖГ

аспирант кафедры психологии личности и правового V/

обеспечения социальной деятельности, ПлчТО^

Пятигорский государственный лингвистический университет E-mail: [email protected]

Статья посвящена исследованию особенностей самосознания личности в условиях пространственно-временной деприва-ции на примере условно осужденных. Приведены результаты психодиагностического исследования самоактуализации личности испытуемых, самопринятия, реального и идеального

«Я-образов». Отмечены низкий уровень самоактуализации личности испытуемых, дискретный характер их временной перспективы. В заключении делается вывод о необходимости проведения коррекционной работы с респондентами, намечаются основные параметры коррекции; в диагностической же работе

© Власенко А. И., 2014

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 2

психологу рекомендуется опираться на холистическое восприятие личности испытуемых для всестороннего их изучения. Ключевые слова: самосознание, личность, «Я-образ», самоактуализация, безопасность личности.

Исследованию самосознания личности посвящено немало работ в области психологической практики. Психологическая сущность самосознания разрабатывалась в трудах Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Л. И. Бо-жович, П. Р. Чематы, А. Н. Леонтьева, И. И. Чес-ноковой, Е. В. Шороховой и др. [1]. Экспериментальным изучением онтогенетических особенностей самосознания занимались Л. И. Божович, Е. Н. Акундинова, М. С. Неймарк, Т. В. Драгунова, Г. А. Собиева, А. Л. Шнирман, Н. Е. Ведерникова и др. [2, с. 4].

Вопросам изучения психологических особенностей осужденных посвящены работы А. Д. Глоточкина, В. А. Семенова, М. Г. Деболь-ского, А. В. Наприса, А. С. Михлина, В. М. Позднякова, В. Г. Деева, А. Г. Ковалева, А. И. Ушатико-ва, А. Р. Ратинова, В. Ф. Пирожкова, Ю. В. Сла-винской, В. В. Яковлева и др. [3, с. 42]. Показано, что большинство осужденных характеризуется стихийно возникающими влечениями, тенденцией к возникновению зависимости от случайных ситуаций, ценностными позициями часто дезин-теграционного характера, отсутствием ценностной иерархически организованной системы личности. Данные признаки указывают на нарушения психологической безопасности личности, связанной с утратой функции управления действием внешних и внутренних факторов и способности личности к развитию в направлении значимой для нее жизненной цели [4]. В полной мере это может относиться к условно осужденным лицам, особенности самосознания которых тем не менее остаются не раскрытыми. Наличие пробела в данной области знания в сочетании с практической востребованностью освещения проблемы изучения индивидуально -психологических особенностей самосознания личности, находящейся в условиях пространственно-временной депривации (условно осужденных) обусловили выбор нами темы исследования.

В теоретическую основу исследования была положена концепция В. В. Столина о самосознании личности, его структурной организации и особенностях проявления. Согласно его точке зрения, самосознание осуществляется на трех уровнях: на первом субъект отражается в качестве органически активного индивида, на втором рассматривается как отражение системы «индивид и его коллективная деятельность», в состав которой входят детерминированные отношения, на третьем - как личностно развивающийся индивид, выполняющий различные виды деятельности [5, с. 76].

Приведем результаты психодиагностического обследования самосознания испытуемых, проведенного с помощью методик САТ Э. Шостром в модификации Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз и «Личностный дифференциал». Первая методика (САТ) предназначена для изучения самоактуализации личности, она является модификацией опросника личностных ориентаций Э. Шостром (Personal Orientation Inventory - POI), измеряющей самоактуализацию как многомерную характеристику [6]. Само-актуализационной тест по своей структуре похож на POI, он также состоит из 126 вопросов, включающих два выражения с ценностными и поведенческими характеристиками.

Согласно полученным в ходе проведения диагностического исследования с помощью методики САТ результатам, у группы испытуемых наблюдается средний уровень компетентности во времени. Это свидетельствует о невысокой способности субъектов, во-первых, жить настоящим, т.е. наслаждаться и проживать настоящий момент своей жизни во всей ее полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о среднем, а в отдельных случаях - низком уровне самоактуализации личности.

Средний балл по этой шкале означает ориентацию испытуемых лишь на одном из отрезков временной шкалы (в прошлом, настоящем или будущем) и дискретное восприятие своего жизненного пути. Можно утверждать, что существует непосредственная связь ориентации во времени с уровнем личностного развития, что указывает на невысокий уровень развития последнего.

Полученные по шкале «Поддержка» результаты указывают на зависимость поведения испытуемых и выбор предпочитаемых ими ценностей от воздействий окружающей среды, в частности от мнения других людей («внутренняя-внешняя поддержка»). Группа респондентов зависима в своих поступках от окружающих людей, лишь иногда стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что не исключает проявления враждебности к окружающим и конфронтацию с групповыми нормами. Респонденты не свободны в выборе, подвержены внешнему влиянию («извне направляемые» личности). Все это свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъектов, внешнем локусе их контроля.

Л. И. Власенко. Самосознание личности в аспекте самоактуализации, самопринятия

В результате проведения диагностического исследования был выявлен средний уровень выраженности показателей по дополнительным шкалам методики: так, ценностные ориентации испытуемых в большинстве случаев не совпадают с ценностными ориентациями, присущими самоактуализирующейся личности. Характеризуя особенности реализации ценностей в поведении респондентов, их взаимодействие с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию (по шкале «гибкость поведения»), можно отметить довольно низкий уровень этих проявлений, что негативно влияет на успешность налаживания контакта и, следовательно, совместную работу с людьми.

По шкале «сензитивность к себе» был выявлен низкий уровень выраженности данного качества у испытуемых. Это определяет низкую степень осознания своих потребностей и чувств, демонстрирует, насколько респонденты ощущают и рефлексируют их. Они, согласно полученным данным, не способны спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Для испытуемых характерно стремление к продуманным и целенаправленным действиям. Субъекты могут вести себя как естественно и раскованно, демонстрируя окружающим свои эмоции, так и сдержанно, в зависимости от окружающей ситуации. Самоуважение респондентов, т.е. способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них имеет среднюю выраженность. Такая составляющая самосознания личности как самопринятие мало выражена, что регистрирует низкую степень принятия себя таким, каков он есть.

Согласно результату, полученному по шкале «представления о природе человека», группа респондентов отличается реалистическим взглядом на данную характеристику. Испытуемые склонны воспринимать природу человека в целом как нечто среднее: не как положительную, не как отрицательную, что позволяет им не считать дихотомии мужественности - женственности, рациональности - эмоциональности антагонистическими и непреодолимыми. Респонденты воспринимают мир и людей целостно, понимают и принимают противоположности, такие как игра и работа, телесное и духовное и др.

Рассматривая межличностную чувствительность испытуемых, необходимо указать на неспособность индивидов принимать такие свои чувства, как гнев, раздражение, злость как нормальные проявления человеческой сущности. Респонденты не способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов с людьми или, используя

ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению. Отношение к познанию так же, как и творческая активность у респондентов, имеет среднюю выраженность.

Подытоживая, можно сказать, что согласно результатам исследования, полученным с помощью методики САТ Э. Шостром в модификации Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз, у группы испытуемых наблюдается низкий уровень направленности на самоактуализацию личности. Респонденты не рассматривают свою жизнь как целостную, разделяя ее на отдельные этапы: прошлое, настоящее и будущее, которые, в свою очередь, находятся в низкой степени осознания и принятия. А это еще раз подтверждает дискретный характер временной перспективы испытуемых.

Можно говорить о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности респондентов, внешнем локусе их контроля. Ценностные ориентации испытуемых искажены и не соответствуют ориентациям самоактуализирующейся личности. Наблюдается низкая степень осознания своих потребностей, особенностей своей личности, что сопровождается низкой степенью рефлексии. Они не могут легко и быстро налаживать контакт с окружающими, устанавливать прочные отношения с другими, в этом им мешает непринятие агрессии и других своих чувств, отрицание возможности их возникновения. Поведение испытуемых характеризуется некоторой степенью как спонтанности, так и целенаправленности, в зависимости от ситуации. Самоуважение испытуемых находится на среднем уровне выраженности, в отличие от самопринятия (на низком уровне), принятия себя такими, какие есть. Познавательная потребность так же, как и творческие способности, находится у них на среднем уровне выраженности.

Для диагностики субъективного аспекта отношения респондентов к себе, изучения самосознания личности была использована методика «Личностный дифференциал». В настоящий момент она является общепризнанным по компактности и валидности инструментом для изучения свойств личности, ее самосознания, а также межличностных отношений. Анализ полученных результатов указывает на средний уровень выраженности всех трех факторов-показателей методики: факторов оценки, силы и активности как в реальном, так и в идеальном «Я-образах».

Характеризуя фактор оценки в реальном «Я» (12 из 21 балла), необходимо отметить, что самоуважение, измеряемое этой шкалой, у группы испытуемых имеет среднюю выраженность. Респонденты часто испытывают неудовлетворен-

Психология

71

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 2

ность, могут не принимать себя как личность, приписывать себе как положительные, так и отрицательные качества, при этом отрицая некоторые из них. Полученный результат по фактору силы в реальном «Я» (7 из 21 балла) указывает на низкий уровень оценки испытуемыми развития своих волевых качеств. Они достаточно конформны, зависимы от окружающих, внешних обстоятельств и оценок, не уверены в себе. Это может быть свидетельством недостаточного самоконтроля, неспособности придерживаться принятой линии поведения. Большинство испытуемых (79%) являются интровертами, на что указывают данные, полученные по шкале «активность» (6 из 21 балла). значит, для них характерны замкнутость, пассивность, преобладание спокойных эмоциональных реакций.

Составляя идеальный образ своего «Я», респонденты столкнулись с проблемой выбора между положительными и отрицательными характеристиками личности. Они не могли сразу отметить черты, которые им хотелось бы иметь, указывая на нереалистичность таких ожиданий, потому результаты, полученные по факторам в идеальном «Я-образе» (фактор оценки - 13 баллов, силы - 10, активности - 6) практически совпадают с результатами реального «Я-образа».

Таким образом, расхождения между реальным и идеальным «Я-образами» незначительные. Можно сделать вывод о том, что личность респондентов достаточно ригидна: испытуемые смирились со своими недостатками, но в то же время ценят свои достоинства и ничего менять в себе не видят смысла. Необходимо отметить личностные характеристики, которые большинство респондентов все-таки хотели бы изменить в положительную сторону: это неуверенность в себе, напряженность, суетливость, пассивность, молчаливость, раздражительность, несправедливость и эгоистичность.

Составляя интегральный портрет особенностей самосознания личности испытуемых, можно заключить, что по результатам проведенного исследования с помощью методики «Личностный дифференциал» был выявлен средний уровень самоуважения, низкий уровень оценки своих волевых качеств, а значит присущие респондентам зависимость, конформность и интроверсия как личностная характеристика. Расхождения между реальным и идеальным Я-образами незначительные, что позволяет сделать вывод о ригидности испытуемых, их нежелании меняться.

Исходя из выявленных особенностей самосознания личности респондентов, можно составить рекомендации, касающиеся дальнейшего построения программы по их ресоциализации.

На наш взгляд, необходимо разработать программу групповой психокоррекционной работы, направленной на изменение самоотношения испытуемых; реорганизацию их временной перспективы: осознание значимости и ценности своего прошлого, а особенно, настоящего времени; развитие навыков общения и коммуникативных способностей личности, способствующих установлению в будущем контактов с другими людьми; и самое главное - нахождение своего места в этом обществе и снижение в целом дез-адаптационного состояния их жизни.

Программа групповой психокоррекционной работы, на наш взгляд, в первую очередь, должна строиться на принципе совместной и добровольной работы психолога и респондентов [7]. Соответственно, принимать участие в данном виде деятельности могут добровольно согласившиеся испытуемые, что будет означать не только высокий уровень их мотивации к данной работе, но и наличие интереса, увлеченности, участия, что позволит психологу качественно реализовать на практике данный вид деятельности.

В результате проведенного психодиагностического обследования можно сделать вывод о том, что в диагностической работе психологу следует опираться на холистическое восприятие личности, предполагающее не только разностороннее исследование её самосознания, но также и выявление дополнительных его особенностей (например, ценностных ориентаций личности, ее временной перспективы).

Список литературы

1. СтолинВ. В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.

2. Григорьева Т. Л. Профессиональная Я-концепция государственных служащих разных уровней управления : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 26 с.

3. Деев В. Г., Казакова Е. Н., Михалева И. В., Наприс А. В. Основы психологии исполнения уголовных наказаний : учеб. пособие. Вологда, 2001. 347 с.

4. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Психологическая реальность иноязычных образовательных практик : от комфорта к личной безопасности // Вестн. Пятигорского гос. лингвистического ун-та. 2008. № 3. С. 317-321.

5. Столин В. В. Уровни и единицы самосознания // Психология самосознания : хрестоматия. Самара, 2003. 672 с.

6. Самоактуализационный тест (САТ). URL: http://azps. ru/tests/tests_sat.html (дата обращения: 12.09.2013)

7. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестн. Пятигорского гос. лингвистического ун-та. 2012. № 3. С. 221-225.

М. А. Одинцова. Проблема виктимного личностного типа в психологии

Self-Consciousness in the Aspect of the Self-actualization, Self-acceptance, Real and Ideal Self-images

A. I. Vlasenko

Pyatigorsk State Linguistic University

9, Kalinina, Pyatigorsk, 357500, Stavropol region, Russia

E-mail: [email protected]

The article is devoted to the study of the peculiarities of the conditionally convicted person's consciousness. It shows the results of psychodiagnostic study of self-actualization subjects and their self-acceptance, the real and the ideal self-images. It is marked the low level of self-actualization subjects, the discrete nature of their time perspective. In conclusion, it is done the implication about the necessity of correction work with respondents, outlined the main parameters of the correction. In the diagnostic work the psychologist is recommended to rely on a holistic perception of individual subjects for their comprehensive study. Key words: self-consciousness, personality, self-image, self-actualization, security of the person.

References

1. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti (The self-consciousness of the person). Moscow, 1983. 284 p.

2. Grigorieva T. L. Professionalnaya Ya-konzepsiya gosu-darstvennykh sluzhashikh raznykh urovnei upravleniya: avt. dis. ... cand. psikhol. nauk (The professional self-concept of the civil servants of the different levels of man-

УДК: 159.923

В статье делается анализ теоретических предпосылок разработки проблемы виктимного личностного типа в психологии. Дается определение виктимного личностного типа как такого способа организации личности в сложном соотношении ее внешнего и внутреннего мира, при котором внутренний, преломляясь через внешний, принимает искаженные формы в виде виктимных межличностных ролей (игровая роль жертвы, социальная роль жертвы, позиция жертвы), воплощающихся в габитусе жертвы, способном демонстрировать разные виктимные типы: аутовик-тимный, виктимный, гипервиктимный. Поясняется, что виктим-ные межличностные роли жертвы (игровая, социальная, позиция) можно отнести к классификации. Они же, приобретя четкое обозначение (габитус жертвы), трансформируются в социально приемлемые и одобряемые виктимные личностные типы: «аутовик-тимный», «виктимный», «гипервиктимный». Ключевые слова: виктимный личностный тип, габитус жертвы, игровая роль жертвы, социальная роль жертвы, позиция жертвы.

agement: author's abstract of the dissertation of candidate of psychological sciences). Moscow, 2001. 26 p.

3. Deev V. G., Kazakova E. N., Mikhaleva I. V., Nap-ris A. V. Osnovy psikhologii ispolneniya ugolovnykh na-kazanii: uchebnoe posobie (Fundamentals of psychology of execution of criminal punishment: handbook). Vologda, 2001. 347 p.

4. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Psykhologicheskaya realnost inoyazichnykh practik: ot comforta k lichnoi bezopasnosti (Psychological reality of foreign language educational practices: from comfort to personal security). Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvistiches-kogo universiteta (The Bulletin of Pyatigorsk State Linguistic University), 2008, no. 3, pp. 317-321.

5. Stolin V. V. Urovni i edinitsy samosoznaniya (Levels and units of self-consciousness). Psikhologiya samosoznaniya: khrestomatiya (Psychology of consciousness: chrestoma-thy). Samara, 2003. 672 p.

6. Samoaktualizasionnyi test (SAT) (Self-actualization test (SAT)). Available at: http://azps.ru/tests/tests_sat.html (accessed 12 September 2013).

7. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Vremya kak interpre-tatsionnaya kategoriya psikhologicheskogo prostranstva bezopasnosti lichnosti studenta (Time as an interpretation category of psychological space security of the individual student). Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvis-ticheskogo universiteta (The Bulletin of Pyatigorsk State Linguistic University), 2012, no. 3, pp. 221-225.

Виктимогенная история развития российского общества, являясь социокультуральным фактором (революция, войны, политические репрессии, катастрофы, длительное существование в условиях тоталитарной системы и т.п.), инте-риоризируясь в личное пространство россиян, по мнению многих специалистов [1, 2], инициирует социотипическое виктимное поведение. Виктимогенная российская культура, сочетающая неоднородные и конфликтные по своим сущностным характеристикам западную, восточную, советскую и российскую направленности, также способствует виктимизации личности [2, 3]. Разнообразные жизненные ситуации, субъективно воспринимаемые как непреодолимые; стили межличностного взаимодействия, которые оцениваются как не-

ПРОБЛЕМА ВИКТИМНОГО ЛИЧНОСТНОГО ТИПА В ПСИХОЛОГИИ

Одинцова Мария Антоновна -

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, старший научный сотрудник лаборатории социально-психологических и социологических мониторинговых исследований, Московский городской психолого-педагогический университет E-mail: [email protected]

© Одинцова М. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.