Научная статья на тему 'Самосознание личности и представление о смысле своей жизни у взрослых'

Самосознание личности и представление о смысле своей жизни у взрослых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РЕЛИГИЯ / УРОВЕНЬ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / MEANING OF LIFE / SELF-IDENTITY / VALUE ORIENTATION / RELIGION / LEVEL OF SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ростова Екатерина Николаевна

В статье затрагивается проблема осознания смысла своей жизни. Рассматриваются особенности формирования самосознания личности. Освещаются социально-педагогические аспекты религиозного воспитания в российских школах. В процессе развития самосознания акцент переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне. Прививая с ранних лет морально-нравственные ценности, можно помочь ребенку сформироваться одновременно целостной социальной единицей и уникальной личностью. Актуальность изучения этих аспектов обоснована тем, что именно в молодом поколении просматриваются черты будущей социальной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consciousness of personality and representation of the meaning of his life in adults

The article touched the problem of understanding the meaning of his life. Considered features of formation of self-identity. Covered the social and pedagogical aspects of religious education in Russian schools. In the process of development of self-consciousness the focus moved from the outside of the individual to its internal side. If to cultivate the moral values from the early age, the child will develop both, as a social unit and a unique personality. It is important to examine these issues, because the younger generation represents our future.

Текст научной работы на тему «Самосознание личности и представление о смысле своей жизни у взрослых»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЫСЛЕ СВОЕЙ ЖИЗНИ У ВЗРОСЛЫХ

Ростова Е.Н.

В статье затрагивается проблема осознания смысла своей жизни. Рассматриваются особенности формирования самосознания личности. Освещаются социально-педагогические аспекты религиозного воспитания в российских школах. В процессе развития самосознания акцент переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне. Прививая с ранних лет морально-нравственные ценности, можно помочь ребенку сформироваться одновременно целостной социальной единицей и уникальной личностью. Актуальность изучения этих аспектов обоснована тем, что именно в молодом поколении просматриваются черты будущей социальной действительности.

Ключевые слова: смысл жизни, самосознание личности, ценностные ориентации, религия, уровень самоопределения.

Смысл жизни - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Отдельные аспекты этой проблемы уже исследовались ранее философами, теологами и психологами. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку. Но, несмотря на обилие теоретических подходов к исследованию данной проблемы, наука не в состоянии ответить на вопрос «В чём (что является) цель (смысл) жизни?». Ведь вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Это, несомненно, подчеркивает актуальность исследования представлений о смысле своей жизни у взрослых.

Развитие человеческой личности в психологии традиционно связывается с формированием её сознания и самосознания. С.Л. Рубинштейн показал, что самосознание личности позволяет ей осознавать себя, свое окружение, а также себя в своих отношениях с окружающим. Целостное становление структуры самосознания личности, как правило, завершается

к концу подросткового возраста. Способность к самосознанию связана с овладением человеком рефлексией. Рефлексивные качества психики в основном оформляются в возрасте после 7 лет [3].

В процессе психического развития ребёнка ему присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, позволяющая воспринимать себя одновременно социальной единицей и уникальной личностью. Структура самосознания личности обеспечивает её целостность, предполагающую сохранение основных смыслов и значений для человека, ценности его существования [5]. Структура самосознания состоит из пяти базовых звеньев - представлений о своём имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации, психологического времени личности и социального пространства личностных отношений. Все названные звенья структуры самосознания начинают постепенно оформляться с момента рождения человека, но полноты своего раскрытия достигают к завершению возраста детства [2].

Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней: от наивного неведения в отношении самого себя к все более углубленному самопознанию. В процессе развития самосознания акцент переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне. С этим связаны осознание своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим сторонам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. На таком

Северо-Кавказский психологический вестник > № 9/4 2011 г.

уровне свое психологически реальное выражение самосознание получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни [3].

Можно ли сказать, что у каждого свой собственный смысл жизни и, сколько людей, столько же существует и «смыслов жизни»? Или все же, говоря о смысле существования, мы обращаемся к чему-то более глубокому и более сокровенному, к чему-то выходящему за рамки жизни конкретного человека, его личных проблем, целей, наклонностей и потенциалов? Возможно, независимо от эпохи, от мировоззрения или религии существуют некие всеобщие «вечные ценности» и «вечные знания», объединяющие совершенно разных людей? Тогда можно ли сказать, что именно в стремлении к этим вечным ценностям, именно в попытках постичь их формируется смысл жизни каждого отдельного человека [4]?

В религиозных системах и во многих философских концепциях смысл жизни раскрывается в контексте Высшего Начала и его проявлений - Бога и богов, в контексте законов Вселенной и эволюции всего сущего, в контексте Высшего Блага для человека и исходящих из него добродетелей. Это порождает особую систему высших этико-моральных ценностей, высших законов, которым должен следовать человек. Принимая разные формы, за каждой системой высших ценностей стоит одна и та же задача, один и тот же сокровенный смысл жизни: стать ближе к Богу [4].

Конечно, не все философские течения искали смысл жизни так высоко и так глубоко. К примеру, античные философы-гедонисты считали, что жить надо ради удовольствий, приверженцы эвдемонизма провозглашали смыслом жизни счастье, а утилитаристы даже в наши дни считают, что высшей ценностью жизни является непосредственно ощутимый конкретный результат и польза, которую можно извлечь из любой вещи.

Начиная с XIX в., изучением представлений о смысле жизни активно занялись представители психологической науки. На основании многочисленных опросов разными психологами была сделана классификация «смыслов жизни» и жизненных приоритетов. Полученные результаты были таковы: в качестве приоритетов лидируют здоровье, взаимоотношения, разные хобби и увлечения, далее следуют деньги и материальное благополучие. Лишь у выдающихся людей на первом месте были выделены любимое дело и вера [4].

Можем ли мы предположить на основе этих исследований, что верующий человек имеет высокий уровень самосознания или же эта зависимость обратная и чем более глубоко человек задумывается о своей жизни, чем больше развивает свои личностные качества, тем чаще он обращается к религии.

По этому вопросу всегда возникало много споров и разногласий, но никто не сможет опровергнуть, что все мировые религии проповедуют в итоге одни и те же ценности: любовь, доброта, свобода, нравственность...

С апреля 2010 г. «Основы религиозной культуры и светской этики» стало обязательным факультативом в школах 18 регионов РФ [1].

Может этот, пусть и навязанный, но очень важный предмет станет первым этапом к созданию нового, более духовного общества. Ведь если с ранних лет (факультатив читается с 4 класса) прививать ребенку основы морали, нравственности и этики, то может, ему не нужно будет проходить тернистым путем духовных метаний, как приходилось большинству выдающихся личностей. Усвоенные в детстве ценности остаются с человеком на всю жизнь, а имея твердые убеждения, легче сказать «нет» и наркотикам, и экстремистским лозунгам, и террористическим группировкам. Разумеется, эта мера не решит проблемы бездуховности, которой сейчас пропитано наше общество, но все же, надеюсь, что хоть некоторым людям это поможет перейти на новый этап самосознания.

Каждый человек сам решает, для чего он живет и каким смыслом он наполнит свою жизнь. Лучше разобравшись в своих чувствах, познав себя, проще сделать свою жизнь радостнее и приятнее. В заключение приведу высказывание известного философа М.К. Мамардашвили: «Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идет в направлении смысла».

ЛИТЕРАТУРА

1. Информационное агентство REGNUM, 2009.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. -М.: Академия, 2002.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб., 1998.

4. Сикирич Е.П. Смысл жизни // Человек без границ. -URL: http://www.manwb.ru/articles/philosophy/ filosofy_and_life/SensLife_ES/

5. Склярова Т.В., Носкова Н.В. Возрастная психология. - М., ПСТГУ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.