САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЫСЛЕ СВОЕЙ ЖИЗНИ У ВЗРОСЛЫХ
Ростова Е.Н.
В статье затрагивается проблема осознания смысла своей жизни. Рассматриваются особенности формирования самосознания личности. Освещается значение жизненной среды самосознания как основы идентификации личности с каким-то определенным местом ее существования и пребывания. Изучаются особенности интерпретации смысла своей жизни в различных философских течениях и с точки зрения представителей психологической науки. Приведены данные о различиях в понимании смысла своей жизни у представителей различных профессий. Представлены гипотезы для дальнейшего изучения проблемы.
Ключевые слова: смысл жизни, самосознание личности, ценностные ориентации, «жизненная среда», религия, уровень самоопределения.
Смысл жизни - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Отдельные аспекты этой проблемы уже исследовались ранее философами, теологами и психологами. Полученные, проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку. Но, несмотря на обилие теоретических подходов к исследованию данной проблемы, наука не в состоянии ответить на вопрос: «В чём (что является) цель (смысл) жизни?». А вопрос о восприятии смысла жизни у современных представителей различных религий практически не изучен. В нашем исследовании мы постараемся восполнить этот пробел. Изучение этого аспекта особенно актуально для нашей страны, где в силу исторических и политических факторов, по данным всероссийской переписи населения 2002 г., соседствуют более 180 этнических групп [3].
Существование населения России как суммы многочисленных народов (национальностей) стало неотъемлемой принадлежностью нашего сознания и бытия. Такое соседство порождает многочисленные споры и разногласия. Сегодня становится очевидным, что мир и согласие в многонациональном и поликультурном обществе могут быть достигнуты и сохранены не с помощью силы и оружия, а путем налаживания взаимоотношений между людьми на основе этических, нравственных и культурных законов.
В этих условиях исследования по проблеме толерантности приобретают особое значение: от их эффективности во многом будет зависеть успешное
решение вопросов межэтнической конфликтологии. Это подчеркивает практическую значимость исследования.
Цель работы заключается в выявлении специфики смыслового принятия своей жизни в различных религиозных и национальных контекстах.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
Теоретические задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать понятие смысла жизни, а также основные подходы к интерпретации смысла жизни как базового элемента внутренней картины мира личности.
2. Изучить специфику представлений о смысловом содержании жизненного пути личности в современном обществе.
3. Проанализировать возможные отличия и особенности интерпретации смысла своей жизни у взрослых различной этно-конфессиональной направленности.
Методические задачи:
1. Рассмотреть возможный комплекс методов и методик для оценки представлений о смысле жизни.
2. Сформировать методический комплекс для исследования специфики интерпретации смысла своей жизни (интервью, стимульный и диагностический материал), с целью выявления сходства, либо различия в картине мира у взрослых различной этно-конфессиональной направленности.
Эмпирические задачи:
1. Изучить особенности интерпретации смысла своей жизни у взрослых различной этно-конфессиональной направленности.
2. Провести сравнительный анализ интерпретации смысла своей жизни у испытуемых в зависимости от этнической и религиозной принадлежности.
3. Описать и классифицировать представления о смысловом содержании жизни у взрослых.
Предметом исследования являются представления о смысле своей жизни. Объектом исследования выступают взрослые различной этно-конфессиональной направленности.
Развитие человеческой личности в психологии традиционно связывается с формированием её сознания и самосознания. С.Л. Рубинштейн показал, что самосознание личности позволяет ей осознавать себя, свое окружение, а также себя в своих отношениях с окружающим. Целостное становление структуры самосознания личности, как правило, завершается к концу подросткового возраста. Способность к самосознанию связана с овладением человеком рефлексией. Рефлексивные качества психики, в основном, оформляются в возрасте после 7 лет [8].
В процессе психического развития ребёнка ему присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, позволяющая воспринимать себя одновременно социальной единицей и уникальной личностью. Структура самосознания личности обеспечивает её целостность, предполагающую сохранение основных смыслов и значений для человека, ценности его существования [10]. Структура самосознания состоит из пяти базовых звеньев - представлений о своём имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации, психологического времени личности и социального пространства личностных отношений. Все названные звенья структуры самосознания начинают постепенно оформляться с момента рождения человека, но полноты своего раскрытия достигают к завершению возраста детства [7].
Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя к все более углубленному самопознанию. В процессе развития самосознания акцент переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне. С этим связаны осознание своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим сторонам самооценки. Самосознание неразрывно связано со стремлением к самоизменению, самоусовершенствованию. Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовос-
питания. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. На таком уровне свое психологически реальное выражение самосознание получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни [8].
Прежде чем перейти от самосознания к представлениям о смысле жизни, стоит остановиться на таком вопросе как пространство в самосознании. Эту составляющую идентичности человека - идентичность с окружающей средой - выделяют относительно недавно [5].
Как считает Г.М. Андреева, к «жизненной среде» можно отнести географический район проживания личности, тип поселения (город или деревня), природные и климатические характеристики местности и многое другое. Поэтому образ мира не может быть построен без учета и этого рода отношений человека с миром [1].
В понятие «жизненная среда» или «непосредственная жизненная среда» входят, в частности: «первичная экоструктура» - жизненное пространство, непосредственно «моя» среда обитания (дом, квартира, комната, вещи), продолжение моего собственного «Я»; «групповая экоструктура» - среда сообщества (территория проживания, места работы, различные помещения совместного пребывания -клуб, спортивная секция и т. п.), групповая экоструктура ближе к феномену социального Я - «Я как член клуба», «Я как работник предприятия». Социальная среда - своеобразная интеграция этих сред, что дает в итоге определенное качество жизни, проявляющееся, например, в культурной оседлости [5].
Социальная среда также может отображать представление человека о себе, как о представителе определенной нации и религии.
Именно эта непосредственная жизненная среда выступает основой идентификации личности с каким-то определенным местом ее существования и пребывания. Термин «средовая идентичность» обогащает представления об идентичности личности. Так же, как и в случае формирования других координат идентичности, таких, как образ «Я», образ группы, образ времени, образ среды, образ национальной принадлежности, формируется на протяжении всей жизни человека.
Итак, самосознание личности является, безусловно, сложным по структуре, многоаспектным феноменом. В психологическом понимании самосознание не сводится к процессу познания себя или знанию о себе. Одним из результатов самосознания является личностная идентичность. Другой важный аспект самосознания связан с социальной идентичностью человека, который связан с принадлежностью
индивида к определенной социальной группе, в частности - к этносу, т. е. самоопределения индивидов в социально-групповом пространстве относительно многообразных общностей как «своих» и «не своих» и отношение индивида к этому самоопределению. Исследование соотношения этнической идентичности и социальной, является наиболее актуальным в современной России, при общем подъеме национального самосознания и обострения, связанных с этим, проблем. И одна из высших форм работы самосознания -попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни [5].
Можно ли сказать, что у каждого свой собственный смысл жизни и сколько людей, столько же существует и «смыслов жизни»? Или все же, говоря о смысле существования, мы обращаемся к чему-то более глубокому и более сокровенному, к чему-то выходящему за рамки жизни конкретного человека, его личных проблем, целей, наклонностей и потенциалов? Возможно, независимо от эпохи, от мировоззрения или религии существуют некие всеобщие «вечные ценности» и «вечные знания», объединяющие совершенно разных людей? Тогда можно ли сказать, что именно в стремлении к этим вечным ценностям, именно в попытках постичь их формируется смысл жизни каждого отдельного человека? [9].
Проблема самосознания относится к прерогативе не только психологии. С античных времен по настоящее время она представляет собой интерес и для философов. К сожалению, смыслов жизни в истории философии приводится так много, что представить все лежащие в основе концепции нет никакой возможности. Здесь представлен лишь краткий обзор, который ставит своей целью продемонстрировать возможные направления в поисках смысла.
В религиозных системах и во многих философских концепциях смысл жизни раскрывается в контексте Высшего Начала и его проявлений - Бога и богов, в контексте законов Вселенной и эволюции всего сущего, в контексте Высшего Блага для человека и исходящих из него добродетелей. Это порождает особую систему высших этико-моральных ценностей, высших законов, которым должен следовать человек. Принимая разные формы, за каждой системой высших ценностей стоит одна и та же задача, один и тот же сокровенный смысл жизни: стать ближе к Богу [9].
Б.Н. Бессонов, анализируя взгляды отдельных философов и людей творчества, предлагает свой взгляд на этот вопрос. Смысл жизни - сострадание, служение людям. Смысл жизни - благоговение перед Жизнью. Чтобы наша жизнь стала осмысленной, важно относиться к самой жизни как к «награде», как к благу. Просто жить и любить жизнь - ведь это уже счастье. Смысл жизни - творчество [2].
Конечно, не все философские течения искали смысл жизни так высоко и так глубоко. Целью человеческой жизни «классические» народы ставили естественное совершенство - совершенство формы (греки), ума (Платон),и силы (римляне). Простые и здоровые радости жизни, безмятежная жизнь стоят на первом месте у жителей Индии. Для гедонистов, киников, стоиков и прочих счастье и наслаждение является смыслом и целью существования, а утилитаристы даже в наши дни считают, что высшей ценностью жизни является непосредственно ощутимый конкретный результат и польза, которую можно извлечь из любой вещи. Э. Кант говорил: «делай высшее, возможное в мире благо своей конечной целью». Л. Фейербах считал, что «первая обязанность - сделать счастливым самого себя. Если сам счастлив, то сделаешь счастливыми и других».
Начиная с XIX в. изучением представлений о смысле жизни активно занялись представители психологической науки. К. Обуховский считает, что понимание смысла своей жизни является необходимым условием нормального функционирования личности в любом обществе - это атрибут самосознания, с вероятными социально-культурными различиями.
В нашей стране, на протяжении веков, потребность смысла жизни является одной из наиболее ярких и глубоко укорененных черт русского народа, составляющих во многом стержень и своеобразие его культуры. А понимание смысла жизни - также может быть смыслом жизни [4]. На основании многочисленных опросов разными психологами была сделана классификация «смыслов жизни» и жизненных приоритетов. Опрос проводился в период с 2005 по 2009 г. Было предложено выбрать один из наиболее близких вариантов ответа на вопрос: «В чем заключается ваш смысл жизни?» [6].
Полученные результаты были таковы: в качестве приоритетов лидируют саморазвитие (22,1 %), отношения и семья (18 %), различные достижения (5,6 %), далее следуют деньги и материальное благополучие.
Лишь у выдающихся людей на первом месте были выделены любимое дело и вера [6, 9].
Также в данном опросе выяснялась профессиональная принадлежность респондентов и интерпретация смысла своей жизни у представителей различных сфер деятельности. Большее стремление к саморазвитию и движению к Богу высказали работники культуры, а значительная часть тружеников промышленной сферы смысла в жизни не видит.
Можем ли мы предположить на основе этих исследований, что верующий человек имеет высокий уровень самосознания или же эта зависимость обратная и чем более глубоко человек задумывается о своей жизни, чем больше развивает свои личностные качества, тем чаще он обращается к религии.
По этому вопросу всегда возникало много споров и разногласий, но никто не сможет опровергнуть, что все мировые религии проповедуют, в итоге, одни и те же ценности: любовь, доброта, свобода, нравственность и т. д.
На основе обзора теоретической литературы и приведенных табличных данных можно выдвинуть следующие гипотезы:
- представления о смысле жизни у взрослых различной этно-конфессиональной направленности имеют свои особенности. А в силу того, что Россия - многонациональная страна, данные особенности влияют на уровень терпимости среди населения;
- изучив эти особенности, можно ближе подойти к разрешению проблем взаимопонимания и толерантности;
- специфика смыслового восприятия своей жизни зависит не только от возраста и пола, но и от религиозной и этнической принадлежности;
- для определения эффективности смысложизненных ориентаций в процессе повышения толерантности в обществе необходимо определить смысловой потенциал, заложенный в основе религий, представленных на территории Российской Федерации. Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы
обратить внимание на слабую степень изученности данного вопроса, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, что подчеркивает необходимость дальнейших эмпирических исследований. А также отметить несомненную теоретическую и практическую важность исследований по данной теме. Смысложизненные ориентации и ценности остаются с человеком на всю жизнь, а имея твердые убеждения, легче сказать «нет» и наркотикам, и экстремистским лозунгам, и террористическим группировкам.
Каждый человек сам решает, для чего он живет и каким смыслом он наполнит свою жизнь. Лучше разобравшись в своих чувствах, познав себя, проще сделать свою жизнь радостнее и приятнее. В заключение приведу высказывание известного философа М.К. Мамардашвили: «Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идет в направлении смысла».
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Наука, 1994.
2. Бессонов Б.Н. Смысл жизни личности // Смысл жизни: опыт философского исследования. -М.: Изд-во Росс. акад. управления, 1992.
3. Всероссийская перепись населения 2002 г., Федеральная служба государственной статистики. Том 4.
4. Джидарьян И.А. Психология общения и развития личности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981.
5. Иванова В.В. Общие вопросы самосознания личности. - М.: РГИУ, 2002.
6. Леонтьев Д.А., Осин Е.Е. Эмпирическая типология смыслов жизни в США и России // Смысл жизни и акме. - М.: Смысл, 2004.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. -М.: Академия, 2002.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб., 1998.
9. Сикирич Е.П. Смысл жизни. Электронное издание: «Человек без границ». - 2010.
10. Склярова Т.В., Носкова Н.В. Возрастная психология. - М.: ПСТГУ, 2009.