Научная статья на тему 'САМОСОЗНАНИЕ КАК УСЛОВИЕ СУБЪЕКТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

САМОСОЗНАНИЕ КАК УСЛОВИЕ СУБЪЕКТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саидова З.Х.

В статье отражена авторская позиция, согласно которой вопрос о субъектном становлении личности рассматривается в контексте изучения психологических условий, обеспечивающих приобщенность личности как носителя обобщенного сознания к переживаемому всеобщему, перевод этого всеобщего в ценностно-смысловую (субъективную) плоскость, где возникает не только тема внешней детерминации активности, выбора личностью ее направления, но и тема ее самопреобразования как процесса, в котором она способна быть причиной самой себя. В таком контексте вопрос о субъектном становлении личности не может быть решен без обращения к проблематике самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОСОЗНАНИЕ КАК УСЛОВИЕ СУБЪЕКТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

продовольствия на 2013- 2020 годы. В данном случае частные агрокомплексы могут приобретать новую технику по меньшей стоимости за счет старой техники. Объем государственного финансирования частных производителей сельскохозяйственной техники в 46 миллиардов рублей на каждое предприятие позволит обеспечивать скидку 50% при покупке агрокомплексами новой техники.

Следующим вариантом, который может рассмотреть агрофирма является помощь банков. Основным банком-кредитором сельскохозяйственной организаций является Россельхозбанк. Наряду с множеством кредитных продуктов для сельскохозяйственных предприятий предлагаются кредит под залог приобретаемой техники, кредит на строительство, реконструкцию и модернизацию мощностей для первичной подработки и хранения зерна, кредит на инвестиционные цели. Сбербанк дополнительно принимает по кредиту под залог будущего урожая страхование урожая и гарантии АО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий».

Резюмируя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что агрофирме «Екатеринославская» имеет износ технологического оборудования, которое может привести к ухудшению качества продукции, снижению производительности и общего экономического результата сельхозпредприятий региона. Предприятие должно использовать предложенные варианты повышения материально-технической базы.

Саидова З.Х. ассистент кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные и социальные дисциплины»

Медицинский институт ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный

САМОСОЗНАНИЕ КАК УСЛОВИЕ СУБЪЕКТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ

В статье отражена авторская позиция, согласно которой вопрос о субъектном становлении личности рассматривается в контексте изучения психологических условий, обеспечивающих приобщенность личности как носителя обобщенного сознания к переживаемому всеобщему, перевод этого всеобщего в ценностно-смысловую (субъективную) плоскость, где возникает не только тема внешней детерминации активности, выбора личностью ее направления, но и тема ее самопреобразования как процесса, в котором она способна быть причиной самой себя. В таком контексте вопрос о субъектном становлении личности не может быть решен без обращения к проблематике самосознания.

Ключевые слова: личность, субъектное становление личности, самосознание личности.

Сложившийся в конце XX - начале XXI века характер общественного развития создает условия для расширения возможности компетентного выбора личностью жизненного пути, придает особую остроту ее самореализации, заключающуюся в активном изменении «мира» и «себя в мире», выявлении в этой многогранной работе смысла культурного самоосуществления. В истории науки неоднократно рассматривали вопрос о соотношении человека и его бытия, используя разные категории («вочеловечивание» (Бл. Августин), «инкрустация» (М. Мерло-Понти), «инкарнация» (М. М. Бахтин), «интроекция» (Р. Авенариус) и др. Однако чаще всего в общенаучном обиходе для обозначения указанной реальности используется понятие «субъект» [4].

Решение кардинальных вопросов проблемы субъектного становления определяется как традициями научных школ, так и дуалистичностью предметного плана личности: многими мыслителями (Н. А. Бердяев, С. П. Иванов, И. Кант, Ч. Кули, Н. О. Лосский, М. К. Мамардашвили, Н. Н. Моисеев, В. В. Налимов, Платон, С. Л. Рубинштейн, Сократ, Э. Фромм и др.) отмечается двойственное положение личности в системе «Мир». Поэтому становление личности как субъекта особо важно проследить в анализе меняющихся бытия и самой личности, включенной в бытийствование как активного преобразующего фактора, создающего человеческое измерение системы «Мир - Человек».

При такой постановке вопроса требуется уточнение понятия «становление». Интересную точку зрения по поводу интерпретации термина «становление» имеет Л. Е. Балашов, согласно которому становление является более фундаментальной категорией, чем развитие [1]. В отличие от развития, которое характеризует рост, усложнение, совершенствование в пределах одной и той же формы действительности, становление означает восхождение от низших форм действительности к высшим. По отношению к развитию становление означает переход от развития меньшей степени сложности к развитию большей степени сложности. Становление - это движение смыслов, обретение новых смыслов жизни и деятельности. Становление сопровождается развитием, необходимо предполагает развитие, но не всякое развитие предполагает становление, то есть не всегда развитие личности является моментом становления человека как субъекта. «Когда движение от низшего к высшему происходит впервые, - это становление, но когда движение от низшего к высшему закрепляется в виде постоянно повторяющихся циклических изменений, прохождения одних и тех же стадий, - то это развитие» [3]. Таким образом, развитие - это запрограммированное изменение, а становление - незапрограммированное изменение, хотя, конечно, оно имеет объективные предпосылки. В этом контексте становление указывает на «незавершенность» человека и его мира. Пронизывая человеческое бытие, становление представляется переходом от одной формы бытия к другой, его характеристикой, сущностью, проявляющейся в самодвижении личности от неопределенности к определенности, от

неорганизованного или утрачивающего свою организованность жизнеустройства к организованному. Следуя такой логике, субъектное становление личности может продолжаться всю жизнь.

Таким образом, особая значимость в субъектном становлении личности принадлежит самосознанию, а также сопряженным с ним самостным процессам: самопознанию, самопониманию, самоотношению, самореализации, самоформированию и т.п. Поэтому особую актуальность приобретает анализ работ, раскрывающих сущность самосознания, а также концептуальных решений, имеющих высокую общетеоретическую значимость для психологического понимания самосознания творчески действующего в социокультурном пространстве человека.

Почти все исследователи, обращаясь к самосознанию, отмечают его важную роль в саморазвитии личности, особое внимание уделяя такому компоненту самосознания, как «жизненная концепция» и/или «жизненные цели» (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова Л. И. Божович, Е. И. Головаха, А. А. Кроник и др.).

Е. И. Головаха и А. А. Кроник, рассматривая самосознание в контексте психологического времени личности, полагают, что индивидуальная концепция времени человека формируется на основе осознания человеком взаимосвязи значимых событий собственной жизни. Субъективная картина жизненного пути личности, рассматривается как «психический образ, отражающий социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути (прошлое, настоящее, будущее), его этапы, события и их взаимосвязи, и выполняющий функции долговременной регуляции и согласования своего жизненного пути с жизнью других, прежде всего значимых для нее людей» [2].

Авторы подчеркивают, что определенная картина межсобытийных связей всегда представлена в сознании человека в той мере, в которой он способен осознать истинные потребности и мотивы, цели, средства и результаты своей деятельности, связав их в целостное представление о логике своей жизни. В этой связи временной аспект самосознания личности в контексте своего жизненного пути состоит в обретении целостного представления о времени своей жизни, о ее событиях, связях и отношениях между ними.

Таким образом, в отечественной психологической науке проблема самосознания преимущественно изучается на основе фундаментальной научной традиции, рассматривающей самосознание как неотъемлемую сущность человека как личности и субъекта. При этом самосознание рассматривается как важнейшее основание субъектного становления личности (К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Головаха, В. С. Мерлин и др.), подчеркивается, что уровень развития личности пропорционален уровню развития самосознания (С. Л. Рубинштейн).

В процессе самосознания формируется и выделяется «Я» субъекта как некое образование определенной целостности; единства внутреннего и

внешнего ее бытия, которое в качестве субъекта сознательно присваивает все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя ответственность за них в качестве их автора и творца (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). В каждый акт самосознания вовлекаются не только отдельные психические процессы в различной их комбинации, но и личность в целом - система ее психологических свойств, особенности мотивации, приобретенный опыт (Л. И. Анцыферова, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Д. Смирнов, Д. И. Фельдштейн, В. Э. Чудновский, Н. И. Чуприкова, Е. В. Шорохова, Д. Б. Эльконин и др.). Эти положения позволяют расширить познавательные возможности психологической науки, поскольку в них мы находим условие обращения к анализу непосредственно принадлежащих их носителю психических явлений, в которых раскрывается системная организация человека как субъекта - действий и отношений к действительности, теснейшим образом связанных с ними самосознания (процесса и результата), самоформирования человеком своей личности как процесса, в котором разворачивается многоплановость ее субъектности. В этом психологическом «ключе» изучение самосознания приобретает смысл одного из путей в познании субъектного становления личности.

Использованные источники:

1. Васягина Н.Н. К вопросу о социокультурном воспитательном пространстве / Н. Н. Васягина // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. №1. - С. 143 - 148.

2. Головаха Е. И. Психологическое время личности [Текст] / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - Киев: Наукова Думка, 1984. - С.73.

3. Ольховская Т. Д. Становление субъектности студента вуза [Текст]: автореф. дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01 / Т. Д. Ольховская; Оренбурж. гос. ун-т. - М., 2003. - 52 с.

4. Узнадзе Д. Н. Психологическая наука в России XX века [Текст] / Д. Н. Узнадзе. - М.: Прогресс, 1997. - С. 420.

Саидова З.Х. ассистент кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные и социальные дисциплины»

Медицинский институт ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМОСОЗНАНИЯ

ЛИЧНОСТИ

В статье отражена авторская позиция, согласно которой вопрос о субъектном становлении личности рассматривается в контексте изучения психологических условий, обеспечивающих приобщенность личности как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.