Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саидова З.Х.

В статье отражена авторская позиция, согласно которой вопрос о субъектном становлении личности рассматривается в контексте изучения психологических условий, обеспечивающих приобщенность личности как носителя обобщенного сознания к переживаемому всеобщему, перевод этого всеобщего в ценностно-смысловую (субъективную) плоскость, где возникает не только тема внешней детерминации активности, выбора личностью ее направления, но и тема ее самопреобразования как процесса, в котором она способна быть причиной самой себя. В таком контексте вопрос о субъектном становлении личности не может быть решен без обращения к проблематике самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

внешнего ее бытия, которое в качестве субъекта сознательно присваивает все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя ответственность за них в качестве их автора и творца (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). В каждый акт самосознания вовлекаются не только отдельные психические процессы в различной их комбинации, но и личность в целом - система ее психологических свойств, особенности мотивации, приобретенный опыт (Л. И. Анцыферова, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Д. Смирнов, Д. И. Фельдштейн, В. Э. Чудновский, Н. И. Чуприкова, Е. В. Шорохова, Д. Б. Эльконин и др.). Эти положения позволяют расширить познавательные возможности психологической науки, поскольку в них мы находим условие обращения к анализу непосредственно принадлежащих их носителю психических явлений, в которых раскрывается системная организация человека как субъекта - действий и отношений к действительности, теснейшим образом связанных с ними самосознания (процесса и результата), самоформирования человеком своей личности как процесса, в котором разворачивается многоплановость ее субъектности. В этом психологическом «ключе» изучение самосознания приобретает смысл одного из путей в познании субъектного становления личности.

Использованные источники:

1. Васягина Н.Н. К вопросу о социокультурном воспитательном пространстве / Н. Н. Васягина // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. №1. - С. 143 - 148.

2. Головаха Е. И. Психологическое время личности [Текст] / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - Киев: Наукова Думка, 1984. - С.73.

3. Ольховская Т. Д. Становление субъектности студента вуза [Текст]: автореф. дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01 / Т. Д. Ольховская; Оренбурж. гос. ун-т. - М., 2003. - 52 с.

4. Узнадзе Д. Н. Психологическая наука в России XX века [Текст] / Д. Н. Узнадзе. - М.: Прогресс, 1997. - С. 420.

Саидова З.Х. ассистент кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные и социальные дисциплины»

Медицинский институт ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМОСОЗНАНИЯ

ЛИЧНОСТИ

В статье отражена авторская позиция, согласно которой вопрос о субъектном становлении личности рассматривается в контексте изучения психологических условий, обеспечивающих приобщенность личности как

носителя обобщенного сознания к переживаемому всеобщему, перевод этого всеобщего в ценностно-смысловую (субъективную) плоскость, где возникает не только тема внешней детерминации активности, выбора личностью ее направления, но и тема ее самопреобразования как процесса, в котором она способна быть причиной самой себя. В таком контексте вопрос о субъектном становлении личности не может быть решен без обращения к проблематике самосознания.

Ключевые слова: личность, субъектное становление личности, самосознание личности.

История теоретических решений вопроса о субъектной сущности человека свидетельствует о закономерности обращения современной отечественной и зарубежной психологии к проблеме присвоения им социокультурного опыта. При этом решение кардинальных вопросов проблемы субъектного становления определяется как традициями научных школ, так и дуалистичностью предметного плана личности такими мыслителями, как Н. А. Бердяев, С. П. Иванов, И. Кант, Платон, С. Л. Рубинштейн и др., которыми отмечается двойственное положение личности в системе «Мир».

При такой постановке вопроса требуется уточнение понятия «становление». Заметим, что этот термин достаточно часто встречается в современных исследованиях, однако его семантическая наполненность в большинстве случаев остается расплывчатой. Первоначально являясь философской категорией, определяющей переход от одной определенности бытия к другой, в работах разных авторов она получала различное толкование. В психолого-педагогических исследованиях термин «становление» чаще всего характеризуется в неразрывной связи с развитием или формированием, объединяя и даже подменяя эти термины друг другом, особенно если речь идет о становлении личности.

Пронизывая человеческое бытие, становление представляется переходом от одной формы бытия к другой, его характеристикой, сущностью, проявляющейся в самодвижении личности от неопределенности к определенности, от неорганизованного или утрачивающего свою организованность жизнеустройства к организованному. Следуя такой логике, субъектное становление личности может продолжаться всю жизнь.

В свете этого замечания вопрос о субъектном становлении личности приобретает смысл задачи по изучению психологических условий, обеспечивающих приобщенность личности как носителя обобщенного, коллективного сознания к переживаемому всеобщему, перевод этого всеобщего в ценностно-смысловую (субъективную) плоскость, где возникает не только тема внешней детерминации активности, выбора личностью ее направления, но и тема самопреобразования субъекта как процесса, в котором он есть причина собственного изменения в деятельности, то есть способен быть причиной самого себя [4].

В этой связи существенно, что еще при разработке философско-психологической концепции субъекта деятельности С. Л. Рубинштейном выделены активность, развитие и саморазвитие, способность сознательно действовать и изменять действительность, осуществлять самоопределение и самоидентификацию как совокупность качеств, необходимых в выборе путей, форм дифференциации и реализации индивидуальной активности.

Научное подтверждение указанной позиции можно обнаружить и при анализе общетеоретических решений многоплановой проблемы субъекта как сознательной личности, которые представлены в трудах отечественных (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, С. П. Иванов, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Ухтомский, Д. И. Фельдштейн, М. Г. Ярошевский и др.) и зарубежных исследователей (А. Адлер, Э. де Боно, Р. Кэттелл, Я. Л. Морено, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон, К. Г. Юнг и др.). Все они единодушны во мнении, что вопрос о субъектном становлении личности должен рассматриваться в тесной взаимосвязи с проблематикой сознания и самосознания.

В русле западной психологии наблюдается большой разброс во взглядах как на интерпретацию сущности самосознания, так и на его место в общем психологическом знании. Для описания реальности, лежащей за понятием «самосознание», наиболее часто употребительным является термин «Я-концепция» как совокупность всех представлений индивида о себе (К. Роджерс). «Я-концепция» как область научного исследования опирается на систему понятий, разработанных в классических трудах Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, Дж. Мида, К. Роджерса, М. Розенберга, Р. Уайли и др.

В отечественной психологии предложено достаточно много разнообразных прочтений самосознания личности. Наиболее емко методологические основы исследования самосознания в рамках деятельностного подхода сформулировал С. Л. Рубинштейн, подчеркивая, что личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим [4].

Б.Г. Ананьев, как С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев, отмечает, что самосознание является наиболее поздним образованием по сравнению с другими свойствами. «Во всех видах деятельности и поведения отношение к себе следует за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, другим людям [1].

Следует подчеркнуть, что в отечественной психологии концептуальные основы исследования самосознания были заложены не только в рамках деятельностного подхода, но и в русле знаково-семиотического подхода, разрабатывающего символико-образную составляющую природы самосознания.

Так, согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, развитие самосознания определяется конкретной ситуацией развития личности. [3].

По мнению Б. С. Братуся, развитие самосознания состоит «в

одновременном движении по вертикали и горизонтали к общечеловеческим представлениям, смысловой идентификации с миром и по линии перехода от нестойких, эпизодически возникающих отношений к устойчивым и осознанным ценностно-смысловым ориентациям» [2].

Таким образом, в процессе самосознания формируется и выделяется «Я» субъекта как некое образование определенной целостности; единства внутреннего и внешнего ее бытия, которое в качестве субъекта сознательно присваивает все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя ответственность за них в качестве их автора и творца (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Самосознание имеет интегративную природу (Л. И. Анцыферова, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Д. Смирнов, Д. И. Фельдштейн, В. Э. Чудновский, Н. И. Чуприкова, Е. В. Шорохова, Д. Б. Эльконин и др.). Эти положения позволяют расширить познавательные возможности психологической науки, поскольку в них мы находим условие обращения к анализу непосредственно принадлежащих их носителю психических явлений, в которых раскрывается системная организация человека как субъекта - действий и отношений к действительности, теснейшим образом связанных с ними самосознания (процесса и результата), самоформирования человеком своей личности как процесса, в котором разворачивается многоплановость ее субъектности. В этом психологическом «ключе» изучение самосознания приобретает смысл одного из путей в познании субъектного становления личности.

Использованные источники:

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. [Текст]: в 2 т. / Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева [и др.]. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б. С. Братусь. - М.: Мысль, 1988.-С.121.

3. Выготский Л. С. Педология [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М., 1984. - Т. 4. - С. 157

4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: АН СССР, 1958. - С. 308.

Саидова З.Х. ассистент кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные и социальные дисциплины» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный ПСИХОЛОГИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ФАЗЫ В статье рассматриваются процессы мышления и его фазы. Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях (понятиях), но как правило он, кроме понятий, включает в себя также образы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.