Научная статья на тему 'Самосознание и особенности ценностно-смысловой сферы личности в профессиональной деятельности (на примере сотрудников государственных и коммерческих организаций)'

Самосознание и особенности ценностно-смысловой сферы личности в профессиональной деятельности (на примере сотрудников государственных и коммерческих организаций) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
950
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Винокурова А. Л., Коростылева Л. А.

В статье освещается проблема психологии самосознания личности и, прежде всего, ее прикладной аспект. Рассматриваются ценностно-смысловые образования личности применительно к деятельности и возможности мотивационно-смыслового подхода к изучению психологических особенностей личности. Приводятся результаты исследования параметров ценностно-смысловой сферы работников государственных и коммерческих организаций. Описываются выявленные особенности в структуре ценностей, смысложизненных ориентаций, карьерных установок, самоотношения, мотивации достижения и соперничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-consciousness and Value-sense Orientations of Employee of State and Commercial Organizations

In the clause opportunities of the motivational-sense approach to studying psychological features of a person are revealed. The results of research into parameters of value-sense sphere of workers of the state and commercial organizations are stated. Different influence of value-sense determination of psychological regulation of consciousness and, accordingly, behavior of a person in the social environment on professional aspirations and strategy of professional self-realization of workers of the state and commercial organizations is marked.

Текст научной работы на тему «Самосознание и особенности ценностно-смысловой сферы личности в профессиональной деятельности (на примере сотрудников государственных и коммерческих организаций)»

А. Л. Винокурова, Л. А. Коростылева

САМОСОЗНАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ)

Одной из актуальных проблем в современной психологии является проблема психологии самосознания личности и, прежде всего, ее прикладной аспект. Поэтому особую важность приобретает изучение ценностно-смысловых образований личности применительно к деятельности.

Ценностные ориентации личности, мотивы и смыслы, включенные в многоуровневую структуру направленности человека, проявляются в различных сферах жизнедеятельности. Мотивация к деятельности определяется сложным соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. Профессионализм связан с особенностями самосознания и проявляется в мотивации человека к профессиональной деятельности, с системой его ценностных ориентаций, со смыслом этой деятельности для самого человека.

Проблема обусловленности ценностно-смысловой сферы профессиональной спецификой остается пока недостаточно изученной. В связи с этим, предметом нашего исследования стала ценностно-смысловая сфера, которую мы исследовали у сотрудников государственных и коммерческих организаций.

Ценностные ориентации и мотивационно-смысловые факторы играют исключительно важную роль в процессе самореализации. Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов, конечным результатом данного механизма является их преобразование в цели личности. Применительно к личности потребности выступают как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека и являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обусловливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий.

Потребности и интересы, отражаясь в сознании человека, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так реализуется мотивационный процесс, который предполагает целенаправленность деятельности личности. Смысл этой деятельности — достижение определенной цели.

Подчеркнем, что необходимо различать понятия «смысл» и «цель». Согласно И. Ялому1, смысл обозначает «ощущение значения, целостности, связности, некоего порядка... Поиски смысла подразумевают поиски связи». А «цель относится к намерению, задаче, функции»2.

© А. Л. Винокурова, Л. А. Коростылева, 2008

Важным элементом внутренней структуры личности и регулятором ее поведения являются ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Большинство авторов связывает понятия ценности и смысла. Так, М. М. Бахтин3 соотносит понятие культурной ценности с понятием «культурные смыслы». Ценности, по определению П. А. Сорокина, — это «смысл, который вкладывают люди в одни и те же материальные предметы или духовные явления»4. Г. Олпорт пишет: «Ценность, в моем понимании, — это некий личностный смысл»5. Осмысленность ценностей, по словам

В. Франкла6, придает им объективный универсальный характер. Он понимал под ценностями смыслы, присущие большинству членов сообщества. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами — функциональным значением и личностным смыслом.

В сознании личности ценности представлены в виде понятий, способных стимулировать проявление разнообразных чувств, оценок и отношений, побуждений к деятельности. На индивидуальном уровне ценности рассматриваются как основы мотивов, которыми люди руководствуются в своей жизни7. Таким образом, категорию ценности оправданно считают одной из самых сложных в психологии, поскольку она является одновременно как мотивационным, так и когнитивным образованием. Иными словами, ценности, организуемое ими познание и мотивируемое ими поведение задают важнейшие смыслы человеческой жизнедеятельности.

Роль мотивационно-смысловых образований в структуре направленности личности подчеркивал Б. А. Сосновский8. В направленности личности существуют как относительно устойчивые структурные образования, так и жизненно необходимая вариативность. Их реальное сочетание проявляется в мотивационно-смысловых феноменах направленности. Это представляется чрезвычайно важным: вне категории смысла невозможно психологическое изучение собственно человеческой мотивации, ее функций и всего многообразия проявлений.

Смысл по-своему проявляется не только в структуре сознания, но и в сфере эмоций, в направленности личности. Смыслообразование осуществляется посредством мотивов, а точнее — всей иерархизированной структурой направленности личности, которая по-своему соотносится с различными внешними явлениями, условиями и обстоятельствами жизни и деятельности человека.

Следует отметить, что мотив и смысл существуют в единстве, но не в тождестве. Вероятно, мотивационная структура направленности более устойчива, чем образованные ею и другими психологическими взаимосвязями соответствующие смысловые конструкты. Заметим, что ни побуждение, ни направленность деятельности не выполняют своих функций без участия смысла, который не только окрашивает мотивы, но и придает им необходимую для личности целостность, системность организации.

Таким образом, мотивационно-смысловое описание направленности человека позволяет более детально анализировать феномены мотивации, не сводя их к гипотетическому побуждению к деятельности.

Субъективно воспринимаемой мерой значимости тех или иных предметов для индивида является личностный смысл. В личностном смысле отражается не только сама значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь с конкретными мотивами, потребностями и ценностями. Понятие смысла применительно к деятельности (жизненный смысл) и к личности (личностный смысл) развил А. Н. Леонтьев9. Он отмечал, что мера осознанности истинного смысла может быть различной.

Личностный смысл объектов и явлений служит основой деятельности по отношению к ним и тем самым выполняет регулирующую функцию10. У каждого человека существует личностная концепция, включающая в себя побуждения, мотивы, которыми он не может поступиться при выборе карьеры. Жизненный опыт формирует у человека определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере в частности и к работе в целом. Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и описывается через систему его диспозиций11, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и прочих мотивационных образований. Определенный смысл, который человек стремится реализовать при выборе и осуществлении собственной карьеры, выражается в карьерных ориентациях. Исследователи определяют карьерные ориентации как «последовательность аттитюдов, связанных с опытом и актуальностью в сфере работы на протяжении всей жизни»12. В. А. Ядов считает, что карьерные установки являются постоянным и устойчивым элементом структуры личности13. Однако в целом специфика карьерных ориентаций личности и ее обусловленность личностными характеристиками в психологии описаны недостаточно. Таким образом, личностный смысл обладает рядом важных особенностей, связанных с анализом строения личности в целом, центральная из которых — зависимость смысловых образований личности от порождающей их совокупности деятельностей.

Важными для содержания труда являются ценностные ориентации в профессиональной деятельности — «выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правила профессиональной этики»14. Однако, только будучи индивидуально осознанными и эмоционально окрашенными, ценностные ориентации превращаются в смыслы для конкретного человека.

Наличие смысла профессиональной деятельности обусловливает эффективность труда. «Смысл — это основание для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя, то есть личностно пристрастное, опосредованное индивидуальным опытом отношение к труду»15. Совокупность смыслов (смысла жизни, смысла профессии) образует систему личностных ценностей человека, его профессиональные склонности, определяет систему отношений в профессиональной деятельности — к делу, к труду, к себе, к коллегам.

Внешние проявления всего того, что происходит в мотивационной сфере (мотивов, целей, смыслов и т. д.), при реализации профессиональной деятельности выражают профессиональные интересы индивида16. Профессиональная деятельность человека становится более успешной при наличии профессиональных интересов. По мнению Г. С. Никифорова17, профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Если профессиональные интересы достаточно действенны, то возникает профессиональная направленность.

Личностное пространство шире профессионального, а жизнь человека не сводима к его работе, поэтому мотивация к труду не исчерпывает всей мотивации личности. Так, наиболее полная самореализация состоит в реализации смысложизненных и ценностных ориентаций, ее можно назвать «самоотдачей, самоосуществлением самого себя»18.

Мотивация к профессиональной деятельности определяется в целом сложным, постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу личности. Отметим, что знание способностей сотрудника, его жизненных целей и ценностей наряду с созданием в организации атмосферы свободы и ответственности, внимания

к внутреннему миру коллег, поддержки, доверия и заинтересованности в развитии другого, ведут к расширению возможностей как для личностного роста, так и для профессионального развития, а, следовательно, к расширению возможностей самореализации.

Мы предположили, что существуют особенности ценностно-смысловой сферы работников государственных учреждений и коммерческих организаций, обусловленные спецификой их профессиональной деятельности. Государственные и коммерческие организации исходно различаются по целям и характеру деятельности. Коммерческие организации ориентированы на получение прибыли в результате своей деятельности, она же и является главным источником дохода. Для эффективной деятельности в этом случае необходимы умение быстро оценивать ситуацию и реагировать на нее, лабильность и способность к адаптации к новым условиям. Государственные организации большей частью финансируются из бюджета государства и в основном ориентированы на удовлетворение потребностей населения, что обусловливает стабильность таких организаций. Можно предположить существование различий в содержании ценностно-смысловой сферы представителей этих типов организаций.

В целях психологического описания ценностно-смысловых ориентаций работников государственных и коммерческих организаций мы исследовали такие параметры, как смысложизненные ориентации, особенности самоактуализации, мотив власти и мотивацию к социальному престижу и соперничеству, самоотношение, карьерные ценности и ценностные ориентации личности.

Объектом исследования стали работники государственных учреждений (службы занятости Санкт-Петербурга) и коммерческих организаций (сервисной и туристической фирмы) с направленностью на оказание услуг. Общее число испытуемых — 200 человек: 94 сотрудника государственных и 106 — коммерческих организаций.

В соответствии с целями и задачами нашего исследования были использованы следующие методики: 1) тест смысложизненных ориентаций; 2) самоактуализационный тест; 3) опросник ценностей С. Шварца; 4) методика «Мотив власти» Е. П. Ильина; 5) для оценки стремления к социальному престижу, соперничеству и достижению цели — опросник МАС М. Л. Кубышкиной; 6) опросник самоотношения; 7) методика «Якоря карьеры»; 8) анкета, разработанная нами на основе биографического опросника, созданного в лаборатории экстремальных ситуаций СПбГУ Для математико-статистической обработки использовались корреляционный анализ и критерий Т-Стьюдента.

В результате проведенного исследования выявлены значимые различия и корреляции изучаемых показателей. Обнаружилось, что считают себя вполне самореализовавшимися 67 % респондентов из коммерческих организаций и 43 % — из государственных. Четкие цели и планы на будущее имеют 69 % респондентов коммерческих структур и 40 % — государственных. Тенденция к самообвинению наблюдается у 47 % работников государственной организации и лишь у 20 % сотрудников фирм. Карьерная ориентация на менеджмент важна для 20 % респондентов из группы государственных работников, и на служение — для 58 %, соответственно из группы коммерческих — 67 % и 32 %. Так, сотрудники государственных и коммерческих организаций, ориентированные на автономию в работе, предпочитают ценности аскетизма, ценят возможность побыть наедине с собой. Те из них, которые считают, что человеку дано управлять своей жизнью, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, проявляют большой интерес к себе, к внутреннему содержанию своего «Я».

Для сотрудников государственных учреждений более предпочтительны, чем для работников коммерческих фирм, ценности конформизма, аскетизма, традиционализма, природной гармонии и профессионального мастерства. Для них имеют значение стабильность

и карьерная установка на служение. Вместе с тем лица, стремящиеся к самодостаточности, высоко оценивают самостоятельность, радикализм, мастерство и достижения. Выявлено, что у самостоятельных сотрудников, ориентированных на достижение профессионального мастерства, слабо выражен мотив власти. Интересно, что представители государственных учреждений, уважающие себя и осознающие свою ценность, в профессиональных задачах ориентированы на вызов, конкуренцию, стремление к победе.

Работники коммерческих фирм по сравнению с сотрудниками государственных организаций воспринимают процесс своей жизни как более целостный. Они принимают себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, более дифференцированно осознают собственные чувства, способны к целенаправленным действиям и спонтанности, обусловленной необходимостью быстрого реагирования на изменения в таких структурах. Вместе с тем, они проявляют лабильность в поведении и быстрее устанавливают контакты с другими людьми.

Сотрудники коммерческих организаций воспринимают свою жизнь как насыщенную и больше удовлетворены самореализацией, что подтверждается высокой динамичностью их внутренних установок и убеждений.

Таким образом, в результате исследования параметров ценностно-смысловой сферы работников коммерческих и государственных структур обнаружены различия в ценностных устремлениях и мотивационно-смысловых установках. Описана феноменология ценностно-смысловых структур сотрудников государственных и коммерческих организаций, обусловленная спецификой профессиональной деятельности. Анализ ценностно-смысловых ориентаций, формируемых в процессе профессиональной деятельности, позволяет глубже понять их психологическую природу и особенности самореализации личности. Выявленные особенности важны для оптимизации профессиональной деятельности и для расширения возможностей самореализации.

1 Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2004.

2 Там же.

3 Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997. С. 54.

4 Там же. С. 173.

5 Там же. С. 175.

6 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 93.

7 Каган М. С. Указ. соч.

8 Сосновский Б. А. Мотив как личностное образование // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988.

9Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

10 Леонтьев Д. А. Психология свободы: К постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. № 1. Т. 21. С. 15-25.

11 Ядов В. А., Здравомыслов А. Г Человек и его работа: Социологическое исследование. М., 1967.

12 Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб., 2000. С. 196.

13 Там же.

14 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 71.

15 Там же. С. 72.

16 Там же. С. 74.

17 Никифоров Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб., 1991.

18 Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: Брачно-семейные отношения. СПб., 2000. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.