Серия «Психология»
2012. Т. 1, № 1. С. 47-56
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского
государственного
университета
И З В Е С Т И Я
УДК 159.9:371.124
Ценностно-мотивационные составляющие профессиональной самореализации молодых педагогов
В. Х. Манеров, Н. Н. Королева, И. М. Богдановская, Ю. Л. Проект
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены ценностно-мотивационные характеристики личности молодых педагогов как составляющие профессиональной самореализации. Раскрыты ценностно-мотивационные ресурсы и барьеры профессиональной самореализации молодых учителей.
Ключевые слова: молодые педагоги; профессиональная самореализация, мотивы, профессиональная направленность, карьерные ориентации, стремление к самоактуализации.
Ценностно-мотивационные характеристики являются ключевыми личностными составляющими самореализации человека в деятельности. Личность учителя выступает центральным фактором достижения высоких результатов в педагогической деятельности, обусловливает содержание и направленность педагогической деятельности и педагогического общения [7; 8]. Ценностно-мотивационные факторы определяют способность определять перспективы деятельности, ставить педагогические цели и задачи, реализовывать их в обучающей и воспитательной работе, отбирать и адекватно использовать педагогические технологии, средства, приемы. Мотивация и ценностные ориентации лежат в основе педагогического общения, взаимодействия с коллегами и учениками, опосредуют диалогическую, партнерскую коммуникативную направленность, способность грамотно решать коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического процесса, формировать атмосферу доверия и психологической безопасности. Основой личности учителя выступают гражданская позиция, гуманистические ценности, гибкость мотивационно-смысловых установок, стремление к самореализации, развитию своих способностей в сочетании с направленностью на развитие личности ученика.
Труд педагога характеризуется тем, что его результатом выступает система позитивных «приобретений», психологических новообразований в процессе развития учащихся, которые возникают в процессе взаимодействия с учителем. Самореализующийся педагог осуществляет деятельность
«от ученика» и «для ученика» [7]. В процессе развивающего педагогического взаимодействия происходит развитие личности, раскрытие потенциала самореализации как педагога, так и ученика.
Особенно важной роль ценностно-мотивационных характеристик личности учителя становится в современной педагогической деятельности. Современное образование в целом стремится к переходу от объектной, «дефицитарной», парадигмы к субъектной, гуманистической. Основной задачей современного образования становится подготовка учащегося к профессиональной и личной самореализации в обществе, формирование компетенций, развитие личности средствами обучения и воспитания. Это предполагает гуманизацию школьных отношений, гуманитаризацию и повышение практической ориентированности образования [3; 5]. В соответствии с концепцией К. Роджерса [11], гуманистически ориентированный педагог реализует идею фасилитирующего обучения. Учитель не оказывает директивного влияния, а поддерживает, сопровождает ученика на пути его личностного развития посредством равноправного творческого взаимодействия. Соответственно, цель такого образования в первую очередь заключается не в передаче ученику некоторой суммы знаний, а в трансляции социокультурного опыта, формировании стратегий решения разнообразных жизненных задач, стремления к раскрытию и развитию своего внутреннего потенциала, к самоосуществлению.
Ценностно-мотивационная сфера, составляющая «ядро» личности, определяет профессиональную и личную позицию, формирует направленность и содержание профессиональной самореализации педагога.
Педагог, стремящийся к самореализации, в процессе своего труда является личным примером для учеников, тем самым способствует формированию у них гуманистической направленности личности [2]. То есть, личность педагога, его ценностно-мотивационная направленность выступает основным инструментом педагогического труда. Успешность самореализации педагогов в первую очередь зависит от системы мотивов и ценностей, поскольку учитель, с одной стороны, воспринимает и интериоризиру-ет ценности современной социокультуры, с другой стороны, транслирует их учащимся, формирует мотивацию деятельности и ценностную направленность подрастающего поколения. По А. В. Петровскому [10], основным механизмом личностно ориентированного обучения выступает «отраженная субъектность» - идеальная представленность образа значимого другого в сознании субъекта. Образ личности педагога, центральным компонентом которого являются ценности, смыслы, побуждения, становится фактором их личностного саморазвития, в формировании ценностной направленности, системы взглядов, убеждений, мировоозренческих установок, представлений о мире и других людях. Влияние педагога как самореализующейся личности прослеживается в изменениях внутреннего мира учеников, формировании жизненных перспектив. В итоге осознанное или неосознаваемое стремление подражать учителю изменяет мотивацию, направленность личности, ценности и смыслы учащихся. В то же время такие отно-
шения служат источником самореализации для самого педагога. Ориентация учителя на самореализацию становится основой для создания постоянно развивающейся духовной среды, в которой учитель создает оптимальные условия для развития потенциала самореализации учеников и в то же время открыт новому опыту, знанию, влиянию учеников [9].
То есть, самореализация педагога определяется прежде всего системой ценностей, мотивацией труда и общения, что влияет на способность адекватно применять свой педагогический опыт во взаимодействии с учащимися в постоянно изменяющемся содержании и условиях деятельности [4].
Уровень развития ценностно-мотивационных характеристик во многом определяет степень сформированности других профессионально значимых характеристик личности учителя. Это такие ее составляющие, как: педагогическая эрудиция и педагогическое мышление, готовность к расширению границ познания; педагогическое целеполагание - способность к планированию своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; педагогическая эмпатия - понимание учителем личности ребенка, тонкое проникновение во внутренний мир ученика, сопереживание; педагогическая этика, предполагающая осознанное принятие гуманистических норм своей профессии и следование им [1].
Ценностно-мотивационные характеристики личности педагогов изменяются в процессе профессиональной деятельности и имеют свою специфику в зависимости от стажа и опыта работы [6]. Молодые педагоги при выраженном стремлении к профессиональному и личностному росту могут испытывать затруднения в раскрытии своего потенциала профессиональной деятельности, что делает особенно актуальным исследование ценностно-мотивационных факторов их профессиональной самореализации.
Эмпирическое исследование ценностно-мотивационного компонента профессиональной самореализации молодых педагогов было реализовано с использованием следующего комплекса психодиагностических методик: методика оценки уровня притязаний (В. К. Гербачевский), опросник профессиональной направленности педагога (Е. И. Рогов), методика диагностики карьерных ориентаций ИКО (Э. Шейн), тест-опросник выявления стремления к самоактуализации САМОАЛ (Э. Шостром).
В исследовании принимало участие 55 человек (13 % мужчин и 87 % женщин) - молодых педагогов, работающих в образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга со стажем работы до 5 лет. Средний возраст респондентов составил 25,5 года.
Для определения основных характеристик ценностно-мотивационной сферы личности молодых педагогов нами были рассчитаны описательные статистики по всем исследуемым показателям, затем произведен анализ распределения выборки по уровням выраженности ценностномотивационных характеристик.
Обратимся к описанию результатов проведенного исследования. На рис. 1 приведены данные, полученные по методике оценки уровня притязаний В. К. Гербачевского.
0%
□ высокий уровень
□ средний уровень
□ низкий уровень
11
ш
1.1 I ■ и
1 2 3
12,50 64,06 4,69
67,19 31,25 60,94
20,31 4,69 34,38
4
12,50
51,56
35,94
5 6
17,19 48,44
59,38 42,19
23,44 9,38
Рис. 1. Распределение выборки молодых педагогов по уровням выраженности мотивов: 1 - внутренний мотив; 2 - познавательный мотив; 3 - мотив избегания; 4 - состязательный мотив; 5 - мотив смены деятельности; 6 - мотив самоуважения; 7 - значимость результатов; 8 - сложность задания; 9 - волевое усилие; 10 - оценка уровня достигнутых результатов; 11 - оценка своего потенциала; 12 -намеченный уровень мобилизации усилий; 13 - ожидаемый уровень результатов; 14 - закономерность результатов; 15 - инициативность
Частотный анализ соотношения выраженности мотивов в исследуемой выборке показывает, что наиболее часто молодые педагоги проявляют высокую оценку результатов своей деятельности, высокий ожидаемый уровень результатов, познавательный мотив, мотив самоуважения.
Ведущей мотивацией молодых педагогов является стремление занять достойное место в своей профессиональной среде, показать наивысшие результаты в своей деятельности, что может способствовать развитию самоуважения в связи с высоким профессионализмом и качеством своей деятельности. В то же время молодыми учителями избегаются такие мотивы, как значимость результатов и сложность задания, состязательный мотив и мотив избегания. Начинающие педагоги направляют свои усилия скорее не на достижение конкурентного преимущества по сравнению с другими работниками, а на достижение взаимопонимания и нахождения направлений приложения совместных усилий для достижения необходимого результата, что и предполагает сама специфика педагогической деятельности. Можно сказать, что мотивация деятельности молодых педагогов раскрывается в их стремлении совершенствовать свои знания и навыки, оценивать и развивать результаты своего профессионального труда, находить основания для сотрудничества и взаимопонимания с другими профессионалами в педагогической среде.
Для определения более обобщенных мотивационных комплексов мы обратимся к анализу профессиональной направленности молодых педагогов (рис. 2). Рассмотрим соотношение выделенных типов профессиональной направленности педагога на исследуемой выборке. Наиболее часто мы встречаем молодых учителей с профессиональной направленностью на общительность и интеллигентность (17,19 % и 17,18 % соответственно). Таким образом, частотный анализ показывает мотивационную направленность начинающих педагогов на принципиальность, соблюдение моральных норм, реализацию себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, желание нести ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы. Другой приоритетной стороной педагогической деятельности для молодых учителей становится общение с учениками, проявление экстравертированности, низкой конфликтности, доброжелательности, способности к эмпатии, любви к детям. Воспитательные воздействия строятся на основе совместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни.
0%
□ высокий уровень
— —
общительность организованность направленность на предмет интеллигентность
17,19 15,63 7,81 17,18
76,56 71,88 50,00 78,13
6,25 12,50 42,19 4,69
] средним уровень
□ низкий уровень
Рис. 2. Распределение выборки по уровням выраженности типа профессиональной направленности педагога
Подводя итоги анализа профессиональной направленности и мотивации молодых педагогов, можно сказать, что основные усилия начинающих специалистов в этой сфере связаны с построением бесконфликтных отношений, с одной стороны, с детьми, с другой стороны - с взрослыми субъектами педагогической среды: администрацией, коллегами, родителями. Для этого молодым людям приходится наращивать свой профессиональный багаж, развивать свой педагогический опыт, находить основания для уверенного профессионального поведения. Зачастую начинающие учителя определяют в качестве такого основания свою личность, ее высокий мо-
ральный и духовный уровень, и стремятся преподнести себя и свое поведение в качестве образца для подражания детей, приобрести авторитет у взрослых. Основой взаимодействия с детьми становится построение гармоничного коммуникативного пространства, дружеских, теплых отношений и создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
Следующим этапом анализа ценностно-мотивационной сферы молодых педагогов являлось изучение общепрофессиональных или карьерных ориентаций и стремления личности к самоактуализации как одного из ведущих компонентов самореализации человека. Обратимся к результатам уровневого анализа карьерных ориентаций в исследуемой группе (рис. 3).
Рис. 3. ориентации
Распределение выборки по уровням выраженности типа карьерной
Наиболее часто встречающимися карьерными ориентациями являются ориентации на служение и стабильность места работы. В то же время достаточно высокий процент респондентов испытывает профессиональную востребованность. Наиболее отвергаемыми карьерными ориентациями являются ориентации на стабильность места жительства, менеджмент и предпринимательство. Таким образом, среди молодых педагогов чаще всего встречаются люди, заинтересованные в работе в стабильной организации, позволяющей реализовывать те личностно значимые цели, которые связаны с гуманистической ориентацией на добро и помощь другим людям. В то же время немаловажной стороной педагогической профессии является возможность интеграции различных сторон жизни, развития способности преодолевать самые разнообразные препятствия на пути к цели. Ориентации на конкурентные отношения, доминирование, взятие на себя ответственности за деятельность других людей, интеграция их усилий и
ответственность за конечный результат наименее редко встречаются среди молодых педагогов.
Рассмотрим соотношение выраженности самоактуализационных тенденций в исследуемой группе (рис. 4).
100% -| |-1 |-1 |-1 |--1 |--1 |--1 |---1 |--1 |--1 |---1 |--1 |--1
0% ориентац ия во времени ценности взгляд на природу человека потребное ть в познании креативно сть автономн ость спонтанно сть самопони мание аутосимп атия контактно сть гибкость в общении стремлен ие к самоактуа
□ высокий уровень 42,19 21,88 6,25 10,94 17,19 4,69 6,25 10,94 7,81 9,38 7,81 3,13
□ средний уровень 43,75 51,56 42,19 71,88 53,13 43,75 39,06 57,81 51,56 64,06 65,63 70,31
□ низкий уровень 14,06 26,56 51,56 17,19 29,69 51,56 54,69 31,25 40,63 26,56 26,56 26,56
Рис. 4. Распределение выборки по уровням выраженности самоактуализационных тенденций
Следует отметить, что выраженность стремления к самоактуализации в данной группе оказывается умеренной практически по всем показателям. Особенно редко среди молодых педагогов встречаются люди с такими са-моактуализационными тенденциями, как спонтанность, автономность, взгляд на природу человека, аутосимпатия. Чаще всего среди начинающих учителей встречаются молодые люди, разделяющие ценности самоактуа-лизирующейся личности, обладающие творческим отношением к жизни, способные концентрироваться на настоящем моменте и понимающие его экзистенциальную ценность.
Полученные результаты позволили выделить основные ценностномотивационные составляющие профессиональной самореализации молодых педагогов. Ведущей мотивацией молодых педагогов является стремление занять достойное место в своей профессиональной среде, показать наивысшие результаты в своей деятельности. Молодые педагоги ставят для себя все более и более трудные профессиональные цели для достижения свободы действий в стереотипных ситуациях профессиональной деятельности. Основной движущей силой развития профессионализма и самореализации молодого педагога является необходимость подтверждения значимости своего Я в профессиональной сфере. Начинающие специалисты обладают позитивной профессиональной перспективой, характеризуются
желанием прикладывать свои усилия на развитие своего профессионального потенциала.
Одной из важнейших стратегий достижения самоуважения для молодых педагогов становится стремление к познанию, внимательное отношение к новому знанию, способному обогатить поведенческий репертуар профессиональных действий. Основные усилия начинающих специалистов связаны с построением бесконфликтных отношений, с одной стороны, с детьми, с другой стороны с взрослыми субъектами педагогической среды: администрацией, коллегами, родителями. Для этого молодым людям приходится наращивать свой профессиональный багаж, развивать свой педагогический опыт, находить основания для уверенного профессионального поведения. Зачастую начинающие учителя определяют в качестве такого основания свою личность, ее высокий моральный и духовный уровень и стремятся преподнести себя и свое поведение в качестве образца для подражания детей, приобрести авторитет у взрослых. Основой взаимодействия с детьми становится построение гармоничного коммуникативного пространства, дружеских, теплых отношений и создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
Система ценностных ориентаций по отношению к профессиональной деятельности у молодых педагогов характеризуется ориентацией на стабильность и безопасность, автономию, проявляющуюся в стремлении к независимости и свободе выбора способов и средств достижения профессиональных результатов, желанием реализовывать в профессии личностно значимые цели (например, помогать другим, учить, добиваться гармонии между людьми, сделать мир лучше и др.).
Чаще всего среди начинающих учителей встречаются молодые люди, разделяющие ценности самоактуализирующейся личности, обладающие творческим отношением к жизни, способные концентрироваться на настоящем моменте и понимающие его экзистенциальную ценность, но отличающиеся недостаточной верой в людей, в могущество человеческих возможностей, в искренность намерений других людей, в возможность устанавливать с ними доверительные контакты, основанные на открытости и честности во взаимоотношениях. В то же время молодые педагоги не склонны к проявлению независимости и свободы, доверия к окружающему миру и уверенности в себе, у них мало проявлены возможности реагировать спонтанно и естественно на различные профессиональные и жизненные ситуации. Это может приводить к личностным затруднениям в процессе профессиональной деятельности учителя.
Таким образом, анализ ценностно-смыслового потенциала и личностных барьеров профессиональной самореализации молодых педагогов позволит определить основные направления повышения ее успешности в условиях современного российского образования.
Литература
1. Аминов Н. А. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Вопр. психологии. - 1992. - № 1. - С. 74-80.
2. Дубов И. Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния. личности педагога на учащихся / И. Г. Дубов // Вопр. психологии. - 1990. - № 5. - С. 19-21.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: для студентов вузов / И. А. Зимняя. -Ростов н/Д : Феникс, 1997. - 480 с.
Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. - СПб. : Знамя, 1993. - 154 с.
4. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность и талант учителя / Н. В. Кузьмина. - Л. : Знание, 1985. - 32 с.
5. Лужецкая А. М. Изучение личностной направленности педагогов разного возраста с позиций системного подхода [Электронный ресурс] / А. М. Лужецкая // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов 2009. иКЬ: http://www. _|ита1. о^/агйс1е8/2009/р8Ш5. Ыт1 (дата обращения: 15.09.2010).
6. Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. - М. : Педагогика, 1983. - 64 с.
7. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М. : Педагогика, 1993. - 321с.
8. Митина, Л. М. Психология профессионального развития педагога : дис. ... д-ра психол. наук / Л. М. Митина. - М., 1995. - 315 с.
9. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. - М. : Педагогика, 1987. - 238 с.
10. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию, становление человека / К. Роджерс. -М. : Универс, 1994. - 466 с.
Valuable Orientations and Motives as a Components of the Professional Self-realization of Young Teachers
V. H. Manerov, Н. Н. Koroleva, I. M. Bogdanovskaja, J. L. Proekt
Annotation. In article values and motivational characteristics of young teachers as components professional self-realization are considered. Motivational resources and barriers or professional self-realization of young teachers are opened.
Key words: young teachers; professional self-realization; motives; a professional orientation; career orientations; tendency to self-actualization.
Манеpов Валеpий Хайдаpович Manerov Valery Khaidarovich
доктор психологических наук, профессор, Doctor of Psychological Sciences,
заведующий кафедрой Professor, Head of the Department of
Российский государственный педагогический Russian State Pedagogical University
университет им. А. И. Герцена, A. I. Herzen
191186, г. Санкт-Петербург, 48, Nab. R. Moiki str., Saint-Petersburg,
наб. р. Мойки, д. 48 191186
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
Королева Наталья Николаевна доктор психологических наук, профессор Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48
e-mail: [email protected]
Богдановская Ирина Марковна кандидат психологических наук, доцент Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48
e-mail: biggi66@mail. ru
Проект Юлия Львовна
кандидат психологических наук, доцент
Российский государственный педагогический
университет им. А. И. Герцена
191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки,
д. 48
e-mail: [email protected]
Koroleva Natalia Nikolaevna Doctor of Psychological Sciences, Professor Russian State Pedagogical University A. I. Herzen
48, Nab. R. Moiki str., Saint-Petersbur. 191186
e-mail: korolevanatalya@mail. ru.
Bogdanovskaya Irina Markovna candidate of psychological Sciences, associate Professor Russian State Pedagogical University A. I. Herzen,
48, Nab. R. Moiki str., Saint-Petersburg, 191186
e-mail: biggi66@mail. ru Project Yulia Lvovna
candidate of psychological Sciences, associate Professor
Russian State Pedagogical University A. I. Herzen,
48, Nab. R. Moiki str., Saint-Petersburg, 191186
e-mail: [email protected]