УДК 371
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.Н. Трофимова - кандидат педагогических наук, зав. каф. ин. яз. Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
THE PERSONAL IMPROVEMENT IN PROFESSIONAL LIFE
O.N. Trofimova - Candidate of Pedagogical Sciences, chief of foreign languages department The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: oltrof12@,mail. ru
Ключевые слова: профессионализация, уровень развития, личность, профессия, Я-концепция
Аннотация: Профессионализация - процесс профессионального обучения, во время которого происходит первичное освоение профессии, определяются жизненная и мировоззренческая позиции молодого человека. Изменение представлений человека о себе по мере освоения профессии определяется не только тем, что расширяются и становятся более реалистичными представления о профессии, но и содержанием этих представлений и их соотнесённостью к своей личности и индивидуальности. Становление профессионала рассматривается как одна из форм развития индивида, согласно Б.Г. Ананьеву и А.Н. Леонтьеву.
Key words: professionalization, the level of development, personality, profession, self conception.
Summary. Professionalization is the process of training, during which the initial development of the profession is determined by the life and world outlooks of a young man. Changing of perceptions of a human currently in process of profession development is determined not only by the fact that profession perceptions expand and become more realistic, but also the content of these perceptions and their correlation to their personality and individuality. Becoming a professional is regarded as a form of development of the individual, according to B.G. Ananiev and A.N. Leontiev.
На начальном этапе профессионализации - в процессе профессионального обучения происходит первичное освоение профессии, определяется жизненная и мировоззренческая позиции молодого человека. Изменение представлений человека о себе по мере освоения профессии определяется не только тем, что расширяются и становятся более реалистичными представления о профессии, сколько содержанием этих представлений и их соотнесённостью к своей личности и индивидуальности.
Таким образом, согласно М.Р. Гинзбургу, в жизненном поле личности, которое является «совокупностью индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального дейст-вования - актуального и потенциального, - охватывающего прошлое, настоящее и будущее», разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение, характеризующееся наличием компонентов:
1. Психологического настоящего, выполняющее функцию саморазвития (самопознания и самореализации), включающего в себя сформированное ценностно-смысловое ядро (широкий спектр личностно значимых позитивных ценностей, переживание осмысленности собственной жизни, экзистенциальная ориентация), самореализацию, которая должна носить творческий характер, иметь широкий диапазон областей.
2. Психологического будущего, обеспечивающего смысловую и временную перспективу, включающих: личностное проецирование себя в будущее, когда молодой человек, рассчитывая в основном на собственные силы, видит широкий спектр ценностей будущего в эмоционально привлекательном свете. Выбор профессии (его устойчивость, определенность на конкретной профессии, наличие профессиональных требований к профессии) существенным образом характеризует смысловое будущее и успешность самоопределения.
Вышесказанное является «процессом прогрессивного изменения личности, собственной активности, самосовершенствования» [7].
В то же время выбор профессии изначально связан с определенными задатками и установками личности. Поэтому, у людей определенной профессии заметны какие-то общие черты характера, их специфика может быть обусловлена не только вторичным влиянием профессиональной роли, но и тем, что в большинстве случаев ее выбирают люди, исходно обладающие определенными личностными особенностями. В частности В.А. Бодров отмечал, что «успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических свойств личности требованиям практики.
Становление профессионала рассматривается как одна из форм развития индивида в единстве развития профессиональных и личностных качеств субъекта, как образования, в котором фиксируются представления индивида о способности к данной деятельности Б.Г. Ананьева и А.Н. Леонтьева [1], являющейся одной из форм психического развития [9], которая по своему содержанию тесно переплетается с общей онтогенетической эволюцией психических функций человека в целом. Данная связь является двусторонней, т.е. общий уровень психического развития индивида является условием для начала развития профессионального. В свою очередь, профессиональное развитие существенно влияет на общее развитие психологических функций человека.
Согласно Ф. Парсонсу, в профессиональном развитии человека природное и общественное, биологическое и социальное есть, прежде всего, предпосылки, из которых человек сам строит свою жизнь и профессии. Таким образом:
а) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;
б) профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;
в) профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором сам индивид определяет индивидуальную диспозицию психологических или физических качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.
Согласно положению Д. Сьюпера о «конгруэнтности Я-концепции и профессии», важнейшим детерминантом профессионального пути являются представления человека о своей личности. Человек неосознанно ищет профессию, в которой он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а «входя в профессию», будет искать осуществления этого соответствия. В основе профессионального развития согласно лежат следующие причины:
1. Люди характеризуются своими способностями, интересами и свойствами личности.
2. На этой основе каждый человек подходит к ряду профессий, а профессия - к ряду индивидов.
3. В зависимости от времени и опыта меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает множественный профессиональный выбор.
4. Профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз.
5. Особенности этого развития определяются социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями и т.д.
6. На разных стадиях развитием можно управлять, с одной стороны, способствуя формированию у индивида интересов и способностей и, с другой, поддерживая индивида в его стремлении «попробовать» реальной жизни и в развитии его Я-концепции.
7. Профессиональное развитие состоит, в сущности, в развитии и реализации Я-концепции.
8. Взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии, в беседе с профконсультантом или в реальной жизни.
9. Удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая казалась подходящей на стадии профессионального развития.
Как показано в ряде работ в качестве источников профессионального развития индивида выступает комплекс специфических противоречий:
1. «Запускающие» процесс профессионализации, обеспечивающие включение человека в ситуацию выбора, принятия или отвержения профессионализации как формы социализации и индивидуализации личности. Действие этой группы противоречий сохраняется на всех этапах профессионального развития человека .
2. Регулирующие процесс «сближения» человека и профессии по мере перехода человека с одной стадии профессионализации на другую. Данное противоречие связано с механизмами профессионального развития, которые заключаются в формировании у человека таких качеств и свойств, отношений, которые бы оптимально соответствовали требованиям профессиональной деятельности, а также содержанию, условиям профессионального становления личности в целом. Однако профессиональное развитие сможет начаться только в случае, если профессиональные требования будут выше реальных возможностей (зона ближайшего развития) и будут приняты человеком как значимые.
3. «Сближение» человека и профессии, имеющее две стороны: движение человека к профессии и движение профессии к человеку. В рамках данного направления проявляет свое действие третья группа противоречий, которые запускают творческую активность субъекта профессионализации по оптимизации, перестройке профессии, созданию новых приемов и видов профессиональной деятельности. Условием реализации этой группы противоречий является высокий уровень развития личности профессионала, ориентация на его возможности и потребности, на те, которые имеют не только личностную, но и социальную значимость.
Согласно определению, данному в психологическом словаре, профессионализация -это процесс становления профессионала, который включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии.
Одной из форм вовлечения молодых людей в процесс профессионализации является профессиональное образование, суть которого заключается в подготовке к конкретному виду профессионального труда как основной форме социальной активности личности в обществе. Данный период характеризуется динамическим процессом включения молодого человека в общество, проявляется в решении вопросов о призвании, о социальных ролях в отношении к обществу. Профессионализация является целостным процессом, в основе которого лежит комплекс развивающихся, взаимодействующих между собой, последовательно сменяющихся
механизмов, смысл которых на этапе обучения заключается в формировании положительного отношения к труду, формировании общетрудовых знаний и навыков [9].
К профессионализации относится:
• специальная профессиональная подготовка субъекта к будущей профессиональной деятельности [8];
• непосредственно сам процесс профессиональной деятельности;
• статус, вознаграждение и привилегии профессии [1];
• процесс включения (либо исключения) индивида в профессиональную деятельность.
Литература
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б.Г. Ананьев ; под ред. А. А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М. : Педагогика, 1980. - Т. 1. - 230 с.
2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М. : Наука, 1971. - 340 с.
3. Ананьев, Б.Г. О психологических эффектах социализации / Б.Г. Ананьев // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. - Л. : ЛГУ, 1971. - С. 145-167.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1999. - 125 с.
5. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности : учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
6. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 17-26.
7. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 16-21.
8. Миронова, Т. Л. Самосознание профессионала / Т. Л. Миронова. - Улан-Удэ, 1999. - 200 с.
9. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
10. Специализированная аннотированная электронная библиотека для изучающих английский язык [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:www.englspace.com/dl/details/miram.shml.
Literature
1. Ananiev, B.G. Selected psychological works : in 2 Vol. / B.G. Ananiev, under the ed. of A.A. Bodalev, B.F. Lomov. - M. : Pedagogika, 1980. - Vol. 1. - 230 p.
2. Ananiev, B.G. About the problems of modern anthropology / B.G. Ananiev. - M. : Nauka, 1971. - 340 p.
3. Ananiev, B.G. About the psychological effects of socialization / B.G. Ananiev // Human and Society. The issues of socialization of the individual. - L. : LGU, 1971. - P. 145-167.
4. Ananiev, B.G. Man as an object of cognition / B.G. Ananiev. - L. : Leningrad State University, 1999. - 125
p.
5. Bodrov, V.A. Psychology of professional competence : a manual for HEIs / V.A. Bodrov. - M. : PER SE, 2001. - 511 p.
6. Ginzburg, M.R. Personal self-determination as a psychological problem / M.R. Ginzburg // Issues of psychology. - 1988. - No 2. - P. 17-26.
7. Zeer, E.F. Person-oriented professional education / E.F. Zeer, G.M. Romantsev // Pedagogika - 2002. - No 3. - P. 16-21.
8. Mironova, T.L. Self-awareness of professional / T.L. Mironova. - Ulan-Ude, 1999. - 200 p.
9. Povarenkov, Yu.P. Psychological content of professional development of person / Yu.P. Povarenkov. - M. : URAO, 2002. - 160 p.
10. Specialized annotated electronic library for English language learners [Electronic resource]. - Mode of access : http:www.englspace.com/dl/details/miram.shml.
Статья поступила в редакцию 13.05.2010 г.