2022/2
2. Белоусов С. А. Самовоспитание и ценностная ориентация человека // Журнал практического психолога. - 1998. - №2 5. - С. 33-37.
3. Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. -1990. - №° 6. - С. 9-17.
4. Индивидуальность человека: условия проявления и развития // Тезисы докладов научной сессии, посвященной 90-летию со дня рождения В. С. Мерлина (5-6 февраля 1988 г.). -Пермь, 1988. - 165 с.
5. Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. - 2000. - №° 4. - С. 123-127.
6. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. -Л., 1960. - 321 с.
7. Низовских Н. А. Психосемантический анализ жизненных ориентации личности: авто-реф.... дисс. канд. психол наук. - М., 1995. - 16 с.
8. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе / под ред. В.С. Мухиной. - М.: 1987. -151 с.
Ю. А. Кубатина
УДК 159.9
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
КАК КОМПОНЕНТ
ЛИЧНОСТНОЙ АВТОНОМИИ
ПРАКТИЧЕСКОГО
ПСИХОЛОГА
НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
ПРОФЕССИОНАЛОГЕНЕЗА
Одним из требований к психологу-профессионалу является высокий уровень саморегуляции личности, т. е. умение психолога целенаправленно регулировать собственные
реакции, состояния и деятельность в целом. По Д. А. Леонтьеву и О. Е. Дергачевой, саморегуляция является синонимом понятия «личностная автономия», под которой авторы предлагают понимать «интериоризированную форму внешней регуляции, ставшей саморегуляцией и приобретшей качественно иную форму» [2]. Данное умение (быть самодетерминированной и саморегулирующейся личностью, самостоятельно определяющей и реализующей вектор своего развития, принимая решения и беря на себя ответственность за них) - это не только цель работы психолога с клиентом, но и профессионально значимое качество самого специалиста, личность которого является одним из основных терапевти-рующих профессиональных инструментов.
Индивид в современном обществе претерпевает влияние множества деструктивных факторов как техногенного (разного рода техногенные катастрофы, наносящие вред жизни и здоровью человека, а также ухудшающие его экологическое пространство), так и социогенного характера (нивелирование или размывание моральных ориентиров, этнические конфликты и разжигание межнациональной розни на полиэтнических территориях, навязывание чуждых народу ценностей, резкий рост социально-экономического неравенства классов при уменьшении средней прослойки и пр.). Все это порождает ощущение нестабильности и растерянности, когда устойчивый образ мира человека рушится на глазах, а будущее кажется пугающим. И тут как никогда ему требуется психологическая помощь в поиске внутренних ресурсов, дающих возможность совладать с данной стрессовой ситуацией, в которую превратилась вся жизнь индивида начала XXI века. Одним из главных условий сов-ладания со стрессом, как отмечают многие авторы, является возвращение человеку ощущения управления своей жизнью, т. е. развитие у него навыков саморегуляции: исходя из своих задач, опосредованных своими же ценностями и приоритетами, опираясь на свои возможности, человек сам может выбрать ближайшую цель, выстроить шаги по ее дос-
тижению, реализовать их, контролируя себя, свое состояние и преодолевая возникающие сложности, на что и нацелена психологическая помощь.
При этом надо отметить, что профессия психолога - это не просто «социономическая профессия», а профессия, объектом деятельности которой зачастую является человек в состоянии кризиса, переживший глубокую психологическую травму потери (работы, семьи, привязанности, смысла жизни, себя, близкого), т. е. потерявший какую-то опору. И от практического психолога нужна не просто непосредственная квалифицированная помощь в объективном понимании происходящего и выстраивании вместе с клиентом траектории дальнейшего развития личности, но и умение выдержать («контейнировать») все негативные чувства и переживания клиента, самому при этом оставаясь «в ресурсе», что требует высокого уровня саморегуляции профессионала. В связи с этим проблема саморегуляции как значимого профессионального качества личности практического психолога является одной из наиболее актуальных в рамках подготовки специалистов.
Целью данной статьи является рассмотрение проблемы саморегуляции личности и выявление особенностей ее развития у практических психологов, находящихся на разных этапах профессионалогенеза специалиста.
Проблема саморегуляции личности в психологии не нова, она рассматривалась как зарубежными, так и отечественными авторами. Так, Н. Г. Кондратюк, проводя анализ подходов к содержанию саморегуляции личности, выделяла работы таких авторов, как D. E. Broad-bent (1985), A. W. Gaillard (2001), G. R. J. Hockey (1997, 2005), R. F. Baumeister et al. (2006), C. S. Carver et al. (2000), N. DeWall et al. (2010); R. H. Hoyle (2006); R. R. McCrae & G. E. Lockenhoff (2010) и др., подчеркивая значимость исследований ими проблемы взаимосвязи личностных особенностей индивида и особенностей развития его саморегуляции [3].
Ю. Куль в рамках теории самоуправления была разработана методика, направлен-
ная на изучение саморегуляции личности (SSI) через выявление особенностей таких ее компонентов, как самоопределение, самомотивация и саморелаксация [8].
В отечественной психологии также существуют разные подходы к пониманию данного феномена. Так, Л. П. Гримак под психической саморегуляцией понимает «психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний» [1, с. 150-167]. Саморегуляцию как «психогигиеническое средство, способное предупредить накопление перенапряжения, восстановить силы, нормализовать психоэмоциональное состояние и мобилизовать ресурсы организма» предлагает рассматривать С. Л. Соловьева [12]. Сквозь призму типологических особенностей свойств нервной системы человека рассматривал проблему саморегуляции свойств и состояний личности Н. М. Пейсахов; им также был разработан тест по изучению особенностей развития этапов самоуправления личности [10]. Способность к саморегуляции как самую важную качественную характеристику личности рассматривал Б. Ф. Ломов [6]. Г. С. Прыгин понимает саморегуляцию как «субъектную регуляцию, которую мы определяем как целостную, замкнутую по структуре, информационно открытую систему, в которой степень сформированности ее отдельных компонентов, их содержательное наполнение и отношения между ними, отражая уникальность личности, приводят к согласованию ее активности с требованиями деятельности, и тем самым, к достижению цели, принятой субъектом» [11, с. 8-9]. О. А. Конопкин, разрабатывая собственную модель осознанного регулирования и выделяя закономерности осознанной регуляции, рассматривал психологические детерминанты саморегуляции личности, считая ключевой из них осознанность личностью произвольности собственной активности и возможности ее регуляции. По его мнению, саморегуляция - это системно организованный осознаваемый психический процесс по инициации, построению, поддержанию
и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей [4]. В рамках этой же школы разрабатывает свою концепцию саморегуляции автор монографии «Самосознание и саморегуляция поведения» В. И. Моросанова, которая также является также автором одной из отечественных методик по изучению саморегуляции личности [9].
Е. А. Черенева предлагает подходы к содержанию феномена саморегуляции разделить на три условные группы:
1. Подходы, которые акцентируют внимание на изучении особенностей произвольной регуляции деятельности (О. А. Коноп-кин, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий и др.);
2. Подходы, авторы которых, в первую очередь, уделяют внимание изучению особенностей саморегуляции психических состояний (Л. Г. Дикая, А. О. Прохоров и др.);
3. Третья группа подходов базируется на изучении особенностей саморегуляции личности в целом (Ю. А. Миславский и др.) [13, с. 7-11].
При этом сам автор говорит об условности такого деления, т. к. особенности психики человека, носителем которой и является личность, проявляются в его поведении и деятельности, т. е. поведенческая активность личности опосредована спецификой личностных черт и свойств (идеалов, целей, ценностей, потребностей и мотивов, и пр.), а также доминирующих состояний человека.
В рамках нашего исследования особенностей развития саморегуляции психологов важным является подход Д. А. Леонтьева и О. Е. Дергачевой к пониманию саморегуляции как феномена, созвучного понятию «личностная автономия»: по мнению авторов, личностная автономия - это «проявления в поведении, сознании, чувствах и мыслях человека, которые обусловлены именно его личностными побуждениями и решениями» [2], в то время как обусловленность «проявлений в поведении и...» собственными «побуждениями и решениями» указанные ранее авто-
ры (Г. С. Прыгин, Н. М. Пейсахов, В. И. Мо-росанова и др.) и считают проявлением сознательной саморегуляции личностью собственной жизнедеятельности. Т. е. в понимании Д. А. Леонтьева и О. Е. Дергачевой данные понятия - саморегуляция и личностная автономия как интериоризированная форма внешней регуляции, ставшая саморегуляцией - это две стороны одного и того же явления.
Современная психология считает, что автономия личности как рефлексивный феномен является инструментом самопознания. Она не сводится ни к независимости, ни к эмансипации, но является механизмом адаптации личности к постоянно меняющимся новым условиям, определяя успешность личностного и профессионального развития. Как личностная диспозиция, автономность - это внутренне присущая человеку самонаправленность, способность выбирать между альтернативными возможностями с ориентацией на внутреннюю поддержку и ценностно-смысловые структуры сознания, способность к самоуправлению [7].
Далее к основным составляющим лично -стной автономии в большинстве случаев принято относить способность к рефлексии (рефлексивность), аутентичность и самопринятие, личностную продуктивность и самоэффективность, творчество и направленность на личностный рост, потребность в аффилиации, которые также полностью соответствуют требованиям к личности практического психолога.
Таким образом, можно говорить, что личностная автономия - это особый комплексный психологический конструкт, описывающий проявления специфических свойств личности человека: способность человека знать, кто он, и быть самим собой (аутентичность), понимать, чего он хочет (рефлексия), и уметь это реализовать с опорой на собственную систему ценностей, ориентированную на саморазвитие (самоактуализация) и взаимосвязь с другими. А следовательно, мы считаем, что личностная автономия более широкое понятие, чем саморегуляция личности; саморегуляция же - это одна из ее фундаментальных основ.
Рис. 1 Уровень саморегуляции личности в различных выборках психологов (методика Н. М. Пейсахова)
Личностная автономия как профессионально значимое качество психолога рассматривается многими авторами, изучавшими проблему личности специалиста-психолога, которые, если напрямую и не оперируют данным термином, но рассматривают его сущностные характеристики: A. Storr (психолог - человек, «имеющий свое мнение и способный его защитить»), 1980; J. Bugental (психолог должен быть аутентичным, т. е. самим собой и при этом самостоятельно осуществлять выбор способа жизни в данный момент и нести ответственность за этот выбор), 1965; К. Schneider (квалифицированный психолог успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен по отношению к себе), 1992 и пр. [5].
Значимость саморегуляции для личности практического психолога и его профессиональной деятельности обусловила проведение в 2020-2021 гг. эксперимента по изучению особенностей становления саморегуляции личности практических психологов системы образования. Выборку составили как студенты-психологи выпускного курса ГОУ ВО Луганской Народной Республики «Луганский государственный педагогический университет» (студенты 4-го курса в количестве 48 чел.), так и практические психологи системы образования Луганской Народной Республики - психологи дошкольных образовательных учреждений и школьные психологи (из них 33 чел. - практические психологи системы образования ЛНР со стажем работы до 5 лет, 26 чел. - психоло-
ги со стажем от 5 до 15 лет и 22 психолога со стажем свыше 15 лет). В качестве диагностического инструмента была использована методика Н. М. Пейсахова «Способность самоуправления».
Полученные результаты (рис. 1) позволяют выявить определенную взаимосвязь уровня развития саморегуляции и стажа профессиональной деятельности психологов данной выборки.
Так, они ярко демонстрируют, что в нашей выборке психологи с бОльшим стажем имеют более высокий уровень саморегуляции: в выборке со стажем свыше 15 лет практических психологов с высоким уровнем и уровнем выше среднего 83 %, в выборке со стажем от 5 до 15 лет таких опрошенных 73 %, в группе со стажем до 5 лет - 52 %, а среди студентов-психологов 4 курса - только 33 % (при этом респондентов с низким уровнем саморегуляции не выявлено ни в одной группе). Мы считаем, что данные результаты могут быть обусловлены ростом личностной зрелости специалиста-психолога в процессе его профессионалогенеза, сопровождающимся развитием умения планировать свою жизнедеятельность, ставить себе цели и добиваться их, самостоятельно справляться с трудностями, со всей ответственностью принимая сложные решения.
Саморегуляция личности является не только личностной особенностью человека, но и значимым свойством, объективно улучшаю-
щим качество его жизни. При этом в такой профессии, как психолог, это свойство личности можно рассматривать с двух сторон - и как цель работы с клиентом (формирование данного свойства как внутреннего ресурса личности, помогающего справляться с трудными жизненными ситуациями), и как профессиональное требование к самому специалисту.
Как компонент более широкого феномена - личностной автономии - саморегуляция отвечает за сознательное построение человеком (специалистом-психологом) своего жизненного плана в жизненном пространстве и соответствующую поставленным целям и задачам регуляцию собственной деятельности и собственных переживаний/психических состояний личности. Умение управлять собой является не только залогом эффективной собственной жизнедеятельности, но и одним из залогов успешной профессиональной деятельности психолога. Проведенный эксперимент по изучению особенностей саморегуляции психологов на разных этапах профессионалогене-за подтвердил наличие разницы уровня формирования данного компонента личностной автономии в процессе профессионального развития с превалированием положительных результатов у респондентов с большим стажем профессиональной деятельности.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема изучения таких личностно значимых качеств, обуславливающих эффективность профессиональной деятельности практического психолога, как личностная автономия и саморегуляция. Автором проанализированы подходы к рассмотрению содержания феномена саморегуляции личности и ее взаимосвязи с личностной автономией; сделана попытка обосновать значимость данных качеств в работе специалиста-психолога. Описаны результаты проведенного эксперимента, целью которого было изучение особенностей саморегуляции психологов, находящихся на разных этапах профессионального становления.
Ключевые слова: профессия психолога, профессионально значимые качества прак-
тического психолога, личностная автономия, сознательная регуляция, саморегуляция личности.
SUMMARY
The article deals with the problem of studying such personally significant qualities that determine the effectiveness of the professional activity of a practical psychologist, such as personal autonomy and self-regulation. The author analyzes approaches to considering the content of the phenomenon of self-regulation of the individual and its relationship with personal autonomy; an attempt was made to substantiate the significance of these qualities in the work of a specialist psychologist. The purpose of the experiment was to study the features of self-regulation of psychologists at different stages of professional development. The results of the experiment are described.
Key words: profession of a psychologist, professionally significant qualities of a practical psychologist, personal autonomy, conscious regulation, self-regulation of a personality.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гримак Л. П., Звоников В. М., Скрып-ников А. И. Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. - М: Акад. наук СССР, 1983. - С. 150-167.
2. Дергачева О. Е., Леонтьев Д. А. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала [Электронный ресурс]. -URL: https://vk.com/@-150127654-lichnostnaya-avtonomiya-kak-sostavlyauschaya-lichnostnogo-po_(дата обращения: 22.03.22).
3. Кондратюк Н. Г. Дифференциально-психологические основы надежности осознанной саморегуляции в условиях стресса: авто-реф. ... дисс. канд психол. наук [Электронный ресурс]. - М., 2012. - 25 с. - URL: https:// www.dissercat.com/content/differentsialno-psi-khologicheskie-osnovy-nadezhnosti-osoznannoi-samoregulyatsii-v-usloviyakh (дата обращения: 24.03.22).
4. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Ле-нанд 2011. - 320 с.
5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования [Электронный ресурс]. -М.: Академический проект, 1999. - URL: http://www.psylib.ukrweb.net/books/kociu01/ind ex.htm.
6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Ди-рект-Медиа, 2008. - 1174 с.
7. Майкова ЭЮ. Социально-философская концепция автономной личности: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М., 2015 - 21 с. -URL: http://avtoref.mgou.iu/new/d212.155.08/ Maykova/avtoref.pdf (дата обращения: 23.03.22).
8. Митина О. В. Методика исследования самоуправления Ю. Куля и А. Фурмана: психометрические характеристики русскоязычной версти // Психологический журнал. -2019. - Т. 40. - № 2. - С. 111-127.
9. Моросанова В. И. Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения: монография. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 2014 с.
10. Пейсахов Н. М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. -Казань: Издательство Казанского университета, 1974. - 253 с.
11. Прыгин Г. С. Личностно-типологические особенности субъектной регуляции деятельности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 46 с. - URL: http://irbis. gnpbu.ru/Aref_2006/Prigin_G_S_2006.pdf (дата обращения: 22.03.22).
12. Соловьева С. Л. Психическая саморегуляция. Пособие по самопомощи (начало) [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. - 2019. -Т. 7. - № 4 (26). - URL: http://medpsy.ru/ climp/2019_4_26/article05.php (дата обращения: 23.03.22)
13. Черенева Е. А. Теоретические основы проблемы саморегуляции предметной деятельности и поведения // Вестник Бурятского госуниверситета. - 2010. - № 5. - С. 7-11.
Р. В. Смирнова, И. В. Тарасова, А. С. Джангазиева
УДК 37.032
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Р
ос
оссийские школьники, особенно старшеклассники, все чаще испытывают стрессовые ситуации, тем самым показывают высокий уровень буллинга и невысокий уровень благополучия [11], несмотря на огромную работу по сохранению образовательной безопасности детей, подростков и молодежи, начиная от учителей, родителей и администрации образовательной организации и заканчивая государственной политики в целом.
Л. Г. Жданова, Н. М. Манахова, М. А. Сухова, проводя свое исследование в 2019 году среди обучающихся 11-х классов общеобразовательной школы выяснили, что «высокий уровень нервно-психической устойчивости в стрессовой ситуации обнаружен у 37 % обучающихся, средний уровень по данным параметрам у большинства испытуемых (63 %), низкий уровень не выявлен. Старшеклассники оценивают свою стрессоустойчивость как среднюю (45 %), чуть выше среднего (25 %), выше среднего (15 %), высокую (10 %), чуть ниже среднего (5 %). При этом большинство школьников не обладает выраженными способностями противостояния стрессу, не знают техник снятия напряжения, не умеют конструктивно эмоционально реагировать в стрессовых ситуациях» [8].
Нами тоже было проведено небольшое исследование старшеклассников по выявлению их уровня стрессоустойчивости, результаты которого подтверждают результаты научного исследования Л. Г. Ждановой, Н. М. Манахо-вой, М. А. Суховой. Так, мы можем сказать,