Научная статья на тему 'Саморегулируемые организации в пчеловодческих хозяйствах'

Саморегулируемые организации в пчеловодческих хозяйствах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / ПИЩЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / SELF-REGULATION PRINCIPLES / FOOD SAFETY / SYSTEM QUALITY INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Помазанов В. В., Марданлы С. Г., Киселева В. А.

Говорится о целесообразности внедрения принципа саморегулирования в практику объединения многочисленных пчеловодческих хозяйств для укрепления организационного, научно-технического и материального частногосударственного партнерства в отрасли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-regulatory Organizations in Beekeeping Farms

We examined the current state of beekeeping in Russia, identified and analyzed the most significant problems that this sector of agriculture faces today. We talked about the principles of creating self-regulatory organizations and noted the advisability of introducing this progressive way of developing good business in the practice of combining numerous beekeeping farms aimed at strengthening organizational, scientific, technical and material private-state partnerships in the industry. Only the unification of fragmented beekeeping farms into professional self-regulatory associations (as the most effective structure of progressive public-private partnership) can protect farms. This will provide them with vital tools (management, planning, security, lending, scientific, technical, legal support, etc.), all that one or several individual households cannot afford.

Текст научной работы на тему «Саморегулируемые организации в пчеловодческих хозяйствах»

Саморегулируемые организации в пчеловодческих хозяйствах

Говорится о целесообразности внедрения принципа саморегулирования в практику объединения многочисленных пчеловодческих хозяйств для укрепления организационного, научно-технического и материального частно-государственного партнерства в отрасли

B.В. Помазанов1

ГОУ ВО МО «Государственный

гуманитарно-технологический

университет»,

д-р техн. наук, профессор,

[email protected]

C.Г. Марданлы1

ГОУ ВО МО «Государственный

гуманитарно-технологический

университет»,

д-р мед. наук, доцент,

[email protected]

В.А. Киселева2

ГОУ ВО МО «Государственный

гуманитарно-технологический

университет»,

канд. мед. наук, доцент,

[email protected]

а протяжении тысячелетии продукты пчеловодства повсеместно используются человеком в пищевых, лечебных, технических и многих других бытовых и производственных нуждах. Пчеловодство — важная часть государственной экономики и культуры. В последнее время во всем мире отмечается массовая гибель пчел, что неизбежно сказывается на общественных и производственных отношениях в этой сфере.

Пчеловодство — отрасль сельского хозяйства (как правило, индивидуального), которая занимается разведением медоносных пчел для получения меда и других продуктов, а также для опыления сельскохозяйственных культур с целью повышения их урожайности. Пчеловодство неотделимо как от растениеводства, так и от животноводства, хотя сегодняшняя бюрократическая практика этому слабо способствует.

Сегодня в России, по статистике, сбором меда занимаются около 40 тысяч частных хозяйств, которые, как правило, сведений о собранном ими урожае уполномоченным органам не предоставляют, что затрудняет прогнозирование ежегодного объема

урожая. Руспродсоюз оценивает объем производства меда в 40 тысяч тонн, это ниже официальной оценки Росста-та (65 тысяч). В то же время эксперты констатируют потенциальную возможность российских пчеловодов собирать 200-300 тысяч тонн меда в год [6]. Данные, приведенные в табл. 1, были опубликованы в интернет-издании «Мир пчеловодства» [8].

По производству меда Россия стабильно занимает срединное положение в первой десятке мировых лидеров в этой области, соседствуя с Аргентиной, Индией и Украиной, и в ближайшие годы радикальных сдвигов в этом рейтинге не предвидится.

Россия полностью обеспечивает свои потребности в меде за счет собственного производства и с 2014 года является нетто-экспортером меда (табл. 2). Однако среди стран-экспортеров этой продукции она занимает скромное 39-е место (2016) между Тайванем и Сербией. Росту экспорта препятствуют несоответствие качества российского меда международным стандартам, наличие в нем антибиотиков и других загрязнителей, отсутствие

1 профессор фармацевтического факультета, Москва, Россия

2 декан фармацевтического факультета, Москва, Россия

Для цитирования: Помазанов ВВ., Марданлы С.Г., Киселева В.А. Саморегулируемые организации в пчеловодческих хозяйствах // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 9-10

ключевые слова

принципы саморегулирования, пищевая безопасность, системные показатели качества

Таблица 1

Производство товарного меда [Production of marketable honey]

Год [Year] 2012 2013 2014 2015 2016

Производство товарного меда, тыс. тонн [Production of marketable honey, thousand tons] 64,9 68,4 74,9 67,6 69,7

Таблица 2

Динамика экспорта российского меда [Dynamics of Russian honey export]

Экспорт Год [Year]

[Export] 2012 2013 2014 2015 2016 2017

В денежном выражении, тыс. долл. [In monetary terms, thousand dollars] 919 1673 3360 8347 5544 5858

Товарный мед, тонн [Marketable honey, tons] 199 493 1163 3556 2290 1896

лабораторий, способных проводить тестирование меда на уровне требований современных стандартов.

Общеизвестно, что географические и природно-климатические условия обуславливают не только объемы сбора меда и других продуктов пчеловодства, но и их вкусовые характеристики, химический состав, физические и физико-химические свойства. Не следует путать эти характеристики с понятием «качество». Так, по меркам региона мед может считаться качественным, даже элитным, но при этом не отвечать усредненным требованиям, закладываемым в стандарты различного уровня. Трудно уложить в прокрустово ложе стандарта регламентированные характеристики требований к элитному меду, собранному в разных регионах нашей огромной страны — от Дальнего Востока до Балтики. Большие трудности в разработке системных показателей качества возникают из-за недостаточного приборно-аналитического оснащения пчеловодческих исследовательских учреждений и высокой стоимости аналитических (физико-химических) измерений, практически недоступных индивидуальному предпринимателю — пасечнику [5].

Проблемы стандартизации качества

Обращение на рынке пчеловодческой продукции, как и любых других товаров и услуг, регламентируется соответствующими законами, стандартами, нормами и правилами. Набор и содержание этих документов со временем меняются, поскольку возникает необходимость привести их в соответствие с изменившимися интересами различных классов и групп общества. К сожалению, в России отсутствует законодательная база по пчеловодству на федеральном уровне. Принятие соответствующих законов в ряде субъектов страны не решает насущных проблем из-за существующих в регионах законодательных ограничений, лоббируемых местными властными или законодательными структурами.

Нарекания пчеловодов вызывают разночтения в региональных законах

одних и тех же вопросов. Много разногласий относительно условий содержания пчелиных семей на приусадебных участках, в садово-огородных товариществах, вывоза пчел на кочевку, форм и статуса объединений пчеловодческих индивидуальных и коллективных хозяйств. Напимер постановление от 13.02.2008 (п. 2.2.10.14) № 33-а «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области» запрещает установку ульев в жилом секторе (ближе ста метров от жилья человека). А расстояние пасек до предприятий кондитерской, химической промышленности и военных объектов, по новым ветеринарным правилам, должно составлять не менее пяти километров. Подобные ограничения существенно уменьшают возможности пчеловодов, в большинстве своем не имеющих достаточных площадей для обустройства хозяйств.

Обилие региональных законодательных актов, ведомственных нормативов, зачастую выполняющих запретительные и фискальные функции, отсутствие научно и экономически обоснованной программы развития пчеловодства сдерживают развитие как индивидуального, так и коллективного пчеловодства [5, 6]. К тому же не так давно депутаты Госдумы отклонили проект Федерального закона «О пчеловодстве» (№ 861659-6)1.

Непростая ситуация складывается и с документами, регламентирующими технические условия получения пчеловодческой продукции.

Так, технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2001 «О безопасности пищевой продукции» хотя и нормирует остаточные количества химических веществ, лекарств, лекарственных препаратов, применяемых при обработке пчел, а также пестицидов, используемых при сборе и производстве продуктов пчеловодства (как и СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»), для большинства пчеловодов проведение подобных анализов слишком дорого, а потому малодоступно.

справка

Пчелы (лат. АпШорЬ|На) — летающие насекомые подотряда стебельчатобрюхих отряда перепончатокрылых, родственные осам и муравьям. Производят мед, а также воск, пергу, прополис, пчелиный яд, маточное молочко и другие продукты, которые человек на протяжении тысячелетий использует в пищевых, лечебных, технических и иных бытовых и производственных нуждах

1 Постановление ГД от 20.04.2017 № 1447-7 ГД

справка

Руспродсоюз — межотраслевая ассоциация, объединившая производителей и поставщиков продовольственных товаров, независимо от производимого ими ассортимента и товарооборота, из Центральной России, Северо-Западного региона, Юга, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время в Руспродсоюз входят более 400 членов

Нетто-экспортер — страна, которая экспортирует продукции, товаров и услуг больше, чем импортирует

1 Журнал Компетентность. — 2011. — № 4-5

С 1 января 2019 года введен межгосударственный стандарт ГОСТ 197922017 «Мед натуральный. Технические условия». Но остается открытым вопрос: как сформулировать единый критерий качества меда, произведенного пчелами в столь различных географических, растительных, климатических и пищевых зонах России?

К любому товару предъявляется минимум приоритетных требований: безопасности, соответствия декларируемым параметрам, эффективности, подлинности, доступности, в том числе ценовой. Однако среди этих понятий часто отсутствует понятие «качество», хотя именно оно является интегральной оценкой указанных выше требований. Категорию «качество» невозможно измерить однозначно, поэтому утверждение, что конкретный товар является качественным или некачественным, может оказаться лукавым. В этой связи имеет смысл рассмотреть некоторые существенные аспекты качества более подробно. Так, параметр «безопасность» продукта представляет собой требование, обязательное для производителя. Это реализуется государственными законодательными актами, устанавливающими норматив безопасности объективно измеряемых свойств изделия, а также обеспечительные меры преследования (административное или уголовное наказание нарушителя) за неисполнение данного норматива [9, 10] (см. также статью Помазано-

ва В.В. «О развитии саморегулирования промышленности в России»1).

Состав, свойство и их объективно измеряемые значения не являются постоянными, они зависят от текущего состояния социально-экономических процессов. Это нетрудно заметить, обратив внимание на различия в требованиях к безопасности продуктов, существующих в разных странах или в одной и той же стране, но в разное время. Тем не менее, несмотря на изменчивость содержания, в заданном месте и времени параметр «безопасность» категории «качество» можно измерить, соответственно продукт может быть позиционирован на рынке как безопасный или опасный.

Саморегулирование

нынешней технической и политической ситуации стандарт устанавливает определенные требования, применение и исполнение которых осуществляется на добровольной основе (ФЗ «О техническом регулировании»).

Институт сертификации как орган государственного и общественного надзора, выдавая сертификат, «построенный» на основе требований стандарта на продукт, гарантирует потребителю лишь минимальный уровень его безопасности и еще меньше — подлинности. Несоответствие свойства продукта параметрам, заявленным в декларации, может быть выявлено:

Сельское хозяйство Сельское хозяйство — одна из основных жизненно важных отраслей народного хозяйства.

По разным оценкам, в ней занято от 8 до 9 млн человек. Их доля в общей численности работающих составляет 12,7 %. На сельское хозяйство приходится 6,7 % в структуре валового внутреннего продукта и примерно 6 % в стоимости национального дохода. Около четверти населения России проживает в сельской местности, 37,5 % всей территории России — сельскохозяйственные угодья. Согласно сельскохозяйственной переписи 2016 года 44 % этих угодий (10 % всех пахотных земель мира) не используется. Объем отечественного сельскохозяйственного производства в 2019 году составил 5,6 трлн рублей. Ведущей отраслью является растениеводство, на которое приходится 56 % объема сельхозпроизводства, доля животноводства — 44 %. Структура сельхозпроизводства по типам хозяйств: сельскохозяйственные организации — 53 %, частные владения — 35 %, фермерские хозяйства — 12 %. В 2015 году зерновых было собрано 104 млн т; мяса получено 9,6 млн т; меда — 67 763 т. В 2016 — 119 млн т зерновых (4 место в мире), меда несколько меньше. В 2018 году производство продукции сельского хозяйства снизилось в среднем на 0,6 %. Причем выпуск животноводческой продукции в прошлом году показал рост, однако по сравнению с предыдущим годом он замедлился вдвое [1-7].

► профилактическими выборочными контрольными проверками надзорных органов;

► по заявлению потребителя в надзорный орган;

► при обращении потребителя в суд по факту нанесения ему ущерба в ходе использования продукта.

Из всех указанных способов наиболее эффективным является третий, поскольку только он имеет максимальную публичную составляющую и адресно возмещает потребителю нанесенный ущерб. Однако для обращения потребителя в судебные инстанции его необходимо обеспечить соответствующим нормативно-правовым инструментом. Таким инструментом является Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (СРО) [10, 11]. Нормы этого закона позволяют саморегулируемым организациям перевести стандарт организации из статуса рекомендации в статус обязательства. Такой статус у стандарта саморегулируемой организации (СтСРО) может появиться при оформлении финансового поручительства о возмещении потребителю ущерба, полученного им при использовании конкретного продукта производителя — члена СРО (далее — поручительство). Поручительство как инструмент, предусмотренный Гражданским кодексом России, широко применяется для обеспечения гарантии добросовестности предпринимательства. Любой потребитель сможет воспользоваться этим документом, если в паспорте продукта будут опубликованы его уникальный идентификатор, текст поручительства, а также текст СтСРО с декларированными свойствами продукта. Показательно, что такими преимуществами государственный стандарт не обладает. В случае наличия СтСРО потребитель получает возможность самостоятельно предпринять судебные меры по возмещению нанесенного ему ущерба без ожидания действий органов государственного надзора. С другой стороны, предприниматель, имея поручительство, получает преференцию бренда «добросовестного предпринимателя», что играет важную

роль на рынке и учитывается конкурсными комиссиями на торгах как рыночное преимущество. К сожалению, в последней редакции 184-ФЗ от 1.07.2017 «О техническом регулировании» понятия «стандарт предприятия» и «стандарт СРО» отсутствуют. Тем не менее, институт саморегулирования — это единственный механизм для формирования промышленных (сельскохозяйственных) отраслей, в том числе пчеловодства.

Институт саморегулирования обеспечивает финансовую гарантию декларированного качества продуктов. Отраслевое (в нашем случае пчеловодческое) объединение позволит сформировать в стране систему обеспечения рыночного преимущества добросовестного предпринимательства. Таким образом, можно говорить о перспективности рассмотренного механизма, объединяющего предприятия по отраслевому принципу в СРО — новый социально-экономический институт гражданского общества. И появляется надежда, что упомянутый ранее проект Федерального закона о пчеловодстве № 861659-6, предусматривающий саморегулирование пчеловодческих хозяйств, будет принят и введен в действие.

Сегодня многие российские пчеловоды считают, что они оставлены один на один со всеми своими проблемами, будь то сбыт продукции, мор пчел или непогода. За рубежом государство компенсирует потери, выделяет средства на необходимые мероприятия, покупку новых пчелосемей, поддержание пасек. Наше государство не принимает компенсационных мер [5, 12-14]. Тем не менее, отдельные регионы получают дотации из федерального и регионального бюджетов, административную и моральную поддержку местных властей (табл. 3). Российский рынок меда также защищен импортной пошлиной (15 %).

Раиль Хисматуллин, президент известной пчеловодческой компании «Тенториум», отмечает: «За границей мед — это побочный продукт пчеловодства, пасечники там, в основном, зарабатывают на опылении сельскохозяй-

справка

Положительным примером может служить один из первых декретов советской власти «О защите пчеловодства», подписанный 11.04.1919. В нем были сформулированы основные положения по защите и развитию этой подотрасли народного хозяйства, эффективно действующей в СССР. Характерно, что в сборнике Федеральной службы государственной статистики «Основные экономические и социальные показатели России» за первое полугодие 2016 года мед и другие товары пчеловодства не упоминаются в принципе

Саморегулируемые организации

(СРО) — некоммерческие (общественные) организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида

Таблица 3

Количество семей медоносных пчел в Российской Федерации [The number of honey bee families in the Russian Federation]

Категория хозяйства [Farm сategory] Количество семей, тыс. шт. [Number of families, thousand units]

2006 2016

Сельскохозяйственные организации [Agricultural organizations] 189,0 104,1

Фермерские хозяйства и индивидуальные предприятия [Farms and individual enterprises] 57,0 161,9

Хозяйства населения [Households] 3481,8 2786,9

Хозяйства всех категорий [Farms of all categories] 3727,8 3052,3

2 «Об утверждении ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства» от 19.05.2016 № 194

Статья поступила в редакцию 15.10.2019

ственных культур, а у нас пчеловоды дополнительно платят, чтобы им разрешили размещать своих пчел на полях. Это губительная для пчеловодства традиция» [15].

Одна из возможных причин недавней массовой гибели пчел — бесконтрольно используемые растениеводами ядохимикаты (после изъятия в 2011 году контрольных функций

Список литературы

1. Ольшанский Л. Сельское хозяйство России, 2019; www.proza.ru>2019/04/11/5142.

2. Дятловская Е. Агроинвестор, 1.02.2019; https://www.agroinvestor.ru/analytics/ news/31155-selkhozproizvodstvo-sokratilos-na-0-6-v-2018-godu/.

3. О ходе уборочных работ в РФ на 8.10. 2019; zerno.ru>node/6986.

4. Первые лица РФ о предварительных итогах урожая-2019; AgroXXI.ru>stati/ pervye.. .rf.. .urozhaja-2019-zemovye...

5. Помазанов В.В., Марданлы С.Г., Киселева В.А. Расплодотворение. Лечебные и оздоровительные продукты пчеловодства. — Орехово-Зуево: РИО ГГТУ, 2017.

6. Прокофьева Л.В. Состояние и перспективы развития современного пчеловодства / тез. докл. на конф. «Состояние и перспективы развития современного пчеловодства и апитерапии». — Рыбное: НИИ пчеловодства, 28-30.09.2016.

7. Помазанов В.В., Киселева В.А., Марданлы С.Г., Бурмистрова Л.А. Проблемы стандартизации качества пчеловодческой продукции. — Рыбное: НИИ пчеловодства, 28-30.09.2016.

8. Пономарев А.С. Пчеловодство России в зеркале российской и зарубежной статистики // Мир пчеловодства. — 2018. — № 3; www.apiworid.ru.

9. Федеральный закон от 29.07.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации. Основные положения».

10. Быканов Н.С., Ищенко В.А., Лидяева Н.И. и др. Управление качеством:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от сертификации к саморегулированию // Компетентность. — 2015. — № 6(127).

11. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

12. Как уберечь пчел от неоникотиноидов; apiworld.ru>1332753435.html.

13. Бутов А.Г. Мед — это здоровье и богатство страны // Российская Федерация сегодня. — 2014. — № 17; www.russia-today.ru.

14. Черных В.А., Голуб О.Н. Ветеринарные правила содержания пчел: очередной гвоздь в крышку гроба российского пчеловодства // Мир пчеловодства. — 2017. — № 3; www.apiworid.ru.

15. Хисматуллин Р.Г. Гибель пчел — сигнал государству коренным образом пересмотреть отношение к отрасли // Мир пчеловодства. — 2019. — № 9; www.apiworid.ru.

16. Фитосанитарная обстановка в России в 2019 году // Мир пчеловодства. — 2019. — № 9; www.apiworid.ru.

в этой отрасли у Россельхознадзора и до сих пор никому не переданных).

Несмотря на приказ Министерства сельского хозяйства РФ2, пчела по-прежнему не находится в сфере интересов сельских тружеников. По данным ФГБУ «Россельхозцентр», в этом сезоне «протравлено в хозяйствах 3998 тыс. т семян и 507 тыс. т клубней картофеля, обработаны 91395 тыс. гектаров. В первом полугодии 2019 года произведено 930 т биопестицидов и 4033 млн особей энтомофагов» [16]. Добавим также, что в России разрешены для применения в сельском хозяйстве 146 препаратов, влияющих на центральную нервную систему насекомых и вызывающих их массовую гибель.

В то же время высокую смертность пчел, охватившую в этом сезоне практически все регионы России, нельзя объяснить только нерадивостью агрохимического комплекса, тем более функционально необъединенных фермерских хозяйств. Отметим и первое массовое возбуждение уголовных дел против «отравителей» пчел, хотя найти и доказать, каким именно образом была отравлена пчела, достаточно трудно. Ни специалистов, ни приборов, ни современных лабораторий в достаточном количестве в стране нет. Да и провести такой анализ отдельному пчеловоду не под силу. Только объединение раздробленных пчеловодческих хозяйств в профессиональные саморегулируемые объединения (как наиболее эффективную структуру прогрессивного частно-государственного партнерства) способно защитить фермерские производства, обеспечив их всеми жизненно необходимыми инструментами (управление, планирование, безопасность, кредитование, научно-техническое, юридическое обеспечение и др.), всем тем, что не может себе позволить одно или даже несколько индивидуальных хозяйств.

Все, как у пчел: одна или даже несколько пчел существовать не могут, только их определенное число, функционально (профессионально) объединенное в семью, способно жить, опылять растения, производить мед и себе подобных. ■

Kompetentnost / Competency (Russia) 9-10/2019 ISSN 1993-8780

MANAGEMENT 55

Self-regulatory Organizations in Beekeeping Farms

V.V. Pomazanov1, SEI HE Moscow Region State Humanitarian-Technological University, Prof. Dr., [email protected] S.G. Mardanly1, SEI HE Moscow Region State Humanitarian-Technological University, Assoc. Prof. Dr., [email protected] VA Kiseleva2, SEI HE Moscow Region State Humanitarian-Technological University, Assoc. Prof. Dr., [email protected]

1 Professor, Faculty of Pharmacy, Moscow, Russia

2 Dean, Faculty of Pharmacy, Moscow, Russia

Citation: Pomazanov V.V., Mardanly S.G., Kiseleva V.A. Self-regulatory Organizations in Beekeeping Farms, Kompetentnost / Competency (Russia), 2019, no. 9-10, pp. 50-55

We examined the current state of beekeeping in Russia, identified and analyzed the most significant problems that this sector of agriculture faces today. We talked about the principles of creating self-regulatory organizations and noted the advisability of introducing this progressive way of developing good business in the practice of combining numerous beekeeping farms aimed at strengthening organizational, scientific, technical and material private-state partnerships in the industry. Only the unification of fragmented beekeeping farms into professional self-regulatory associations (as the most effective structure of progressive public-private partnership) can protect farms. This will provide them with vital tools (management, planning, security, lending, scientific, technical, legal support, etc.), all that one or several individual households cannot afford.

1. Ol'shanskiy L. Sel'skoe khozyaystvo Rossii [Agriculture of Russia], 2019; proza.ru>2019/04/11/5142.

2. Dyatlovskaya E. Agroinvestor [Agroinvestor], 01.02.2019; agroinvestor.ru>...news... selkhozproizvodstvo... v-2018...

3. On the progress of harvesting in the Russian Federation on 8.10. 2019; zerno.ru>node/6986.

4. Russian Federation first persons on the preliminary results of the harvest 2019; AgroXXI.ru>stati/pervye...rf...urozhaja-2019-zernovye...

5. Pomazanov V.V., Mardanly S.G., Kiseleva V.A. Rasplodotvorenie. Lechebnye i ozdorovitel'nye produkty pchelovodstva [Fertilization. Therapeutic and wellness products of beekeeping], Orekhovo-Zuevo, RIO GGTU, 2017, 217 P.

6. Prokof'eva L.V. Sostoyanie i perspektivy razvitiya sovremennogo pchelovodstva / Tez. dokl. na konf. Sostoyanie i perspektivy razvitiya sovremennogo pchelovodstva i apiterapii [Status and development prospects of modern beekeeping and apitherapy], Rybnoe, NII pchelovodstva, 28-30.09.2016.

7. Pomazanov V.V., Kiseleva V.A., Mardanly S.G., Burmistrova L.A. Problemy standartizatsii kachestva pchelovodcheskoy produktsii [Problems of standardization of the beekeeping products quality], Rybnoe, Nil pchelovodstva, 28-30.09.2016.

8. Ponomarev A.S. Pchelovodstvo Rossii v zerkale rossiyskoy i zarubezhnoy statistiki [Beekeeping of Russia in the mirror of the Russian and foreign statistics], Mir pchelovodstva, 16.03.2018; www.apiworid.ru.

9. Federal Law of 29.07.2015 N 162-FZ On Standardization in the Russian Federation. Key Points.

10. Bykanov N.S., Ishchenko V.A., Lidyaeva N.I. i dr. Upravlenie kachestvom: ot sertifikatsii k samoregulirovaniyu [Quality management: from certification to self-regulation], Kompetentnost', 2015, no. 6(127), pp. 38-43.

11. Federal Law of 01.12.2007 N 315-FZ On Self-Regulatory Organizations.

12. How to protect bees from neonicotinoids?; apiworld.ru>1332753435.html.

13. Butov A.G. Med — eto zdorov'e i bogatstvo strany [Honey is the health and wealth of the country], Rossiyskaya Federatsiya segodnya, 2014, no. 17; www.russia-today.ru.

14. Chernykh V.A., Golub O.N. Veterinarnye pravila soderzhaniya pchel: ocherednoy gvozd' v kryshku groba rossiyskogo pchelovodstva [Veterinary rules for keeping bees: another nail in the lid of the coffin of Russian beekeeping], Mir pchelovodstva, 31.03.2017; www.apiworid.ru.

15. Khismatullin R.G. Gibel' pchel — signal gosudarstvu korennym obrazom peresmotret' otnoshenie k otrasli [The death of bees is a signal to the state to radically revise its attitude to the industry], Mir pchelovodstva, 30.09.2019; www.apiworid.ru.

16. Fitosanitarnaya obstanovka v Rossii v 2019 godu [Phytosanitary situation in Russia in 2019], Mir pchelovodstva, 27.09.2019; www.apiworid.ru.

key words

self-regulation principles, food safety, system quality indicators

References

ФГАОУ ДПО АСМС

Услуги размещения

+7(499) 175 3300 E-mail: [email protected]

ДОСТУПНО КАЧЕСТВЕННО УДОБНО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.