Научная статья на тему ' саморегулирование как процесс организации профессионального поведения'

саморегулирование как процесс организации профессионального поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
320
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саморегулирование / профессиональное поведение / самопознание / эмоционально-ценностное отношение / самооценка / будущий специалист. / self-regulation / professional behavior / self-knowledge / emotional value / self-esteem / a future specialist.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н. Э. Чернявская, Д. В. Кузнецова

В статье рассматривается саморегулирование как процесс организации профессионального поведения будущего специалиста в процессе обучения в вузе. Саморегулирование профессионального поведения – это такая форма регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе как будущему специалисту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SELF-REGULATION AS THE PROCESS OF ORGANIZATION OF PROFESSIONAL BEHAVIOR

The article is about the self-regulation as a process of organizing of professional behavior of a future specialist in the process of studying of the institute. The self-regulation of professional behavior is a form of regulation of behavior that involves the moment of inclusion of the results of self-knowledge and emotionalvalue attitude towards himself as a future specialist in it.

Текст научной работы на тему « саморегулирование как процесс организации профессионального поведения»

УДК 159.922+37.032

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Н.Э. Чернявская1--, Д.В. Кузнецова2-*

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1-)е-шаП: kaf_foreign@bgiik.ru 2)е-шаП: 1ady_di_@mai1.ru

В статье рассматривается саморегулирование как процесс организации профессионального поведения будущего специалиста в процессе обучения в вузе. Саморегулирование профессионального поведения - это такая форма регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе как будущему специалисту.

Ключевые слова: саморегулирование, профессиональное поведение, самопознание, эмоционально-ценностное отношение, самооценка, будущий специалист.

Саморегулирование личностью сложных психических актов, входящих в состав деятельности и поведений является завершающим звеном целостного процесса самосознания. Саморегулирование поведения - это такая форма регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. На всех этапах осуществления поведенческого акта эта включенность актуализирована - начиная от его мотивирующих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения. Последняя субъективно связана с переживаниями удовлетворения или неудовлетворения. Рассмотрим вопрос о саморегулировании поведения, поскольку роль самосознания личности наиболее отчетливо обнаруживается в данной его форме.

Направления психологии, которые основываются на субъективно-идеалистическом подходе к рассмотрению психического, исключают постановку вопроса о регулирующей роли сознания и самосознания. Согласно этому, психическое отождествляется с сознанием, самосознанием, которое, обращаясь не на объективный мир, а на самое себя, проявляется как интроспекция и превращается в идеалистически понимаемое самосознание. Что означает отрыв психического от внешнего бытия, от субъекта и его поведения, от всякой деятельности, в которой на самом деле сознание не только прослеживается, но и формируется. Различные научные школы признавали деятельную сторону сознания и самосознания, отмечая их направленность и активность, но эти свойства они определяли как изначальные, самопроизвольно проявляющиеся1.

Оторвать же сознание от поведения деятельности субъекта это значит свести поведение человека к совокупности слепых, бессознательных реакций. Игнорируя

1 Романенко С. Психкультура Караваева. Методика психического саморегулирования и самосовершенствования. М.: Амрита-Русь, 2007. С. 90.

сознание и самосознание вообще, это научное направление сконцентрировало внимание на исследовании внешнего поведения и деятельности человека.

Вопрос о регулирующей роли самосознания и решение его стали возможными в рамках фундаментальных положений теории отражения, принципа единства сознания и деятельности. Становление себя, своих возможностей и своего будущего профессионального поведения с теми требованиями и задачами, которые выдвигают перед будущим специалистом те или иные обстоятельства социального взаимодействия. Результат процесса саморегулирования своего профессионального поведения соотнесен с «качеством» самооценки, устойчивостью, с адекватностью, глубиной. Соответствующий уровень развития саморегулирования профессионального поведения обусловливается только высоким уровнем развития этих свойств самооценки будущего специалиста в определенном сочетании2.

Если студент обладает устойчивой, глубокой неадекватной самооценкой, может даже завышенной. В таком случае наблюдается и неадекватное саморегулирование, поскольку ему его самооценка кажется правильной, у него сохраняется и уверенность в правильности своего поведения, и даже тогда, когда его поведение явно вступает в противоречие с его самооценкой. Обычно с отсутствием критичности в отношении себя и собственных проявлений в поведении связана подобная самооценка. Расхождение самооценки с фактическими проявлениями своего профессионального поведения в процессе обучения и достижениями личности как будущего специалиста в поведении нередко приводят его к конфликтным отношениям в системе межперсональных взаимодействий. Через саморегулирование поведения выявляется неглубокая и неустойчивая самооценка. Она, как правило, лабильна и может перестраиваться под влиянием результатов поступков, поведения, под влиянием отношения других людей и т. д.

Создавая единство существования и осуществления целостного психического процесса - самосознания, саморегулирование выступает в глубоком внутреннем единстве с самопознанием и эмоционально-ценностным отношением к себе. Данные компоненты самосознания отличаются наличием ряда сходных тенденций развития, например интегративной, общими особенностями - протяженностью во времени, отражательным, опосредствованным характером и каждый из них имеет четко выраженную специфику и в генетическом и функциональном аспекте. Для саморегулирования необходима эта динамическая сторона, благодаря которой оно облекается в конкретное, живое действие и благодаря которому может существовать именно такое действие. Поэтому, специфика саморегулирования поведения своего будущего профессионального поведения связана, прежде всего, с включением в него воли, своеобразного «энергетического двигателя».

При характеристике саморегулирования поведения можно было бы выделить две основные формы в его функциональном плане. Первая форма саморегулирования профессионального поведения - это такое саморегулирование личности будущего специалиста, которое имеет четкие временные границы своего осуществления. Оно обусловлено конкретным поведенческим актом - вербальным проявлением или действием, в него оно включается, заканчиваясь более или менее четким осознанием собственной оценки достигнутого эффекта поведения, хотя последний иногда может быть и отсрочен, но в основных своих вариантах известен данной личности. Вторая форма саморегулирования, напротив, неопределенно растянута во времени и связана

2 Латфуллин Г.Р., Никитин А.С., Серебренников С.С. Теория менеджмента: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт 3-го поколения. СПб.: Питер, 2014. С. 128.

с планированием личности целенаправленных изменений в самой себе, в своем профессиональном поведении последовательно реализующих определенную воспитательную ее цель в отношении себя. Последняя форма саморегулирования лежит в основе самовоспитания личности3.

Существует еще одно специфические свойство проявления саморегулирования. Оно заключается в следующем: саморегулирование поведения существует функционально как двухуровневый процесс, точнее, как единство двух уровней его осуществления. Первый уровень саморегулирования профессионального поведения составляет управление личностью непосредственным течением поведенческого акта на всех этапах его развертывания - от мотивирующих детерминант до конечного эффекта и его оценки. Второй уровень саморегулирования профессионального поведения составляет действие самоконтроля, т. е. непрерывное прослеживание личностью всех звеньев регуляции поведения, их связи, внутренней логики, что означает постоянный «самоотчет» личности перед самой собой о соотнесенности цели, мотива действия и хода самого действия. Такая постоянная внутренняя готовность переключить действие в другое русло, изменить его, внести какие-то дополнительные моменты, коррективы. Можно сказать, что это общение внутри самой личности - между личностью в действии и личностью, планирующей действие в соответствии с определенной целью своего профессионального поведения.

Таким образом, необходимо отметить, что если обучаемый студент «владеет собой», это и означает, что у него в достаточной степени актуализировано действие самоконтроля, тогда он ответствен за свои поступки, за свое будущее профессиональное поведение и поведение в целом.

Список литературы

1.Романенко С. Психкультура Караваева. Методика психического саморегулирования и самосовершенствования / С. Романенко. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 112 с.

2.Латфуллин Г.Р., Никитин А.С., Серебренников С.С. Теория менеджмента: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт 3-го поколения / Г.Р. Латфуллин, А.С. Никитин, С.С. Серебренников. - СПб.: Питер, 2014. - 464с.

3.Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А.О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 352 с.

3 Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: ПЕР СЭ, 2005. 352 с.

THE SELF-REGULATION AS THE PROCESS OF ORGANIZATION OF PROFESSIONAL BEHAVIOR

N.E. Cherniavskya1), D.V. Kuznetsova2)

1,2)Belgorod state institute of arts and culture 1)e-mail: kaf_foreign@bgiik.ru 2)e-mail: lady_di_@mail.ru

The article is about the self-regulation as a process of organizing of professional behavior of a future specialist in the process of studying of the institute. The self-regulation of professional behavior is a form of regulation of behavior that involves the moment of inclusion of the results of self-knowledge and emotional-value attitude towards himself as a future specialist in it.

Keywords: self-regulation, professional behavior, self-knowledge, emotional value, self-esteem, a future specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.