Научная статья на тему 'Саморегулирование как инструмент развития региональных агропродовольственных кластеров (на примере зернового кластера)'

Саморегулирование как инструмент развития региональных агропродовольственных кластеров (на примере зернового кластера) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / РЕГИОН / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / REGIONAL AGRO-FOOD CLUSTER REGION / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярошенко Светлана Геннадьевна

В статье рассмотрены предпосылки для развития саморегулирования как инст-румента формирования региональных агропродовольственных кластеров, предложена структура саморегулируемой организации предприятий зернового агропродовольст-венного кластера региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the prerequisites for the development of self-regulation as a tool of regional agro-food cluster, offered the SRO structure of the agro-food grain enterprises cluster region.

Текст научной работы на тему «Саморегулирование как инструмент развития региональных агропродовольственных кластеров (на примере зернового кластера)»

С.Г. Ярошенко

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ ЗЕРНОВОГО КЛАСТЕРА)

Аннотация

В статье рассмотрены предпосылки для развития саморегулирования как инструмента формирования региональных агропродовольственных кластеров, предложена структура саморегулируемой организации предприятий зернового агропродовольст-венного кластера региона.

Annotation

The article describes the prerequisites for the development of self-regulation as a tool of regional agro-food cluster, offered the SRO structure of the agro-food grain enterprises cluster region.

Ключевые слова

Региональные агропродовольственные кластеры, регион, саморегулирование.

Keywords

Regional agro-food cluster region, self-regulation.

Формирование агропродовольственных кластеров является одним из приоритетных направлений развития современных региональных экономик. Роль агропродовольственных кластеров в условиях усиливающегося дефицита пространственно-территориальных и

продовольственных ресурсов, характерного для последних десятилетий развития мирового хозяйства, значительно увеличивается и имеет мультипликативный эффект. Развитые агропродо-вольственные кластеры не только спо-

собствуют увеличению валового регионального продукта и повышению обеспеченности населения региона качественными продуктами питания, но и оптимизации пространственной организации аграрно-промышленных территорий за счет стимулирования развития сельских территорий, привлечению капитала в сельские районы региона, повышению конкурентоспособности региональной экономики в целом как на межрегиональном, так и международном уровне.

2011 № 4

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

По оценкам специалистов, стабилизация экономических условий и экономический рост в регионах России в последние годы создали реальные предпосылки для формирования кластеров. В развитых рыночных странах ядром кластера выступали сильные предприятия, с квалифицированным менеджментом и высоким уровнем корпоративной культуры. Включение в кластер однородных предприятий способствовало перенятию опыта менеджмента и корпоративной культуры базисного предприятия - ядра кластера. Кластеры создавались в целях повышения конкурентоспособности предприятий с однородным видом производств на товарных рынках, на основе совпадения экономических интересов [1].

В российских условиях формирование кластеров затруднено в силу недостаточной развитости технологий выявления таких общих интересов. Ведь на практике большинство предприятий, входящих потенциально в агропродо-вольственный региональный кластер, являются конкурентами на рынке, в связи с чем для среднего и малого бизнеса вполне обоснованно возникает опасность его поглощения предприятием-лидером.

Однако первичные сельхозпроизводители не заинтересованы в высоких наценках посредников и торговых накидках на свою реализуемую продукцию по следующим причинам: повышение цены на продукцию приводит к снижению ее спроса на рынке, что рано или поздно может привести к перепроизводству; высокие посреднические наценки и торговые накидки изымают прибыль первичных сельхозпроизводителей за счет перераспределительных процессов. Перечисленные факторы усиливают мотивацию вхождения сельхозпредприятий в кластеры. [1 ]

В общем случае агропродоволь-ственные кластеры могут образовываться на основе самоорганизации в резуль-

тате естественной интеграции, кооперации производства и при помощи региональных и муниципальных властей (искусственно). Самоорганизация предпринимателей, как правило, происходит по инициативе предпринимателя - лидера.

В российских условиях формирование сельскохозяйственных кластеров, по-видимому, должно происходить при сочетании самоорганизующих и государственных управленческих воздействий. При этом задача региональных органов власти в данной ситуации состоит в активизации предпринимателей, координации их деятельности на первых этапах, формировании благоприятной институциональной, нормативноправовой, инвестиционной среды для самоорганизации.

В связи с вышесказанным саморегулирование выглядит перспективным направлением развития зернового агропродовольственного кластера в Ростовской области. Переход к саморегулированию должен стимулировать предприятия зернового хозяйства рынка к повышению качества услуг и способствовать установлению прозрачных отношений между организациями на региональном рынке зерна (в частности, между крупным, средним и малым бизнесом).

Саморегулирование в зерновом кластере в целом может способствовать, параллельно с инструментами государственного регулирования, достижению следующих целей и задач:

■ развитию системы поддержки секторов и отдельных предприятий, имеющих экспортный потенциал, с целью усиления закрепления позиции Ростовский области на внешних рынках специализации;

■ формированию условий для развития новой экспортной специализации и расширения рынков сбыта (в том числе за счет развития на региональном уровне эффективной системы стимули-

рования участников внешнеэкономической деятельности, поддержки участия предприятий региона в конкурсах на право участия в международных проектах, предоставления на конкурсной основе субсидий на развитие производства по созданию конкурентоспособной экспортной продукции);

■ внедрению на предприятиях региона прогрессивных систем управления качеством зерновой продукции и ее сертификации по международным стандартам;

■ развитию системы информационной поддержки предприятий региона о рынках специализации, развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности;

■ разработке и предоставлению в региональные органы власти проектов законодательных инициатив, направленных на регулирование регионального рынка зерна с целью повышения конкурентоспособности местной зерновой продукции и защиту прав предприятий зернового хозяйства и мелких сельхозпроизводителей, снижение степени монополизации региональных рынков зерна;

■ выработке системы критериев качества оказываемых элеваторными предприятиями услуг, направленных на обеспечение их устойчивости и оптимизацию оценочных процедур зерна на региональном рынке зерна.

Руководящий состав саморегу-лируемых организаций, в отличие от чиновников, не будет брать деньги за членство, но для этого надо издать закон об обязательном вступлении предприятий в саморегулируемые гильдии и ассоциации. Поскольку среди таких организаций будет существовать конкуренция, а наличие в их составе недобросовестных и ненадежных членов дискредитирует всю организацию и может привести даже к ее ликвидации, необходимо создавать условия стабильности работы саморегулируемой организации.

Кроме того, саморегулируемая организации несет ответственность, в том числе и финансовую, за работу входящих в ее состав предприятий. Саморегулирование - это один из возможных инструментов повышения качества зернового рынка и его цивилизованности. [2]

Саморегулируемой организацией предприятий зернового кластера региона может быть признана некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля их деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций и объединяющая предприятия на условиях членства.

Работники саморегулируемой организации не должны иметь права осуществлять свою деятельность как самостоятельно, так и в составе других фирм. Они не могут быть учредителями (участниками, акционерами) фирм, не могут быть работниками и членами наблюдательных и исполнительных органов, каким-либо другим образом быть заинтересованными в деятельности конкретных фирм.

Саморегулируемая организация обязана своевременно принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов между саморегули-руемой организацией и ее членами, а также по своевременному урегулированию такого конфликта.

Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегу-лируемой организации предприятий зернового агропродовольственного кластера региона, должна осуществляться в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях. В ликвидационную комиссию некоммерческой организации, имеющей статус саморе-гулируемой организации, должен быть включен представитель Регионального совета по деятельности предприятий зернового агропродовольственного кластера. В связи с этим целесообразно создание Регионального совета по дея-

тельности предприятий зернового агро-продовольственного кластера, который будет регулировать деятельность соответствующих предприятий, в том числе входящих в состав агропродовольствен-ных холдингов.

В функции саморегулируемых организаций предприятий зернового аг-ропродовольственного кластера региона должны входить:

- разработка и утверждение стандартов и правил деятельности, правил деловой и профессиональной этики предприятий зернового хозяйства;

- разработка и утверждение правил и условий приема в члены саморе-гулируемой организации предприятий, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения;

- представление интересов своих членов в их отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями;

- прием в члены и исключение из членов саморегулируемой организации по основаниям, предусмотренным внутренними документами саморегулируе-мой организации;

- контроль за осуществлением деятельности предприятий в части соблюдения ими требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и правил деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

- ведение реестра членов саморе-гулируемой организации предприятий элеваторного хозяйства и представление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным органом;

- организация информационного и методического обеспечения своих членов.

Саморегулируемая организация должна иметь право:

- представлять интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями;

- оспаривать в судебном порядке акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и действия (бездействие) этих органов, нарушающие права и законные интересы всех или части своих членов;

Саморегулируемая организация предприятий зернового кластера должна быть обязана:

- соблюдать требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

- формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями услуг в области деятельности предприятий зернового кластера и третьими лицами;

- применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные внутренними документами саморегули-руемой организации, в отношении своих членов;

- исключать из членов саморегу-лируемой организации предприятий элеваторного хозяйства по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом и внутренними документами само-регулируемой организации;

- организовывать проведение профессиональной переподготовки работников предприятий, входящих в состав саморегулируемой организации.

Предлагается следующая схема построения саморегулируемой организации предприятий зернового агропро-довольственного кластера (рис. 1).

Внесение данных дополнений позволит снизить риски, сохранив все преимущества саморегулирования. При формировании системы управления саморегулирования, определения полномочий руководящих органов, их прав, обязанностей, осуществления контрольной деятельности необходимо раскрыть [3]: порядок финансирования исполнительных органов и специализированных подразделений саморегули-руемых организаций; порядок страхования гражданской ответственности и размеры страховых взносов; за счет каких средств организация будет осуществлять свои полномочия; механизм выплат из компенсационного фонда третьим лицам финансовых средств за ущерб, допущенный членами саморегу-лируемой организации. Следовательно, в уставе саморегулируемой организации следует учесть виды деятельности, позволяющие оказывать услуги населению, потребителям и участникам такого добровольного объединения.

Саморегулируемая организация должна уделять особое внимание повышению профессиональной квалификации работников предприятий зернового хозяйства, используемым системам менеджмента, распространению позитивного опыта. Это должно происходить путем организации краткосрочных

и постоянно действующих семинаров и совещаний, научных конференций,

круглых столов, мастер-классов.

Необходимо находить пути развития науки в области управления зерновым хозяйством, решения организационно-логистических, технико-технологи-

ческих и методических вопросов повышения эффективности функционирования предприятий зернового хозяйства, обеспечивающих повышение эффективности развития всего регионального зернового кластера.

Особое значение при этом должно придаваться вопросам территориального планирования развития зернового кластера в регионе. Здесь следует отметить необходимость налаживания взаимодействия не только между предпри-ятиями-участниками саморегулируемой организации, но и между региональными и муниципальными органами власти, совместно с которыми возможно решать вопросы инфраструктурного развития сельских районов (в частности, совместного финансирования строительства оросительной инфраструктуры, складского хозяйства, дорожно-транспортной инфраструктуры и т.д.).

В рамках саморегулирования также более успешно может развиваться и кооперация, особенно между средним и малым бизнесом, которая позволит значительно снижать их издержки на различных стадиях производства, переработки и реализации продукции.

Рис. 1. Схема построения саморегулируемой организации предприятий зернового агропродовольственного кластера региона (Составлено автором)

Библиографический список

1.Самаруха В.И. Проблемы формирования кластеров малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве // Отраслевые рынки. - № 5-6 (21). - 2009

2.Белых А. В. Чем опасно саморегулирование // Бизнес-журнал Онлайн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.business-magazine.ru/trends/.

3.Терентьев В.А. Модель саморегулирования строительной деятельности требует существенной доработки. // Новый уральский строитель. - Жилищно-коммунальный комплекс Урала. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nus-ural.ru/vart.php7cid.

Bibliographic list

l.Samaruha V.I. Problems generate clusters of small and medium-sized businesses in agriculture / Market industry. - № 5-6 (21). -2009.

2.Belich A. W. Than dangerous selfregulation // Business Magazine Online. [Electronic resource]. Access mode: http://www.business-magazine.ru/trends/.

3.Terentyev V.A. Self-regulatory model construction activity requires substantial refinement // New Ural Builder. - Residential complex in the Urals. [Electronic resource], - Access mode: http://www.nus-ural.ru/vart.php?cid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.