Научная статья на тему 'Самореализация как одно из главных условий в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны'

Самореализация как одно из главных условий в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
468
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самореализация как одно из главных условий в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны»

Клопов А.В., Тамер. О.С.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Достижение уровня самореализации сотрудниками правоохранительными органами зависят от успешности процессов социализации, идентификации, профессиональной адаптации, что в своей основе зависит от успешности усвоения норм и ценностей правоохранительной деятельности, а также нейтрализации и ухода от личностной деформации сотрудников органов внутренних дел.

Самореализация сотрудника органов внутренних дел в профессиональной деятельности складывается из сочетания трех основных моментов:

1) реальной потребности личности в осуществлении самореализации в правоохранительной сфере;

2) соотнесения потребностей с возможностями (реализуются только имеющиеся у сотрудника способности);

3) условий для самореализации: общество и конкретная социальная среда должна нуждаться в реализации соответствующих способностей, то есть должна быть востребованность личности.

В целом, можно выделить три «блока» внутреннего движения личности к самореализации (таб.1):_________________________________________________________

№ Блоки внутреннего движения личности к самореализации Этапы развития личности сотрудников

1. Когнитивный 1 Самоощущение. 2 Самонаблюдение. 3 Самопознание. 4 Самооценка. 5 Самоцель.

2. Поведенческий 1 Самоподготовка. 2 Самообразование. 3 Самовоспитание. 4 Саморазвитие.

3. Регулятивный 1 Самоконтроль. 2 Саморегуляция. 3 Самодисциплина

Многие экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что временный период пребывания в должности отражается на процессе самореализации как высшей потребности человека. Так, у специалистов со стажем работы в правоохранительных органах, имеющих стаж три - пять лет, на первое место выходят потребности уважения и познания (или духовные потребности). Работники большое внимание уделяют процессу самообразования, что, в свою очередь, повышает уровень профессионализма и служит источником личностного развития сотрудника правоохранительных органов. Специалисты со стажем от пяти до десяти лет считают профессиональные знания необходимой ценностью, позволяющей достигнуть более высокого профессионального уровня. Главное условие в профессиональной правоохранительной деятельности сотрудника на данном этапе - самореализация, позволяющая выбирать ориентиры для роста и самосовершенствования, реализовать свою индивидуальность и распространять полученные знания, соответствующие ценностным представлениям личности профессионала. Специалисты же с десятилетним стажем, или более того, выбирают

оптимальные пути дальнейшего самотворчества и самораскрытия в профессиональной деятельности. При этом обычно они разветвляют сеть профессиональной подготовки, которая позволяет иметь высококвалифицированную и творческую работу, либо преобразовать имеющиеся в наличии способы и приемы осуществления уже имеющегося труда по обеспечению безопасности.

Кроме ранее перечисленных факторов, влияющих на процесс продвижения сотрудника правоохранительных органов к ступени самореализации, нужно отметить, что проблема количественного сохранения кадров имеет глубокое психологическое основание и оборачивается проблемой их качественного сохранения. Необходимая для эффективной деятельности правоохранительных органов линия движения кадров от профессиональной адаптации через развитие к мастерству часто сопровождается профессиональными деформациями сотрудников. Понимание сущности воспитательной деятельности как создания психолого-педагогических условий для развития и самосовершенствования личности сотрудника способствует признанию наиболее актуальной в системе повышения квалификации задачи обеспечения моральной и психологической устойчивости сотрудников, профилактики и преодоления проявлений профессиональной деформации.

Вопросам нарушений процесса профессионализации, появления негативных качеств личности под влиянием специфики конкретных профессий. посвящены исследования А.П. Безносова, А.В.Буданова, В.А.Лазарева, В.С.Медведева, Б.Д.Новикова, Э.Э. Сыманюк и др. В работах, посвященных проблеме профессиональной деформации:

-исследуются причины возникновения профессиональной деформации, -рассматриваются вопросы соотношении рассматриваемого феномена с процессами профессиональной адаптации,

-разрабатывается инструментарий психодиагностики профессиональной деформации и способы ее психолого-педагогического преодоления.

Как уже отмечалось выше, основными характеристиками ситуации профессионального развития сотрудника правоохранительных органов выступают особенности профессиональной деятельности и профессионального общения, которые в своем единстве создают специфическое пространство социальных отношений. Главным показателем профессионализации является развитие профессионального самосознания, основой которого выступают значимые ценностные отношения сотрудника к профессиональной деятельности и к себе как к ее субъекту.

Одним из определяющих компонентов структуры профессиональной деятельности является ее цель. Характер и результат процесса целеполагания во многом зависит от развития мотивационно-ценностной сферы личности сотрудника правоохранительных органов. Профессиональная деформация сотрудника может выражаться в неверном определении наиболее общих целей деятельности, неадекватной постановке задач в конкретных рабочих ситуациях, вследствие чего и процессы, и результаты труда могут быть деформированы.

Негативными характеристиками профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов также являются: большая эмоциональная насыщенность

при дефиците позитивных впечатлений. Подобные особенности службы создают почву для развития стрессовых состояний у сотрудников. С увеличением стажа работы происходит постепенное накопление психической напряженности в структуре личности сотрудника (В.В.Лебедев, А.В. Шамис). Это повышает вероятность возникновения дезадаптации и профессиональных деформаций сотрудников правоохранительных органов.

Исследование особенностей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов позволило объединить множество проявлений профдеформации по следующим основаниям:

• снижение эффективности деятельности:

а) отклонение от норм деятельности: правовой нигилизм; склонность к

злоупотреблению властью; неуважительное отношение к требованиям служебной дисциплины; появление тенденции снять с себя ответственность за собственные решения и действия; подмена профессиональной деятельности «псевдодеятельностью» (или внешней атрибутикой деятельности); должностные преступления и др.

б) отклонение от норм профессиональной этики: физическая и вербальная агрессия; неоправданное преувеличение собственной профессиональной роли; утрата верного представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности; гипертрофированное чувство корпоративности; тенденция рассматривать профессиональную деятельность как средство достижения сугубо личных, эгоистических целей, потребительство, вещизм и др.

• нарушение адекватного эмоционального реагирования: отсутствие естественных эмоций по отношению к преступнику (негодование, презрение и т.д.); склонность к эмоциональной ригидности, снижение способности к эмпатии, феномен «эмоционального выгорания», повышение уровня тревожности, конфликтности (внешней и внутренней) и ДР-

• наличие стереотипов восприятия, реагирования, отношения: профессионализация восприятия и оценки людей; догматическое следование приказам; стереотипы -«начальник должен быть жестким», «начальник всегда прав», стереотип «маленького человека», стереотип «нахождения виновного» или применения санкции наказания и др.

• нарушение структуры коммуникативной компетентности: сужение

коммуникативных связей; дефицит внеслужебного общения; утрата внеслужебных интересов и др.

• нарушение процесса самореализации: неудовлетворенность своей

профессиональной ролью; снижение самооценки возможностей продвижения по службе; утрата способности к самостоятельному профессиональному развитию; сужение потребностей в интеллектуальном, духовном и культурном росте; фаталистичность в восприятии жизненных событий; потеря моральных ориентиров и др.

Ядром профессиональных отношений сотрудника являются три варианта отношения: к другому человеку как к предмету профессиональной деятельности, к закону, и к себе как субъекту профессиональной деятельности. Негативные изменения значимых отношений сотрудника будут свидетельствовать о наличии профессиональной деформации. В качестве критериев профессиональной деформации сотрудника правоохранительных органов можно выделить следующие: 1) особенности отношения к человеку как к предмету профессиональной деятельности (субъект-объектное отношение к Другому); 2) произвольно-субъективная интерпретация нормопослушного поведения и нормативной регламентации служебной деятельности; 3)изменения в образе «Я» сотрудника (неадекватность самооценки; конфликт структур «Я-реальное» и «Я-идеальное»). Следующие критерии охватывают проявления профессиональных деформаций на границе областей профессиональной и личной жизни сотрудника: 4) профессиональное огрубление личности (ригидность и стереотипность); 5) перенос компонентов профессиональной деятельности в другие сферы личной жизни; 6) нарушение процесса самореализации.

Как показал анализ различных исследований по преодолению негативных явлений профессионализации, психологическая помощь сотрудникам правоохранительных органов основывается на следующих положениях: во-первых, ориентация на личность сотрудника как субъекта профессиональной деятельности; во -вторых, использование технологий развивающего взаимодействия, которые позволяют мобилизовать и совершенствовать индивидуальные психофизические возможности сотрудника. Наиболее эффективной формой работы признается комплексная профилактика рассматриваемого явления, включающая меры психологического и непсихологического (социально-аналитического, организационно-управленческого и

воспитательного) характера (С.Е.Борисова, К.Р. Такасаева). В связи с этим необходимо выявить тенденции в использовании теоретических моделей, методов психологической помощи сотрудникам правоохранительных органов по разрешению проблемных ситуаций в служебной деятельности. На основе анализа процесса профессионального становления, выделение критериев профессиональной деформации определить содержание и методы психолого-педагогической реабилитации сотрудников правоохранительных органов с целью минимизации негативных социально-психологических последствий профессиональной деформации, создания условий для личностного и профессионального развития.

Таким образом, краткий анализ психологических предпосылок профессионального развития личности сотрудника правоохранительных органов показывает, что достижение высшего уровня развития личности сотрудника правоохранительных органов - уровня самореализации, относительно длительный управляемый процесс, который требует совершенствования нравственного, профессионально-эстетического воспитания и психологического сопровождения личного состава правоохранительных органов путем создания психолого-педагогических условий для развития и самосовершенствования личности сотрудника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.