Научная статья на тему 'Влияние особенностей личности государственных служащих на успешность профессионализации'

Влияние особенностей личности государственных служащих на успешность профессионализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
554
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / СОТРУДНИКИ РОСРЕЕСТРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONALIZATION OF THE CIVIL SERVANTS / STAFF OF THE RUSSIAN STATE REGISTER / PSYCHOLOGICAL FEATURES OF A PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стальнова И.А., Стальнов А.Г.

Государственная служба является постоянно развивающейся и изменяющейся профессиональной средой, несет высокую социальную нагрузку, характеризуется повышенной стрессогенностью, что предопределя- ет объективность психологических требований к личности служащих. Статья резюмирует результаты психологического исследования факторов, влияющих на успешность профессионализации государственных гражданских служащих (на примере сотрудников Росреестра).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PECULIARITIES OF PERSONALITY OF CIVIL SERVANTS ON THE SUCCESS OF PROFESSIONALISATION

The state service is constantly evolving and changing professional environment, carries a high social burden, characterized by stressful that predetermines the objectivity of certain psychological requirements to his employees. Article sums up the psychological research results of the factors that determined the success of the professionalization the civil servants (on the example of registration offi ce staff).

Текст научной работы на тему «Влияние особенностей личности государственных служащих на успешность профессионализации»

УДК 342.5.08+159.9.075

UDC 342.5.08+159.9.075

И.А. СТАЛЬНОВА

аспирант факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета

E-mail: stalnova@rambler.ru А.Г. СТАЛЬНОВ

аспирант факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета

E-mail: stalnoff@yandex.ru

I.A. STALNOVA

graduate the faculty of Juristical psychology, Moscow State University of Psychology and Education E-mail: stalnova@rambler.ru A.G. STALNOV

graduate the faculty of Juristical psychology, Moscow State University of Psychology and Education E-mail: stalnoff@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ личности государственных СЛУЖАЩИХ НА УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

THE INFLUENCE OF PECULIARITIES OF PERSONALITY OF CIVIL SERVANTS ON THE SUCCESS OF PROFESSIONALISATION

Государственная служба является постоянно развивающейся и изменяющейся профессиональной средой, несет высокую социальную нагрузку, характеризуется повышенной стрессогенностью, что предопределяет объективность психологических требований к личности служащих. Статья резюмирует результаты психологического исследования факторов, влияющих на успешность профессионализации государственных гражданских служащих (на примере сотрудников Росреестра).

Ключевые слова: профессионализация, государственные служащие, сотрудники Росреестра, психологические особенности личности.

The state service is constantly evolving and changing professional environment, carries a high social burden, characterized by stressful that predetermines the objectivity of certain psychological requirements to his employees. Article sums up the psychological research results of the factors that determined the success of the professionalization the civil servants (on the example of registration office staff).

Keywords: professionalization of the civil servants, staff of the Russian state register, psychological features of a person.

Результаты современных исследований [1; 2; 3] позволяют констатировать наличие зависимости между негативными последствиями профессионализации в форме профессиональных деформаций у государственных гражданских служащих, с одной стороны, и личностными характеристиками, поведенческими и коммуникативными моделями - с другой. Значительный пласт психологических исследований посвящен исследованию причин и проявлений профессиональных деструкций государственных служащих и синдрому профессионального выгорания [4; 5], при этом положительное влияние профессионализации на личностное развитие государственного служащего в современной психологии не исследуется совсем.

В рамках подхода к профессиональной деформации личности сотрудника как к совокупности устойчивых конструктивных и деструктивных изменений личности нами было проведено исследование психологических аспектов профессионального развития государственных гражданских служащих.

В исследовании принимали участие 150 сотрудников центрального аппарата Росреестра и

Территориального аппарата Росреестра по г. Москве. Основная выборка включала сотрудников в возрасте от 21 года до 58 лет (среднее значение составило 39,8 лет) со стажем работы в государственных органах от 0 до 25 лет (среднее значение - 11,2 года). Из них 57% мужчин и 43 % женщин, 82 % сотрудников состоят в браке, 27% относятся к категории руководителей и осуществляют управленческую деятельность.

Методический инструментарий исследования представлен пятифакторным личностным опросником Р. МакКрае, П. Коста, методикой исследования профессионального выгорания А.А. Рукавишникова, методикой исследования ценностной сферы К. Рокича, мотиваци-онного профиля К. Замфир, авторскими анкетами и ко-дировочными картами.

Оценка личностных особенностей сотрудников Росреестра позволяет сделать следующие выводы.

Шкала «Экстраверсия-интроверсия» характеризуется средними по выраженности оценками как в целом по параметру (49,6±0,7), так и по включенным в него характерологическим особенностям: «активность - пассивность» (9,7±0,2), «доминирование-подчиненность»

© И.А. Стальнова, А.Г. Стальнов © I.A. Stalnova, A.G. Stalnov

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (58), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 58. 2014

(9,8±0,2), «поиск впечатлений - избегание впечатлений» (9,5±0,2), «проявление чувства вины - избегание чувства вины» (9,1±0,2). Исключением является шкала «общительности-замкнутости», демонстрирующая высокий уровень выраженности (11,5±0,2). Такие результаты свидетельствуют о том, что среди государственных гражданских служащих присутствуют примерно в равной степени как экстраверты, так и интроверты с незначительным преобладанием первых. Развитость коммуникативности как личностной особенности у большинства сотрудников обусловлена требованиями государственной гражданской службы, относящейся к профессиям соционического типа. При общей ориентации на повышение скорости выполнения служебных заданий и поручений такие сотрудники негативно реагируют на чрезмерную монотонность деятельности, однако они более восприимчивы к различным нововведениям и изменениям профессиональных регламентов, что в определенной степени свойственно государственной гражданской службе.

Шкала «Привязанность-обособленность» оценена респондентами высокими баллами (57,2±0,3), в частности: менее всего выражены в «теплота-равнодушие» (10,9±0,1); более всего - «сотрудничество - соперничество» (12,4±0,1); «доверчивость-подозрительность» (11,3±0,1); «понимание - непонимание» (11,0±0,1); «уважение других - самоуважение» (11,6±0,2). Полученные результаты позволяют позитивно охарактеризовать психологические свойства и особенности большинства сотрудников с точки зрения их ориентированности взаимодействие с клиентами, партнерами и коллегами. Сильная выраженность «сотрудничества», «понимания» и «доверчивости» как личностных особенностей свидетельствует о комфортном самочувствии работников при работе в команде, их адаптивности, отзывчивости и терпимости к недостаткам других.

Шкала «Самоконтроль - импульсивность» выражена среди государственных гражданских служащих также довольно ярко, что подтверждается высокими балльными оценками как в целом параметра (55,8±0,3), так и его основных характерологических элементов: настойчивости (11,6±0,1), ответственности (11,2±0,1), самоконтроля (11,6±0,1) и предусмотрительности (11,0±0,1). Развитие данных личностных качеств примиряет сотрудника с особенностями профессиональной среды государственной гражданской службы, высоким уровнем социальной ответственности такой деятельности. Интерпретация полученных по шкале результатов позволяет охарактеризовать сотрудников Росреестра как волевых, добросовестных личностей с высокими моральными установками и стремлением к соблюдению общепринятых правил поведения. Для таких работников приоритетным является общественное благо и польза, однако, при несовпадении ожиданий профессиональной самореализации с реалиями они испытывают острый внутренний конфликт.

Параметр «Эмоциональная лабильность - эмоциональная устойчивость» в среднем оценивается на среднем уровне проявления (45,7±1,0), что свидетель-

ствует о наличии в выборке как эмоционально стабильных, так и эмоционально неустойчивых сотрудников. Показательным является слабый уровень проявления самокритики государственных гражданских служащих (8,7±0,2), косвенно свидетельствующий о завышенной самооценке. Низкий уровень эмоциональной стабильности может являться следствием общей профессиональной обстановки, насыщенной профессиональными стрессорами, а также необходимости ежедневного общения с клиентами на фоне умаления профессии госслужащего в современном российском обществе и в целом негативного отношения населения к чиновникам.

Оценка шкалы «Экспрессивность - практичность» показывает высокий уровень количественных значений параметра (53,2±0,5) и формирующих его характерологических особенностей личности: «любопытство

- консерватизм» (10,9±0,2); «любознательность - реалистичность» (10,8±0,2); «сенситивность - нечувствительность» (11,5±0,1); «пластичность - ригидность» (10,6±0,2). Это позволяет охарактеризовать сотрудников Росреестра в целом как склонных к обучаемости, эмпатии, гибких в общении и разрешении проблем. Положительно характеризуется способность респондентов идти на компромисс, при этом не совсем оправдана диагностированная у них недостаточная практичность как личностное качество.

Исследование деструктивных проявлений профессионализации позволило получить следующие результаты. Женщины характеризуются в среднем большей подверженностью психическому выгоранию по сравнению с мужчинами: индекс психического выгорания у женщин составил 93,7 против 91,2 у мужчин, личностное отдаление характеризовалось 31,0 баллами против 29,9 у мужчин, профессиональная мотивация

- 30,0 баллами против 28,7 у мужчин при относительно равном значении психоэмоционального истощения. Профессиональному выгоранию максимально подвержены молодые сотрудники: если в возрасте до 30 лет среднее значение индекса психического выгорания составляет 150,91, то уже в следующей возрастной группе - от 31 до 40 лет оно снижается до уровня 102,72, оставаясь по-прежнему ярко выраженным и по отдельным проявлениям. В возрастной группе старше 50 лет уровень профессионального выгорания низок, психоэмоциональное истощение и личностная отдаленность диагностируются на низком уровне проявления, профессиональная мотивация - на среднем. Аналогичные результаты получены нами и при оценке уровня психического выгорания сотрудников Росреестра с различным стажем работы в государственных органах, что может быть следствием применяемой системы мотивации и карьерной динамики.

В рамках деятельностного подхода к развитию личности не только личностные особенности человека влияют не успешность процесса его профессионализации, но и профессиональная деятельность деформирует личность сотрудника. Таким образом, психологические детерминации развития профессионального выгорания могут быть выражением профессиональных деформа-

ций. Для проверки данного вывода были сопоставлены результаты корреляционного анализа взаимосвязи между уровнем профессионального выгорания и личностными качествами с результатами оценки сотрудниками Росреестра степени и характера влияния профессиональной деятельности на развитие у них тех или иных качеств, полученные с использованием авторского опросника.

В группу положительных деформаций можно включить активность, доминирование, сотрудничество и аккуратность. Амплитуда средних значений влияния профессионализации на развитие данных личностных качеств сотрудников Росреестра - от 1,55 до 1,76 баллов из 2 максимально возможных. К категории положительных профессиональных деформаций можно отнести и демонстрирующие умеренную связь с профессиональной динамикой общительность, понимание, ответственность и предусмотрительность. Из данной группы профессиональных деформаций факторами, препятствующими формированию и развитию профессионального выгорания, являются все выделенные качества кроме доминирования, аккуратности, понимания и предусмотрительности. Ответственность, рассматриваемая нами как положительная профессиональная деформация, демонстрирует прямую сильную корреляционную связь с уровнем профессионального выгорания. Иными словами, требования государственной гражданской службы приводят к развитию у сотрудников ответственности, которая, в свою очередь, значительным образом предопределяет развитие выгорания как негативного эффекта профессионализации.

Отрицательными профессиональными деформациями сотрудников Росреестра, согласно полученным в исследовании результатам, являются избегание чувства вины, подозрительность, напряженность, консерватизм (разброс оценок - от -1,02 до -1,41). Развитие в процессе профессионализации такого качества, как избегание чувства вины, по нашему мнению, является следствием

защитных психологических механизмов. Проявление чувства вины способствует профессиональному выгоранию сотрудников, которые, приспосабливаясь к условиям профессиональной среды, стремятся более равнодушно относиться к последствиям собственных поступков, их личность движется к другому полюсу шкалы - избеганию вины.

Примечательно также, что государственные гражданские служащие с ростом стажа работы движутся от полюса «уважение других» к полюсу «уважение себя», чему профессионализация способствует в значительной степени. По нашему мнению, такая динамика обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, стереотипы отношения к чиновнику в обществе приводят к объективному повышению самооценки социального статуса по мере карьерного роста в контексте социальной значимости профессии. Сотрудник все менее рефлексирует по отношению к проблемам клиентов, относится к ним как к автоматической работе, менее эмоционально. При этом государственная гражданская служба как образец социономической профессии предполагает значительное внимание к интересам социума и, как следствие, приближенность к полюсу «уважение других», который является детерминантой профессионального выгорания. Таким образом, смещение к приоритету уважения собственных интересов в результате профессиональной динамики государственного служащего Росреестра выступает как защитный психологический механизм.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили рабочую гипотезу исследования о взаимовлиянии личностных особенностей государственных гражданских служащих и процесса их профессионализации, что позволяет декларировать потенциальную возможность управления профессиональной эффективностью посредством активизации психологической работы в органах и подведомственных учреждениях Росреестра.

Библиографический список

1. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания/ Медицинские новости. 2GG2; № 7: С. 3-9.

2. Коваленко А.В. Профессиональная деформация личности. Учебное пособие. Сост. А.В. Коваленко, Л.А. Шиканов. Томск: Изд-во ТПУ, 2GG9. 9G с.

3. ВинокурВ.А., АгаповаЕ.В. Аффективные расстройства и самооценка здоровья у государственных служащих в процессе профессионального «выгорания» [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2G13; 1 (18). - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 17.1G.2G13).

4. КазаковаА.Ю. Акмеологическая профилактика профессиональных деструкций: автореферат дисс. ... к.п.н. М, 2G12.

28 с.

5. Савина Н.С. Специфика психического выгорания в управленческой деятельности: автореферат дисс. . к.п.н. Ярославль, 2GG9. 26 с.

References

1. SkchugarevskayaM.M. The emotional burnout syndrome/ Medical news. 2GG2; 7: 3-9.

2. KovalenkoA.V. Professional adaptation. Textbook / Ed. A.V. Kovalenko, L.A. Shikanov. - Tomsk: Izd-vo TPU, 2GG9. - 9G р.

3. Vinokur V.A., Agapova E.V. Affective disorders and self-reported health in public servants in the process of professional burnout» [Web-resource] // Medical psychology in Russia. 2G13; 1 (18). - URL: http://medpsy.ru (date of access: 17.1G.2G13).

4. Kazakova A.J. Acmeological prevention of self-destruction. - Moscow, 2G12. - 28 p.

5. Savina N.S. The specificity of mental burnout performance management: the abstract of diss. - Yaroslavl, 2GG9. - 26 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.