Научная статья на тему 'Саморазвитие преподавателя вуза и использование ресурсов социальных сетей в культурно-досуговой деятельности'

Саморазвитие преподавателя вуза и использование ресурсов социальных сетей в культурно-досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / САЙТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПЕДАГОГ / HIGHER EDUCATION / MEDIA TECHNOLOGIES / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY INSTITUTIONS / INTERNET-SITES / SOCIAL NETWORKS / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белякова Е. В.

Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам совершенствования профессиональной деятельности современных российских педагогов образовательных организа-ций высшего образования. Материал освещает ценный опыт работы отечественных учреждений культуры в обозначенном направлении. Автор рассматривает потенциал вовлечения сетевых информационных ресурсов в процесс личностного и профессионального саморазвития современ-ного педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION TEACHERS’ SELF-IMPROVEMENT AND SOCIAL NETWORKS IN CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

The paper is devoted to theoretical and practical issues of quality improvement of profes-sion activities of today’s teachers who work in Russian educational organizations of higher education. The article highlights valuable work experience of domestic cultural and leisure activity institutions in such direction. The author considers potential of involvement of social network informational resources into a process of a today’s teacher’s personal and professional growth

Текст научной работы на тему «Саморазвитие преподавателя вуза и использование ресурсов социальных сетей в культурно-досуговой деятельности»

культурной сферы. На сегодняшний день они являются самым распространенным типом учреждений культуры и представляют собой полифункциональный комплекс, способный создать для подростков разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на них комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие. Как показало исследование [1], в культурно-досуговых учреждениях подросток может, используя культурно-досуговый потенциал, приобщиться к ценностям культуры, реализовать свои творческие планы, раскрыться как творческая личность. Освоение содержания, идеалов, смыслов, ценностных ориентаций происходит через различные формы и методы предметно-преобразующей деятельности, обеспечивающих индивидуальную самореализацию личности. В этом процессе деятельность культурно-досуговых учреждений обеспечивает и процесс, и результат усвоения систематизированных знаний, направленных на подготовку личности к жизни и труду, её социализация. Деятельность в культурно-досуговых учреждениях в этом плане можно представить, как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развивать себя согласно собственным природным задаткам и общественным потребностям. Роль культурно-досуговых учреждений определяется как средство, способное ослабить остроту социальной напряжённости, помочь адаптироваться в новых экономических и политических условиях, способствует психологической релаксации [3, c. 58]. Следовательно, деятельность культурно-досуговых учреждений представляет собой дополнительное пространство для самореализации и развития подростков, релаксации и восстановления.

Таким образом, социализация подростков средствами хореографического творчества представляет собой двусторонний процесс передачи педагогом и освоения индивидом культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработки культурных потребностей, интересов и установок, жизненной ориентации и культурной самоидентификации, то есть формирование картины мира, позволяющее индивиду функционировать в пространстве культуры данного общества. В процессе хореографического творчества у подростков развивается коммуникабельность, вырабатываются ценностные ориентиры, нравственные качества, нормы общения и поведения, появляется представление о базовых ценностных ориентациях, разграничиваются взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Список литературы

1. Багирова, Е. В. Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно -досуговом учреждении : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Челябинск, 2016. - 247 c.

2. Багирова, Е. В. Особенности социализации подростков средствами хореографического творчества // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5. - С. 87-88.

3. Десятов, В. И. Связь с общественностью в управлении социокультурными проектами в контексте антропологического подхода / В. И. Десятов, Г. В. Оленина. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. академии культуры и искусств, 2006. - 266 с.

Eugenia V. Bagirova, Ph. D. in Pedagogy Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) evgenya_zenuhina@mail .ru

SOCIAL INTEGRATION OF TEENAGERS WITH CHOREOGRAPHY MEANS IN CULTURAL AND LEISURE INSTITUTIONS

Abstract. The author's variant of "socialization" and "socialization process" scientific concepts used in relation to teenagers, social and demographic category of 12-17 years-old persons, is given. Peculiarities of socialization process of a teenager acted as a subject of organized leisure activities, as participant of an amateur choreographic ensemble works at a cultural and leisure institution is regarded.

Keywords: socialization, socialization process, teenagers, choreography, art, cultural and leisure institutions.

УДК 378.12:159.923.2:[379.8+316.77]

Е. В. Белякова, аспирант

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

[email protected]

САМОРАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам совершенствования профессиональной деятельности современных российских педагогов образовательных организаций высшего образования. Материал освещает ценный опыт работы отечественных учреждений культуры в обозначенном направлении. Автор рассматривает потенциал вовлечения сетевых информационных ресурсов в процесс личностного и профессионального саморазвития современного педагога.

Ключевые слова: образование, медиатехнологии, учреждения культуры, сайты, социальные сети, педагог.

Ряд российских исследователей современного состояния системы образования сходятся во мнении, что процессу образования присущи характеристики «традиционность» и «инновацион-ность». Так, например, в статье Крыловой О. Н [1, с. 96] говорится о двухлетнем исследовании, посвященном выявлению позиции педагога в отношении этих двух терминов. Любопытно, что автор привлек для рассмотрения несколько регионов, территориально находящихся в разных субъектах Российской Федерации: Якутия, Московская, Кемеровская, Самарская, Челябинская и Псковская области, Краснодарский край.

Исследователь Бахтызин А. М. [2, с. 68] в своей статье «Инновационные процессы в современном образовании: сущность, проблемы перспективы» отмечает 3 уровня определения инновации в контексте образования:

- стратегический (политический) уровень;

- системный (управленческий) уровень;

- научный (собственно, педагогический) уровень.

Исследователь отмечает, что «главная задача инноваций - установление такого режима развития системы, когда практическое использование творческих разработок носит не догоняющий, но экспериментальный характер» [2, с. 68]. Согласимся с этой позицией.

В рассмотрении вопроса о парадигме педагогического воздействия теории социально-культурной деятельности Ярошенко Н. Н. [3, c. 211-292] подробно рассматривает этапы её развития. Согласимся с выводом, сформулированным в конце обширного материала московского исследователя: «Огромное значение ...приобрели личностная и гражданская позиция лидеров научных направлений, обеспечивших непрерывность научной традиции в теории социально-культурной деятельности, а также её обновление на новой методологической основе» [3, а 301]. Подтверждением значимости этой позиции могут послужить работы ученых Урало-Сибирского региона, посвятивших свои труды вопросам педагогического, методологического и научного осмысления современных тенденций и перспектив в культурно-досуговой деятельности. Одним из авторов в области интересующих нас отношений саморазвития педагогов вуза и государственных институтов, оказывающих содействие этому процессу, является челябинский доктор педагогических наук, профессор Вековцева Т. А. В работе, посвященной процессу саморазвития преподавателей вузов, говорится об исторически обусловленных тенденциях, закономерностях и описывается структурно-логическая модель социально-педагогического содействия саморазвитию преподавателей вуза [4, ^ 5].

У профессора Вековцевой Т. А. нашли свое отражение такие термины как «педагогическая технология» и «технология социально-педагогического содействия саморазвитию преподавателей ВУЗа» [4, а 214-215]. Приводятся этапы реализации данной технологии, подробно описывается

каждый из них: диагностико-просветительский; мотивационно-технологический и оценочно-коррекционный. Автор подробно рассматривает цели и задачи каждого этапа, отмечая, что на реализацию первого предполагается 1 семестр, второго - два семестра и третьего так же 1 семестр [4, ^ 218].

Наше исследование затрагивает область взаимодействия, близкую изучаемой Вековцевой Т. А., т. к. затрагивает аспекты участия государственных учреждений в вопросах содействия педагогам высшей школы. На наш взгляд, возможно провести логичные параллели в методическом обеспечении социально-педагогического содействия: Татьяна Александровна приводит пример, основанный на внутривузовских ресурсах - использование на первом этапе (диагностико-просветительском) курс повышения квалификации преподавателей на 72 часа [4, c. 235]. В свою очередь отметим, что в деятельности государственных учреждений культуры также можно найти возможность для повышения уровня квалификации преподавателей. Так, автором статьи на протяжении 3 лет на площадке Государственного центра народного творчества Омской области (далее - ГЦНТ) организовывались и реализованы 4 курса повышения квалификации для работников культуры (с выдачей документа государственного образца), в работе которых принимали участие преподаватели Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского и Омского областного колледжа культуры и искусства. Несмотря на тот факт, что ГЦНТ как культурно-досуговое учреждение не обладает лицензией на образовательную деятельность, уставной деятельностью последнего в перечне основных направлений деятельности по поддержке и сохранению народного творчества обозначена деятельность по повышению квалификации работников культуры. Так, в апреле 2017 года в ГЦНТ состоялся курс повышения квалификации длительностью 16 часов, в ходе которого преподаватели двух учебных заведений высшей школы Омска и Красноярска приняли участие в качестве лекторов и слушателей одновременно. Курс посвящался вопросам деятельности современных учреждений культуры и собрал более 50 слушателей из числа работников культуры Омской области.

В исследовании, приводимом профессором Вековцевой Т. А., на первом этапе реализации курса повышения квалификации описывается многоаспектный подход к выбору тем, позволяющих задействовать функцию диагностики. Например, обозначены такие темы как «Отдых», «Мотивация к решению сложных задач», «Ценностные предпочтения», «Организация рабочего дня», «Планирование» и др. Данный набор тем, безусловно, направлен на организацию взаимовыгодного системного взаимодействия педагога и вузовских ресурсов. В случае, апробированном автором статьи, темы были посвящены как теоретическим подходам в области деятельности учреждений культуры, так и вопросам практического значения, в ходе рассмотрения которых активно использовалась информация из сети интернет.

Зачастую ситуация с применением интернет-источников лицами, занятыми поиском профессионально ориентированной литературы и сведений по специфическим темам, сводится к поиску материала в электронных библиотеках и незначительному количеству рекомендованных (ранее найденных) источников. В России развитие информационного пространства в последнее десятилетие шагнуло так далеко, что уже сегодня актуальна шутка «Ваши дети не будут знать, как это -пользоваться дискетой». Современные пользователи вне зависимости от возраста и рода деятельности имеют широкие возможности в общении, поиске информации, разработке проектов и организации групп по интересам, применяя стремительно уменьшающиеся в габаритах электронные устройства, получая свободу передвижения с гаджетами по миру, имея возможность развиваться практически «на ходу».

Система образования в России, несмотря на имеющиеся трудности, сегодня находится на пути адекватного реагирования на запросы современного общества. Разрабатываются новые программы обучения, используются медиатехнологии в проведении учебных занятий, расширяется информационный поток знаний. Отличия сегодняшней системы образования от советской лучше всего чувствуют те, кто начал свое обучение в период существования Советского Союза, но имеют возможность обучаться и в современных условиях. Новый информационный уровень очевиден, качество образования - тема к обсуждению.

Планомерное взаимодействие образовательных учреждений с региональными центрами традиционной культуры дает возможность слушателям курса получать не только знания,

но и необходимые умения в области сохранения и трансляции ценностей социально-культурной деятельности. Этому способствует прямое участие в работе преподавательского состава, включение в проведение мероприятий по теории и истории социально-культурной деятельности совместно с учреждениями региона. Эффективность работы подтверждается опытом реализации культурно-просветительских проектов, связанных с процессом трансляции культурной памяти народов, населяющих Омскую область, посредством электронных социальных сетей.

По статистическим сведениям Министерства культуры Омской области, в ней существует 996 культурно-досуговых учреждений, при которых действует 33 информационных и координационно-методических объединения. Все организации ведут работу на правах подразделений государственных учреждений культуры, то есть являются бюджетными образованиями. Это дает возможность говорить о стандарте качества оказываемых услуг на уровне региона и достоверности сведений, подготавливаемых сотрудниками клубных культуры. Важно отметить, что необходимой составляющей профессионального роста является посещение курсов повышения квалификации, соответствующих современным критериям качества подготовки специалистов в сфере социально-культурной деятельности. Тенденцией современности является требование, выдвигаемое органами государственной власти к бюджетным учреждениям, по открытости и доступности информации для потребителей. В силу разных финансовых возможностей учреждения информируют общество о своей работе посредством создания интернет-сайтов и, как наиболее быстрый и удобный ресурс, страниц (групп) в социальных сетях.

Насколько предоставляемая интернет-источниками информация достоверна? Этот вопрос закономерен в свете наличия большого количества случайных ссылок на непроверенные источники данных в сети интернет. Одно наличие группы в социальной сети не может выступать гарантом надежности и качества сведений, там размещенных. Известно, как легко создаются подделки, и даже наличие фотографии зачастую не гарантирует подлинности владельца аккаунта, а, следовательно, и качества представляемой им информации. Этот вывод относится к ранее обозначенной в докладе проблеме поиска и определения достоверности получаемых сведений с использованием интернет-источников. Гарантом достоверности в данном случае может выступить отсылка (упоминание, цитирование) сведений о группе социальной сети на официальном сайте-представителе учреждения, от имени которого действует группа.

Автором на протяжении 7 лет ведется работа по наполнению официального интернет-ресурса областного методического центра клубных учреждений, что позволило накопить определенный опыт в вопросе применения подобных инструментов в практике социально-культурного учреждения. Несомненным плюсом является уникальность имени и авторство дизайна (бренд-бука) сайта, а также возможности использования различных приложений, не работающих в социальных сетях.

Экспериментальный характер - основа развития не только системы образования. Эксперимент - залог нового продукта, проявление творческого мышления, характеристика динамичной, действующей модели. В отношении системы образования сочетание традиций и инноваций скорее неотделимый процесс, чем процесс противостояния. Несмотря на кажущуюся диаметраль-ность, каждый из этих подходов является продолжением друг друга, каждый свидетельствует о живом, активном поле диалога системы.

В решении вопросов социально-педагогического взаимодействия государственных институтов и формировании процессов, расширяющих возможности для саморазвития преподавателей ВУЗов, мы видим перспективу совершенствования саморазвития педагогов и дальнейшей деятельности учреждений культуры.

Список литературы

1. Крылова, О. Н. Взаимосвязь традиций и инноваций в содержании общего образования-видение современного учителя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. -№ 4. - С. 96-99.

2. Бахтызин, А. М Инновационные процессы в современном образовании: сущность, проблемы, перспективы // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - № 4. - С. 67-70.

3. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2013. - 456 с.

4. Вековцева, Т. А Социально-педагогическое содействие саморазвитию преподавателей ВУЗа в культурно-досуговой деятельности : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05. - Челябинск, 2015. - 370 с.

Elena V. Belyakova, Postgraduate Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

[email protected]

EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION TEACHERS' SELF-IMPROVEMENT AND SOCIAL NETWORKS IN CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

Abstract. The paper is devoted to theoretical and practical issues of quality improvement of profession activities of today's teachers who work in Russian educational organizations of higher education. The article highlights valuable work experience of domestic cultural and leisure activity institutions in such direction. The author considers potential of involvement of social network informational resources into a process of a today's teacher's personal and professional growth.

Keywords: higher education, media technologies, cultural and leisure activity institutions, Internetsites, social networks, a teacher.

УДК 374.4(571.5-22)"1920-е"

С. И. Бондаренко, кандидат исторических наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет (Барнаул, Россия)

[email protected]

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДЕРЕВНЕ В 1920-Е ГОДЫ

Аннотация. Проанализирован опыт и основные результаты масштабных социокультурных модернизаций западносибирской деревни, инициированных советским правительством в годы новой экономической политики (1921-1929/1931 гг.); охарактеризовано отношение крестьян к государственным реформам культурной жизни на селе, к модернизации системы школьного образования в сибирской деревне.

Ключевые слова: социокультурная модернизация, ликвидация неграмотности, культурно-просветительная работа, крестьяне.

Представление о советском обществе в 1920-е годы, прежде всего, связывается с новой экономической политикой. Сущность нэпа чаще всего сводится к анализу сугубо экономических вопросов. На самом деле это было время больших перемен не только в хозяйственной, политической, но и социокультурной сфере. Социокультурная сфера складывается из великого множества элементов: образование, медицинское обслуживание, досуг, спорт, взаимоотношения между людьми и т. д. Специфический уклад деревни в 1920-е годы претерпел существенные изменения. Большевики провозгласили свои новые цели и задачи, пытаясь привить разом новые формы существования, которые они связывали с социализмом. Годы нэпа стали удивительным временем, когда приметы нового и старого постоянно сталкивались в повседневной жизни людей.

Ликвидация неграмотности стала основой всей государственной политики по подъему культурного уровня. В частности, в 1924 г. было создано общество «Долой неграмотность», возникали культурно-просветительные учреждения. Основным средством ликвидации неграмотности среди взрослого населения стал ликпункт (пункт ликвидации неграмотности). В ликвидационный пункт привлекали путем проведения бесед, с помощью газетной компании, различными поощрительными и предупредительными мерами.

В Алтайской губ. (губернии) на 1 января 1921 г. общее число сельских школ грамоты и ликвидации безграмотности было 155, училось в них 6472 учащихся, в Омской и того меньше, соответственно 116 и 3142 при общем количестве неграмотного населения в губерниях 2235200 и 2358400 человек [1, л. 81].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.