Научная статья на тему 'САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ'

САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
241
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ФАКТОРЫ САМОРАЗВИТИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Земш М.Б.

Целью исследования, проведенного в статье, является теоретическое осмысление психологических задач для обеспечения готовности к саморазвитию в период младшего школьного возраста в дискурсе культурной психологии. Высказано предположение, что младший школьный возраст является сензитивным для формирования готовности к осознанному прогрессивному саморазвитию. Осознание психологических задач в отношении саморазвития личности, стоящих перед современным начальным образованием, позволит разработать адекватные меры психолого-педагогической поддержки обучающихся. Результаты исследования свидетельствуют, что младший школьный возраст в условиях целенаправленно организованной системы психолого-педагогической поддержки становится сензитивным для развития предпосылок и появления начальной формы прогрессивного личностного саморазвития. Предпосылками возникновения стремления к прогрессивному саморазвитию являются: осознание и стремление к образу-идеалу, как к лучшей версии себя; дифференцированная самооценка; внутренняя готовность к трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT AMONG YOUNG PUPIL: THE PSYCHOLOGICAL CHALLENGES

The purpose of a theoretical research conducted in this article is the theoretical understanding of psychological tasks aimed at ensuring readiness for self-development during primary school age in the context of cultural psychology. This study hypothesizes that primary school age is sensitive for the formation of readiness for conscious and progressive self-development. Awareness of psychological tasks in relation to personal self-development facing modern primary education will allow us to develop adequate measures of psychological and pedagogical support for students. The results of this study suggest that, when exposed to the conditions of a purposefully organized system of psychological and pedagogical support, younger school agers become sensitive for the development of prerequisites and the appearance of an initial form of progressive personal self-development. Prerequisites for the emergence of a desire for progressive self- development are: awareness and striving for an ideal image as the best version of oneself; differentiated self-esteem; inner readiness for transformation.

Текст научной работы на тему «САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»

УДК 159.922.7

doi:10.52210/2224669X_2021_3_78

САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

М.Б. Земш

Аннотация. Целью исследования, проведенного в статье, является теоретическое осмысление психологических задач для обеспечения готовности к саморазвитию в период младшего школьного возраста в дискурсе культурной психологии. Высказано предположение, что младший школьный возраст является сензитивным для формирования готовности к осознанному прогрессивному саморазвитию. Осознание психологических задач в отношении саморазвития личности, стоящих перед современным начальным образованием, позволит разработать адекватные меры психолого-педагогической поддержки обучающихся. Результаты исследования свидетельствуют, что младший школьный возраст в условиях целенаправленно организованной системы психолого-педагогической поддержки становится сензитивным для развития предпосылок и появления начальной формы прогрессивного личностного саморазвития. Предпосылками возникновения стремления к прогрессивному саморазвитию являются: осознание и стремление к образу-идеалу, как к лучшей версии себя; дифференцированная самооценка; внутренняя готовность к трансформации.

Ключевые слова: ребенок младшего школьного возраста, саморазвитие, личность, факторы саморазвития, универсальные учебные действия, психические процессы.

PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT AMONG YOUNG PUPIL: THE PSYCHOLOGICAL CHALLENGES

M.B. Zemsh

Abstract. The purpose of a theoretical research conducted in this article is the theoretical understanding of psychological tasks aimed at ensuring readiness for self-development during primary school age in the context of cultural psychology. This study hypothesizes that primary school age is sensitive for the formation of readiness for conscious and progressive self-development. Awareness of psychological tasks in relation to personal self-development facing modern primary education will allow us to develop adequate measures of psychological and pedagogical support for students. The results of this study suggest that, when exposed to the conditions of a purposefully organized system of psychological and pedagogical support, younger school agers become sensitive for the development of prerequisites and the appearance of an initial form of progressive personal self-development. Prerequisites for the emergence of a desire for progressive self-development are: awareness and striving for an ideal image as the best version of oneself; differentiated self-esteem; inner readiness for transformation.

Keywords: child of primary school age, self-development, personality, self-development factors, universal learning activities, mental processes.

В общественном сознании последних десятилетий не ослабевает интерес к феномену саморазвития личности, детерминированнный многоаспектностью и полидисцилинарностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, ее резервов, максимальной их реализации в самопроявлении и социальной коммуникации. Развитая личность характеризуется активностью, позволяющей ей реализовывать себя, сознательно превращать идеалы и ценности в личностные ценностные ориентации, убеждения. Основание внутренней

психической активности определяет характер личностного развития, который проявляет себя в прогрессивном самоизменении на физическом, интеллектуальном и духовно-нравственном уровнях. Очевидным является факт того, что готовность к личностному саморазвитию как осознанный мотив, характеризующийся стремлением к лучшей версии себя, не существует в неизменном виде. Данная человеку от рождения способность к функциональным изменениям проходит определенный путь трансформации в каждом возрастном периоде и приобретает новые формы.

С научной точки зрения интерес вызывает обобщение современных представлений о психологической сущности и предпосылках эволюции саморазвития личности.

Об интересе к явлению саморазвития в широких массах российского общества говорит частота упоминаний термина «саморазвитие личности» в сети Интернет (рисунок 1).

Приведенная на рисунке 1 статистика позволяет ожидать того, что современным обществом перед отечественной психологией будет поставлена задача внесения определенности в понимание сущности саморазвития как актуальной формы бытия человека и его духовной эволюции.

Проблемой исследования является неполнота научных знаний о психологических предпосылках и задачах, конкретизирующих особенности эволюции и возрастной динамики стремления к самосовершенствованию, возникающих в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования в данной статье определен как психологические задачи сопровождения возрастных изменений личности младшего школьника в контексте саморазвития.

Целью теоретического исследования, проведенного в статье, является теоретическое осмысление психологических задач для обеспечения готовности к саморазвитию в период младшего школьного возраста в дискурсе культурной психологии.

[

саморазвитие личности

О По словам • По регионам • История запросов

Все

Десктопы Мобильные Только телефоны Только планшеты

Что искали со словом «саморазвитие личности» — 12 393 показа в

месяц

Статистика по словам Показов в месяцШ

саморазвитие личности книги +для саморазвития личности саморазвитие +и самосовершенствование личности саморазвитие развитие личности

книги +для саморазвития +и самосовершенствования личности процесс саморазвития личности условия саморазвития личности

12 393 2 623 1 763 1 724 1 233 884 837

Рисунок 1. Частота упоминания дефиниции «саморазвитие личности»

в системе Яндекс. Вордстат

Гипотеза исследования предполагает, что младший школьный возраст является сензитив-ным для формирования готовности к осознанному прогрессивному саморазвитию. Осознание психологических задач в отношении саморазвития личности, стоящих перед современным начальным образованием, позволит разработать адекватные меры психолого-педагогической поддержки обучающихся.

Применены следующие методы проверки выдвинутой гипотезы исследования: теоретический анализ научной литературы и обобщение результатов исследований по проблеме саморазвития личности в младшем школьном возрасте.

С развитием культурной психологии построение модели личности в контексте духовной трансформации представляет актуальную и весьма дискуссионную тему. С точки зрения выделенного подхода психика и культура взаимозависимы и обе формируются в процессе развития и деятельности человека. Такой трактовке взаимопроникновения психологии и культуры мы обязаны идеям Л.С. Выготского и представителей российской школы культурно-исторической психологии.

В то же время в современных отечественных исследованиях подчеркивается необходимость ухода от противопоставляющего дуализма «физической» и «ментальной» сущностей в характеристике личности (Е.В. Якимова) [8].

Также отмечаются особенности эволюционирования саморазвивающейся личности и ее функциональных характеристик не только по возрастному принципу, но и по содержательному. Описываются общие закономерности саморазвития, среди которых - направленность и качественное своеобразие, неравномерность и индивидуальный характер, цикличность и стадиальность. Выделены и охарактеризованы содержательные параметры саморазвития на каждом возрастном этапе. К ним относятся: ступени субъективности, специфика развития самосознания и самопознания, наличие или отсутствие субъектной позиции, тип социальной активности (В.Г. Маралов) [2].

В современных исследованиях зарубежных ученых и практиков понимание сущности саморазвития опирается на характеристики структуры личности как системы (M. Hanly, B. Edwards, Sh. Goldfeld, R.G. Craven, J. Mooney, L. Jorm, K. Falster [9]; H R. Slobodskaya [10].

В традиции культурной психологии одним из контекстов анализа личности ребенка становится изучение акта ее саморазвития. Особый интерес в рамках данного подхода представляет научная работа Фэн-Ян Ван, Чжэнь-Донг Ван-Роу-Цзя Ван (Нанкинский педагогический университет). После размышлений о китайской традиционной культуре и китайской самости, вдохновленные архетипом диаграммы Тайцзи, они сконструировали модель Тайцзи Самости, существующую на стыке древней философии и современной психологии и акцентирующую внимание на ценностно-смысловой и структурной целостности саморазвивающейся личности. Авторы подчеркивают, что задачей психологии в контексте исследования вопросов развития личности должен стать поиск психологических оснований обосновывающих духовную эволюцию личности [11].

Нельзя не согласиться с авторами данной научной работы в том, что признанная в западной традиции концепция З. Фрейда о внутреннем триединстве личности, не вписывается в ментальность Китая. При этом и в отечественном образовании в последнее время саморазвитие чаще трактуется как стратегия жизненного пути [7].

Так, Федеральные государственные стандарты НОО, маркируя результаты образования, акцентирует внимание на так называемых «мягких навыках», отводят ведущую роль личностным результатам, понимаемым, в частности, как готовность учащихся к саморазвитию. Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, приня-

тыми в обществе правилами и нормами поведения, способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе [1].

Поставленные задачи соотносимы с пониманием психологической сущности фрейдовского «суперэго» как высшего компонента развивающейся личности, функционально означающей систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума. Однако психодинамический подход к изучению поведения человека, предполагающий полную предопределенность последнего, не соотносим с психологическими задачами поддержания и развития стремления растущей личности к саморазвитию, поэтому не может быть принят на вооружение в воспитании и образовании в полной мере.

Значительное число отечественных психолого-педагогических исследований последнего времени обращено к анализу особенностей развития личности в детском возрасте и оценке ресурсов, обеспечивающих готовность растущего человека к осознанному саморазвитию.

В исследованиях последних лет установлена взаимосвязь между показателями саморазвития и психологического здоровья растущей личности. Эмпирически доказана прямая зависимость между компонентами психологической культуры личности и ее самопознанием; самооценкой, саморегуляцией. (Г.В. Митина, М.М. Хатуева, Н.М. Швалева) [3; 4].

Таким образом, в ходе работы над данной темой удалось конкретизировать понимание категории саморазвития личности с точки зрения ее внутренней структуры. Предпосылками возникновения стремления к прогрессивному саморазвитию являются: осознание и стремление к образу-идеалу как к лучшей версии себя; дифференцированная самооценка; внутренняя готовность к трансформации.

Теоретический обзор литературы по проблеме исследования позволяет заключить, что младший школьный возраст в условиях целенаправленно организованной системы психолого-педагогической поддержки становится сензитивным для развития предпосылок и появления начальной формы прогрессивного личностного саморазвития.

Подведем итоги.

Обозначение задач личностного развития в младшем школьном возрасте позволит наметить направления психолого-педагогической поддержки саморазвития

Проведенный теоретический анализ позволяет утверждать, что накопленный теоретический и эмпирический материал в настоящее время свидетельствует о наметившемся переходе теории и практики саморазвития личности на новый уровень научного осмысления и исследования.

Проблема взаимосвязи нравственных представлений младших школьников и их саморазвития не находилась пока в поле зрения отечественной возрастной психологии, что, в свою очередь, открывает перед культурной психологией новые возможности для более глубокого исследования.

Дальнейшее изучение взаимосвязи между показателями психологического здоровья и психологической культуры младших школьников может стать основой для разработки научно-практических рекомендаций по формирования психологической культуры личности, начиная с детского возраста.

Библиографический список

1. Маралов В.Г. Общие закономерности и возрастные особенности саморазвития личности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 4 (65).

2. Митина Г. В. Феноменология личностного развития младшего школьника как основа психолого-педагогического сопровождения // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 1.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // СПС «Гарант». URL: https://www.garantru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000 (дата обращения: 23.09.2021).

4. ХатуеваМ.М., Швалева Н.М. Развитие психологически благополучной личности младшего школьника в условиях субъект-центрированной психологической практики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6.

5. Холодкова О.Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 7 (85).

6. Холодкова О.Г. Стремление к самосовершенствованию как компонент психологической культуры младшего школьника // Сибирский психологический журнал. 2004. № 19.

7. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: субъектный подход: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2015.

8. Якимова Е.В. Культурная психология сегодня: история, теория, метатория. (аналитический обзор) // Социологический ежегодник. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-psihologiya-segodnya-istoriya-teoriya-meta-toriya-analiticheskiy-obzor (дата обращения: 23.10.2021).

9. Hanly M., Edwards B., Goldfeld S., Craven R.G., Mooney J., Jorm L., Falster K. School starting age and child development in a state-wide, population-level cohort of children in their first year of school in New South Wales, Australia // Early Childhood Research Quarterly. 2019. Vol. 48. P. 325-340. URL: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2019.01.008 (дата обращения: 23.10.2021).

10. SlobodskayaH.R. Personality development from early childhood through adolescence // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 172. 110596. URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110596 (дата обращения: 23.10.2021).

11. Wang F-Y, Wang Z-D, Wang R-J. The Taiji Model of Self. Front. Psychol. 2019. 10:1443. URL: https:// doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01443 (дата обращения: 23.10.2021).

12. WangY., Huebner S., Tian L. Parent-child cohesion, self-esteem, and academic achievement: The longitudinal relations among elementary school students // Learning and Instruction, Volume 73.2021.101467. URL: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2021.101467 (дата обращения: 23.10.2021).

М.Б. Земш

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра психолого-педагогических и театральных дисциплин

Московский информационно-технологический университет -

Московский архитектурно-строительный институт

E-mail: mz-ped@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.