Научная статья на тему 'Самопрезентация языковой личности в сетевой коммуникации (на материале ников участников «Чата»)'

Самопрезентация языковой личности в сетевой коммуникации (на материале ников участников «Чата») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
292
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галичкина Елена Николаевна

Новые информационные технологии предоставляют широкие возможности самопрезентации языковой личности в сети: разнообразие форм взаимодействия (чат, форум, блог, и др.), возможность множественной маскарадности участников сетевой компьютерной коммуникации, карнавализация общения, выбора «сетевого имени» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самопрезентация языковой личности в сетевой коммуникации (на материале ников участников «Чата»)»

Lingua mobilis №5 (19), 2009

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ НИКОВ УЧАСТНИКОВ «ЧАТА»)

Е. Н. Галичкина

Новые информационные технологии предоставляют широкие возможности самопрезентации языковой личности в сети: разнообразие форм взаимодействия (чат, форум, блог, и др.), возможность множественной маскарадности участников сетевой компьютерной коммуникации, карнавализация общения, выбора «сетевого имени» и др.

Ключевые слова: языковая личность, самопрезентация, сетевая коммуникация.

Система антропонимических именований прошла длинный путь развития, находясь в определенной зависимости от социальноклассовой структуры общества и от времени (см. Королева, 2002; Хигир, 1997; Суперанская, 1973,1990; Введенская, 1989 и др.). Древние времена характеризовались сакральностью имени, поскольку его знали только самые близкие и родные люди. Скрытие имени зачастую было обусловлено его магической силой, верой в то, что, зная имя, можно нанести вред его владельцу. До XV века имя употреблялось в широком значении. Человека, как и многие предметы и явления действительности именовали, нарекали, называли, прозывали, отсюда существовала богатая синонимическая замена слова «имя»: рекло, имя, назвище, прозвище и др. В XVIII-XIX вв. произошло дифференцирование при именовании. Слово-название стали употреблять для именования вообще, а имя или имена для человека. Как в свое время было справедливо замечено П.Флоренским «до имени человек не есть еще человек, ни для себя, ни для других, не есть субъект личных отношений, следовательно, не есть член общества, а лишь возможность человека» (Флоренский, 1993:62). Превращение «возможного» человека в социального происходит в результате его именования. Выбор «родного имени» полностью обусловлен выбором родителей, в отличие от прозвища и клички, приобретаемых помимо воли человека во дворе, в компаниях и т.д. Участие в сетевой коммуникации также предполагает наличие имени, однако в отличие

80

Языкознание

от «родного имени», клички или прозвища, ник (от англ. nickname) выбирается человеком самостоятельно. Следует отметить, что наличие в реальной жизни большого количества тезок и однофамильцев усложняет процесс идентификации человека в сетевом пространстве и является основной причиной выбора индивидуального ника.

Проведенное нами анкетирование участников сетевой коммуникации (в котором на наши вопросы согласилось ответить 100 человек) позволило установить, что в большинстве случаев «ник» рассматривается как второе имя человека не в реальной жизни, а в сетевой коммуникации. Материалом для исследования послужили непосредственно тексты компьютерно-опосредованного общения в Чатах, предполагающие использование ника для обозначения себя как участника коммуникации.

Анализ собранных ников (в количестве 750 шт) позволил их разделить на несколько групп:

I. Первая группа представлена официальными и неофициальными (производными) антропонимами. Данную группу можно разделить на несколько подгрупп: В первой подгруппе в качестве ника выбираются полные и официальные имена, например: Олег, Кирилл, Леонид, Владимир, Гульнара, Марина и др. Однако, если ник совпадает с конкретным именем, то он не является псевдонимом, а представляет собой реальное имя. Участники проведенного анкетирования отмечают, что к людям, называющим себя настоящими именами в компьютерной среде зачастую относятся как к несформировавшимся личностям (примерно такое же отношение к тем, кто выбирает уменьшительноласкательные имена и имена, включающие звездочки). Таким образом, в складывающихся этикетных нормах сетевой компьютерной коммуникации, использование реального имени участника коммуникации не всегда одобряется (пропадает оригинальность, интрига раскрытия истинного значения ника), например:

Iriana: а почему имя такое?

Bogdan: отец украинец, тебе не нравится?

Iriana: нравится даже очень. Что-то оригинальное, а то расплодились прям Саши и Сережи всякие

Bogdan: : - )

Именно поэтому, в условиях использования своего реального имени нередко появляется необходимость его графической или смысловой конкретизации, особенно тогда, когда имя является достаточно распространенным, например: Максим 222, Annaaa, ssswetlana, Irina

81

Lingua mobilis №5 (19), 2009

pretty, Владимир мудрый и др. Во второй подгруппе находятся имена, производные от полных, широко распространенные в традиционной русской антропонимике, представляющие собой нейтральные номинации: Митя, Лиля, Костя, Аня и др. В третьей подгруппе в качестве ника используются производные имена, образованные при помощи различных уменьшительно-ласкательных суффиксов (степень распространенности этих имен также достаточно велика): Андрейка, Викуша, Глашечка, Стельчик, Катеринка, Мишаня, Ле-нусечка, Надюша и др. В четвертую подгруппу мы отнесли такие ники, где производное имя ориентировано на европейскую традицию: ALEX, max, Anni, Edvard и др. Иногда, причиной использования таких ников, является уже существующий ник на русском языке. В качестве сетевых имен могут также использоваться иноязычные имена: Джейн, Джема, Ирен, Лео, Катарина, и др. Однако, они, как правило, не соответствуют реальному имени участника сетевой коммуникации, например:

Bogdan: Ну привет! Будем знакомиться?

Iriana: ну будем

Bogdan: тебя как я понимаю Ириана зовут Iriana: нет Bogdan: а как?

Iriana: Даша

В пятой подгруппе участник компьютерно-опосредованной коммуникации выбирает в качестве ника фамилию или имя какого-нибудь исторического лица, писателя, артиста, певца, героев фильмов, с целью подчеркнуть идейную близость, желание походить на него, например: Земфира, Достоевский, Шерлок, Челентано и др. Некоторый вариант языковой игры обнаруживаем в таких никах, как: Тимур Лан и Хэ Мин Гуэй (при реальных именах: Тамерлан и Хемингуэй). В частности, носитель ника Тимур Лан объясняет свой выбор следующим образом: «Я выбрал этот ник потому, что Тамерлан был известным военноначальником и управителем из монгольской династии. Хочу быть похожим на него и завоевать такой же авторитет». Шестая подгруппа представлена новыми номинациями, полученными путем комбинации букв, слогов, знаменательных частей слов, реальных имен, отчеств и фамилий: evm (Евгений Моисеенко), solo (Соловьев Игорь), Троф (Трофимов Владимир Олегович) и др. Седьмая подгруппа включает ники, образованные на основе инициалов: iks (Илюшин Кирилл Сергеевич), kdn (Киселев Дмитрий Николаевич) и др.

82

Языкознание

II. Вторая группа включает имена, характеризующие участника сетевой коммуникации с физической стороны (эйдонимы, от греч. ei-dos - наружность): zubastik, Симпотяшка, блондиночка, nosik и др.

III. Третья группа представлена значительным рядом сетевых имен, указывающих на какую-либо черту в характере человека: ПеССиМиСТКа, Языкатая, Тихая, Болтун, lovelaska, Мигерочка, АВАНТЮРИСТКА, Капризулька, psyhopat и др. Зачастую, избранное автором имя, указывает либо на реальные черты характера, либо на желаемые. Как правило, указанные отрицательные черты отражают реальность, а положительные - желаемые качества.

IV. В четвертую группу входят имена, указывающие на местожительство или место рождения участника коммуникации (геони-мы, от греч. geo - земля): MoscowBOY, MOSKOWSKIY, Сибирячка, Питерский и др.

V К пятой группе относятся ники, указывающие на возможную профессию субъекта: Докторша, MeDсестра, стриптизер, опера-торша, радистка и др., хотя факт принадлежности к данной профессии участниками анкетирования и непосредственно общения в Чатах не всегда подтверждается:

Максим: Докторша: что лечишь?

Докторша: ничего, ник просто так выбрала

VI. Шестую группу составляют ники - названия животных (зоо-нимы). Следует отметить, что ряд слов, входящих в семантическую группу с общим значением животные, выступают в сугубо номинативной функции (Кошка, Кенгуру, Кот, Заяц, Мышь, Лиса), а другие традиционно выполняют в разговорной речи функцию оценочных вокативов (т.е. обращений): Зайка, Кошечка, Киска.

VII. Седьмую группу составляют сетевые имена, указывающие на состояние участника коммуникации: Сонный, Злой, Веселая, Выспалась, домовенок (сегодня сонная). Такие ники вполне можно назвать никами на один день, поскольку добавочная информация, прибавляемая к нику меняется также часто как настроение человека.

VIII. В восьмой группе в качестве ников участники сетевой коммуникации выбирают имена сказочных героев (СЕРЫЙ ВОЛК, КРАСНАЯ ШАПКА, Золушка, Leopold, Аладин, НеЗнайка и др.).

IX. Девятую группу составляют ники, указывающие на предпочтения человека: kofein_ka (т.е. любит кофе), LuBiTeldev (любитель девушек) и др.

X. Десятая группа объединяет ники с сексуальным намеком:

Эрос, Кружевные трусики, 23 см удовольствия, К@р@МеЛЬ вся

83

Lingua mobilis №5 (19), 2009

покусана и др. Их можно подразделить на имена с ярко выраженной гротесковой коннотацией, нередко выраженной табуированной лексикой (БЛЯндинка, СЕКС-Машина, SEXY BOY) и на слова, коннотации которых являются более нейтральными (Интересная девочка, Юная проказница).

XI. Одиннадцатая группа ограничивается простым набором цифр и букв, которые не раскрывают реальную сетевую личность (криптонимы): a38, D2d, бу, вак, 9829 и др. Чем вызвана данная буквенно-цифровая комбинация, участники коммуникации не раскрывают. Можно только предположить, что за данными цифрами скрываются возраст, любимые числа и т.д.

XII. Двенадцатая группа представлена никами, возникшими на основе прозвищ и кличек: Синий (Синькин Алексей Сергеевич), Мудрый (Мудров Сергей Юрьевич), Цветок (Цветков Олег), Глядыч (Ненаглядов Сергей). Данная группа в той или иной степени мотивирована официальными именами, в то время как в следующих примерах виртуальные имена ассоциируются, например, с внешними данными участников коммуникации. Так, в процессе анкетирования мы выяснили, что ник Щелкун, возник на основе школьной клички, связанной с особенностями передних зубов данного конкретного человека. Выбор ника на основе прозвища или клички в нашем материале представлен подавляющем большинством случаев.

XIII. В тринадцатой группе останавливают на себе внимание наименования, определенные элементы смысла которых обладают конкретной мотивировкой: Киллерша, Разрушитель, ~kara~, зло, WaR, Killerman. Так, ответивший на вопросы нашей анкеты носитель ника Killerman (Александр, программист 24 года) рассказал о себе следующее: «Я выбрал ник killerman потому, что так злее. Я по жизни слишком тихий и добрый. Все меня захвалили: «Хороший, хороший!» Так хочется дать в зубы. Иду я в Чат под именем killerman и сразу ясно, человек войны хочет».

XIV В четырнадцатой группе выбор сетевого имени обуславливается тематикой общения. Например, в автомобильном форуме активно используются ники связанные с автомобильной тематикой: SUBARIK, Субару, Mustang, Celica, Sky (машина Nissan Skyline); в русском чате о Гарри Потере (potterrus.ru) можно встретить героев этого произведения: Гермиона, Рон, Гарри и др. Поскольку в кинофильме ограниченное количество центральных героев, а участники компьютерной коммуникации составляют большую аудиторию, по-

84

Языкознание

является несколько претендентов на одну и туже роль (ГЕРМИ, Ger-miona, Hermy, Germionka, germiona, Germi, Hermiona, Hermione).

XV В пятнадцатую группу нами включены ники всецело мотивированные вероятно максимальным стремлением к оригинальности: Десант в окопе, Смех и слезы, Вирусов букет, В трусах и каске, П@хал М@хал Исеял, Калинка малинка, Мастер ламастер и др. В данной группе значительно чаще, чем в других, можно обнаружить разные проявления игры слов: Козе Байан, Застегнутый Врасплох, Виртрезвитель, Самородина, Искусательница и др. Анализ практического материала показал, что ник, достаточно часто провоцирует начало вступления в контакт с собеседником. Например:

[Allein Wolf] [TAMERLAN] Это который злой, хромой, из древней истории?

[Пэк] [Чудо] Чудо пришло!: -) Что чудесного в жизни?

[SAN] [лисенок] А ты пушистая?????

Фактически во всех случаях первый вопрос обусловлен особенностями ника участника сетевой компьютерной коммуникации. Мы полагаем, что избранный ник может моделировать речевое поведение его носителя. Например, пользователь с ником «Плохая девчонка» соответствует своему имени в сети: использует в речи вульгарные слова и сниженную лексику. В свою очередь, пользователь с ником Кот, подобно настоящему животному не участвует вербально в коммуникации, а моделирует свое невербальное поведение: * Кот мирно дремле. Возможно данный ник был выбран с целью дистанцироваться от других участников общения и свободно наблюдать (созерцать) за общением. Участники сетевой коммуникации ограничиваются не только тем, что выбирают ник, но и создают и вымышленный облик его носителя, со своим характером, внешностью и даже биографией. Любой ник, если к нему присоединяется «легенда», т.е. придуманное жизнеописание или указываются иные, чем у настоящего человека пол или профессия, становятся сетевой маской. Сетевые маски могут персонифицировать как положительный, так и отрицательный тип. В качестве последнего можно привести пример пользователя с ником РАЗРУШИТЕЛЬ. Для данного персонажа характерно агрессивное поведение, направленное на получение ответной реакции участников сетевой компьютерной коммуникации:

Разрушитель: А я вам морду набью Разрушитель: ХОЧА драться

Реакция на подобную агрессию может быть разной: нейтральной

(«хоти дальше»), агрессивной («Вали отсюда со своим негативом»),

85

Lingua mobilis №5 (19), 2009

даже позитивно-умиротворяющей («Возлюби ближнего своего»). Выбор данного ника может быть обусловлен стремлением привлечь внимание к своей персоне.

Итак, в сетевой компьютерной коммуникации сформировалась определенная культура самоназывания. Его участники самостоятельно придумывают себе сетевые имена (ники), выполняющие роль первичного коммуникативного представления собеседников. Созданные ники выполняют ряд функций: 1) индивидуализирующую (имя должно быть уникальным, отличаться от других); 2) фатиче-скую функцию (данная функция играет большое значение, поскольку предпочтения для завязывания контакта в сетевом пространстве делаются главным образом на основе имен собеседников; 3) функция привлечения внимания (имя должно быть броским, экспрессивным). С семантической стороны ники можно поделить два типа: 1) характеризующие автора с той или иной стороны, 2) не ставящие себе такую задачу. Различаются сетевые имена, представленные истинными, реальными именами и не связанные с ними. В сетевых именах первого типа ник совпадает с реальным именем. Ники второго типа весьма разнообразны, они различаются по функциональному значению: одни из них характеризуют коммуниканта с той или иной стороны; другие представляют его не таким, каков он на самом деле (маски); третьи ставят своей задачей лишь обеспечить инкогнито.

Список литературы

1. Антропонимика. Сб. ст. / под ред. В.А.Никонова, М. : Наука, 1970. 360 с.

2. Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным. М. : Просвещение, 1989. 160 с.

3. Горбаневский М. Иван да Марья. Рассказы о русских именах, отчествах, фамилиях, прозвищах, псевдонимах. М. : Рус. яз., 1988. 262 с.

4. Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя.», М. : Наука, 1977. 310 с.

5. Королева И. А. Из истории термина прозвище // Русская речь. 2002. №3. С.93-96.

List of literature

1. Antroponimika. Sb. st. / pod red. V.A.Nikonova, M. : Nauka, 1970. 360 s.

2. Vvedenskaya L.A. Ot sobstven-nyh imen k naritsatel'nym. M. : Prosveschenie, 1989. 160 s.

3. Gorbanevskiy M. Ivan da Mar'ya. Rasskazy o russkih im-enah, otchestvah, familiyah, proz-vischah, psevdonimah. M. : Rus. yaz., 1988. 262 s.

4. Dmitriev V. G. Skryvshie svoe imya.», M. : Nauka, 1977. 310 s.

5. Koroleva I. A. Iz istorii termina prozvische // Russkaya rech'. 2002. №3. S.93-96.

86

Языкознание

6. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного.М. : Наука, 1973. 120 с.

7. Суперанская А. В. Имя через века и страны. М : Наука, 1973. 188 с.

8. Суперанская А. В. О русских именах. СПб. : Лениздат, 1991. 220 с.

9. Успенский Л. Слово о словах. Ты и твое имя. СПб. : Лениздат, 1962. 190 с.

10. Флоренский П. Архив священника Павла Флоренского. Имена. ТОО «Купина», 1993. 130 с.

11. Хигир Б. Ю. Тайна имени. М. РИПОЛ, 1997. 2000 с.

6. Superanskaya A. V Obschaya teoriya imeni sobstvennogo.M. : Nauka, 1973. 120 s.

7. Superanskaya A. V. Imya cherez veka i strany. M : Nauka, 1973. 188 s.

8. Superanskaya A. V. O russkih imenah. SPb. : Lenizdat, 1991. 220 s.

9. Uspenskiy L. Slovo o slovah. Ty i tvoe imya. SPb. : Lenizdat, 1962. 190 s.

10. Florenskiy P. Arhiv svyaschen-nika Pavla Florenskogo. Imena. TOO «Kupina», 1993. 130 s.

11. Higir B. Yu. Tayna imeni. M. RIPOL, 1997. 2000 s.

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.