Научная статья на тему 'Самопрезентация личности пользователей сети Интернет'

Самопрезентация личности пользователей сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
1613
217
Поделиться
Ключевые слова
ОПОСРЕДОВАННАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ / ТАКТИКИ И СТРАТЕГИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Пикулёва Оксана Анатольевна

В статье рассматриваются особенности коммуникативного поведения пользователей сети Интернет; представлен краткий обзор отечественных и зарубежных научных исследований по изучению социально-психологического феномена самопрезентации личности, опосредованного компьютерной техникой. Самопрезентация личности в пространстве интернет-коммуникаций рассматривается как опосредованная самопрезентация личности (субъект объект -субъектное взаимодействие), ее основной особенностью является возможность активного экспериментирования с идентичностью и почти абсолютного управления впечатлением о себе.

Self-presentation in of users in the Internet communication

The article considers the peculiarities of communicative behavior of Internet users and provides a brief overview of domestic and foreign scientific research on the socio-psychological phenomenon of self-presentation, mediated by computer technology. Self-presentation in the space of Internet communications is regarded as mediated self-presentation (subject object subject interaction), its main feature is the possibility of experimentation with personal identity and the almost absolute impression management about yourself.

Текст научной работы на тему «Самопрезентация личности пользователей сети Интернет»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316.61 : 004.738.5

О. А. Пикулёва

Самопрезентация личности пользователей сети Интернет

В статье рассматриваются особенности коммуникативного поведения пользователей сети Интернет; представлен краткий обзор отечественных и зарубежных научных исследований по изучению социально-психологического феномена самопрезентации личности, опосредованного компьютерной техникой. Самопрезентация личности в пространстве интернет-коммуникаций рассматривается как опосредованная самопрезентация личности (субъект - объект -субъектное взаимодействие), ее основной особенностью является возможность активного экспериментирования c идентичностью и почти абсолютного управления впечатлением о себе.

The article considers the peculiarities of communicative behavior of Internet users and provides a brief overview of domestic and foreign scientific research on the socio-psychological phenomenon of self-presentation, mediated by computer technology. Self-presentation in the space of Internet communications is regarded as mediated self-presentation (subject - object - subject interaction), its main feature is the possibility of experimentation with personal identity and the almost absolute impression management about yourself.

Ключевые слова: опосредованная самопрезентация личности, управление впечатлением, тактики и стратегии самопрезентации, интернет-коммуникации.

Key words: mediated self-presentation, impression management, tactics and strategies of self-presentation, Internet communications.

С началом ХХ! в., ознаменовавшим бурное развитие интернет-коммуникаций, появились исследования по изучению новой грани феномена самопрезентации личности - самопрезентации пользователей информационной сети Интернет. В англоязычных источниках уже признано возникновение нового типа коммуникации и предложен термин «computer-mediated communication» [4]. В лексике отечественных исследователей часто используется русскоязычный термин «компьютерная коммуникация» - вид межличностного опосредованного общения, осуществляемого компьютерными средствами (Иванов, 2000; Почепцов, 2001; Овчарова, 2008; Ахренова, 2009 и др.).

© Пикулёва О. А., 2013

Зарубежные исследователи изучали особенности самопрезентации личности в режиме online - коммуникаций (Ellison, Heino, Gibbs, 2006; Bargh, McKenna, Fitzsimons, 2002; McLaughlin, Osbourne, Ellison, 1997; Parks, Floyd, 1996; Roberts, Parks, 1999; Utz, 2000), выясняли различия в самопрезентации между разными видами интернет-коммуникаций: «лицом к лицу» при взаимодействии по скайп-системе и без «встречи лиц в общении» в опосредованной Интернет-сетями переписке (Gibbs, Ellison, Heino, 2006; Walther, Loh, Granka, 2005), изучали использование стратегий самопрезентации в online-коммуникациях (Ramirez, Walther, Burgoon, Sunnafrank, 2002; Tidwell, Walther, 2002; Bowker, N., Tuffin, 2003; Shah, Kesan, 2003; Howard, Jones, 2004), выявляли особенности самопрезентации через изучение персональных web-сайтов (Joinson, 2008; Lampe, Ellison, Steinfield, 2006, 2008; Dominick, 1999; Schau, Gilly, 2003; Baker, 2002; Fiore, Donath, 2004), особенности Я-представления в личных страницах социальных сетей (Chandler, 1998; Chandler, Roberts-Young, 1998; Karlsson, 1998; Cheung, 2000; Kibby, 1997; Erikson, 1996; Shedroff, 2000; Miller, 1995; Miller, Mather, 1998).

В свою очередь, предметом серьезного изучения для отечественных исследователей являлись: особенности различных форм общения в пространстве Интернет (Жичкина А.Е., 1999; Белинская Е.П., 2011), вариативность самопрезентации личности и образ «Я» в интернет-общении (Шевченко И.С., 2002; Чудова Н.В., 2002; Наумова Т.А., 2006, 2007; Хороших В.В., 2011 и др.), средства самопрезентации личности в интернет-коммуникации (Чепель Ю.В., 2009; ЗатулийА. И., Бурнаева Е.М., 2012), влияние интернет-коммуникации на формы, способы и процесс самопрезентации личности в условиях чат-коммуникации (Крылов Е.Ю., 2012; Завьялова Е.С., 2011 ; Чудова Н.В., 2002; и др.).

Следует отметить, что информационное пространство в своем виртуальном выражении является вербальным, в котором в виде опосредованной самопрезентации личности на первом плане выступают самоописания, самохарактеристики личных страниц и т. п. Обобщая специфические условия социального взаимодействия и восприятия в ситуации опосредованного мировой информационной сетью общения, можно выделить ряд характеристик интернет-коммуникаций.

1. Анонимность участников коммуникаций.

2. Инициативный характер и добровольность контактов.

3. Устоявшиеся нормы коммуникативного поведения (сленг, система знаков-символов и др.).

4. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации (за исключением общения в режиме Skype).

5. Затрудненность передачи и восприятия аффективного компонента общения (за исключением общения в режиме Skype).

6. Отсутствие паралингвистических, невербальных компонентов общения (за исключением общения в режиме Skype).

7. Нивелирование реального социального статуса пользователя, наличие возможности для смены идентичности и выбора желательного статуса.

8. Снятие жестких барьеров общения (культурных, возрастных и других социальных различий).

Очевидно, что в пространстве текстовых интернет-коммуникаций теряют свое значение невербальные средства общения. И хотя существует возможность для участников коммуникации выражать свои чувства при помощи «смайликов» (которых существует около 100, и их полный набор приводится на странице www.ora.com/catalog/smileys), физическое отсутствие участников в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но также скрывать и симулировать. Таким образом, в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных характеристиками внешнего вида партнеров: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью [5].

Особо следует отметить наличие возможности для участников интернет-коммуникаций не соотноситься с той или иной возрастной, половой, этнической, социальной, профессиональной группой, что очень активно способствует стиранию границ и форм социального коммуникативного поведения. Интернет-пространство в силу нарастающей глобализации современного мира является поликультурным, так как в общении могут принимать участие представители различных этнических и социальных культур.

Все перечисленные особенности интернет-общения создают условия и возможности для разнообразия самопрезентационного поведения, «многоликости» пользователей в сети. В реальном со-

циальном взаимодействии человек более ограничен в возможностях управления информацией о себе рамками реально воспринимаемого собеседником пола, внешности, признаков социального статуса, профессии, национальности, возраста. В Интернете же, по словам самих пользователей, «все зависит от твоего умения быть разным, и от желания быть таковым» [2].

Большинством исследователей отмечено, что Интернет как иная социальная реальность предоставляет уникальную возможность для смены идентичности посредством самопрезентационного поведения пользователей сети. В этом случае самопрезентацию личности обычно понимают как поведенческое выражение эмоциональных и когнитивных элементов Я-концепции, а идентичность -либо как синоним Я-концепции, либо как ее центральный конструкт.

Причинами смены идентичности чаще всего считаются:

• компенсация: неудовлетворенность пользователя определенными сторонами реальной идентичности;

• самоактуализация: люди не имеют возможности в реальном взаимодействии выразить все стороны своего многогранного «Я», в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет;

• получение нового опыта, любопытство;

• формирование определенного образа Я; эта причина особенно характерна для подростков, которые, экспериментируя со своей идентичностью, составляют представление о разных сторонах своего Я;

• стремление пошутить и повеселиться [1].

Однако некоторые люди не склонны изменять идентичность и стратегию самопрезентации в зависимости от ситуации общения. По сути, Интернет-коммуникация дает пользователям исключительные возможности создавать сетевую идентичность полностью по своему выбору. Невидимость означает возможность изменения внешнего облика, полного редуцирования невербальных проявлений и, в конечном итоге, управления впечатлением о себе. Отсюда основная особенность виртуальной самопрезентации личности, которая признается большинством исследователей - это возможность почти абсолютного управления впечатлением о себе. Наиболее яркие проявления экспериментирования с идентичностью - виртуальная «смена пола» и девиантное поведение в Сети.

По данным Е.Ю. Крылова, изучавшего особенности восприятия в виртуальной среде различных тактик самопрезентации (по классификации Е. Джонса), наиболее высокие оценки со стороны внешних экспертов имеют «...самопрезентации, составленные с целью демонстрации своей привлекательности и представления себя как примера для других. Менее успешное представление личности в Интернете связано с демонстрацией своей компетентности и демонстрацией слабости, зависимости [3, с. 13].

Исследователь вводит понятие продуктивной самопрезентации для виртуальной среды, которую характеризует«...использование таких тактик, как: представление личных интересов и увлечений, оптимистичного отношения к жизни, собственной активности при использовании стратегии «стараться понравиться»; представление знаний и умений при использовании стратегии «саморекла-ма»;представление своих реальных и существенных достоинств при использовании стратегии «примероносительство»; нейтральное описание затруднения при использовании стратегии «мольба»» [3, с.16].

Рассматривая самопрезентацию личности в пространстве интернет-коммуникаций как опосредованную самопрезентацию личности (субъект - объект - субъектное взаимодействие), следует отметить ее специфичность, а также тот факт, что до появления аудиовизуальных информационных технологий общения в режиме реального времени (по системе «скайп»), все виды интернет-коммуникаций в той или иной степени относились к опосредованной самопрезентации и не содержали в себе компонента визуально наблюдаемого невербального самопрезентационного поведения партнеров по общению.

Список литературы

1. Антонова Н.В., Одинцова М.С. Интеграционная модель исследования идентичности в контексте интернет-коммуникации. 2010. [Электронный ресурс]. - URL: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/antonova_odincova_2_2010.pdf. (дата обращения 28.08.2012).

2. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. 2004, 14 февр. [Электронный ресурс]. -URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy.

3. Крылов Е.Ю. Формирование тактик целенаправленной самопрезентации у студентов в виртуальной среде: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -СПб., 2012. - 22 с.

4. Crystal D. Language and the Internet. - Cambridge: CUP, 2001.

5. Reid Elizabeth M. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities. 1994. [Электронный ресурс]. - URL: http://fun91.kivikko.hoas.fi/~donwulff/irc/cult-form.html