Научная статья на тему 'Особенности самопрезентации пользователей электронной почты'

Особенности самопрезентации пользователей электронной почты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
468
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / Я-РЕАЛЬНОЕ / Я-ИДЕАЛЬНОЕ / Я-ВИРТУАЛЬНОЕ / СЕТЕВОЕ ИМЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА / SELF-PRESENTATION / REAL SELF / IDEAL SELF / VIRTUAL SELF / NETWORK NICKNAME / E-MAIL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожевникова Оксана Вячеславовна, Кононенко Наталья Андреевна

Проанализировано современное состояние изучения различных аспектов проблем самопрезентации личности в общении и конструирования виртуальной идентичности. Обоснована необходимость эмпирического исследования взаимосвязи и взаимовлияния виртуальной и реальной идентичности участников интернет-коммуникации. Представлены и проанализированы данные исследования особенностей самопрезентации пользователей электронной почты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF E-MAIL USERS SELF-PRESENTATION

The current state of the studies of various aspects of personality self-presentation problems in communication and designing of virtual identity is analyzed. The necessity of empirical study of the correlation and interaction of virtual and real identity of the participants of Internet communication is justified. The research data on the self-presentation features of e-mail users are presented and analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности самопрезентации пользователей электронной почты»

Библиографический список

1. Статистические данные МВД РФ, 2007-2009 гг.

2. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: федер. закон РФ от 31.05.2001 г. № 73-Ф3 (с измен. и доп.) // Собр. законодательства РФ. 2001. № 23.

3. Криминалистика: учебник / под ред. Р.С. Белкина. М.: Норма, 2001.

4. Яблоков Н.П. Криминалистическое исследование матери-

алов документов. М., 1961.

5. Криминалистика: учебник / под ред. проф. А. Г. Филиппова (отв. редактор) и проф. А.Ф. Волынского. М.: Спарк, 1998.

6. Сафроненко Т.И., Сосенушкина М.Н., Белоусов Г.Г. Криминалистическое исследование удостоверительных печатных форм (печатей и штампов), изготовленных по новым технологиям: метод. рекомендации. М., 1998.

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ

__ Л о

О.В. Кожевникова1, Н.А. Кононенко2

Удмуртский государственный университет, 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1/6.

Проанализировано современное состояние изучения различных аспектов проблем самопрезентации личности в общении и конструирования виртуальной идентичности. Обоснована необходимость эмпирического исследования взаимосвязи и взаимовлияния виртуальной и реальной идентичности участников интернет-коммуникации. Представлены и проанализированы данные исследования особенностей самопрезентации пользователей электронной почты. Табл. 8. Библиогр. 15 назв.

Ключевые слова: самопрезентация; Я-реальное; Я-идеальное; Я-виртуальное; сетевое имя; электронная почта.

FEATURES OF E-MAIL USERS SELF-PRESENTATION O. V. Kozhevnikova, N.A. Kononenko

Udmurt State University,

1/6 Universitetskaya St., Izhevsk, 426034.

The current state of the studies of various aspects of personality self-presentation problems in communication and designing of virtual identity is analyzed. The necessity of empirical study of the correlation and interaction of virtual and real identity of the participants of Internet communication is justified. The research data on the self-presentation features of email users are presented and analyzed. 8 tables. 15 sources.

Key words: self-presentation; real self; ideal self; virtual self; network nickname; e-mail.

Интернет в настоящее время является неотъемлемой частью жизни практически каждого современного человека - американцы подсчитали, что средний пользователь проводит в сети по 13-18 часов в неделю, осуществляя поиск информации, делая покупки онлайн, а также обмениваясь мнениями по различным вопросам, знакомясь и просто общаясь. Отсутствие непосредственного контакта, анонимность и добровольность коммуникации создают специфическую атмосферу интернет-общения, когда участники электронной коммуникации могут составить свое мнение о собеседнике только на основе той информации, которую последний о себе предоставляет. Однако гарантии того, что данная информация является истинной, нет; таким образом, интернет - это еще и поле для многочисленных экспериментов с собственной идентичностью и самопрезентацией: здесь можно легко

сменить пол, возраст, страну, стать инопланетянином, т.е. осуществить все то, что в реальной жизни практически невозможно [9, 10]. Недостаточность достоверных данных о виртуальном собеседнике инициирует особенное внимание реципиентов к метатекстовой информации и ее достраивание до определенных выводов. В результате участники общения стремятся получить необходимую информацию о собеседнике по косвенным признакам - его псевдониму, никнейму (сетевому имени), аватару, юзерпику (изображению, используемому для персонализации пользователя каких-либо сетевых сервисов) и т.п. Для многих пользователей ник или сетевое имя - это визитка, отражение и отображение собственной Я-концепции. Большинство ников прагматически мотивированы, то есть имеют ценную для носителя внутреннюю форму и особую историю. Однако у реципиентов этих ников мо-

1Кожевникова Оксана Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, тел.: +79226803487, e-mail: [email protected]

Kozhevnikova Oksana, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of General Psychology, tel.: +79226803487, e-mail: moy.mir @ mail.ru

2Кононенко Наталья Андреевна, магистрант, тел.: +7 912 762 00 80, e-mail: [email protected] Kononenko Natalya, Undergraduate, tel.: +7 912 762 00 80, e-mail: [email protected]

гут возникать ассоциации, абсолютно противоположные изначальной идее обладателя сетевого имени. Постоянное расширение интернет-аудитории, а также формирование особой виртуальной коммуникативной культуры определяют актуальность исследования специфики самопрезентации личности в сети интернет.

Анализ современного состояния изучения различных аспектов проблемы самопрезентации личности в общении позволяет говорить об относительной неразработанности данного вопроса в современной психологической науке, разрозненности исследований данного явления и недостатке теоретических моделей, позволяющих обобщить и систематизировать накопленные эмпирические данные. В частности, большинство работ в последние годы посвящены изучению вербальных техник и стратегий самопрезентации с точки зрения психолингвистического и дискурсивного подхода (И.С. Черкасова, 2006; Т.А. Кубрак, 2009; Е.А. Ковригина, 2010 и др.) и успешности формирования имиджа коммуникантов с позиций социальной психологии и психологии личности (О.А. Пикулева, 2004; Е.В. Михайлова, 2005; И.В. Пономаренко, 2008 и др.). Имеются исследования, направленные на изучение особенностей самопрезентации личности в различных видах интернет-коммуникации наряду с вопросами конструирования виртуальной идентичности (Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина, 2000-2001; Н.Г. Асмус, 2005; И.О. Шабшин, 2005; Е.И. Горошко, 2007; M.D. Back, 2008 и др.). В то же время вопрос о взаимосвязи и взаимовлиянии виртуальной и реальной идентичности остаётся недостаточно исследованным.

Целью нашего исследования является изучение особенностей самопрезентации личности в сети интернет посредством сетевого имени в адресе электронной почты у обладателей ников, сконструированных на основе реальных имен и / или фамилий (ники первого типа, например: [email protected]) и созданных на основе иных образов и ассоциаций (ники второго типа, например: [email protected]). Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что Я-реальное, Я-идеальное, Я-виртуальное, выраженное в сетевом имени пользователя, и Я-виртуальное Другого соотносятся (то есть, согласуются / не согласуются). Данное предположение конкретизируется в сформулированных нами подгипоте-зах: 1) Я-реальное и Я-идеальное не совпадают с Я-виртуальным, выраженным в сетевом имени пользователя; 2) характеристики Я-реального и Я-идеального обусловливают характеристики Я-виртуального; 3) Я-виртуальное обладателя сетевого имени отличается от Я-виртуального Другого с позиции реципиента.

Изучение особенностей самопрезентации личности в сети интернет посредством электронной почты осуществлялось с помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири. Данная методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном Я, а также для изучения

взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из восьми типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа (авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, подчиняемость, зависимость, дружелюбность и альтруистичность). Опросник предъявлялся испытуемым на бланках.

В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте от 18 до 26 лет с высшим и незаконченным высшим образованием: из них 50 человек являлись обладателями адресов электронной почты, а 10 -оценивали их ник в электронном адресе. Обладателям электронных адресов последовательно предлагалось оценить по 128 характеристикам свои реальное, идеальное и виртуальное Я. Под виртуальным Я понималось опосредованное интернетом Я-зеркальное, то есть восприятие личностью своего собственного «отражения» в сознании других людей. Затем респондентам, не принимавшим участие в первой части исследования, предлагалось оценить по той же самой методике Я-виртуальное Другого, основываясь на своем восприятии смысловой части (ника) адреса электронной почты. Для подтверждения выдвинутой гипотезы испытуемые были разделены на две группы в соответствии со смысловым наполнением их ников: в первую группу вошли обладатели ников, сконструированных на основе реальных имен и / или фамилий их обладателей (25 человек), во вторую - сконструированные на основе иных образов, ассоциаций и т.п. (25 человек). Полученные по обеим выборкам данные были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS 17.0 for Windows.

С целью верификации первой подгипотезы был осуществлен анализ результатов исследования с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни для изучения значимых различий между Я-реальным, Я-идеальным и Я-виртуальным пользователей с никами первого и второго типов. Достоверно значимые различия между Я-реальным и Я-виртуальным обладателей ников первого типа были выявлены в уровне выраженности таких показателей, как подозрительность (р<0,000), подчиняемость (р<0,000), зависимость (р<0,005), дружелюбность (р<0,005), альтруистичность (р<0,001) (табл. 1).

Достоверно значимые различия между Я-идеальным и Я-виртуальным обладателей ников первого типа были выявлены в уровне выраженности таких показателей, как авторитарность (р<0,005), эгоистичность (р<0,01), дружелюбность (р<0,05), альтруистичность (р<0,01) (табл. 2).

Достоверно значимые различия между Я-реальным и Я-виртуальным обладателей ников второго типа были выявлены в уровне выраженности таких показателей, как агрессивность (р<0,01), подозрительность (р<0,01), подчиняемость (р<0,000), зависимость (р<0,000), дружелюбность (р<0,005) (табл. 3).

Таблица 1

Сравнительный анализ выраженности изучаемых показателей Я-реального и Я-виртуального обладателей никое первого типа

Показатель Среднее значение и-критерий Уровень достоверности, р

Я-реальное Я- виртуальное

Авторитарность 6,2 4,76 239,000 0,152

Эгоистичность 4,28 3,88 293,500 0,709

Агрессивность 4,56 3,24 219,500 0,068

Подозрительность 5,28 2,48 133,500 0,000

Подчиняемость 6,2 2,44 120,500 0,000

Зависимость 5,52 2,92 150,000 0,002

Дружелюбность 7,2 4,84 169,000 0,005

Альтруистичность 7,16 3,84 144,500 0,001

Таблица 2

Сравнительный анализ выраженности изучаемых показателей Я-идеального и Я-виртуального _обладателей ников первого типа_

Показатель Среднее значение и-критерий Уровень достоверности, р

Я-идеальное Я-виртуальное

Авторитарность 8,12 4,76 164,500 0,004

Эгоистичность 5,76 3,88 188,500 0,015

Агрессивность 3,64 3,24 256,500 0,271

Подозрительность 1,64 2,48 257,000 0,271

Подчиняемость 2,28 2,44 310,000 0,961

Зависимость 2,92 2,92 303,000 0,852

Дружелюбность 6,68 4,84 198,000 0,025

Альтруистичность 6,08 3,84 173,500 0,007

Таблица 3

Сравнительный анализ выраженности изучаемых показателей Я-реального и Я-виртуального обладателей ников второго типа

Среднее значение Уровень достоверности, р

Показатель Я- Я- и-критерий

реальное виртуальное

Авторитарность 5,44 4,32 246,500 0,198

Эгоистичность 4,88 4,48 287,000 0,615

Агрессивность 5,24 3,24 177,500 0,008

Подозрительность 5,28 2,84 156,000 0,002

Подчиняемость 5,04 2,00 108,500 0,000

Зависимость 6,00 2,56 98,500 0,000

Дружелюбность 7,40 4,96 165,500 0,004

Альтруистичность 6,72 4,08 246,500 0,198

Достоверно значимые различия между Я-идеальным и Я-виртуальным обладателей ников второго типа были выявлены в уровне выраженности таких показателей, как авторитарность (р<0,000), эгоистичность (р<0,01), агрессивность (р<0,05), подозрительность (р<0,05), подчиняемость (р<0,05), дружелюбность (р<0,01), альтруистичность (р<0,000) (табл. 4).

Для подтверждения второй подгипотезы была применена процедура дисперсионного анализа, в ходе которого было выявлено значительное число эффектов Я-реального и Я-идеального на Я-виртуальное обладателей ников первого и второго типов (табл. 5 и 6).

С целью верификации третьей подгипотезы мы осуществили анализ результатов исследования с помощью непараметрического и-критерия Манна-Уитни, который позволил выявить значимые различия между Я-виртуальным и Я-виртуальным Другого в рассматриваемых группах. Достоверно значимые различия между Я-виртуальным и Я-виртуальным Другого обладателей ников первого типа были выявлены в уровне выраженности таких показателей, как авторитарность (р<0,005), эгоистичность (р<0,000), агрессивность (р<0,000), подозрительность (р<0,000), подчиняемость (р<0,000), зависимость (р<0,000), дружелюбность (р<0,005), альтруистичность (р<0,001) (см. табл. 1).

Таблица 4

Сравнительный анализ выраженности изучаемых показателей Я-идеального и Я-виртуального _обладателей никое второго типа_

Показатель Среднее значение и-критерий Уровень достоверности^

Я-реальное Я- виртуальное

Авторитарность 9,08 4,32 72,000 0,000

Эгоистичность 6,12 4,48 189,000 0,015

Агрессивность 4,36 3,24 202,000 0,030

Подозрительность 1,44 2,84 198,500 0,024

Подчиняемость 2,80 2,00 203,500 0,032

Зависимость 3,16 2,56 229,500 0,103

Дружелюбность 7,24 4,96 177,000 0,008

Альтруистичность 6,84 4,08 72,000 0,000

Примечание: в таблицах 1-4 жирным шрифтом выделены показатели, по которым выявлены значимые различия

Таблица 5

Общие результаты дисперсионного анализа

(на материале ников первого типа)_

Показатель Я-реальное

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Авторитарность 0,046

ш о 2. Эгоистичность 0,019 0,000

_а с; а 3. Агрессивность

о. и 4. Подозрительность

ш - о; 5. Подчиняемость

6. Зависимость

7. Дружелюбность 0,004

8. Альтруистичность

Я-идеальное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Авторитарность 0,037

ш 2. Эгоистичность

_а 3. Агрессивность

го ^ 4. Подозрительность

с х ш 5. Подчиняемость

о; 6. Зависимость

7. Дружелюбность

8. Альтруистичность

Таблица 6

Общие результаты дисперсионного анализа

(на материале ников второго типа)_

Показатель Я-реальное

ш о 1 2 3 4 5 6 7 8

_а с; а 1. Авторитарность 0,042

^ с х 2. Эгоистичность 0,029 0,035

ш - о; 3. Агрессивность 0,002 0,013 0,011

4. Подозрительность 0,033

Примечание: в таблицах 7-8 жирным шрифтом выделены показатели, по которым выявлены значимые различия

5. Подчиняемость 0,014 0,011

6. Зависимость 0,052 0,000 0,002

7. Дружелюбность 0,001 0,031

8. Альтруистичность 0,015 0,000 0,003

Я-идеальное

1. Авторитарность

е о 2. Эгоистичность 0,047

н ь л 3. Агрессивность 0,001

а туа 4. Подозрительность 0,017

р и в- 5. Подчиняемость

-Я 6. Зависимость 0,050

7. Дружелюбность

8. Альтруистичность 0,055

Примечание: в таблицах 5-6 представлен уровень значимости выявленных эффектов (р)

Таблица 7

Сравнительный анализ выраженности изучаемых показателей Я-виртуального и Я-виртуального _Другого обладателей ников первого типа_

Показатель Среднее значение и-критерий Уровень достоверности, р

Я-виртуальное Я-виртуальное Другого

Авторитарность 4,76 7,58 169,500 0,005

Эгоистичность 3,88 7,64 59,500 0,000

Агрессивность 3,24 7,08 50,000 0,000

Подозрительность 2,48 6,82 45,500 0,000

Подчиняемость 2,44 5,36 94,500 0,000

Зависимость 2,92 6,17 77,000 0,000

Дружелюбность 4,84 7,01 160,000 0,003

Альтруистичность 3,84 6,04 145,500 0,001

Таблица 8

Сравнительный анализ выраженности изучаемых показателей Я-виртуального и Я-виртуального

Таблица 8

Сравнительный анализ выраженности изучаемых показателей Я-виртуального и Я-виртуального _Другого обладателей ников второго типа__

Показатель Среднее значение и-критерий Уровень достоверности, р

Я- виртуальное Я- виртуальное Другого

Авторитарность 4,32 7,28 142,500 0,001

Эгоистичность 4,48 7,90 88,000 0,000

Агрессивность 3,24 6,75 58,000 0,000

Подозрительность 2,84 6,79 36,000 0,000

Подчиняемость 2,00 5,31 79,500 0,000

Зависимость 2,56 5,93 82,000 0,000

Дружелюбность 4,96 6,24 213,500 0,054

Альтруистичность 4,08 5,57 182,000 0,011

Достоверно значимые различия между Я-виртуальным и Я-виртуальным Другого обладателей ников второго типа были выявлены в уровне выраженности таких показателей, как авторитарность (р<0,001), эгоистичность (р<0,000), агрессивность (р<0,000), подозрительность (р<0,000), подчиняемость

(р<0,000), зависимость (р<0,000), альтруистичность (р<0,01) (см. табл. 2).

В результате анализа полученных в ходе эмпирического исследования данных установлено, что представления обладателей ников обоих типов о своем Я-реальном и Я-идеальном отличаются более высокой степенью выраженности личностных характеристик по

сравнению с их самопрезентацией в сети. Это может быть обусловлено тем, что представления человека о себе в реальности и в идеале являются более отчетливыми, нежели чем образ своего Я-виртуального, так как многие респонденты имеют незначительный опыт использования ресурсов интернета и могут не до конца понимать свое место в пространстве интернет-коммуникации и возможности конструирования своей виртуальной идентичности посредством сетевого имени. Кроме того, пользователи склонны приписывать своему Я-виртуальному меньшую степень выраженности таких качеств, как дружелюбность и альтруистичность, по сравнению с их реальным и идеальным Я, предпочитая чтобы их не воспринимали как излишне мягких, деликатных, склонных к сотрудничеству и уступкам, притом, что и в реальности, и в идеале они видят себя именно такими.

Характеристики Я-реального и Я-идеального могут определять характеристики Я-виртуального. Причем количество эффектов в выборке обладателей ников второго типа (сетевых имен, созданных на основе различных ассоциаций) существенно превышает количество эффектов в выборке обладателей ников первого типа (сетевых имен, созданных на основе реальных имен и фамилий пользователей), то есть лица, конструирующие свое сетевое имя, ограничиваясь лишь антропонимами, имеют гораздо меньше возможностей для отражения своих реальных и желаемых личностных качеств посредством смысловой части адреса электронной почты. Кроме того, характеристики Я-виртуального, главным образом, обусловливаются несоответствующими характеристиками Я-реального и Я-идеального, то есть авторитарность, проецируемая в сетевом имени, необязательно связана с авторитарностью как качеством Я-реального или Я-идеального. Однако такие свойства Я-реального и Я-идеального, как дружелюбность и альтруистичность, оказывают влияние на соответствующие характеристики Я-виртуального у обладателей ников второго типа.

Ассоциации, которые вызывают ники пользователей электронной почты у реципиентов, редко совпадают с тем смысловым наполнением, которое привносят в свои сетевые имена их создатели (достоверно значимые различия между Я-виртуальным и Я-виртуальным Другого у обладателей ников первого типа выявлены по всем показателям, у обладателей ников второго типа по всем показателям, кроме Дружелюбность). Обладатели ников склонны приписывать себе меньшую степень выраженности личностных характеристик Я-виртуального, в то время как реципиенты оценивают их на среднем и высоком уровне. На наш взгляд это обусловлено ранее описанной тенденцией, заключающейся в том, что обладатели сетевого имени с меньшей степенью уверенности характеризу-

ют свой виртуальный образ, соотнося его с имеющимися у них представлениями о собственных Я-реальном и Я-идеальном. Реципиенты, незнакомые с обладателями ников, выстраивают их образы, опираясь на собственные идеи, не соотносимые с реальной идентичностью.

Итак, осуществленное нами исследование позволило выявить различия между Я-реальным, Я-идеальным и Я-виртуальным обладателей ников, сконструированных на основе реальных имен и / или фамилий (ники первого типа) и созданных на основе иных образов и ассоциаций (ники второго типа), а также различия между Я-виртуальным и Я-виртуальным Другого в рассматриваемых группах. Кроме того, был определен вклад характеристик Я-реального и Я-идеального в Я-виртуальное . Выдвинутая нами гипотеза, в целом, подтвердилась: действительно, Я-реальное, Я-идеальное , Я-виртуальное , выраженное в сетевом имени пользователя, и Я-виртуальное Другого определенным образом соотносятся, при этом характеристики Я-реального и Я-идеального не совпадают, но обусловливают характеристики Я-виртуального пользователя, в свою очередь отличающегося от Я-виртуального Другого с позиции реципиента сетевого имени.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сформулировать следующие рекомендации по подбору и созданию сетевого имени в адресе электронной почты:

- если пользователь не хочет, чтобы у получателя возникали дополнительные ассоциации относительно личностных особенностей адресанта, следует использовать модель на основе личного имени и фамилии; такой ник будет восприниматься как более официальный и нейтральный;

- если же адресант заинтересован в создании первого впечатления еще до прочтения его письма получателем, то использование модели ника второго типа предоставляет ему практически безграничные возможности для самопрезентации; однако необходимо помнить, что ассоциации, вызываемые никами пользователей электронной почты у реципиентов, могут не совпадать с тем смысловым наполнением, которое привносят в свои сетевые имена их обладатели.

Приобретенный в данной области опыт представляется нам очень ценным, хотя проведенное исследование и не претендует на исчерпывающий характер. В перспективе было бы интересно рассмотреть тендерные и возрастные особенности самопрезентации в виртуальном пространстве посредством сетевого имени, а также сопоставить способы самопрезентации в различных видах электронной коммуникации (на форумах в чатах, многопользовательских ролевых играх и т.п.) в вербальном и невербальном (аватары) форматах.

Библиографический список

1. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального ры личности // Особенности идентичности у пользователей коммуникативного пространства: дис. ... канд. филолог. Интернета: материалы конференции на портале Аудиториум наук. Челябинск, 2005. 265 с. (1 февраля-5 мая 2001 г.). М., 2001.

2. Белинская Е.П. Интернет и идентификационные структу- 3. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследова-

ния виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М., 2000.

4. Горошко Е.И. Коммуникативная виртуальная идентичность (гендерный анализ) // Вюник Одеського нацюнального уыверситету. Сер. Соцюлопя i полiтичнi науки . Одеса, 2007. Т. 12. Вип. 6.

5. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернете и их связь с реальной идентичностью. [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy (дата обращения: 10.10.2011).

6. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. М., 2000.

7. Ковригина Е.А. Коммуникативная стратегия самопрезентации в дискурсе интернет-интервью: дис. ... канд. филолог. наук. Кемерево, 2010. 177 с.

8. Кубрак Т.А. Интенция самопрезентации субъекта в вербальной коммуникации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2009. 26 с.

9. Логинова О.В. Особенности самопрезентации личности в

Интернете // Актуальные проблемы лингвистического образования: материалы V междунар. науч. конф. (12 ноября 2009 г.) / под ред. А.В. Карышевой. Самара, 2009.

10. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. СПб.: Речь, 2007. 224 с.

11. Пикулева О.А. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации: дис. ... канд. псих. наук. СПб., 2004. 248 с.

12. Пономаренко И.В. Социально-психологические особенности самопрезентации военнослужащих-женщин: дис. ... канд. псих. наук. М., 2008. 259 с.

13. Черкасова И.С. Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации личности в русских и немецких объявлениях о знакомстве: дис. . канд. филол. наук. Волгоград, 2006. 252 с.

14. Шабшин И.О. О психологических феноменах и особенностях коммуникации посредством Интернета // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 1.

15. Back M.D. How extraverted is [email protected]? Inferring personality from e-mail addresses / M.D. Back, S.C. Schmuklea, B. Egloffa // Journal of Research in Personality. 2008. № 42(4).

УДК 16(075,8)

«ЖИВ ЧЕЛОВЕК НЕ ЛОГИКОЙ ЕДИНОЙ», ИЛИ К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ФИЛОСОФСКОЙ АРГУМЕНТАЦИИ

1 9

Г.И. Корнилова1, И.В. Ланцова2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются особенности философской аргументации, которая трактуется как способ обоснования тех или иных положений и как особое средство убеждения. Авторы полагают, что философия для обоснования своих положений опирается на рациональные, прежде всего логические средства. Однако мыслители при создании своих конструкций используют не только логические приемы; велика в философии роль интуиции, веры, а для языка философских конструкций вполне уместны и выразительные средства. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: аргументация; философская аргументация; философский язык; логика; интуиция; антино-мичность; дискурс; смыслообраз.

"MAN SHALL NOT LIVE BY LOGIC ALONE" OR ON THE PROBLEM OF SPECIFIC CHARACTER OF PHILOSOPHIC ARGUMENTATION G.I. Kornilova, I.V. Lantsova

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article discusses the features of philosophical argumentation, which is interpreted as a way to justify certain statements and as a special means of persuasion. The authors believe that philosophy primarily bases on rational, logical means for substantiation of its postulates. However thinkers while creating their structures are not limited to only logical methods. The authors emphasize the role of intuition and faith in the philosophy. They point out that expressive means are quite appropriate in the language of philosophical constructs. 10 sources.

Key words: argumentation; philosophical argumentation; philosophical language; logic; intuition; antinomicity; discourse; image-sense.

Как известно, «аргументация - это процесс приве- мнения. Аргументацией часто называют не только дения доводов в защиту своей позиции или своего процедуру приведения аргументов в поддержку како-

1Корнилова Галина Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: (3952) 411841. Kornilova Galina, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel. (3952) 411841.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2Ланцова Ирина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: 89500500775, (3952) 410986, e-mail: [email protected]

Lantsova Irina, Candidate of History, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: 89500500775, (3952) 410986, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.