Научная статья на тему 'САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОРА В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ'

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОРА В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автор / авторская самопрезентация / образ автора / авторская стратегия / репрезентация автора / древнегреческий автор / author / author's self-presentation / author's image / author's strategy / author's representation / ancient Greek author

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н.С. Егоров

В статье поднимается вопрос о средствах самопрезентации, доступных древнегреческому автору. Даются определения терминов «автор» и «самопрезентация». В ходе ретроспективного анализа очерчивается граница между репрезентацией авторитета и самопрезентацией автора. Делается промежуточный вывод о том, что в древних культур за пределами греко-римской Античности не текстуальное авторство управляло социокультурным признанием, а наоборот. Иные выводы делаются на основании древнегреческой литературы. Самопрезентация рассматривается на примере таких древнегреческих авторов, как Пиндар, Архилох, Гиппонакт, Аристофан, Эпихарм и Ксенофонт. Выявляется функциональность лирического автопортрета и аллонима в качестве средств самопрезентации. Доказывается, что эти средства, выполняя художественные функции, дают возможность управлять публичным образом автора в социокультурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-PRESENTATION OF THE AUTHOR IN A CULTURAL AND HISTORICAL RETROSPECTIVE: ANCIENT GREECE

The article raises the question of the means of self-presentation available to the ancient Greek author. Definitions of the terms «author» and «self-presentation» are given. In the course of a retrospective analysis, the boundary between the representation of authority and the self-presentation of the author is outlined. An intermediate conclusion is made that in ancient cultures outside of Greco-Roman Antiquity, textual authorship does not control sociocultural recognition, but vice versa. Other conclusions are drawn on the basis of ancient Greek literature. Self-presentation is considered on the example of such ancient Greek authors as Pindar, Archilochus, Hipponact, Aristophanes, Epicharmus and Xenophon. The functionality of the lyrical self-portrait and an allonym as a means of self-presentation is revealed. It is proved that these means, performing artistic functions, control the public image of the author in the socio-cultural space.

Текст научной работы на тему «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОРА В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 130.2; 808.1

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОРА В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ*

Н.С. Егоров

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

e-mail: jivaturik@yandex.ru

В статье поднимается вопрос о средствах самопрезентации, доступных древнегреческому автору. Даются определения терминов «автор» и «самопрезентация». В ходе ретроспективного анализа очерчивается граница между репрезентацией авторитета и самопрезентацией автора. Делается промежуточный вывод о том, что в древних культур за пределами греко-римской Античности не текстуальное авторство управляло социокультурным признанием, а наоборот. Иные выводы делаются на основании древнегреческой литературы. Самопрезентация рассматривается на примере таких древнегреческих авторов, как Пиндар, Архилох, Гиппонакт, Аристофан, Эпихарм и Ксенофонт. Выявляется функциональность лирического автопортрета и аллонима в качестве средств самопрезентации. Доказывается, что эти средства, выполняя художественные функции, дают возможность управлять публичным образом автора в социокультурном пространстве.

Ключевые слова: автор, авторская самопрезентация, образ автора, авторская стратегия, репрезентация автора, древнегреческий автор.

Приступая к рассмотрению вопросов, связанных с фигурой автора, мы не можем обойти полисемию самого термина. Семантическая свобода «автора» позволяет нам представить его в виде конкретно-исторической

Статья подготовлена на основе доклада, представленного в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Креативные индустрии в производстве культурного капитала: теоретические и практические парадигмы» (25-26 апреля 2023 года, г. Белгород, БГИИК).

личности, в виде обобщенного образа субъекта письма, в виде внутритекстовой инстанции, в виде субъекта неформальных и формальных прав создателя произведения. Приведем два наших определения термина «автор», основанных на компиляции иных определений [1; 8]. 1) Автор - институция социокультурного признания, фиксирующая исключительную роль творца (творцов) в создании произведения. 2) Автор - это носитель замысла и уникальных художественно-стилевых свойств.

Эти определение (как и сама определяемая фигура) находятся в разных дисциплинарных измерениях - одно в социокультурном, другое -в филологическом или искусствоведческом. Тем не менее, связь между ними очевидна. Человек, пользующийся социальным признанием в качестве авторской единицы, в то же время является носителем художественно-стилевых свойств.

Вызывает интерес момент встречи этих двух авторских ипостасей, которая, в частности, происходит в виде самопрезентации. Сформулируем наше определение. Самопрезентация - это управляемый процесс формирования собственного публичного образа, включающий стратегию позиционирования в художественном и социокультурном пространстве. То есть под самопрезентацией мы будем понимать непосредственную презентацию автора-человека и репрезентацию (посредством текста).

Так как автор во всех ипостасях имеет историческую динамику [1], представляется важным представить авторскую самопрезентацию на культурно-исторических координатах. Среди эпох, доступных для рассмотрения, выберем греческую Античность как время первого в мировой истории расцвета авторского начла. Таким образом, мы подошли к формулировке основного вопроса. Какие средства самопрезентации были доступны древнегреческому автору, и какие задачи они выполняли?

Перед тем как перейти к древнегреческому авторству, объясним, почему именно в древнегреческой Античности, а не в иных древних культурах, мы находим истоки самопрезентации.

С одной стороны, было бы закономерно начать ретроспективный анализ с появления первых письменных цивилизаций Древнего мира, ведь уже в Древнем Египте, Древнем Китае, Месопотамии и Иудее мы

находим тексты и целые текстуальные традиции, имеющие «автора» (именную идентификацию). С другой стороны, мы вынуждены признать, что для древних культур за пределами греко-римской Античности, литературно-авторская самопрезентация не вполне характерна

Объясняется это не коллективным началом, нивелирующим творческую индивидуальность, а самим бытованием древней словесности. Состояние словесной культуры, называемое С.С. Аверинцевым «дорефлективным традиционализмом» [3, с. 39] не предполагает наличие личного авторского самосознания и, соответственно, не предполагает презентации себя в качестве автора как создателя художественного (текстуального) инобытия. Так, литературное авторство у С.С. Аверинцева отделено от разговора, мудрствования, учительства, пророчества и связано с литературным самоопределением.

С помощью своего произведения древний автор может поддерживать исполнение внетекстовой роли мудреца, пророка, наставника. Текстовая репрезентация - следствие иного служения. Поэтому, возвращаясь к специфике нашей темы, скажем, что в ранней словесности не текстуальное авторство управляет социокультурным признанием, а наоборот.

Совсем иное положение автора мы находим в греческой Античности. Только в Древней Греции появляется «совершенно чуждый Ближнему Востоку тип «непризнанного гения», «непонятого новатора», «пролагателя новых путей»» [2, с. 19]. Литературное индивидуальное авторство сепарируется от ближневосточного авторитета, скрепляющего библейские тексты. Древнегреческий мастер, расписывающий вазу, хотел быть узнанным и оставлял на своем творении подпись. То же можно сказать о поэте, драматурге и философе. Если в доантичных культурах мы находим множество текстов без имени, то исследуя Античность, мы, напротив, с большей вероятностью найдем имя без текста (Терпандр, Херил и т. д.).

Агональное начало древнегреческой культуры нашло выражение не только в спорте и военном деле, но и в искусстве. Победа в состязании и связанная с ней слава стали мотивацией творческой деятельности. А атрибут победы, лавровый или оливковый венок, стал частью визуального облика, прославленного мастера.

Эта значимая (хотя и не единственная) награда за победу на турнирах - один из символов «любимцев» Аполлона и Дионисия, поэтов и драматургов. Античные поэты носили венок не только в прямом, но и в переносном смысле - самовосхваление естественно для древнегреческой поэзии и, как правило, касается оно поэтического дара автора: «В едином слове скажу я великое» [9, с. 55]; «Также и сладостный дар Муз хорошо мне знаком...» [4, с. 217]. На это можно возразить, что лирический герой не равен автору. Однако при отсутствии мемуарных сведений и подробных жизнеописаний нам приходится реконструировать автора исходя из того, что он говорит о себе в художественном тексте. Поэтическое слово может считаться частью самопрезентации (в рамках обозначенной нами интерпретации этого термина).

Итак, как еще репрезентируют себя древнегреческие поэты посредством произведений? Они говорят о своем социальности статусе, достатке, сословной принадлежности. Архилох, сын знатного гражданина и рабыни, не имевший права на наследство и вынужденный искать лучшей доли вдали от родного полиса, откровенно сообщает в стихах, что кинул щит в кусты - бежал с поля боя. В.Н. Ярхо объясняет этот знаменитый фрагмент тем «что человеку, ищущему себе пристанища на чужой земле, важнее сохранить жизнь, чем щит» [11, с. 13]. Архилох осознанно демонстрирует свою маргинальность, оторванность от полиса и полисных ценностей. В этом смелость его автопортрета.

Другой древнегреческий поэт, Гиппонакт, также покинул свой полис. Но, если Архилох, скорее всего, кормился наемничеством и не испытывал крайней нужды [5], то Гиппонакт был нищим. В дошедших до нас фрагментах читаем: «Услышь поэта! Весь в дырах мой плащ, дрогну <...> И, полуголый, мерзну я зимой лютой» [6, с. 280]. Гиппокант не только не скрывал свое социальное положение, но и драматизировал его, эпатируя близкую по происхождению знать. Надо сказать, что такая самопрезентация позвала поэту занять свою нишу в истории античной лирики - его считают голосом беднейших слоев древнегреческого общества.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что самопрезентация в виде лирического автопортрета способствовала социокультурному признанию, утверждению и уточнению авторской индивидуальности.

Теперь обратимся к иному средству самопрезентации, имеющему ключевое значение, - к самой эмблеме авторства, выраженной в имени создателя произведения. Это имя может быть подлинным и искусственным. Во втором случае оно будет считаться аллонимам (от греч. alio «вариант»). Количество известных аллонимов из корпуса лучших произведений мировой словесности демонстрирует пластичность эмблемы авторства. Появление аллонимов не случайно - искажение достоверных сведений об авторе может выступать одним из средств достижения социокультурного признания.

История литературы предлагает нам различные плоды имятворчества: псевдоним - полностью вымышленное имя и фамилия; гетероним - имя, использованное автором для части своих произведений, выделенных по какому-то признаку); инкогнитоним (N., N.N, Некто и т. д.); астроним - обозначение автора в виде звездочек; мистификация (известный пример - «Поэмы Оссиана»). Можно также выделить полуалоним, аллоним-прозвище, аллоним-анаграмма и аллоним-геоним или топоним [10]. Кроме вышеуказанных, Р.Н. Чиж называет еще десяток подвидов. Для нашей темы аллонимы вызывают интерес своей способностью корректировать восприятие автора вплоть до радикального сокрытия биографически данного субъекта творческой деятельности под маской чужого имени.

Первые осознанные эксперименты с авторской эмблемой мы находим в древнегреческой культуре. Неслучайно слова «аллоним» и «псевдоним» этимологически отсылают нас к греческому. Аристофан был одним из первых авторов, использовавших псевдоним. Удивительно, но комедиограф, наделявший персонажей реальными и известными всем именами (Сократ, Еврипид, Клеон), подписал свои пьесы псевдонимами. Филонид, Каллистрат, имена которых использовались Аристофаном, были известными поэтами-комиками. Как мы можем предполагать, псевдоним в данном случае был продолжением комедийного духа, имел комическое значение, потому что «авторство Аристофана было известно зрителям, и сами Филонид и Каллистрат за авторов этих комедий себя не выдавали» [7, с. 352].

Еще один древнегреческий комедиограф, Эпихарм, использовал акростих для установления авторского знака. Как и в случае с Аристофаном, мы наблюдаем игровой характер авторской

самопрезентации. Рассмотрим эмблему авторства в сочинении «Анабасис», или «Поход вглубь страны». В этом историческом труде Ксенофонт частично изложил автобиографию, изобразив себя самым рассудительным греческим стратегом. Автобиографическая сторона «Анабасиса» столь комплементарна, что Ксенофонт посчитал нужным подписать сочинение другим именем. Если для поэта лирическое тщеславие - традиционная часть самопрезентации, то об авторе исторического сочинения такого сказать нельзя. В этом отношении маска Ксенофонта показательна. Хотя стоит отменить, что впоследствии он от нее отказался.

Таким образом, автор в социокультурном пространстве выступает не только как творец внутри художественной реальности, но и как инженер самопрезентации, направленной во внехудожественную, публичную сферу. Такие средства самопрезентации, как лирический автопортрет и аллоним призваны транслировать авторское послание о самом себе. Иногда это послание касается социальной принадлежности творца (Гиппонакт), иногда играет роль психологической, ценностной характеризации (Архилох). Игровая самопрезентация может свидетельствовать о приверженности автора комедийному жанру (Аристофан, Эпихарм). Выполняя художественные функции, самопрезентация касается общественного мнения об авторе. Применяя современную терминологию, скажем, что она формирует авторский имидж. То есть, кроме представления о нарратаре и лирическом герое, самопрезентация утверждает и уточняет наши представления об авторе-человеке, обозначая его место в культуре.

Список литературы

1. Аверинцев, С. С. Автор / С.С. Аверинцев // Аверинцев С. С. Собрание сочинений. София-Логос. Словарь. - Киев : Дух и Литера, 2006. - С. 24-29.

2. Аверинцев, С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (противостояние и встреча двух творческих принципов) / С. С. Аверинцев // Риторика и истоки европейской литературной традиции. - Москва : Школа «Языки русской культуры», 1996. - С. 13-75.

3. Аверинцев, С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации / С. С. Аверинцев // Риторика и истоки европейской литературной традиции. - Москва : Школа «Языки русской культуры», 1996. - С. 101-114.

4. Архилох. Воин и поэт / Архилох // Эллинские поэты VП-Ш вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / отв. ред. М. Л. Гаспаров. - Москва : Ладомир, 1999. -С. 217-219.

5. Гиленсон, Б. История античной литературы / Б. Гиленсон. - Москва : Флинта : Наука, 2001. - Т. 1. - 416 с.

6. Гиппонакт. Фрагменты / Гиппонакт // Эллинские поэты VII-Ш вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / отв. ред. М. Л. Гаспаров. - Москва : Ладомир, 1999. -С. 280-282.

7. Кулле, Р. Псевдоним / Р. Кулле // Литературная энциклопедия. В 11 т. Т. 9. -Москва : ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. «Сов. Энцикл», 1935. - С. 352-354.

8. Огурцов, А. П. Автор / А. П. Огурцов // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - Москва : Канон +, 2009. - С. 19-23.

9. Пиндар. Ксенофонту Коринфскому / Пиндар // Пиндар. Вакхилид Оды. Фрагменты. Серия: Литературные памятники. - Москва : Наука, 1980. - С. 51-55.

10. Чиж, Р. Н. Аллоним в контексте языковой картины мира (на материале немецкого языка) : специальность 10.02.19 : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Чиж Роман Николаевич ; Северо-Осетинский гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. - Нальчик, 2010. -20 с.

11. Ярхо, В. Н. Пять веков древнегреческой поэзии / В. Н. Ярхо // Эллинские поэты УП-Ш вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / отв. ред. М. Л. Гаспаров. - Москва : Ладомир, 1999. - С. 5-26.

SELF-PRESENTATION OF THE AUTHOR IN A CULTURAL AND HISTORICAL RETROSPECTIVE: ANCIENT GREECE

N.S. Egorov

Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod e-mail: jivaturik@yandex.ru

The article raises the question of the means of self-presentation available to the ancient Greek author. Definitions of the terms «author» and «self-presentation» are given. In the course of a retrospective analysis, the boundary between the representation of authority and the self-presentation of the author is outlined. An intermediate conclusion is made that in ancient cultures outside of Greco-Roman Antiquity, textual authorship does not control sociocultural recognition, but vice versa. Other conclusions are drawn on the basis of ancient Greek literature. Self-presentation is considered on the example of such ancient Greek authors as Pindar, Archilochus, Hipponact, Aristophanes, Epicharmus and Xenophon. The functionality of the lyrical self-portrait and an allonym as a means of self-presentation is revealed. It is proved that these means, performing artistic functions, control the public image of the author in the socio-cultural space.

Keywords: author, author's self-presentation, author's image, author's strategy, author's representation, ancient Greek author.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.