Научная статья на тему 'Самопреобразующая деятельность акмеологического развития педагога в современных условиях'

Самопреобразующая деятельность акмеологического развития педагога в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / САМОРАЗВИТИЕ / САМОРЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Елена Николаевна

В статье рассматриваются развитие личности педагога и его профессионализма, который строится на аутопсихологических процессах. Для эффективного развития аутопсихологической компетентности педагога необходим системный подход в разработке и применении акмеологических стратегий развития. Позитивное саморазвитие профессионализма строится на совершенствование когнитивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самопреобразующая деятельность акмеологического развития педагога в современных условиях»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

рисуночных тестов не стоит. Эти тесты дают основания для обоснованных предположений, но не для окончательных суждений. Заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунков с другими данными (например, с результатами наблюдений, данными клинической беседы или дополнительных тестов).

И, наконец, заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках. [1, с.8]

Интерпретации подлежат только рисунки, сделанные в ситуации психологического обследования с соблюдением стандартной процедуры. Рисунки, сделанные в других ситуациях, не должны оцениваться как тестовые.

В заключении можно сказать, что специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний». Основой всех проективных методик является возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека вызывать такие отклики на предъявляемый стимул, которые менее всего подвержены тенденции следовать социально приемлемым образцам поведения.

Список использованной литературы:

1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с: ил.

2. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - 3-е изд., перераб. и доп. - (Учебник для вузов) - СПб; Питер-Юг, 2008. - 352с.

© Кузьмина С.И. 2016

УДК 159.9

Макарова Елена Николаевна аспирант ФГБОУ-ВПО «Северо-Осетинского Государственного педагогического института»,

г. Владикавказ, РФ е-mail: mailto:vladmarlen@mail.ru

САМОПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье рассматриваются развитие личности педагога и его профессионализма, который строится на аутопсихологических процессах. Для эффективного развития аутопсихологической компетентности педагога необходим системный подход в разработке и применении акмеологических стратегий развития. Позитивное саморазвитие профессионализма строится на совершенствование когнитивной деятельности.

Ключевые слова

Акмеология, аутопсихологическая компетентность, личность педагога, саморазвитие, саморефлексия.

Продуктивный анализ профессиональной деятельности педагогов начального образования и личностного роста, как алгоритм формирования, показывает актуальность становления профессионализма педагога от само преобразующей деятельности к операционно-технической, от внешних материализованных действий к внутренним психологическим. Следовательно, что основную тенденцию акмеологического

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

развития современного педагога необходимо строить на самопознании и само рефлексии.

Позитивное саморазвитие профессионализма обусловленно совершенствованием когнитивной деятельности - приемами концентрации внимания, фильтрации информации, гибкости мышления, креативной деятельности; мотивационной деятельности посредством само осознания, самосовершенствования, анализа и синтеза построения деятельности, умения четко видеть поставленные цели и делегировать их по степени достижения. Основы рефлексии и само рефлексии с методами коррекции в ходе профессиональной деятельности и личностного роста, а так же на трансцендентальные педагогические технологии помогают личностному становлению педагога-профессионала. Само регуляция и саморазвитие личности строится на самосовершенствовании личности, то есть осознании выбранных целей; анализе возможностей как объективных, так и субъективных; осознанного выбора путей само совершенствования. Выходом данной деятельности служит удовлетворение личностных потребностей, путем достижения поставленных целей и получением положительного результата посредством своей деятельности. Данный личностный позитив, неразрывно переходит в окружающий аспект педагога, таким образом, по цепочке каждый предыдущий успех, ведет за собой последующий, что целиком и полностью положительно сказывается на всей жизнедеятельности педагога. Выявление педагогом слабых и сильных сторон своей личности, знание собственных особенностей характера, мышления, темперамента, позволяют совершенствовать аутопсихологическую компетентность и формировать в себе новые качества, умения, что, несомненно, приводит к грамотному построению стратегии акмеологического развития. Актуализация внутреннего аутопсихологического потенциала, способствует выработке индивидуального, креативного стиля работы педагога, эффективной стратегии построения карьерного роста.

Деловая целеустремленность строится на личностных потребностях - мотивации и жизненных целях сформированных в большей степени под влиянием социальных аспектов. Овладение педагогом методикой личностного роста позволяет ранжировать потребности и цели на долгосрочные и краткосрочные, формировать четкие задачи, находить рациональные пути их решения, при стабильной уверенности в достижении поставленной цели и правильности выбора методов ее достижения. Адекватное самовыявление сильных и слабых сторон личности, умения оперировать суждениями, составлять планирование и находить рациональные пути реализации, способствует формированию не только положительной самооценки и уверенности в себе, но и акмеологическому развитию личности педагога, росту индивидуальности и креативности. Успех профессионализма непосредственно связан с повышением аутосензитивности, а именно в снижении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности к психическим процессам личности самого педагога и его эмоционального состояния, жизненного ориентирования, ценностных восприятий окружающего мира и общества. Укрепление «силы личности», центрирование «Я» как усиление общего личностного потенциала, является координирующим аспектом саморазвития и обозначения дальнейшего личностного роста педагога [4, с.24].

Таким образом, акмеологическая стратегия развития пеадагога позволяет фокусировать аутопсихологическую компетентность в области педагога-профессионала, то есть выявить целостность индивидуальных и профессиональных качеств педагога, проследить высший уровень его развития аутопсихологической компетентности и факторов, влияющих на детерминанты, а также дающие толчок в развитии и стимуляции мотивации деятельности.

Список использованной литературы:

1. Акмеология / Под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2004.

2. Бородулина Е.М., Портнова А.Г., Каган Е.С. К вопросу об измерении уровня развития акмеологической компетентности личности педагога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012,№ 1, с.341-344.

3. Варламова Е.П., Степанов С.Ю Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. 1997. № 5.

4. Гусева А.С., Лешин В.В. Развитие аутопсихологических способностей человека: методы и технология. М., 2000.

© Макарова Е.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.