Научная статья на тему 'САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ'

САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
237
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / САМОПОВРЕЖДЕНИЕ / КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ / САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тирон Снежана Сергеевна, Яремчук Светлана Владимировна

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи самоповреждающего поведения и конфликтоустойчивости подростков. В исследуемой выборке обнаружены: средние значения конфликтоустойчивости; отрицательная корреляция между конфликтоустойчивостью и склонностью к самоповреждающему поведению; использование подростками соматических способов самоповреждающего поведения для снятия эмоционального напряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тирон Снежана Сергеевна, Яремчук Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-SUICIDAL SELF-HARM AND CONFLICT TOLERANCE BY ADOLESCENTS

The article presents the results of the study of the relationship between non-suicidal self-harm and conflict tolerance by adolescents. In the sample of the research, average values of conflict tolerance were found. The results show negative correlation between conflict tolerance and tendency to self-injurious behavior. Adolescents use somatic ways of self-harm to relieve emotional stress.

Текст научной работы на тему «САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ»

Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). С. 153-157. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2023. No. 1 (94). Pp. 153-157.

Научная статья УДК 159.97

САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ

1 2 Снежана Сергеевна Тирон , Светлана Владимировна Яремчук

1 2

' Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия

1 [email protected]

2

[email protected]

Аннотация. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи самоповреждающего поведения и конфликтоустойчивости подростков. В исследуемой выборке обнаружены: средние значения конфликтоустойчивости; отрицательная корреляция между конфликтоустойчивостью и склонностью к самоповреждающему поведению; использование подростками соматических способов самоповреждающего поведения для снятия эмоционального напряжения.

Ключевые слова: подростки, самоповреждение, конфликтоустойчивость, самоповреждающее поведение, подростковый возраст, конфликтная ситуация

Для цитирования: Тирон С. С., Яремчук С. В. Самоповреждающее поведение и конфликтоустойчивость подростков // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). C. 153-157.

Original article

NON-SUICIDAL SELF-HARM AND CONFLICT TOLERANCE BY ADOLESCENTS

12 Snezhana S. Tiron , Svetlana V. Yaremtchuk

1 2

' Amur State University of Humanities and Pedagogy, Komsomolsk-on-Amur, Russia

1 [email protected]

2

[email protected]

Abstract. The article presents the results of the study of the relationship between non-suicidal self-harm and conflict tolerance by adolescents. In the sample of the research, average values of conflict tolerance were found. The results show negative correlation between conflict tolerance and tendency to self-injurious behavior. Adolescents use somatic ways of self-harm to relieve emotional stress.

Keywords: adolescents, non-suicidal self-injury, self-harming behavior, conflict tolerance, conflict situation

For citation: Tiron S. S., Yaremtchuk S. V. Non-suicidal self-harm and conflict tolerance by adolescents. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 1 (94), pp. 153-157. (In Russ.).

В настоящее время ширится практика самоповреждающего поведения (СП) среди молодежи, что является особенно актуальным в подростковом возрасте, когда гормональная перестройка приводит к эмоциональной нестабильности, а средства саморегуляции еще не сформированы в достаточной степени.

© Тирон С. С., Яремчук С. В., 2023

Феномен самоповреждающего поведения в современной психологической литературе часто выступает предметом исследования. Н. А. Польская в своих работах изучала различные аспекты самоповреждающего поведения, например частоту СП в разных станах (в том числе в России), феноменологию и функции самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии [1]. Е. Н. Чуева дает характеристику самоповреждающего поведения, его классификацию, описывает причины и механизмы возникновения [2]. В работах Н. А. Польской [1, 3] и Е. Н. Чуевой [2] описаны также его эндогенные и экзогенные факторы. В качестве факторов самоповреждающего поведения выделяют социальное неблагополучие, идентификацию, буллинг, эмоциональный интеллект, я-концепцию, тревожность и т. д.

Вместе с тем для подросткового возраста характерны наиболее острые реакции в ситуациях высокой конфликтности, что может заканчиваться самоповрежающим или даже суицидальным поведением. Однако конфликтоустойчивость как фактор самоповреждающего поведения подростков рассматривается достаточно редко. А. Я. Анцупов и И. Я. Шипи-лов [4] говорят об актуальности изучения конфликтоустойчивости в связи с повышением конфликтности в разных сферах деятельности человека, выделяют структуру конфликто-устойчивости и факторы, влияющие на ее формирование.

В связи с актуальностью проблем самоповреждающего поведения и низкой конфликто-устойчивости среди подростков нами проведено исследование, цель которого - выявление взаимосвязи между самоповреждающим поведением и конфликтоустойчивостью подростков.

В исследовании приняли участие учащиеся 9-х классов гимназии № 1 им. Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в количестве тридцати шести человек в возрасте 15-16 лет (18 мальчиков и 16 девочек).

Для изучения конфликтоустойчивости у подростков была использована методика определения уровня конфликтоустойчивости (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) [5]. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) использовалась для изучения готовности школьников к самоповреждению, насилию и агрессивному поведению [5]. Для выявления стратегий и способов самоповреждающего поведения применили «Шкалу причин самоповреждающего поведения» (Н. А. Польская) [1]. Методы обработки данных предполагали использование математико-статистического анализа с использованием статистического пакета программы STATISTIСA 7.0.

Методика определения уровня конфликтоустойчивости показала, что большинство респондентов (61,1 %) имеют средний уровень конфликтоустойчивости, 25,0 % имеют низкий уровень конфликтоустойчивости, 13,9 % - высокий уровень.

Оценка склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению подростков показала, что у подавляющего числа испытуемых (91,7 %) отсутствует готовность к реализации саморазрушающего поведения. При этом 8,3 % испытуемых демонстрируют низкую ценность собственной жизни и выраженную потребность в острых ощущениях, которые могут стать основой самоповреждающего поведения.

Оценка склонности к агрессии по отношению к другим людям показала, что 77,8 % респондентов имеют невыраженные агрессивные тенденции, у 13,9 % обнаруживаются выраженные агрессивные тенденции, и 5,6 % имеют агрессивную направленность во взаимоотношениях с людьми.

Анализ действий самоповреждающего характера проводился по методике «Шкала причин самоповреждающего поведения» Н. А. Польской. Согласно исследованию, самоповреждающее поведение у респондентов используется чаще всего для восстановления контроля над эмоциями и избавления от напряжения, в то время как воздействие на других и поиск нового опыта обнаруживаются гораздо реже. Таким образом, у испытуемых чаще отмечается самоповреждение для самоконтроля, а не для межличностного контроля.

Способы осуществления самоповреждения Н. А. Польская делит на две группы - инструментальное самоповреждение и соматическое. Инструментальное самоповреждение осуществляется с использованием каких-либо инструментов (режущих или колющих, огня, твердых поверхностей для ударов). Соматическое самоповреждение осуществляется без использования внешних объектов: подростки могут выдергивать волосы, расчесывать кожу, обкусывать ногти и т. д. Согласно результатам исследования, у подростков наиболее часто используемым способом самоповреждения является соматический. Инструментальный способ самоповреждения отмечается значительно реже. В таблице 1 представлены данные о частоте использования испытуемыми конкретных способов самоповреждения.

Таблица 1

Частота использования испытуемыми инструментальных и соматических способов самоповреждения, %

Действия, связанные с самоповреждением Никогда Один раз Иногда Часто

Соматические способы

Обкусывание губ 33,3 5,6 16,7 44,4

Обкусывание ногтей 50,0 5,6 16,7 27,8

Прикусывание щек или языка 41,7 5,6 25,0 22,2

Расчесывание кожи 50,0 16,7 11,1 19,4

Сковыривание болячек 55,6 8,3 25,0 11,1

Выдергивание волос 75,0 11,1 11,1 2,8

Удары кулаком по своему телу 69,4 16,7 11,1 0,0

Инструментальные способы

Порезы режущими предметами 75,0 11,1 11,1 2,8

Удары частями тела по твердым поверхностям 75,0 2,8 19,4 2,8

Уколы острыми предметами 86,1 5,6 11,1 2,8

Самоожоги 94,4 8,3 8,3 2,8

Согласно результатам, самым используемым способом самоповреждения у подростков является обкусывание губ (44,4 % ответов «часто»); самоожоги - наименее используемый способ (94,4 % ответов «никогда»). Как распространенный способ самоповреждения можно выделить также обкусывание ногтей (27,8 % опрошенных используют его часто и 16,7 % иногда). Способы самоповреждения, для которых требуются какие-либо объекты (инструментальные), в целом не выбираются подростками.

Подростки используют такие способы соматического самоповреждения, как обкусывание губ и ногтей, прикусывание языка или щек и аналогичные действия для восстановления самоконтроля, то есть избавления от напряжения и возвращения контроля над эмоциями.

Для того чтобы установить взаимосвязь между самоповреждающим поведением и конф-ликтоустойчивостью, нами применен критерий Спирмена. Согласно данным таблицы 2, существует значимая отрицательная взаимосвязь между склонностью к агрессии и насилию и конфликтоустойчивостью подростков (р = -0,423, значимо для р < 0,05). Это указывает на то, что чем ниже уровень конфликтоустойчивости, тем выше склонность подростков к агрессии и насилию, иными словами, повышается готовность к реализации испытуемым агрессивных тенденций в поведении.

Существует отрицательная взаимосвязь между соматическим способом самоповреждающего поведения и конфликтоустойчивостью (р = -0,332, значимо для р < 0,05). Это указывает на то, что чем ниже уровень конфликтоустойчивости, тем выше склонность к соматическим способам самоповреждающего поведения у подростков - к таким действиям, как обкусывание губ и ногтей, прикусывание языка или щек и т. д.

Таблица 2

Взаимосвязь способов и причин самоповреждающего поведения, склонности к агрессии и насилию и конфликтоустойчивости у подростков

Переменные, коррелируемые с конфликтоустойчивостью Критерий Спирмена

Склонность к самоповреждающему поведению -0,188

Склонность к агрессии и насилию -0,424*

Использование инструментальных самоповреждающих действий -0,173

Использование соматических самоповреждающих действий -0,332*

Стратегия восстановления контроля над эмоциями 0,164

Стратегия избавления от напряжения -0,139

Стратегия воздействия на других 0,174

Стратегия поиска нового опыта 0,218

* Корреляция значима для р < 0,05.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Подростки в большинстве своем не готовы к реализации действий самоповреждающего и саморазрушающего поведения, а также не имеют склонности к насилию и агрессии, однако используют соматические способы самоповреждающего поведения для контроля над эмоциональным состоянием и избавления от напряжения.

2. Для подростков характерен средний уровень конфликтоустойчивости.

3. При снижении уровня конфликтоустойчивости повышается риск проявлений самоповреждающего поведения: при низкой конфликтоустойчивости подростков наблюдается в большей степени несуицидальное сапоповреждающее поведение, которое можно расценить как попытку справиться с дистрессом с помощью соматических способов, когда появляются трудные ситуации социального взаимодействия, проблемы в отношениях с другими людьми.

Список источников

1. Польская Н. А. Структура и функции самоповреждающего поведения // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 45-56.

2. Чуева Е. Н. Самоповреждающее поведение детей и подростков // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2017. № 1 (29). С. 71-77.

3. Польская Н. А. Феноменология и функции самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2017. 404 с.

4. Анцупов А. Я., Шипилов. А. И. Словарь конфликтолога. СПб., 2006. 527 с.

5. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.

References

1. Polskaya N. A. Struktura i funktsii samopovrezhdayushchego povedeniya [Structure and functions of self-injurious behavior]. Psikhologicheskiy zhurnal, 2014, vol. 35, no. 2, pp. 45-56. (In Russ.).

2. Chueva E. N. Samopovrezhdayushchee povedenie detey i podrostkov [Self-damaging behaviour of children and teenagers]. VestnikKRAUNTs. Gumanitarnye nauki, 2017, no. 1 (29), pp. 71-77. (In Russ.).

3. Polskaya N. A. Fenomenologiya i funktsii samopovrezhdayushchego povedeniya pri normativnom i narushennom psikhicheskom razvitii [Phenomenology and functions of self-harming behavior in normative and impaired mental development]. Doctor's degree dissertation. Saint Petersburg, 2017, 404 p. (In Russ.).

4. Antsupov A. Ya., Shipilov. A. I. Slovar' konfliktologa [Conflictologist's Dictionary]. Saint Petersburg, 2006, 527 p. (In Russ.).

5. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnosis of the development of personality and small groups]. Moscow, 2002, 490 p. (In Russ.).

Информация об авторах

С. С. Тирон - студентка направления «Психолого-педагогическое образование», Институт педагогики и психологии, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет;

С. В. Яремчук - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет.

Information about the authors

S. S. Tiron - Student of direction «Psychological and pedagogical education», Institute of Pedagogy and Psychology, Amur State University of Humanities and Pedagogy;

S. V. Yaremtchuk - Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor at the Department of Education Psychology, Amur State University of Humanities and Pedagogy.

Статья поступила в редакцию 14.02.2023; одобрена после рецензирования 27.02.2023; принята к публикации 02.03.2023.

The article was submitted 14.02.2023; approved after reviewing 27.02.2023; accepted for publication 02.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.